Развитие интереса к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
|
Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 6
1.1 Содержание и сущность понятия «здоровый образ жизни 6
1.2 Содержание и сущность понятий: «интерес», «интерес к здоровому
образу жизни» у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья 14
Вывод по 1 главе 23
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 25
2.1 Диагностика уровня развития интереса к здоровому образу жизни у
детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья 25
2.2 Разработка и реализация программы, направленной на развитие интереса
к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья 38
Выводы по 2 главе 55
Заключение 56
Список использованных источников 59
Приложения
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 6
1.1 Содержание и сущность понятия «здоровый образ жизни 6
1.2 Содержание и сущность понятий: «интерес», «интерес к здоровому
образу жизни» у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья 14
Вывод по 1 главе 23
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 25
2.1 Диагностика уровня развития интереса к здоровому образу жизни у
детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья 25
2.2 Разработка и реализация программы, направленной на развитие интереса
к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья 38
Выводы по 2 главе 55
Заключение 56
Список использованных источников 59
Приложения
Актуально выбранной темы определена тем, что одна из главных задач нашего федерального государственного образовательного стандарта дошкольных учреждений есть сохранение и оздоровление, улучшение психического, и физического здоровья детей детского сада, а также формирование всеобщей культуры здоровья, в частности привитие ценностей и интереса к здоровому образу жизни, развитие физических, нравственных, этических, социальных, интеллектуальных качеств ребёнка и развитие инициативности, самостоятельности и ответственности за свои действия, свое здоровье.
В наше современное общество, число детей с ограниченными возможностями здоровья растёт с каждым днём, и тому виной разные причины и факторы. Поэтому развитие интереса, привитие детей к здоровому образу жизни это очень важная, и значимая задача дошкольных образовательных учреждений. Ведь здоровый образ жизни поможет им преодолеть разные трудности, улучшит, укрепит их здоровье, физическое и эмоциональное состояние, и включит этих детей в общий образовательный процесс и среду. Дети с особыми потребностями здоровья - общая проблема современного общества, и данную проблему надо решать общими усилиями, средствами, а не только медицинским аспектом.
Детство, особенно детские годы в детском саду, это такой отрезок времени, где у ребёнка происходит становление личности, развиваются и укрепляются все функции всего организма, появляются первые друзья, опыт, знания о здоровье, что значит быть здоровым.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья очень важно чтобы были развиты навыки здорового образа жизни, интерес к своему здоровью, заботы о нём. Это будет содействовать в адаптации детей, а также сохранению и улучшению здоровья, решению социальных вопросов, и даст им возможность самореализоваться.
В данный момент, вопрос о развитии здорового образа жизни и привитие интереса к нему показаны в работах разных ученых, научных деятелей по разным областям, это и медицине, физиологии, экологии, педагогике, таких авторов как: Ю.П. Лисицын, Б.Н. Чумаков, А.Ф. Аменд, З.И. Тюмасева, Г.К. Зайцев, Ю.Ф. Змановский, О.В. Морозова и др.
Значимое, важное значение в организации наилучших условий для формирований представлений о здоровом образе жизни, и привитие интереса к нему играет система дошкольного образования, потому что забота об сохранении и улучшении здоровья, развития интереса к здоровому образу жизни проблема не только медицинская, но и педагогическая, так считали ряд авторов таких как: Т.В. Поштарёва, О.В. Морозова, З.И. Тюмасева и др.
Очень важно и значимо развить интерес к здоровому образу жизни у всех детей детского сада, а в большей степени детей с различными особенности развития. Семья, семейные ценности играют немаловажную роль для ребёнка в ориентации на здоровый образ жизни, так как личный пример родителей, показ своему ребёнку, заинтересовать своим здоровьем и ведением здоровым образом жизни, позволит ребёнку привить интерес, желание на сохранение и укрепление своего здоровья, и вести здоровый образ жизни. В дошкольном возрасте формируются культурно -гигиенические навыки, физическое, психическое здоровье детей, в связи с этим необходимо воспитывать те качества в ребёнке, которые позволят ему сформировать представление о здоровье, о здоровом образе жизни, о том, как его правильно вести, что для этого нужно делать как о важном и значимым для него самого и для его здоровья.
Объект исследования - процесс развития интереса к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет исследования - условия развития интереса к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Цель исследования - выявление и теоретическое обоснование условий развития интереса к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать содержание и сущность понятий здоровый образ жизни, интерес, интерес к здоровому образу жизни.
2. Выявить имеющийся уровень развития интереса к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
3. Разработать и реализовать программу, направленную на развитие интереса к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
4. Выявить эффективность разработанной программы по развитию интереса к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Гипотеза: мы предполагаем, что развитию интереса к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья будут способствовать: знания о здоровом образе жизни, удовольствие от ведения здорового образа жизни, двигательная активность, сбалансированное питание, и отказ от вредных привычек.
Методы исследования: Теоретические: изучение и анализ литературы по проблеме исследования; Эмпирические: Анкета «Беседа» В.Г. Кудрявцев; наблюдение по плану Е.А. Терпугова; Игра «Закончи предложения картина моего здоровья»; рисуночный тест Л.Г. Касьянова «Здоровье».
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
База исследования: МКДОУ Новобирилюсский детский сад «Колокольчик»
В наше современное общество, число детей с ограниченными возможностями здоровья растёт с каждым днём, и тому виной разные причины и факторы. Поэтому развитие интереса, привитие детей к здоровому образу жизни это очень важная, и значимая задача дошкольных образовательных учреждений. Ведь здоровый образ жизни поможет им преодолеть разные трудности, улучшит, укрепит их здоровье, физическое и эмоциональное состояние, и включит этих детей в общий образовательный процесс и среду. Дети с особыми потребностями здоровья - общая проблема современного общества, и данную проблему надо решать общими усилиями, средствами, а не только медицинским аспектом.
Детство, особенно детские годы в детском саду, это такой отрезок времени, где у ребёнка происходит становление личности, развиваются и укрепляются все функции всего организма, появляются первые друзья, опыт, знания о здоровье, что значит быть здоровым.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья очень важно чтобы были развиты навыки здорового образа жизни, интерес к своему здоровью, заботы о нём. Это будет содействовать в адаптации детей, а также сохранению и улучшению здоровья, решению социальных вопросов, и даст им возможность самореализоваться.
В данный момент, вопрос о развитии здорового образа жизни и привитие интереса к нему показаны в работах разных ученых, научных деятелей по разным областям, это и медицине, физиологии, экологии, педагогике, таких авторов как: Ю.П. Лисицын, Б.Н. Чумаков, А.Ф. Аменд, З.И. Тюмасева, Г.К. Зайцев, Ю.Ф. Змановский, О.В. Морозова и др.
Значимое, важное значение в организации наилучших условий для формирований представлений о здоровом образе жизни, и привитие интереса к нему играет система дошкольного образования, потому что забота об сохранении и улучшении здоровья, развития интереса к здоровому образу жизни проблема не только медицинская, но и педагогическая, так считали ряд авторов таких как: Т.В. Поштарёва, О.В. Морозова, З.И. Тюмасева и др.
Очень важно и значимо развить интерес к здоровому образу жизни у всех детей детского сада, а в большей степени детей с различными особенности развития. Семья, семейные ценности играют немаловажную роль для ребёнка в ориентации на здоровый образ жизни, так как личный пример родителей, показ своему ребёнку, заинтересовать своим здоровьем и ведением здоровым образом жизни, позволит ребёнку привить интерес, желание на сохранение и укрепление своего здоровья, и вести здоровый образ жизни. В дошкольном возрасте формируются культурно -гигиенические навыки, физическое, психическое здоровье детей, в связи с этим необходимо воспитывать те качества в ребёнке, которые позволят ему сформировать представление о здоровье, о здоровом образе жизни, о том, как его правильно вести, что для этого нужно делать как о важном и значимым для него самого и для его здоровья.
Объект исследования - процесс развития интереса к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет исследования - условия развития интереса к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Цель исследования - выявление и теоретическое обоснование условий развития интереса к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать содержание и сущность понятий здоровый образ жизни, интерес, интерес к здоровому образу жизни.
2. Выявить имеющийся уровень развития интереса к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
3. Разработать и реализовать программу, направленную на развитие интереса к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
4. Выявить эффективность разработанной программы по развитию интереса к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Гипотеза: мы предполагаем, что развитию интереса к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья будут способствовать: знания о здоровом образе жизни, удовольствие от ведения здорового образа жизни, двигательная активность, сбалансированное питание, и отказ от вредных привычек.
Методы исследования: Теоретические: изучение и анализ литературы по проблеме исследования; Эмпирические: Анкета «Беседа» В.Г. Кудрявцев; наблюдение по плану Е.А. Терпугова; Игра «Закончи предложения картина моего здоровья»; рисуночный тест Л.Г. Касьянова «Здоровье».
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
База исследования: МКДОУ Новобирилюсский детский сад «Колокольчик»
Проблема развития интереса к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья очень важна в современном обществе, инклюзивном образовании, для адаптации и реабилитации таких детей. Эту проблему решают и педагоги, и родители, и соответствующие социальные службы и государство в целом.
В настоящее время развитие интереса к здоровому образу жизни является одним из актуальных направлений для родителей и педагогов детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Так как только тесное взаимодействие родителей и педагогов, их понимание данной проблемы может привезти к положительным результатам и оказывает непосредственное влияние на развитие интереса к здоровому образу жизни у детей данной категории. Поэтому целью нашего исследования стало выявление и теоретическое обоснование условий развития интереса к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
В ходе работы над проблемой исследования была изучена психолого-педагогическая и методическая литература таких авторов как: Н.Г. Морозовой; Н.М. Амосовой; Э.Н. Вайнера; Г.И. Щукиной; К.А. Оглоблина; В.А. Сухомлинский; М.В. Воробьёва и других. В нашей работе мы основывались на понятиях и определениях такие учёных как Попов С.В. и Щукина Г.И. и сформулировали итоговое понятие. Поэтому, интерес к здоровому образу жизни на наш взгляд - это необходимость человека заниматься полезной для своего здоровья деятельностью, связанной с отказом от вредных привычек, хорошо подобранной двигательной активностью, сбалансированного правильного питания, закаливания, личной гигиены, владениям знаний в данном направлении и получение положительных эмоций и удовольствий от ведения здорового образа жизни.
Были изучены определения и понятия: «здоровый образ жизни», «интерес», «интерес к здоровому образу жизни», значительный теоретический материал, на основе анализа которого был сделан вывод, о том, что наше исследование соответствует характеристике темы исследования.
Нами были использованы такие методики по здоровому образу жизни как:
-Когнитивный компонент проверяли «Беседой» В. Г. Кудрявцев, (приложение А);
-Мотивационно потребностный компонент проверяли методикой Е.А. Терпугова игра «Закончи предложения, картина моего здоровья», (приложение Б);
-Деятельностный компонент проверяли методикой Е.А. Терпугова «Осуществление наблюдения», (приложение В);
-Эмоционально-волевой компонент проверяли рисуночным тестом «Здоровье» Л.Г. Касьянова, (приложение Г).
Компоненты и критерии здорового образа жизни:
Когнитивный - знание правил гигиены и пользования средствами личной гигиены; знание правильного режима питания; вредных привычек, распорядка дня, закаливания; знание пользы ведения здорового образа жизни.
Мотивационно-потребностный - восприятие, знания ценности и важности здоровья, ведения здорового образа жизни.
Деятельностный - включение в разную практическую деятельность, направленную на заботу о своём здоровье, старании быть здоровым.
Эмоционально-волевой - отношение к своему здоровью, здоровому образу жизни в эмоциональной сфере, умение получать удовольствие от своего здоровья и заботы о нём.
В соответствии с данными компонентами здорового образа жизни нами была разработана, теоретически обоснована и реализована программа по развитию интереса к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья на базе МКДОУ Новобирилюсский детский сад «Колокольчик», в исследовании приняли участие 12 респондентов.
После реализации программы, направленной на развитие интереса к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, была проведена повторная (контрольная) диагностика, результаты которой показали положительную динамику, на основании которой можно сделать вывод о её эффективности.
Данное исследование подтвердило гипотезу выпускной квалификационной работы о том, что развитию интереса к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья будут способствовать: знания о здоровом образе жизни, удовольствие от ведения здорового образа жизни, двигательная активность, сбалансирование питание, и отказ от вредных привычек.
В настоящее время развитие интереса к здоровому образу жизни является одним из актуальных направлений для родителей и педагогов детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Так как только тесное взаимодействие родителей и педагогов, их понимание данной проблемы может привезти к положительным результатам и оказывает непосредственное влияние на развитие интереса к здоровому образу жизни у детей данной категории. Поэтому целью нашего исследования стало выявление и теоретическое обоснование условий развития интереса к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
В ходе работы над проблемой исследования была изучена психолого-педагогическая и методическая литература таких авторов как: Н.Г. Морозовой; Н.М. Амосовой; Э.Н. Вайнера; Г.И. Щукиной; К.А. Оглоблина; В.А. Сухомлинский; М.В. Воробьёва и других. В нашей работе мы основывались на понятиях и определениях такие учёных как Попов С.В. и Щукина Г.И. и сформулировали итоговое понятие. Поэтому, интерес к здоровому образу жизни на наш взгляд - это необходимость человека заниматься полезной для своего здоровья деятельностью, связанной с отказом от вредных привычек, хорошо подобранной двигательной активностью, сбалансированного правильного питания, закаливания, личной гигиены, владениям знаний в данном направлении и получение положительных эмоций и удовольствий от ведения здорового образа жизни.
Были изучены определения и понятия: «здоровый образ жизни», «интерес», «интерес к здоровому образу жизни», значительный теоретический материал, на основе анализа которого был сделан вывод, о том, что наше исследование соответствует характеристике темы исследования.
Нами были использованы такие методики по здоровому образу жизни как:
-Когнитивный компонент проверяли «Беседой» В. Г. Кудрявцев, (приложение А);
-Мотивационно потребностный компонент проверяли методикой Е.А. Терпугова игра «Закончи предложения, картина моего здоровья», (приложение Б);
-Деятельностный компонент проверяли методикой Е.А. Терпугова «Осуществление наблюдения», (приложение В);
-Эмоционально-волевой компонент проверяли рисуночным тестом «Здоровье» Л.Г. Касьянова, (приложение Г).
Компоненты и критерии здорового образа жизни:
Когнитивный - знание правил гигиены и пользования средствами личной гигиены; знание правильного режима питания; вредных привычек, распорядка дня, закаливания; знание пользы ведения здорового образа жизни.
Мотивационно-потребностный - восприятие, знания ценности и важности здоровья, ведения здорового образа жизни.
Деятельностный - включение в разную практическую деятельность, направленную на заботу о своём здоровье, старании быть здоровым.
Эмоционально-волевой - отношение к своему здоровью, здоровому образу жизни в эмоциональной сфере, умение получать удовольствие от своего здоровья и заботы о нём.
В соответствии с данными компонентами здорового образа жизни нами была разработана, теоретически обоснована и реализована программа по развитию интереса к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья на базе МКДОУ Новобирилюсский детский сад «Колокольчик», в исследовании приняли участие 12 респондентов.
После реализации программы, направленной на развитие интереса к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, была проведена повторная (контрольная) диагностика, результаты которой показали положительную динамику, на основании которой можно сделать вывод о её эффективности.
Данное исследование подтвердило гипотезу выпускной квалификационной работы о том, что развитию интереса к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья будут способствовать: знания о здоровом образе жизни, удовольствие от ведения здорового образа жизни, двигательная активность, сбалансирование питание, и отказ от вредных привычек.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3950 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2018 - Сравнительное изучение особенностей социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста с заиканием в условиях разных образовательных маршрутов
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4935 р. Год сдачи: 2021 - РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОО
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в художественно-игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Логопедическая работа по обучению рассказыванию по картинкам детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР)(Логопедическая работа с детьми с задержкой психического развития и умственной отсталостью, Казанский Инновационный Университет)
Курсовые работы, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2024 - ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2021



