Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 6
1.1 Содержание и сущность понятия «здоровый образ жизни 6
1.2 Содержание и сущность понятий: «интерес», «интерес к здоровому
образу жизни» у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья 14
Вывод по 1 главе 23
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 25
2.1 Диагностика уровня развития интереса к здоровому образу жизни у
детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья 25
2.2 Разработка и реализация программы, направленной на развитие интереса
к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья 38
Выводы по 2 главе 55
Заключение 56
Список использованных источников 59
Приложения
Актуально выбранной темы определена тем, что одна из главных задач нашего федерального государственного образовательного стандарта дошкольных учреждений есть сохранение и оздоровление, улучшение психического, и физического здоровья детей детского сада, а также формирование всеобщей культуры здоровья, в частности привитие ценностей и интереса к здоровому образу жизни, развитие физических, нравственных, этических, социальных, интеллектуальных качеств ребёнка и развитие инициативности, самостоятельности и ответственности за свои действия, свое здоровье.
В наше современное общество, число детей с ограниченными возможностями здоровья растёт с каждым днём, и тому виной разные причины и факторы. Поэтому развитие интереса, привитие детей к здоровому образу жизни это очень важная, и значимая задача дошкольных образовательных учреждений. Ведь здоровый образ жизни поможет им преодолеть разные трудности, улучшит, укрепит их здоровье, физическое и эмоциональное состояние, и включит этих детей в общий образовательный процесс и среду. Дети с особыми потребностями здоровья - общая проблема современного общества, и данную проблему надо решать общими усилиями, средствами, а не только медицинским аспектом.
Детство, особенно детские годы в детском саду, это такой отрезок времени, где у ребёнка происходит становление личности, развиваются и укрепляются все функции всего организма, появляются первые друзья, опыт, знания о здоровье, что значит быть здоровым.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья очень важно чтобы были развиты навыки здорового образа жизни, интерес к своему здоровью, заботы о нём. Это будет содействовать в адаптации детей, а также сохранению и улучшению здоровья, решению социальных вопросов, и даст им возможность самореализоваться.
В данный момент, вопрос о развитии здорового образа жизни и привитие интереса к нему показаны в работах разных ученых, научных деятелей по разным областям, это и медицине, физиологии, экологии, педагогике, таких авторов как: Ю.П. Лисицын, Б.Н. Чумаков, А.Ф. Аменд, З.И. Тюмасева, Г.К. Зайцев, Ю.Ф. Змановский, О.В. Морозова и др.
Значимое, важное значение в организации наилучших условий для формирований представлений о здоровом образе жизни, и привитие интереса к нему играет система дошкольного образования, потому что забота об сохранении и улучшении здоровья, развития интереса к здоровому образу жизни проблема не только медицинская, но и педагогическая, так считали ряд авторов таких как: Т.В. Поштарёва, О.В. Морозова, З.И. Тюмасева и др.
Очень важно и значимо развить интерес к здоровому образу жизни у всех детей детского сада, а в большей степени детей с различными особенности развития. Семья, семейные ценности играют немаловажную роль для ребёнка в ориентации на здоровый образ жизни, так как личный пример родителей, показ своему ребёнку, заинтересовать своим здоровьем и ведением здоровым образом жизни, позволит ребёнку привить интерес, желание на сохранение и укрепление своего здоровья, и вести здоровый образ жизни. В дошкольном возрасте формируются культурно -гигиенические навыки, физическое, психическое здоровье детей, в связи с этим необходимо воспитывать те качества в ребёнке, которые позволят ему сформировать представление о здоровье, о здоровом образе жизни, о том, как его правильно вести, что для этого нужно делать как о важном и значимым для него самого и для его здоровья.
Объект исследования - процесс развития интереса к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет исследования - условия развития интереса к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Цель исследования - выявление и теоретическое обоснование условий развития интереса к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать содержание и сущность понятий здоровый образ жизни, интерес, интерес к здоровому образу жизни.
2. Выявить имеющийся уровень развития интереса к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
3. Разработать и реализовать программу, направленную на развитие интереса к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
4. Выявить эффективность разработанной программы по развитию интереса к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Гипотеза: мы предполагаем, что развитию интереса к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья будут способствовать: знания о здоровом образе жизни, удовольствие от ведения здорового образа жизни, двигательная активность, сбалансированное питание, и отказ от вредных привычек.
Методы исследования: Теоретические: изучение и анализ литературы по проблеме исследования; Эмпирические: Анкета «Беседа» В.Г. Кудрявцев; наблюдение по плану Е.А. Терпугова; Игра «Закончи предложения картина моего здоровья»; рисуночный тест Л.Г. Касьянова «Здоровье».
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
База исследования: МКДОУ Новобирилюсский детский сад «Колокольчик»
Проблема развития интереса к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья очень важна в современном обществе, инклюзивном образовании, для адаптации и реабилитации таких детей. Эту проблему решают и педагоги, и родители, и соответствующие социальные службы и государство в целом.
В настоящее время развитие интереса к здоровому образу жизни является одним из актуальных направлений для родителей и педагогов детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Так как только тесное взаимодействие родителей и педагогов, их понимание данной проблемы может привезти к положительным результатам и оказывает непосредственное влияние на развитие интереса к здоровому образу жизни у детей данной категории. Поэтому целью нашего исследования стало выявление и теоретическое обоснование условий развития интереса к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
В ходе работы над проблемой исследования была изучена психолого-педагогическая и методическая литература таких авторов как: Н.Г. Морозовой; Н.М. Амосовой; Э.Н. Вайнера; Г.И. Щукиной; К.А. Оглоблина; В.А. Сухомлинский; М.В. Воробьёва и других. В нашей работе мы основывались на понятиях и определениях такие учёных как Попов С.В. и Щукина Г.И. и сформулировали итоговое понятие. Поэтому, интерес к здоровому образу жизни на наш взгляд - это необходимость человека заниматься полезной для своего здоровья деятельностью, связанной с отказом от вредных привычек, хорошо подобранной двигательной активностью, сбалансированного правильного питания, закаливания, личной гигиены, владениям знаний в данном направлении и получение положительных эмоций и удовольствий от ведения здорового образа жизни.
Были изучены определения и понятия: «здоровый образ жизни», «интерес», «интерес к здоровому образу жизни», значительный теоретический материал, на основе анализа которого был сделан вывод, о том, что наше исследование соответствует характеристике темы исследования.
Нами были использованы такие методики по здоровому образу жизни как:
-Когнитивный компонент проверяли «Беседой» В. Г. Кудрявцев, (приложение А);
-Мотивационно потребностный компонент проверяли методикой Е.А. Терпугова игра «Закончи предложения, картина моего здоровья», (приложение Б);
-Деятельностный компонент проверяли методикой Е.А. Терпугова «Осуществление наблюдения», (приложение В);
-Эмоционально-волевой компонент проверяли рисуночным тестом «Здоровье» Л.Г. Касьянова, (приложение Г).
Компоненты и критерии здорового образа жизни:
Когнитивный - знание правил гигиены и пользования средствами личной гигиены; знание правильного режима питания; вредных привычек, распорядка дня, закаливания; знание пользы ведения здорового образа жизни.
Мотивационно-потребностный - восприятие, знания ценности и важности здоровья, ведения здорового образа жизни.
Деятельностный - включение в разную практическую деятельность, направленную на заботу о своём здоровье, старании быть здоровым.
Эмоционально-волевой - отношение к своему здоровью, здоровому образу жизни в эмоциональной сфере, умение получать удовольствие от своего здоровья и заботы о нём.
В соответствии с данными компонентами здорового образа жизни нами была разработана, теоретически обоснована и реализована программа по развитию интереса к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья на базе МКДОУ Новобирилюсский детский сад «Колокольчик», в исследовании приняли участие 12 респондентов.
После реализации программы, направленной на развитие интереса к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, была проведена повторная (контрольная) диагностика, результаты которой показали положительную динамику, на основании которой можно сделать вывод о её эффективности.
Данное исследование подтвердило гипотезу выпускной квалификационной работы о том, что развитию интереса к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья будут способствовать: знания о здоровом образе жизни, удовольствие от ведения здорового образа жизни, двигательная активность, сбалансирование питание, и отказ от вредных привычек.
1. Белов В.И. Энциклопедия здоровья. Молодость до 100 лет. М. Химия 2019. 400 с.
2. Барышева Т.А. Творчество: теория, диагностика,
технологии. Словарь справочник. СПБ: 2014. 380 с.
3. Воробьёва М.В. Воспитание здорового образа жизни у дошкольников / М.В. Воробьёва // Дошкольное воспитание - 2018 №7 с. -7.
4. Воробьёва М.В. Воспитание здорового образа жизни у дошкольников / М.В. Воробьёва // Дошкольное воспитание - 2008 №7 с. 5-9.
5. Венгер Л.А. Психолог в детском саду. Просвещение, 1995. 368 с.
6. Гордон Л.А. Психология и педагогика интереса / Л.А. Гордон. - Киев, 1995. 348 с.
7. Дошкольная педагогика: учебник для бакалавров Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева; под общ. ред. Н. В. Микляевой. - М.: Изд. Юрайт, 2020. - 510 с.
8. Дейкина А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения: Учебное пособие. СПБ.: Питер, 2018. 47 с.
9. Здоровый дошкольник: социально-оздоровительная
технология XXI века / сост. Ю.Е. Антонов, М.Н. Кузнецова и др. - М.: Гардарики, 2008. - 164 с.
10. Закревская Н.Г. Развитие научно-педагогического потенциала в университетах физической культуры современной России дис. д-ра пед. наук: СПБ., 2010, 391 с.
11. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. - М.: Наука, 1994. - 320 с.
12. Иванова Н.А. Формирование начальных представлений о
здоровом образе жизни у детей младшего дошкольного возраста //
Поволжский педагогический вестник. 2014. №4 с. 85-93.
13. Капалыгина И.И. Формирование навыков здорового образа жизни и знаний о нём: педагогическая поддержка // Проблемы воспитания. - 2006. №5 с. 13-18.
14. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика:
учебник. -М.: Академия, 2014. 249 с.
15. Касперович Е.В. Проблемы в формировании здорового образа жизни / Здоровый образ жизни: сб. ст. вып. 3 / редкол.: В.М. Кисилёв 2005. - с. 5-6.
16. Касьянова Л.Г. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста: дис. канд. пед. наук. Шадринск, 2005. 223 с.
17. Мясищев В.Н. Психология отношений / избранные психологические труды / под ред. А.А. Бодалёва. - М.: Институт практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1995. - 356 с.
18. Гаврильчук А.Н. Здоровый образ жизни. Его принципы и составляющие // Основы безопасности жизни, 2001. - №5. - 36 с.
19. Ожегов С.И. Толковый словарь. 2019. - 1376 с.
20. Пискунов В.А. Здоровый образ жизни, учебное пособие - Электронные тестовые данные. - Москва: Прометей, 2017. - 100 с.
21. Попов С.В. Валеология в школе и дома (о физическом благополучии школьников). СПБ; 1997. - 253 с.
22. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПБ.: Питер, 1999. - 720 с.
23. Соловьёв Г.М. Основы здорового образа жизни и методика оздоровительной физкультуры - Ставрополь: СГУ, 2008. - 111 с.
24. Скляров Д.А.; Скляров А.В.; Залиева Н.А. Здоровый образ жизни: критерии и реализация // Известия ДГПУ. 2016. - 120 с.
25. Сластёнин В.А. Общая педагогика: учебное пособие для
студ. высш. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 288 с.
26. Симонов В.М. Проблема формирования интереса в контексте решения образовательных задач в рамках вуза. М.: Просвещения, 1998. 340 с.
27. Соловейчик С.Л. Учение с увлечением. М.: Издательство АСТ, 2019. - 240 с.
28. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М.: Просвещения. 1997. - 105 с.
29. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х томах. - М.:
Педагогика 1985. - 329 с.
30. Ушинский К.Д. Сочинения. Т. 10. - М.: Л; 1950. - 669 с.
31. Ушаков Д.Н. Толковый словарь 2020. - 816 с.
32. Фролова Е.В. Условия формирования здорового образа жизни у дошкольников // Начальная школа до и после. - 2010. - № 10. - с. 17-21.
33. Чугайнова О.Г. Задачи и содержание работы по усвоению дошкольниками норм и правил здорового образа жизни. 2016. С. 43-46.
34. Чаклин А.В., Милиевская И.Л. Сохранить здоровье смолоду. М.: «Педагогика», 1997. 144 с.
35. Шевеленко Л.А. Формирование представлений об основах здорового образа жизни у детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. - 2018. - № 3. с. 34-37.
36. Шацкий С.Т. Педагогические сочинения в 2-х т. сост. Л.Н. Скаткин и другие; под ред. Н.П. Кузина. - М.: Педагогика, 1980. - Т. 1. - 288 с. - Т. 2. 400 с.
37. Щукина Г.И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. М.: Педагогика, 1984. - 192 с.
38. Щукина Г.И. Познавательный интерес в учебной деятельности школьника / Г.И. Щукина, др. пед. наук. - Москва: Знания, 1972. - 32 с.
39. Большой энциклопедический словарь.
40. Montessori, М. The Absorbent Mind: AClassicin Education Child Develoment for Educatorsand Parents. Holt Paperbacks. 1995. - 320 p.