Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ
УМЕНИЙ И УМЕНИЙ РАБОТАТЬ В КОМАНДЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ 7
1.1. Сущность и структура коммуникативных умений и умений работать в
команде в психолого-педагогических исследованиях 7
1.2. Особенности уроков и мероприятий, направленных на развитие
коммуникативных умений и умений работать в команде у обучающихся начальной школы 17
1.3. Приемы, методы и технологии формирования коммуникативных умений и
умений работать в команде 22
Выводы по главе 1 30
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ И УМЕНИЙ РАБОТАТЬ В КОМАНДЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ 32
2.1 Диагностическая работа по оцениванию уровня сформированности
коммуникативных умений и умений работать в команде у обучающихся начальной школы 32
2.2 Разработка и апробация программы развития коммуникативных умений и
умений работать в команде младших школьников 39
2.3 Оценка эффективности программы развития коммуникативных умений и
умений работать в команде младших школьников 43
Выводы главы 2 46
Заключение 47
Список использованных источников 50
Приложение 54
Темп развития всех отраслей человеческой жизни в современности очень высок. Постоянно появляются новые технологии, технологический прогресс идет семимильными шагами и это изменяет общество [16]. Тех знаний и умений, которые давало образование предыдущим поколениям, например, знаний о фактах, уже недостаточно, чтобы считаться успешным в современности. Умение эффективно выстраивать межличностные отношения и работать в группе были выделены работодателями и исследователями образования, как наиболее важные компетенции XXI века [29]. Для современной системы образования встала необходимость изменить понимание своих целей и включить в образовательной программе более широкий список необходимых для развития навыков. Учебное заведение любой ступени берет на себя ответственность за всестороннее развитие детей, понимая, что формирование опорных знаний неотделимо связано с формированием ключевых компетенций и качеств характера и должно происходит одновременно в одном образовательном пространстве.
В докладе «Новый взгляд на образование» [17] на Всемирном экономическом форуме была представлена новая модель, в которой образовательные результаты, формируемые в процессе обучения были разделены на 3 типа: базовая грамотность, компетентности и качества характера.
В центре данной модели прописаны компетенции «4К»: креативность, критическое мышление, коммуникация, кооперация. Эти компетенции считаются ключевыми в профессиональных сообществах многих стран [29].
Основой данных компетенций являются способности и умения учащихся, которые проявляются в виде генерирования идей, формулирование собственных идей и развитие чужих, оценка собственных суждений, принятие целей группы и оценка общего результата, воображение, выделение дефицита информации и поиск.
Актуально исследование еще и потому, что существует необходимость поиска способов использования значительного набора технологий, практик и приемов, которые были накоплены психологией и педагогикой для формирования и развития компетенций 4К в процессе уроков и внеурочных мероприятий в начальной школе.
Наряду с пониманием актуальности данного вопроса можно выделить противоречия между:
- социальным заказом общества формирование активной личности, владеющей ключевыми компетенциями, необходимыми в современном обществе, в частности коммуникации и кооперации, и существующими в образовательных учреждениях традиционными подходами, недостаточно уделяющими внимание этому;
- теоретически раскрытой проблемой формирования коммуникации и кооперации у младшеклассников и недостаточностью соответствующих практических разработок, направленных на решение этой проблемы.
Одним из условий развития у обучающихся начальной школы умений работать в команде кооперации является владение учителем необходимым для этого педагогическим инструментарием, включающим средства диагностики уровня развития коммуникации и кооперации, а также специально предназначенными для этого приемами, методами и технологиями. Поэтому проблему исследования каковы приемы, методы, технологии, а также средства диагностики уровня развития коммуникативных умений и умений работать в команде у обучающихся начальной школы?
Цель исследования заключается в изучении способов, приемов и средств диагностики развития коммуникативных умений и умений работать в команде у обучающихся начальной школы и разработке программы их развития в урочной и внеурочной деятельности.
Объект исследования: процесс развития у обучающихся начальной школы коммуникативных умений и умений работать в команде.
Предмет исследования: способы, приемы и средства диагностики развития коммуникативных умений и умений работать в команде у обучающихся начальной школы.
Задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы уточнить содержание и выявить структурные компоненты коммуникативных умений и умений работать в команде у обучающихся начальной школы;
2. Выявить особенности уроков и внеурочных мероприятий, направленных на развитие коммуникативных умений и умений работать в команде у обучающихся начальной школы.
3. Выявить приемы, методы, технологии, а также средства диагностики, которые можно использовать в процессе развития коммуникативных умений и умений работать в команде у обучающихся начальной школы.
4. Разработать и апробировать программу развития коммуникативных умений и умений работать в команде у обучающихся начальной школы, предполагающую использование отобранных средств диагностики, приемов, методов и технологий на уроках и внеурочных мероприятиях.
Методы исследования:
Теоретические - анализ психолого-педагогической и методической литературы, интерпретация, обобщение, структурирование;
Эмпирические - эксперимент, наблюдение;
Методы количественной и качественной обработки данных, шкалирование, графическое изображение данных.
Методологическую основу исследования составили:
- Системно-деятельностный подход (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин и др.);
- Концепция развивающего обучения (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, П.Я. Гальперин и др.);
- Психолого-педагогические подходы к развитию коммуникативных умений и умений работать в команде (М.А.Пинская, Б. Лукас, Н.А. Авдеенко, В.В. Рубцов и др.).
База исследования: МБОУ «Гимназия №7», дети 10-11 лет, 26 человек.
Практическая значимость исследования: описание процесса диагностики коммуникативных умений и умений работать в команде, описание приемов, методов, технологий их развития, а также программа развития коммуникативных умений и умения работать в команде обучающихся начальной школы могут быть использованы педагогами начальной школы в процессе развития компетенций «4К».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы
Целью данного исследования заключалась в изучении способов, приемов и средств диагностики развития коммуникативных умений и умений работать в команде у обучающихся начальной школы и разработке программы их развития в урочной и внеурочной деятельности. В ходе выполнения работы были решены следующие задачи:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы уточнено содержание и выявлены структурные компоненты коммуникативных умений и умений работать в команде обучающихся начальной школы;
Коммуникативные умения - система приемов, которые обеспечивают готовность и способность человека сознательно и самостоятельно, с должным качеством и в соответствующее время вступать во взаимодействие с другими людьми как вербальными, так и невербальными средствами. Структура этих умений у М.А. Пинской [21] представлена так: готовность к коммуникации, Адаптация к цели и контексту коммуникации и к партнеру, Убеждающая коммуникация.
Под умениями работы в команде (кооперацией) понимается эффективное взаимодействие с другими людьми и эффективная работа в различных командах. Структура этого умения у М.А. Пинской [21] представлена так: Принятие общих целей, Социальное взаимодействие, Выполнение взятых на себя обязательств, Самостоятельность и инициативность.
2. Выявлены особенности уроков и внеурочных мероприятий, направленных на развитие коммуникативных умений и умений работать в команде обучающихся начальной школы. Принципы, которые помогут разработать задание для урока развития компетенций «4К», предлагает автор модели креативного мышления Б. Лукас: задание позволяет наблюдать и оценивать формируемые навыки, делает их «видимыми»; ученики становятся его «соразработчиками», т. е. могут развивать и дополнять задание; задание дает учителю возможность проводить формирующее оценивание; учитель может использовать целый комплекс педагогических приемов: проблемное обучение, игровые элементы, проектирование, экспериментирование, дискуссии; задание стимулирует учеников проявлять любознательность, использовать собственный жизненный опыт, сотрудничать.
3. Выявлены приемы, методы, технологии, которые можно использовать в процессе развития навыков коммуникации и кооперации обучающихся начальной школы
4. Проведена начальная диагностика уровня сформированности коммуникативных умений и умений работать в команде обучающихся начальной школы с использованием выбранных инструментов. Данная диагностика показала, что у подавляющего большинства испытуемых уровень развития коммуникативных умений и умений работать в команде средний. Но также было выявлено наличие нескольких учеников с низким уровнем развития коммуникации (2 ученика), и с низким уровнем развития кооперации (4 ученика).
5. Разработана программа развития коммуникативных умений и умений работать в команде обучающихся на уроках и внеурочных мероприятиях в начальной школе. В программе были использованы такие виды мероприятий, как тренинг-семинар, урок 4К, квест. Тренинг-семинар — это интерактивная форма работы, позволяющая практическими упражнениями подкреплять теоретические знания, полученные в ходе занятия. Урок 4К, разработанный М.А.Пинской, подразумевает создание определенных ситуаций для активного развития всех четырех компетенций в процессе предметного урока. Квест - игровая форма организации занятия, позволяющая создать специальные условия слаженной командной работы для достижения общей цели.
6. Проанализированы результаты апробации программы.
Исходя из полученных данных можно увидеть, что в среднем уровень развития коммуникативных умений и умений работать в команде так и остался средний. Но также видна положительная динамика развития, так как количество учеников с низким уровнем развития коммуникативных умений уменьшился на одного ученика и остался только один ученик с низким уровнем развития данных умений, количество учеников с высоким уровнем развития увеличилось на два ученика и составило пять человек, количество учеников со средним уровнем развития данной компетенции составило двадцать человек.
Похожая картина наблюдается и умениями работать в команде, количество учеников с низким уровнем развития этих умений уменьшилось на одного человека и составило три человека, количество учеников с высоким уровнем развития увеличилось на одного человека и составило пять человек, количество учеников со средним уровнем развития составило восемнадцать человек.
Результаты данной диагностики иллюстрируют незначительную положительную динамику развития коммуникативных умений и умений работать в команде у учеников четвертого класса. Для достижения лучших результатов необходимо более пролонгированное развивающее воздействие на данные компетенции.
Таким образом, задачи работы выполнены, цель достигнута.
1. Агафонова И.Н. Развитие коммуникативной компетентности учащихся //Управление начальной школой. 2009. № 2.
2. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2006. 384с.
3. Бодалев А.А. Психология общения: Энциклопедический словарь. М.: Когито центр, 2011. 600 с.
4. Вернер Л. Г. Применение активных методов работы на уроках в начальной школе. Барабинск: МОУ СОШ № 93, 2010.
5. Волков Б. С., Волкова Н. В. Психология общения в детском возрасте. Практическое пособие. 2-е изд., испр. и доп. М., 2003. 272 с.
6. Горбунова Т.Н. Формирование коммуникативных умений и навыков учащихся начальной школы. Фестиваль педагогических идей “Открытый урок”, 2010.
7. Гришанова И.А. Дидактическая концепция формирования коммуникативной успешности младших школьников: Автореферат диссертации. - Ижевск, 2010.
8. Гуровская, В. В. Возрастные особенности развития коммуникативных навыков у младших школьников // Молодой ученый. 2020. № 23 (313). С. 594-595. URL: https://moluch.ru/archive/313/71280/(дата обращения: 16.05.2021).
9. Диагностика изучения сформированности коммуникации как общения
у младших школьников [Электронный ресурс]. URL:
https://muttiurok.ru/files/diagnostika-izucheniia-sformirovannosti-kommunikat.html(дата обращения: 25.04.2021).
10. Епишина Л.В. Педагогические аспекты развития коммуникативных свойств личности // Начальная школа 2008. №11.
11. Игумнова Е. А. Квест-технология в образовании: учеб. Пособие / Е. А. Игумнова, И. В. Радецкая. Чита : ЗабГУ 2016. 164 с
12. Казанский Н.Г., Назарова Т.С. Дидактика (начальные классы). Н.Г.Казанский, Т.С.Назарова. М.: Просвещение, 1978. 224 с.
13. Кипнис М.Ш. Большая книга лучших игр и упражнений для любого тренинга. Москва: Издательство АСТ, 2016. 637с.
14. Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы. Справочное издание. Автор-составитель доктор психологических наук, доцент Н.И. Конюхов. Москва. 1992
15. Леонтьев А. Н. Психологические проблемы общения. М., 1979 219 с.
16. Лошкарева Е., Лукша П., Ниненко И., Смагин И., Судаков Д. Навыки будущего - Что нужно знать и уметь в новом сложном мире. / Доклад экспертов Global Education Futures (GEF) и WorldSkills (WS) Russia в 2014-2017 г. по материалам исследований международных организаций [Электронный ресурс] URL: https://futuref.org/futureskills ru.(дата обращения: 25.04.2021)
17. Луо М. Э., Бутенко В., Полунин К. Новый взгляд на образование:
раскрывая потенциал образовательных технологий // Образовательная политика. 2015. №2 (68). [Электронный ресурс] URL: https: //cyberleninka.ru/article/n/novyy-vzglyad-na-obrazovanie-raskryvaya-potentsial-obrazovatelnyh-tehnologiy (дата
обращения: 10.03.2021).
18. Михайлова И.М. Формирование коммуникативных умений младших школьников с использованием наглядности. Псков, 2005 188 c.
19. Мостова О.Н., Агафонова И. Н. Индивидуально-типологические особенности общения младших школьников // Сб.: Служба практической психологии в системе образования. Вып. 9. СПб., 2005 288 c.
20. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. М.: Педагогическое общество России, 2001. 320 с.
21. Пинская М. А. Компетенции «4К»: формирование и оценка на уроке: Практические рекомендации / авт.-сост. М. А. Пинская, А. М. Михайлова. М.: Корпорация «Российский учебник», 2019. 76 с.
22. Поппер К. Открытое общество и его враги. Пер. с англ. под ред. В. Н. Садовского. М.: Феникс, Международный фонд «Культурная инициатива», 1992. 448 с
23. Пронин С.П. Методическая разработка: Технология организации
групповой дискуссии, [Электронный ресурс]
URL:https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-tehnologiya-organizacii- gruppovoy-diskussii-3076970.html(дата обращения: 09.05.2021)
24. Прутченков А.С. Тренинг коммуникативных умений: Методические разработки занятий. М.: Новая школа, 1993. 49 с.
25. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологи. В 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1989. 488 с.
26. Рубцов В. В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения / Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1987. 160 с.
27. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб-ное пособие. М.: Народное образование, 1998
28. Сидоренко Е. В., Технологии создания тренинга. От замысла к результату, СПб, «Речь»; 000 «Сидоренко и Ко», 2007 г., с. 11.
29. Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунгов к реальности / под ред. М. С. Добряковой, И. Д. Фрумина ; при участии К. А. Баранникова, Н. Зиила, Дж. Мосс, И. М. Реморенко, Я. Хаутамяки; Нац. исслед. ун¬т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. 472 c.
30. ФГОС НОО [Электронный ресурс] URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 10.03.2021)
31. Хэтти Джон А. С. - Видимое обучение. Синтез результатов более 50 000 исследований с охватом более 80 мил. школьников М., Национальное образование, 2017
32. Чернов С. В. Развитие коммуникативных компетенций учащихся при освоении технологии трудоустройства // Современные тенденции развития образовательных программ в системе непрерывного образования: Сборник научных статей. 2007. С. 158-165.
33. Шапарь В. Г. Новейший психологический. Ростов на Дону: Феникс, 2005.
34. Шустова Л.А. Методы и способы подготовки младших школьников к общению // Вопросы психологии. 1990. №2.
35. Эльконин Д.Б., Давыдов В.В. Система развивающего обучения. М., 1999.
36. Education System Alignment for 21st century skills. Focus On Assessment.
Care E., Kim H., Vista A., Anderson K. Brookings institution, 2018 [Электронный ресурс].ЦКЕ: https://www.brookings.edu/research/education-system-alignment-for-
21st-century-skills(дата обращения: 12.02.2021)
37. Lucas B., Claxton G., Spencer E. Progression in Student Creativity in
School: First Steps Towards New Forms of Formative Assessments [Электронный ресурс] URL: https: //www.oecd.org/education/ceri/5k4dp59msdwk.pdf(дата
обращения: 15.04.2021)
38. New Vision for Education: Fostering Social and Emotional Learning through Technology. World Economic Forum, 2016 [Электронный ресурс]. URL:https://www.weforum.org/reports/new-vision-for-education-fostering-social-and-emotional-learning-through-technology(дата обращения: 25.04.2021)