Развитие коммуникативных умений и умений работать в команде у обучающихся начальной школы
|
Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ
УМЕНИЙ И УМЕНИЙ РАБОТАТЬ В КОМАНДЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ 7
1.1. Сущность и структура коммуникативных умений и умений работать в
команде в психолого-педагогических исследованиях 7
1.2. Особенности уроков и мероприятий, направленных на развитие
коммуникативных умений и умений работать в команде у обучающихся начальной школы 17
1.3. Приемы, методы и технологии формирования коммуникативных умений и
умений работать в команде 22
Выводы по главе 1 30
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ И УМЕНИЙ РАБОТАТЬ В КОМАНДЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ 32
2.1 Диагностическая работа по оцениванию уровня сформированности
коммуникативных умений и умений работать в команде у обучающихся начальной школы 32
2.2 Разработка и апробация программы развития коммуникативных умений и
умений работать в команде младших школьников 39
2.3 Оценка эффективности программы развития коммуникативных умений и
умений работать в команде младших школьников 43
Выводы главы 2 46
Заключение 47
Список использованных источников 50
Приложение 54
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ
УМЕНИЙ И УМЕНИЙ РАБОТАТЬ В КОМАНДЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ 7
1.1. Сущность и структура коммуникативных умений и умений работать в
команде в психолого-педагогических исследованиях 7
1.2. Особенности уроков и мероприятий, направленных на развитие
коммуникативных умений и умений работать в команде у обучающихся начальной школы 17
1.3. Приемы, методы и технологии формирования коммуникативных умений и
умений работать в команде 22
Выводы по главе 1 30
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ И УМЕНИЙ РАБОТАТЬ В КОМАНДЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ 32
2.1 Диагностическая работа по оцениванию уровня сформированности
коммуникативных умений и умений работать в команде у обучающихся начальной школы 32
2.2 Разработка и апробация программы развития коммуникативных умений и
умений работать в команде младших школьников 39
2.3 Оценка эффективности программы развития коммуникативных умений и
умений работать в команде младших школьников 43
Выводы главы 2 46
Заключение 47
Список использованных источников 50
Приложение 54
Темп развития всех отраслей человеческой жизни в современности очень высок. Постоянно появляются новые технологии, технологический прогресс идет семимильными шагами и это изменяет общество [16]. Тех знаний и умений, которые давало образование предыдущим поколениям, например, знаний о фактах, уже недостаточно, чтобы считаться успешным в современности. Умение эффективно выстраивать межличностные отношения и работать в группе были выделены работодателями и исследователями образования, как наиболее важные компетенции XXI века [29]. Для современной системы образования встала необходимость изменить понимание своих целей и включить в образовательной программе более широкий список необходимых для развития навыков. Учебное заведение любой ступени берет на себя ответственность за всестороннее развитие детей, понимая, что формирование опорных знаний неотделимо связано с формированием ключевых компетенций и качеств характера и должно происходит одновременно в одном образовательном пространстве.
В докладе «Новый взгляд на образование» [17] на Всемирном экономическом форуме была представлена новая модель, в которой образовательные результаты, формируемые в процессе обучения были разделены на 3 типа: базовая грамотность, компетентности и качества характера.
В центре данной модели прописаны компетенции «4К»: креативность, критическое мышление, коммуникация, кооперация. Эти компетенции считаются ключевыми в профессиональных сообществах многих стран [29].
Основой данных компетенций являются способности и умения учащихся, которые проявляются в виде генерирования идей, формулирование собственных идей и развитие чужих, оценка собственных суждений, принятие целей группы и оценка общего результата, воображение, выделение дефицита информации и поиск.
Актуально исследование еще и потому, что существует необходимость поиска способов использования значительного набора технологий, практик и приемов, которые были накоплены психологией и педагогикой для формирования и развития компетенций 4К в процессе уроков и внеурочных мероприятий в начальной школе.
Наряду с пониманием актуальности данного вопроса можно выделить противоречия между:
- социальным заказом общества формирование активной личности, владеющей ключевыми компетенциями, необходимыми в современном обществе, в частности коммуникации и кооперации, и существующими в образовательных учреждениях традиционными подходами, недостаточно уделяющими внимание этому;
- теоретически раскрытой проблемой формирования коммуникации и кооперации у младшеклассников и недостаточностью соответствующих практических разработок, направленных на решение этой проблемы.
Одним из условий развития у обучающихся начальной школы умений работать в команде кооперации является владение учителем необходимым для этого педагогическим инструментарием, включающим средства диагностики уровня развития коммуникации и кооперации, а также специально предназначенными для этого приемами, методами и технологиями. Поэтому проблему исследования каковы приемы, методы, технологии, а также средства диагностики уровня развития коммуникативных умений и умений работать в команде у обучающихся начальной школы?
Цель исследования заключается в изучении способов, приемов и средств диагностики развития коммуникативных умений и умений работать в команде у обучающихся начальной школы и разработке программы их развития в урочной и внеурочной деятельности.
Объект исследования: процесс развития у обучающихся начальной школы коммуникативных умений и умений работать в команде.
Предмет исследования: способы, приемы и средства диагностики развития коммуникативных умений и умений работать в команде у обучающихся начальной школы.
Задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы уточнить содержание и выявить структурные компоненты коммуникативных умений и умений работать в команде у обучающихся начальной школы;
2. Выявить особенности уроков и внеурочных мероприятий, направленных на развитие коммуникативных умений и умений работать в команде у обучающихся начальной школы.
3. Выявить приемы, методы, технологии, а также средства диагностики, которые можно использовать в процессе развития коммуникативных умений и умений работать в команде у обучающихся начальной школы.
4. Разработать и апробировать программу развития коммуникативных умений и умений работать в команде у обучающихся начальной школы, предполагающую использование отобранных средств диагностики, приемов, методов и технологий на уроках и внеурочных мероприятиях.
Методы исследования:
Теоретические - анализ психолого-педагогической и методической литературы, интерпретация, обобщение, структурирование;
Эмпирические - эксперимент, наблюдение;
Методы количественной и качественной обработки данных, шкалирование, графическое изображение данных.
Методологическую основу исследования составили:
- Системно-деятельностный подход (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин и др.);
- Концепция развивающего обучения (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, П.Я. Гальперин и др.);
- Психолого-педагогические подходы к развитию коммуникативных умений и умений работать в команде (М.А.Пинская, Б. Лукас, Н.А. Авдеенко, В.В. Рубцов и др.).
База исследования: МБОУ «Гимназия №7», дети 10-11 лет, 26 человек.
Практическая значимость исследования: описание процесса диагностики коммуникативных умений и умений работать в команде, описание приемов, методов, технологий их развития, а также программа развития коммуникативных умений и умения работать в команде обучающихся начальной школы могут быть использованы педагогами начальной школы в процессе развития компетенций «4К».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы
В докладе «Новый взгляд на образование» [17] на Всемирном экономическом форуме была представлена новая модель, в которой образовательные результаты, формируемые в процессе обучения были разделены на 3 типа: базовая грамотность, компетентности и качества характера.
В центре данной модели прописаны компетенции «4К»: креативность, критическое мышление, коммуникация, кооперация. Эти компетенции считаются ключевыми в профессиональных сообществах многих стран [29].
Основой данных компетенций являются способности и умения учащихся, которые проявляются в виде генерирования идей, формулирование собственных идей и развитие чужих, оценка собственных суждений, принятие целей группы и оценка общего результата, воображение, выделение дефицита информации и поиск.
Актуально исследование еще и потому, что существует необходимость поиска способов использования значительного набора технологий, практик и приемов, которые были накоплены психологией и педагогикой для формирования и развития компетенций 4К в процессе уроков и внеурочных мероприятий в начальной школе.
Наряду с пониманием актуальности данного вопроса можно выделить противоречия между:
- социальным заказом общества формирование активной личности, владеющей ключевыми компетенциями, необходимыми в современном обществе, в частности коммуникации и кооперации, и существующими в образовательных учреждениях традиционными подходами, недостаточно уделяющими внимание этому;
- теоретически раскрытой проблемой формирования коммуникации и кооперации у младшеклассников и недостаточностью соответствующих практических разработок, направленных на решение этой проблемы.
Одним из условий развития у обучающихся начальной школы умений работать в команде кооперации является владение учителем необходимым для этого педагогическим инструментарием, включающим средства диагностики уровня развития коммуникации и кооперации, а также специально предназначенными для этого приемами, методами и технологиями. Поэтому проблему исследования каковы приемы, методы, технологии, а также средства диагностики уровня развития коммуникативных умений и умений работать в команде у обучающихся начальной школы?
Цель исследования заключается в изучении способов, приемов и средств диагностики развития коммуникативных умений и умений работать в команде у обучающихся начальной школы и разработке программы их развития в урочной и внеурочной деятельности.
Объект исследования: процесс развития у обучающихся начальной школы коммуникативных умений и умений работать в команде.
Предмет исследования: способы, приемы и средства диагностики развития коммуникативных умений и умений работать в команде у обучающихся начальной школы.
Задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы уточнить содержание и выявить структурные компоненты коммуникативных умений и умений работать в команде у обучающихся начальной школы;
2. Выявить особенности уроков и внеурочных мероприятий, направленных на развитие коммуникативных умений и умений работать в команде у обучающихся начальной школы.
3. Выявить приемы, методы, технологии, а также средства диагностики, которые можно использовать в процессе развития коммуникативных умений и умений работать в команде у обучающихся начальной школы.
4. Разработать и апробировать программу развития коммуникативных умений и умений работать в команде у обучающихся начальной школы, предполагающую использование отобранных средств диагностики, приемов, методов и технологий на уроках и внеурочных мероприятиях.
Методы исследования:
Теоретические - анализ психолого-педагогической и методической литературы, интерпретация, обобщение, структурирование;
Эмпирические - эксперимент, наблюдение;
Методы количественной и качественной обработки данных, шкалирование, графическое изображение данных.
Методологическую основу исследования составили:
- Системно-деятельностный подход (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин и др.);
- Концепция развивающего обучения (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, П.Я. Гальперин и др.);
- Психолого-педагогические подходы к развитию коммуникативных умений и умений работать в команде (М.А.Пинская, Б. Лукас, Н.А. Авдеенко, В.В. Рубцов и др.).
База исследования: МБОУ «Гимназия №7», дети 10-11 лет, 26 человек.
Практическая значимость исследования: описание процесса диагностики коммуникативных умений и умений работать в команде, описание приемов, методов, технологий их развития, а также программа развития коммуникативных умений и умения работать в команде обучающихся начальной школы могут быть использованы педагогами начальной школы в процессе развития компетенций «4К».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы
Целью данного исследования заключалась в изучении способов, приемов и средств диагностики развития коммуникативных умений и умений работать в команде у обучающихся начальной школы и разработке программы их развития в урочной и внеурочной деятельности. В ходе выполнения работы были решены следующие задачи:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы уточнено содержание и выявлены структурные компоненты коммуникативных умений и умений работать в команде обучающихся начальной школы;
Коммуникативные умения - система приемов, которые обеспечивают готовность и способность человека сознательно и самостоятельно, с должным качеством и в соответствующее время вступать во взаимодействие с другими людьми как вербальными, так и невербальными средствами. Структура этих умений у М.А. Пинской [21] представлена так: готовность к коммуникации, Адаптация к цели и контексту коммуникации и к партнеру, Убеждающая коммуникация.
Под умениями работы в команде (кооперацией) понимается эффективное взаимодействие с другими людьми и эффективная работа в различных командах. Структура этого умения у М.А. Пинской [21] представлена так: Принятие общих целей, Социальное взаимодействие, Выполнение взятых на себя обязательств, Самостоятельность и инициативность.
2. Выявлены особенности уроков и внеурочных мероприятий, направленных на развитие коммуникативных умений и умений работать в команде обучающихся начальной школы. Принципы, которые помогут разработать задание для урока развития компетенций «4К», предлагает автор модели креативного мышления Б. Лукас: задание позволяет наблюдать и оценивать формируемые навыки, делает их «видимыми»; ученики становятся его «соразработчиками», т. е. могут развивать и дополнять задание; задание дает учителю возможность проводить формирующее оценивание; учитель может использовать целый комплекс педагогических приемов: проблемное обучение, игровые элементы, проектирование, экспериментирование, дискуссии; задание стимулирует учеников проявлять любознательность, использовать собственный жизненный опыт, сотрудничать.
3. Выявлены приемы, методы, технологии, которые можно использовать в процессе развития навыков коммуникации и кооперации обучающихся начальной школы
4. Проведена начальная диагностика уровня сформированности коммуникативных умений и умений работать в команде обучающихся начальной школы с использованием выбранных инструментов. Данная диагностика показала, что у подавляющего большинства испытуемых уровень развития коммуникативных умений и умений работать в команде средний. Но также было выявлено наличие нескольких учеников с низким уровнем развития коммуникации (2 ученика), и с низким уровнем развития кооперации (4 ученика).
5. Разработана программа развития коммуникативных умений и умений работать в команде обучающихся на уроках и внеурочных мероприятиях в начальной школе. В программе были использованы такие виды мероприятий, как тренинг-семинар, урок 4К, квест. Тренинг-семинар — это интерактивная форма работы, позволяющая практическими упражнениями подкреплять теоретические знания, полученные в ходе занятия. Урок 4К, разработанный М.А.Пинской, подразумевает создание определенных ситуаций для активного развития всех четырех компетенций в процессе предметного урока. Квест - игровая форма организации занятия, позволяющая создать специальные условия слаженной командной работы для достижения общей цели.
6. Проанализированы результаты апробации программы.
Исходя из полученных данных можно увидеть, что в среднем уровень развития коммуникативных умений и умений работать в команде так и остался средний. Но также видна положительная динамика развития, так как количество учеников с низким уровнем развития коммуникативных умений уменьшился на одного ученика и остался только один ученик с низким уровнем развития данных умений, количество учеников с высоким уровнем развития увеличилось на два ученика и составило пять человек, количество учеников со средним уровнем развития данной компетенции составило двадцать человек.
Похожая картина наблюдается и умениями работать в команде, количество учеников с низким уровнем развития этих умений уменьшилось на одного человека и составило три человека, количество учеников с высоким уровнем развития увеличилось на одного человека и составило пять человек, количество учеников со средним уровнем развития составило восемнадцать человек.
Результаты данной диагностики иллюстрируют незначительную положительную динамику развития коммуникативных умений и умений работать в команде у учеников четвертого класса. Для достижения лучших результатов необходимо более пролонгированное развивающее воздействие на данные компетенции.
Таким образом, задачи работы выполнены, цель достигнута.
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы уточнено содержание и выявлены структурные компоненты коммуникативных умений и умений работать в команде обучающихся начальной школы;
Коммуникативные умения - система приемов, которые обеспечивают готовность и способность человека сознательно и самостоятельно, с должным качеством и в соответствующее время вступать во взаимодействие с другими людьми как вербальными, так и невербальными средствами. Структура этих умений у М.А. Пинской [21] представлена так: готовность к коммуникации, Адаптация к цели и контексту коммуникации и к партнеру, Убеждающая коммуникация.
Под умениями работы в команде (кооперацией) понимается эффективное взаимодействие с другими людьми и эффективная работа в различных командах. Структура этого умения у М.А. Пинской [21] представлена так: Принятие общих целей, Социальное взаимодействие, Выполнение взятых на себя обязательств, Самостоятельность и инициативность.
2. Выявлены особенности уроков и внеурочных мероприятий, направленных на развитие коммуникативных умений и умений работать в команде обучающихся начальной школы. Принципы, которые помогут разработать задание для урока развития компетенций «4К», предлагает автор модели креативного мышления Б. Лукас: задание позволяет наблюдать и оценивать формируемые навыки, делает их «видимыми»; ученики становятся его «соразработчиками», т. е. могут развивать и дополнять задание; задание дает учителю возможность проводить формирующее оценивание; учитель может использовать целый комплекс педагогических приемов: проблемное обучение, игровые элементы, проектирование, экспериментирование, дискуссии; задание стимулирует учеников проявлять любознательность, использовать собственный жизненный опыт, сотрудничать.
3. Выявлены приемы, методы, технологии, которые можно использовать в процессе развития навыков коммуникации и кооперации обучающихся начальной школы
4. Проведена начальная диагностика уровня сформированности коммуникативных умений и умений работать в команде обучающихся начальной школы с использованием выбранных инструментов. Данная диагностика показала, что у подавляющего большинства испытуемых уровень развития коммуникативных умений и умений работать в команде средний. Но также было выявлено наличие нескольких учеников с низким уровнем развития коммуникации (2 ученика), и с низким уровнем развития кооперации (4 ученика).
5. Разработана программа развития коммуникативных умений и умений работать в команде обучающихся на уроках и внеурочных мероприятиях в начальной школе. В программе были использованы такие виды мероприятий, как тренинг-семинар, урок 4К, квест. Тренинг-семинар — это интерактивная форма работы, позволяющая практическими упражнениями подкреплять теоретические знания, полученные в ходе занятия. Урок 4К, разработанный М.А.Пинской, подразумевает создание определенных ситуаций для активного развития всех четырех компетенций в процессе предметного урока. Квест - игровая форма организации занятия, позволяющая создать специальные условия слаженной командной работы для достижения общей цели.
6. Проанализированы результаты апробации программы.
Исходя из полученных данных можно увидеть, что в среднем уровень развития коммуникативных умений и умений работать в команде так и остался средний. Но также видна положительная динамика развития, так как количество учеников с низким уровнем развития коммуникативных умений уменьшился на одного ученика и остался только один ученик с низким уровнем развития данных умений, количество учеников с высоким уровнем развития увеличилось на два ученика и составило пять человек, количество учеников со средним уровнем развития данной компетенции составило двадцать человек.
Похожая картина наблюдается и умениями работать в команде, количество учеников с низким уровнем развития этих умений уменьшилось на одного человека и составило три человека, количество учеников с высоким уровнем развития увеличилось на одного человека и составило пять человек, количество учеников со средним уровнем развития составило восемнадцать человек.
Результаты данной диагностики иллюстрируют незначительную положительную динамику развития коммуникативных умений и умений работать в команде у учеников четвертого класса. Для достижения лучших результатов необходимо более пролонгированное развивающее воздействие на данные компетенции.
Таким образом, задачи работы выполнены, цель достигнута.
Подобные работы
- Педагогические условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий учащихся второго класса при
выполнении оригами
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ РАБОТАТЬ В КОМАНДЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Формирование мотивов учения у младших школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2017 - МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ПОВСЕДНЕВНОЙ КУЛЬТУРЫ В ОСНОВНОЙ
ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2017 - Интерактивные технологии обучения истории в современной школе
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2017 - Студенческая служба конфликтологической помощи как элемент системы профессионального развития студентов-конфликтологов
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2016 - Развитие познавательных универсальных учебных действий посредством интерактивных методов обучения в начальной школе
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2021 - Образовательный квест как средство развития коммуникативных умений у младших школьников
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2022 - ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017



