Введение 3
1. Теоретические аспекты развития коммуникативных универсальных
учебных действий обучающихся в основной школе 6
1.1. Особенности развития универсальных учебных действий
обучающихся на уроках 6
1.2. . Коммуникативные универсальные учебные действия как результат учебной проектной деятельности 13
2. Проектная деятельность как средство развития коммуникативных
универсальных учебных действий на уроках информатики 27
2.1. Планирование проектной деятельности по теме «Влияние
компьютера на организм школьника» для учеников 7 класса 27
2.2. Педагогический эксперимент по выявлению уровня развития
коммуникативных универсальных учебных действий учащихся 33
Заключение 45
Библиографический список 47
Приложения
Перемены, происходящие в современном мире, требуют ускоренного развития образовательной отрасли. Объем информации увеличивается, поэтому способ подачи знаний, получаемых в школе, устаревает и нуждается в исправлении. На помощь приходят новые технологии обучения. Результатом обучения уже являются не конкретные знания, умения и навыки, а умения учиться, и именно эти умения становятся сегодня всё более востребованными. Исходя из этого, федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) общего образования разделил результаты на предметные, личностные и метапредметные, в состав которых включаются универсальные учебные действия (далее УУД) в соответствии с программой их развития на ступени основного общего образования. Главной задачей для системы общего образования стало формирование УУД. Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека, можно поймать ему рыбу. А можно поступить иначе — научить ловить рыбу, и тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным. Использование УУД дает возможность самостоятельного успешного освоения знаний, умений и навыков на основе сформированного умения учиться. Знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий. Логика развития универсальных учебных действий, помогающая ученику почти в буквальном смысле «объять необъятное», строится по формуле, предложенной А.Г. Асмоловым: «от действия - к мыс-ли».
Актуальность рассмотрения данной проблемы связана с тем, что уровень освоения универсальных учебных действий в значительной мере способствует решению задачи повышения эффективности и качества образования, предопределяет успешность всего последующего обучения, поскольку польза его будет измеряться не тем, сколько ученик может «взять», а тем, сколько из «взятого» он сможет применить на практике. Особо следует выделить группу коммуникативных универсальных учебных действий, так как они являются основой для формирования компетентности в общении. Коммуникативная компетентность необходима, для установления и поддержания контактов с людьми, формирования умения создавать и вести диалог в соответствии с целями и задачами общества.
Таким образом, можно выделить существующие противоречия между потребностью в развитии коммуникативных УУД и недостаточным количеством методических разработок и рекомендаций по формированию и развитию универсальных учебных действий у обучающихся основной школы, в частности на уроках информатики.
Проблемой исследования является недостаточное количество методических разработок и рекомендаций по развитию универсальных учебных действий у обучающихся основной школы на уроках информатики.
Цель исследования: Развитие коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся основной школы на уроках информатики с помощью проектной деятельности.
Объект исследования: Развитие универсальных учебных действий обучающихся основной школы.
Предмет исследования: Развитие коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся основной школы в процессе обучения информатике с использованием проектной деятельности .
Задачи:
1. Раскрыть сущность и структуру универсальных учебных действий, в частности коммуникативных учебных действий.
2. Изучить особенности развития коммуникативных универсальных учебных действий и организацию проектной деятельности в основной школе.
3. Разработать учебный проект по теме «Влияние компьютера на организм школьника» для учащихся 7 класса.
4. Провести педагогический эксперимент с целью выявления развития коммуникативных универсальных учебных действия обучающихся в процессе проектной урочной деятельности по информатике.
Гипотеза: успешное развитие коммуникативных учебных действий станет возможным, если грамотно организовать проектную урочную деятельность, включающую: постановку проблем, учебное сотрудничество, работу в командах, проведение дискуссий.
База исследования: МБОУ «Нижнеингашская средняя школа №2»
Методы исследования: для достижения поставленной цели были использованы эмпирический метод (изучение литературы, наблюдение) и группа социологических методов (беседа, тестирование, изучение и обобщение чьего-то опыта).
Работа (общим объёмом 53 стр.) состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (22 источника), 3 приложений
В результате изучения педагогической литературы было выявлено, что одним из наиболее эффективных методов развития этих универсальных действий, а в особенности коммуникативных универсальных учебных действий, по мнению широкого круга исследователей, является применение проектной деятельности в процессе обучения.
ФГОС второго поколения основывается на системно-деятельностном подходе, который направлен на практическую деятельность учащихся, когда изучаемый материал просматривается учащимся со всех сторон, как-бы «пропускается» через себя. А проектная деятельность - это наиболее благо-приятный, в плане развития, вид деятельности, который помогает учащимся реализовать свои скрытые возможности, использовать знания, умения, полученные в ходе изучения предмета, более свободно высказывать своё мнение в ходе подготовки и реализации проекта, развивая при этом различные УУД, в первую очередь коммуникативные.
Проектная деятельность является основополагающем методом формирования и развития коммуникативных универсальных учебных действий, при котором происходит личностная заинтересованность учащихся в процессе и в результатах обучения.
В практической части выпускной квалификационной работы представлено описание и результаты педагогического эксперимента, который проводился на базе МБОУ «Нижнеингашская СШ №2» в 7-ом классе.
Результаты контрольного этапа проведенного эксперимента показали, что коммуникативные УУД у учащихся экспериментальной группы значительно возросли, что подтверждает гипотезу о том, что успешное развитие коммуникативных учебных действий станет возможным, если грамотно организовать проектную урочную деятельность, включающую: учебное сотрудничество, работу в командах, проведение дискуссий, постановку проблем.
Результаты исследования могут быть использованы учителем в основной школе для организации процесса обучения, ориентированного на достижение новых образовательных и воспитательных результатов.
1. Асмолов, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе «от действия к мысли»: Система заданий / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. -М. : Просвещение, 2011.
2. Босова, Л.Л. Информатика и ИКТ: Учебная программа / Л.Л. Босова. уч. Изд. - М. : Бином. 2009 г.
3. Водянский, А.А. Стандарты общего образования: стратегия и тактика нововведений/ А.А. Водянский. -М. : Народное образование. - 2009.
4. Воробьева, О.Я. Коммуникативные технологии в школе / О.Я. Воробьева. - М. : Учитель, 2008.
5. Губарева, Е.И. Формирование универсальных учебных действий у учащихся основной школы / Е.И. Губарева. -М. : Просвещение. 2013 г.
6. Дудник, О.В. Формирование коммуникативной компетенции в свете новых требований к образовательному процессу / О.В. Дудник. - М .: Просвещение 2013 г.
7. Жиркова, В.С. Методы и приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках информатики / В.С. Жиркова. - М.: Молодой ученый. - 2014. - № 6.
8. Загвоздкин, В.О. стандартах второго поколения/ В.О. Загвоздкин . - М.: Народное образование. - 2009. - № 7.
9. Квашенникова, Л.В. Условия и средства формирования УУД при обучении информатике в основной школе/ Л.В. Квашенникова. -М. : Просвещение - 2011 г.
10. Колегова, И.В. Электронное пособие «Исследовательская деятельность старшеклассников» [Электронный ресурс] URL: http://nsportаl.ru (дата обращения: 14.05.2018г.)
11. Матяш, Н. В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение [Текст] : учеб. пособие / Н. В. Матяш. - 3-е изд., стер. - Москва : Академия, 2014. - 160 с.
12. Михеева, Ю.В. Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий/ Ю.В. Михеева // Статья. Учительская газета, 2012.
13. Пахомова, Н.Ю. «Метод учебного проекта в образовательном учреждении». Пособие для учителей и студентов педагогических вузов/ Н. Ю. Пахомова. - М.: Аркти, 2012г.
14. Прохорова, С.Ю. Методические условия формирования УУД у школьников/ С.Ю. Прохорова. -М. : Управление начальной школой. - 2013.
15. Саркисова, И.И. Приемы педагогической техники для развития УУД / И. И. Саркисова- М. : Справочник заместителя директора школы. - 2012.- №3.
16. Сергеев И.С. «Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений» — 2-е изд., испр. и доп.— М.: АРКТИ, 2005.
17. Скрипкина, Ю.В. Уроки информатики в школе. [Электронный ресурс] / Ю. В. Скрипкина // Интернет-журнал "Эйдос". - 2009. (дата обращения: 05.03.2018г.)
18. Трофилова, Т.Г. Метод проектов глазами учеников/ Т. Г. Трофилова.- Информатика и образование. - 2003.
19. Электронное информационно -правовое обеспечение «ГАРАНТ»
[Электронный ресурс] URL: http://ivo. garant.ru(дата обращения:
20.03.2018г.)
20. Электронное пособие «Первое сентября» [Электронный ресурс]
URL:ййр://открытыйурок.рф (дата обращения: 16.05.2018г.)
21. Электронное пособие «Intel® «Обучение для будущего»» [Электронный ресурс] URL:ййр://'№№№.йеасй.ш_(дата обращения: 25.04.2018г.).
22. Якимов, Н.А. Проектно-исследовательская деятельность младших школьников/ Н. А. Якимов. - Исследовательская работа школьников. - 2006.