Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития координационных способностей у волейболисток 9-10 лет 6
1.1. Понятие и особенности координационных способностей 6
1.2. Физиологические особенности развития координационных
способностей у волейболисток 9-10 лет 10
1.3. Организация образовательного процесса на секционных занятиях по
волейболу 18
Выводы по первой главе
Глава 2. Методы и организация исследования 24
2.1. Методы исследования 24
2.2. Организация исследования 27
Выводы по второй главе 27
Глава 3. Результаты применения разработанных комплексов специальных упражнений для развития координационных способностей у волейболисток 9¬10 лет и проверка их эффективности 29
3.1. Выявление уровня сформированности координационных способностей у волейболисток 9-10 лет 29
3.2. Реализация комплекса специальных упражнений для развития
координационных способностей у волейболисток 9-10 лет 32
3.3. Проверка эффективности применения разработанного комплекса
специальных упражнений для развития координационных способностей 34
Выводы по третьей главе
Заключение 40
Список использованных источников 41
Актуальность исследования. Волейбол - это вид спорта, командная спортивная игра, в процессе которой две команды соревнуются на специальной площадке, разделённой волейбольной сеткой, стремясь забить мяч в сторону противника до пола, либо игрок защищающейся команды допустит ошибку. Важными качествами для волейболисток являются быстрота реакции, быстрота передвижения на площадке, прыгучесть и координационные способности. Координационные способности в волейболе проявляются при выполнении всех технико-тактических элементов и тесно связаны с силой, быстротой, выносливостью и гибкостью. От координационных способностей зависит быстрота, точность и своевременность выполнения технического приема, а также способность быстро овладевать техническими элементами.
В данной работе мы останавливаемся на координационных способностях. Можно сказать, что возраст от 9 до 10 лет считается благоприятным периодом для развития данного качества.
Волейбол - является сложно-координационным видом спорта. Способность к овладению новыми движениями является первоочередной задачей. Координация необходима для ориентации в пространстве и во времени, в волейболе координация проявляется в нападающем ударе, защитных действиях с падением и в блокировании, а это неотъемлемые фазы для игры в волейбол. У девочек этого возраста двигательные координации характеризуются неустойчивостью скоростных параметров и ритмичности. (неумение соизмерить высоту передачи со временем начала разбега и выпрыгивания)
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс волейболисток 9-10 лет.
Предмет исследования: комплекс упражнений, направленный на развитие координационных способностей волейболисток 9-10 лет, во внеучебной деятельности
Цель исследования: повысить уровень координационных способностей волейболисток 9-10 лет.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно-методическую литературу
2. Разработать и реализовать комплекс упражнений, направленный на развитие координационных способностей волейболисток 9-10 лет во внеучебной деятельности
3. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность составленного комплекса упражнений, направленный на развитие координационных способностей волейболисток 9-10 лет, во внеучебной деятельности
Гипотеза исследования: предполагаем, что с помощью подобранного комплекса упражнений повысится уровень координационных способностей волейболисток 9-10 лет во внеучебной деятельности.
Методы исследования:
1. Анализ и обобщение данных научно-методической литературы
2. Контрольные тестирование
3. Педагогический эксперимент
4. Методы математической статистики
Теоретическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что исследование способствует углублению и расширению знаний в области развития координационных способностей волейболисток 9-10 лет
Практическая значимость данной работы заключается в разработке и реализации комплекса специальных упражнений для развития координационных способностей волейболисток 9-10 лет во внеучебной деятельности.
Структура исследования состоит из введения, трех глав, выводов и библиографического списка. Материал исследования сопровождается таблицами и гистограммами.
В ходе исследования актуальность которого была описана ранее, мною был решён ряд задач:
1. Проанализирована научно-методическая литературу, которая позволила нам определить процесс изучения состояния вопроса, постановки целей и задач работы, выбора методов исследования, обсуждения полученных результатов. Литература изучалась по следующим направлениям: анатомо-физиологические особенности девочек, психологические особенности занятия в волейболе волейболисток 9-10 лет.
2. Составлен и внедрён комплекс упражнений, направленный на развитие координационных способностей волейболисток 9-10 лет.
3. Проверена эффективность составленного комплекса упражнений, результаты комплекса оказались положительными, поскольку тестирования, применяемые до и после эксперимента в сравнении, отобразили положительную разницу, это значит, что предложенный нами комплекс специальных упражнений, можно применять для развития координационных способностей волейболисток 9-10 лет.
Результаты были улучшены в обеих группах, но более высокие результаты были получены в экспериментальной группе
1. Безруких М.М. и др. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка): Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / М.М.Безруких , В.Д.Сонькин, Д.А.Фарбер. -М.: Издательский центр «Академия», 2020. - 416 с.
2. Беляев А.В. Волейбол: теория и методика тренировки / А.В. Беляев. - М.: ТВТ Дивизион, 2021. - 709 с.
3. Бернштейн, Н.А. О ловкости и её развитии. / Н.А. Бернштейн - М.: «ФиС», 2001.- 186 с.
4. Грядкина, Т.С. Образовательная область "Физическое развитие". Методический комплект программы "Детство". Как работать по программе. / Т.С. Грядкина. - СПб.: Детство-Пресс, 2016. - 144 с.
5. Гуровец Г. Возрастная анатомия и физиология. Основы профилактики и коррекции нарушений в развитии детей. - Litres, 2022
6. Гуружапова В.А. Педагогическая психология: учебник / под ред. В.А. Гуружапова. - М. : Юрайт, 2016. - 493 с.
7. Железняк Ю.Д. 120 уроков по волейболу / Ю.Д. Железняк. - М.: ЁЁ Медиа, 2019. - 286 сЖелезняк Ю.Д. Волейбол в школе: Пособие для учителя / Ю.Д. Железняк-М.: Просвещение, 1989.
8. Исломов И. Научно-теоретические подходы к использованию игрового метода на уроках физической культуры у детей школьного возраста. (особенности физиологического развития детей школьного возраста// Центральноазиатский журнал образования и инноваций. - 2023, 183 с. Калюжный Е. А. Физиологические характеристики современных школьников / Е.А. Калюжный // Современные проблемы науки и образования. - 2021. -№. 4. - 508 с. Карелина И. О. Развитие понимания эмоций в период дошкольного детства. / И.О. Карелина //психологический ракурс. - 2018.
9. Клещев Ю.Н. Волейбол. Подготовка команды к соревнованиям / Ю.Н. Клещев. - М.: ТВТ Дивизион, 2022. - 915 c.
10. Колодницкий Г.А. Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол / Г.А. Колодницкий. - М.: Просвещение, 2020. - 189 c.
11. Косов, А.И. Психомоторное развитие младших школьников. / А.И. Косов - М.: Академ Пресс, 2003. - 264 с.
12. Кофман, П.К. Настольная книга учителя физической культуры. / П.К. Кофман - М.: Физкультура и спорт, 2000. - 280 с.
13. КулагинаИ.Ю. Психология развития и возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека / И.Ю. Кулагина // Учебное пособие для вузов. - 2-е изд.- М.: Академический проект, 2015. - 420с.
14. Кунянский В. А. Волейбол. О некоторых аспектах игры и судейства / В.А. Кунянский. - М.: Дивизион, 2019. - 271 с.
15. Кучма, В. Физическое развитие детей и подростков Российской Федерации. Вып.УП / В. Кучма и др. - М.: Гэотар-Медиа, 2019. - 176 с.
16. Литовченко О. Г. Физическое развитие детей 9-11 лет-уроженцев Среднего Приобья // О.Г. Литовченко // Экология человека. - 2019, 126 с
17. ЛяхВ.И. Координационно-двигательное совершенствование в физическом воспитании и спорте: история, теория, экспериментальные исследования / В.И. Лях // Теория и практика физической культуры. - 1995. - №11. - с. 73. Лях, В.И. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов / В.И. Лях - М. Просвещение 2005. Лях, В.И. О классификации координационных способностей / В.И. Лях // Теория и практика физической культуры. -1997. - №7.- С. 28-30.
18. Лях, В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. / В.И. Лях - М.: Физкультура и спорт, 2001. - 114 с.
19. Майорова, Л.Т. Закономерности развития координационных способностей у детей 7-10 лет. / Л.Т. Майорова - Красноярск, 2006. - 134 с.
20. Максименко, A.M. Основы теории и методики физической культуры. / A.M. Максименко - М.: Физкультура и спорт, 2004 - с. 328.
21. Максименко, A.M. Основы теории и методики физической культуры. / A.M. Максименко - М.: Физкультура и спорт, 2004 - с. 328.
22. Михайлович, Г.Н. Двигательное развитие детей 6-7 лет в связи с ориентацией к сложнокоординационной спортивной деятельности. / Г.Н. Михайлович - М.: Медицина, 2002. - 88 с.
23. Попова С.В., Социально-эмоциональное развитие младших школьников / С.В. Попова, С.Н. Назарова // Молодой ученый. - 2019. - №5.
24. Смирнова, Е.О. Детская психология : учебник / Е.О. Смирнова. - СПб. : Питер, 2022. - 304 с.
25. Стибиц Ф. Волейбол / Ф. Стибиц. - М.: ЁЁ Медиа, 2018. - 569 с.
26. Страмнова, О.Ю. Социальное развитие младших школьников в театральной деятельности детского коллектива / О.Ю. Страмнова // Конференциум АСОУ : сб. тр. науч. конф. -М. : Академия социального управления, 2019.
27. Трубайчук, Л.В. Реализация принципа индивидуализации в практике дошкольного образования / Л.В. Трубайчук // Детский сад: теория и практика. - 2019. - № 2.
28. Усакова В.И. Современные научные исследования и передовой опыт решения проблем физического и психического здоровья школьников. / Под ред. В.И. Усакова. - Красноярск, 2006. - 126 с.