Формирование толерантности подростков в условиях классного коллектива
|
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты формирования толерантности школьников подросткового возраста в условиях классного коллектива 10
1.1 Теоретические предпосылки формирования толерантности
школьников подросткового возраста 10
1.2 Классный коллектив как среда формирования толерантности
подростков 29
1.3 Модель формирования толерантности подростков в условиях 33
классного коллектива
Глава 2 Содержание и организация опытно - экспериментальной работы по формированию толерантности подростков в условиях 50 классного коллектива
2.1 Диагностика сформированности толерантности подростков на 50 констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы
2.2 Реализация модели формирования толерантности школьников
подросткового возраста в условиях классного коллектива 56
2.3 Анализ и обобщение результатов опытно -экспериментальной 65
работы по реализации модели формирования толерантности подростков в условиях классного коллектива
Заключение 71
Список использованных источников 73
Приложения 80
Глава 1 Теоретические аспекты формирования толерантности школьников подросткового возраста в условиях классного коллектива 10
1.1 Теоретические предпосылки формирования толерантности
школьников подросткового возраста 10
1.2 Классный коллектив как среда формирования толерантности
подростков 29
1.3 Модель формирования толерантности подростков в условиях 33
классного коллектива
Глава 2 Содержание и организация опытно - экспериментальной работы по формированию толерантности подростков в условиях 50 классного коллектива
2.1 Диагностика сформированности толерантности подростков на 50 констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы
2.2 Реализация модели формирования толерантности школьников
подросткового возраста в условиях классного коллектива 56
2.3 Анализ и обобщение результатов опытно -экспериментальной 65
работы по реализации модели формирования толерантности подростков в условиях классного коллектива
Заключение 71
Список использованных источников 73
Приложения 80
Актуальность исследования. В современном обществе тема толерантности очень актуальна. Безусловно, эта тема связана с сознательной или бессознательной тревогой людей, обеспокоенных активным ростом агрессивности, экстремизма, конфликтов в настоящее время. Стремление что- то предпринять, чтобы остановить разрушительное движение человечества и способствовать его эмоциональному и духовному преображению - есть выражение такой обеспокоенности.
В настоящее время возникает огромное количество стрессовых, кризисных ситуаций. Причины этого многочисленны. Необходимо вспомнить о возрастающих возможностях информационных потоков. Сейчас увеличивается темп жизни и скорость изменений, растет многообразие и многоликость мира. Каждый человек всё чаще попадает в ситуации неопределенности, у него всё больше сокращается время на межличностное общение. Всё это способствует тому, что у него возрастает уровень агрессивности по отношению к другим людям и событиям в мире, а уровень сопереживания снижается. Особенно это наблюдается среди молодежи в подростковом и юношеском возрасте [1, с.27].
Настоящее исследование опирается на теоретические разработки и результаты исследований философов, социологов, политологов, психологов и педагогов. В настоящее время возросло количество публикаций по проблеме толерантности. Однако, осмысление этой проблемы осуществлялось еще Платоном, Аристотелем, Сенекой, а позднее Ф. Бэконом, М. Лютером, Дж. Локком, Ж. Ж. Руссо, Дж. Стюартом Миллем, Ф. Вольтером, В. Соловьевым, П. Флоренским, Н. Бердяевым, Дж. Ролзом и другими.
В диссертационном исследовании мы использовали результаты исследований в области философии (Б. С. Гершунский, В. А. Лекторский) и социологии (Н. С. Ладыжец, М. С. Мацковский).
Отечественными психологами и педагогами проблема формирования
толерантности исследовалась в различных аспектах: общие вопросы
психологии и педагогики толерантности (А. Г. Асмолов, В. В.Глебкин,
П. Н. Ермаков, М. И. Рожков и др.); этническая толерантность
(Н. И. Лебедева, Г. У. Солдатова, Л. А. Шайгерова, О. Д. Шарова и др.); гуманитарные дисциплины как средство формирования толерантности
(В. А. Лекторский, А. В. Никольский, А. И. Репинецкий и др.).
Теоретический анализ философской, социологической и психологопедагогической литературы, а также изучение опыта работы образовательных организаций позволили выявить следующие противоречия:
• между социальными ожиданиями развития гармоничной личности подростков и ростом числа проявлений интолерантности со стороны школьников подросткового возраста;
• между потребностями общества в воспитании подростка, проявляющего толерантность на всех уровнях общественной жизни и недостаточным уровнем внедрения практических разработок по формированию толерантности школьников-подростков в жизнедеятельность классного коллектива.
С учетом выявленных противоречий, сформулирована проблема исследования: какова модель формирования толерантности подростков в условиях классного коллектива? Все это позволило нам сформулировать тему исследования: «Формирование толерантности подростков в условиях классного коллектива».
Объект исследования: классный коллектив как среда формирования толерантности подростков.
Предмет исследования: формирование толерантности школьников
подросткового возраста в условиях классного коллектива.
Цель исследования - разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить модель формирования толерантности подростков в классном коллективе.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что формирование толерантности подростков в условиях классного коллектива будет успешным,
если:
• теоретически обоснована и охарактеризована сущность процесса формирования толерантности школьников подросткового возраста;
• определены и охарактеризованы особенности классного коллектива подростков, определяющие успешность формирования их толерантности;
• теоретически обоснована, разработана и апробирована модель формирования толерантности подростков в классном коллективе;...
В настоящее время возникает огромное количество стрессовых, кризисных ситуаций. Причины этого многочисленны. Необходимо вспомнить о возрастающих возможностях информационных потоков. Сейчас увеличивается темп жизни и скорость изменений, растет многообразие и многоликость мира. Каждый человек всё чаще попадает в ситуации неопределенности, у него всё больше сокращается время на межличностное общение. Всё это способствует тому, что у него возрастает уровень агрессивности по отношению к другим людям и событиям в мире, а уровень сопереживания снижается. Особенно это наблюдается среди молодежи в подростковом и юношеском возрасте [1, с.27].
Настоящее исследование опирается на теоретические разработки и результаты исследований философов, социологов, политологов, психологов и педагогов. В настоящее время возросло количество публикаций по проблеме толерантности. Однако, осмысление этой проблемы осуществлялось еще Платоном, Аристотелем, Сенекой, а позднее Ф. Бэконом, М. Лютером, Дж. Локком, Ж. Ж. Руссо, Дж. Стюартом Миллем, Ф. Вольтером, В. Соловьевым, П. Флоренским, Н. Бердяевым, Дж. Ролзом и другими.
В диссертационном исследовании мы использовали результаты исследований в области философии (Б. С. Гершунский, В. А. Лекторский) и социологии (Н. С. Ладыжец, М. С. Мацковский).
Отечественными психологами и педагогами проблема формирования
толерантности исследовалась в различных аспектах: общие вопросы
психологии и педагогики толерантности (А. Г. Асмолов, В. В.Глебкин,
П. Н. Ермаков, М. И. Рожков и др.); этническая толерантность
(Н. И. Лебедева, Г. У. Солдатова, Л. А. Шайгерова, О. Д. Шарова и др.); гуманитарные дисциплины как средство формирования толерантности
(В. А. Лекторский, А. В. Никольский, А. И. Репинецкий и др.).
Теоретический анализ философской, социологической и психологопедагогической литературы, а также изучение опыта работы образовательных организаций позволили выявить следующие противоречия:
• между социальными ожиданиями развития гармоничной личности подростков и ростом числа проявлений интолерантности со стороны школьников подросткового возраста;
• между потребностями общества в воспитании подростка, проявляющего толерантность на всех уровнях общественной жизни и недостаточным уровнем внедрения практических разработок по формированию толерантности школьников-подростков в жизнедеятельность классного коллектива.
С учетом выявленных противоречий, сформулирована проблема исследования: какова модель формирования толерантности подростков в условиях классного коллектива? Все это позволило нам сформулировать тему исследования: «Формирование толерантности подростков в условиях классного коллектива».
Объект исследования: классный коллектив как среда формирования толерантности подростков.
Предмет исследования: формирование толерантности школьников
подросткового возраста в условиях классного коллектива.
Цель исследования - разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить модель формирования толерантности подростков в классном коллективе.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что формирование толерантности подростков в условиях классного коллектива будет успешным,
если:
• теоретически обоснована и охарактеризована сущность процесса формирования толерантности школьников подросткового возраста;
• определены и охарактеризованы особенности классного коллектива подростков, определяющие успешность формирования их толерантности;
• теоретически обоснована, разработана и апробирована модель формирования толерантности подростков в классном коллективе;...
Анализ и обобщение основных теоретических положений, психологопедагогической литературы: В. А. Лекторского, А. В. Никольского, А. И. Репинецкого. А. Г. Асмолова, В. В. Глебкина, П. Н. Ермакова, М. И. Рожкова, Н. И. Лебедевой, Г.У. Солдатовой, Л. А. Шайгеровой, О. Д. Шаровой и других, можно заключить, что проблема формирования толерантности подростков многоаспектна и вбирает в себя целый ряд других проблем, значимых для становления личности подростка: формирование ценностно-целевых ориентаций подростка, а также самоутверждение, самовоспитание, самореализация подростка в условиях классного коллектива.
Изучение проблемы формирования толерантности подростков в условиях классного коллектива, проведённое в диссертационном исследовании, а также данные опытно-экспериментальной работы в целом подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили сделать следующие выводы.
1. Классный коллектив является важной средой формирования толерантности подростков. Именно в классном коллективе у подростка формируется понимание, что разные индивидуальные качества людей (цвет кожи, вероисповедание, национальность) лишь дополняют друг друга, составляя многообразный и прекрасный мир, именно в своем детском коллективе у подростков формируются и развиваются толерантное отношение к людям с какими-либо различиями (национальными, религиозными, половыми), а так же развивается желание становиться лучше, самосовершенствоваться, формируется стремление оказывать помощь и быть готовым её принимать, воспитывается любовь к Родине, желание знать и изучать ее историю, традиции и обычаи.
2. Для эффективного формирования толерантности подростков разработана и апробирована модель формирования толерантности подростков в условиях классного коллектива, которая может быть рекомендована классным руководителям, социальным педагогам, педагогам - психологам, руководителям методических объединений общеобразовательных организаций, для работы с подростками.
3. Формирование толерантности подростков происходит в процессе специально организованной деятельности по программе «Школа толерантности».
4. В процессе исследования определены критерии формирования толерантности подростков: потребностно-мотивационный, когнитивный, ценностно-смысловой и практический, использование которых позволяет точно определить уровень сформированности толерантности подростков.
5. Модель формирования толерантности подростков в условиях классного коллектива успешно реализуется при наличии следующих педагогических условий:
• направленность педагога на толерантное взаимодействие с подростками в классном коллективе, обеспечивающее равноценное отношение к обучающимся различных этнических и религиозных групп, мировоззренческих взглядов;
• включение подростков в коллективную работу, способствующую продуктивному сотрудничеству в классном коллективе;
• создание толерантной среды, обеспечивающей субъектно-ценностные отношения членов классного коллектива.
Диссертационное исследование ограничилось кругом вопросов, связанных с формированием толерантности подростков в условиях классного коллектива. Однако не менее важным представляется изучение формирования толерантности у младших школьников, а также старшеклассников в образовательных организациях, что раскрывает перспективы дальнейшего теоретического и экспериментального исследования
Изучение проблемы формирования толерантности подростков в условиях классного коллектива, проведённое в диссертационном исследовании, а также данные опытно-экспериментальной работы в целом подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили сделать следующие выводы.
1. Классный коллектив является важной средой формирования толерантности подростков. Именно в классном коллективе у подростка формируется понимание, что разные индивидуальные качества людей (цвет кожи, вероисповедание, национальность) лишь дополняют друг друга, составляя многообразный и прекрасный мир, именно в своем детском коллективе у подростков формируются и развиваются толерантное отношение к людям с какими-либо различиями (национальными, религиозными, половыми), а так же развивается желание становиться лучше, самосовершенствоваться, формируется стремление оказывать помощь и быть готовым её принимать, воспитывается любовь к Родине, желание знать и изучать ее историю, традиции и обычаи.
2. Для эффективного формирования толерантности подростков разработана и апробирована модель формирования толерантности подростков в условиях классного коллектива, которая может быть рекомендована классным руководителям, социальным педагогам, педагогам - психологам, руководителям методических объединений общеобразовательных организаций, для работы с подростками.
3. Формирование толерантности подростков происходит в процессе специально организованной деятельности по программе «Школа толерантности».
4. В процессе исследования определены критерии формирования толерантности подростков: потребностно-мотивационный, когнитивный, ценностно-смысловой и практический, использование которых позволяет точно определить уровень сформированности толерантности подростков.
5. Модель формирования толерантности подростков в условиях классного коллектива успешно реализуется при наличии следующих педагогических условий:
• направленность педагога на толерантное взаимодействие с подростками в классном коллективе, обеспечивающее равноценное отношение к обучающимся различных этнических и религиозных групп, мировоззренческих взглядов;
• включение подростков в коллективную работу, способствующую продуктивному сотрудничеству в классном коллективе;
• создание толерантной среды, обеспечивающей субъектно-ценностные отношения членов классного коллектива.
Диссертационное исследование ограничилось кругом вопросов, связанных с формированием толерантности подростков в условиях классного коллектива. Однако не менее важным представляется изучение формирования толерантности у младших школьников, а также старшеклассников в образовательных организациях, что раскрывает перспективы дальнейшего теоретического и экспериментального исследования
Подобные работы
- Формирование толерантности подростков в учебно-воспитательном процессе современной школы
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2018 - Формирование толерантности подростков в учебно-воспитательном
процессе современной школы
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2013 - ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ПОДРОСТКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТРЕНИНГА
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2018 - Изучение процесса распространения православия в Горном Алтае в рамках внеурочной деятельности как* способ формирования толерантных качеств подростков сельской школы
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Формирование толерантности и позитивных стереотипов
поликультурного взаимодействия на уроках истории
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Проблема воспитания межкультурной толерантности и много религиозной среде современного Татарстана
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МАЛЫХ ГРУПП
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2021





