Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты формирования толерантности школьников подросткового возраста в условиях классного коллектива 10
1.1 Теоретические предпосылки формирования толерантности
школьников подросткового возраста 10
1.2 Классный коллектив как среда формирования толерантности
подростков 29
1.3 Модель формирования толерантности подростков в условиях 33
классного коллектива
Глава 2 Содержание и организация опытно - экспериментальной работы по формированию толерантности подростков в условиях 50 классного коллектива
2.1 Диагностика сформированности толерантности подростков на 50 констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы
2.2 Реализация модели формирования толерантности школьников
подросткового возраста в условиях классного коллектива 56
2.3 Анализ и обобщение результатов опытно -экспериментальной 65
работы по реализации модели формирования толерантности подростков в условиях классного коллектива
Заключение 71
Список использованных источников 73
Приложения 80
Актуальность исследования. В современном обществе тема толерантности очень актуальна. Безусловно, эта тема связана с сознательной или бессознательной тревогой людей, обеспокоенных активным ростом агрессивности, экстремизма, конфликтов в настоящее время. Стремление что- то предпринять, чтобы остановить разрушительное движение человечества и способствовать его эмоциональному и духовному преображению - есть выражение такой обеспокоенности.
В настоящее время возникает огромное количество стрессовых, кризисных ситуаций. Причины этого многочисленны. Необходимо вспомнить о возрастающих возможностях информационных потоков. Сейчас увеличивается темп жизни и скорость изменений, растет многообразие и многоликость мира. Каждый человек всё чаще попадает в ситуации неопределенности, у него всё больше сокращается время на межличностное общение. Всё это способствует тому, что у него возрастает уровень агрессивности по отношению к другим людям и событиям в мире, а уровень сопереживания снижается. Особенно это наблюдается среди молодежи в подростковом и юношеском возрасте [1, с.27].
Настоящее исследование опирается на теоретические разработки и результаты исследований философов, социологов, политологов, психологов и педагогов. В настоящее время возросло количество публикаций по проблеме толерантности. Однако, осмысление этой проблемы осуществлялось еще Платоном, Аристотелем, Сенекой, а позднее Ф. Бэконом, М. Лютером, Дж. Локком, Ж. Ж. Руссо, Дж. Стюартом Миллем, Ф. Вольтером, В. Соловьевым, П. Флоренским, Н. Бердяевым, Дж. Ролзом и другими.
В диссертационном исследовании мы использовали результаты исследований в области философии (Б. С. Гершунский, В. А. Лекторский) и социологии (Н. С. Ладыжец, М. С. Мацковский).
Отечественными психологами и педагогами проблема формирования
толерантности исследовалась в различных аспектах: общие вопросы
психологии и педагогики толерантности (А. Г. Асмолов, В. В.Глебкин,
П. Н. Ермаков, М. И. Рожков и др.); этническая толерантность
(Н. И. Лебедева, Г. У. Солдатова, Л. А. Шайгерова, О. Д. Шарова и др.); гуманитарные дисциплины как средство формирования толерантности
(В. А. Лекторский, А. В. Никольский, А. И. Репинецкий и др.).
Теоретический анализ философской, социологической и психологопедагогической литературы, а также изучение опыта работы образовательных организаций позволили выявить следующие противоречия:
• между социальными ожиданиями развития гармоничной личности подростков и ростом числа проявлений интолерантности со стороны школьников подросткового возраста;
• между потребностями общества в воспитании подростка, проявляющего толерантность на всех уровнях общественной жизни и недостаточным уровнем внедрения практических разработок по формированию толерантности школьников-подростков в жизнедеятельность классного коллектива.
С учетом выявленных противоречий, сформулирована проблема исследования: какова модель формирования толерантности подростков в условиях классного коллектива? Все это позволило нам сформулировать тему исследования: «Формирование толерантности подростков в условиях классного коллектива».
Объект исследования: классный коллектив как среда формирования толерантности подростков.
Предмет исследования: формирование толерантности школьников
подросткового возраста в условиях классного коллектива.
Цель исследования - разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить модель формирования толерантности подростков в классном коллективе.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что формирование толерантности подростков в условиях классного коллектива будет успешным,
если:
• теоретически обоснована и охарактеризована сущность процесса формирования толерантности школьников подросткового возраста;
• определены и охарактеризованы особенности классного коллектива подростков, определяющие успешность формирования их толерантности;
• теоретически обоснована, разработана и апробирована модель формирования толерантности подростков в классном коллективе;...
Анализ и обобщение основных теоретических положений, психологопедагогической литературы: В. А. Лекторского, А. В. Никольского, А. И. Репинецкого. А. Г. Асмолова, В. В. Глебкина, П. Н. Ермакова, М. И. Рожкова, Н. И. Лебедевой, Г.У. Солдатовой, Л. А. Шайгеровой, О. Д. Шаровой и других, можно заключить, что проблема формирования толерантности подростков многоаспектна и вбирает в себя целый ряд других проблем, значимых для становления личности подростка: формирование ценностно-целевых ориентаций подростка, а также самоутверждение, самовоспитание, самореализация подростка в условиях классного коллектива.
Изучение проблемы формирования толерантности подростков в условиях классного коллектива, проведённое в диссертационном исследовании, а также данные опытно-экспериментальной работы в целом подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили сделать следующие выводы.
1. Классный коллектив является важной средой формирования толерантности подростков. Именно в классном коллективе у подростка формируется понимание, что разные индивидуальные качества людей (цвет кожи, вероисповедание, национальность) лишь дополняют друг друга, составляя многообразный и прекрасный мир, именно в своем детском коллективе у подростков формируются и развиваются толерантное отношение к людям с какими-либо различиями (национальными, религиозными, половыми), а так же развивается желание становиться лучше, самосовершенствоваться, формируется стремление оказывать помощь и быть готовым её принимать, воспитывается любовь к Родине, желание знать и изучать ее историю, традиции и обычаи.
2. Для эффективного формирования толерантности подростков разработана и апробирована модель формирования толерантности подростков в условиях классного коллектива, которая может быть рекомендована классным руководителям, социальным педагогам, педагогам - психологам, руководителям методических объединений общеобразовательных организаций, для работы с подростками.
3. Формирование толерантности подростков происходит в процессе специально организованной деятельности по программе «Школа толерантности».
4. В процессе исследования определены критерии формирования толерантности подростков: потребностно-мотивационный, когнитивный, ценностно-смысловой и практический, использование которых позволяет точно определить уровень сформированности толерантности подростков.
5. Модель формирования толерантности подростков в условиях классного коллектива успешно реализуется при наличии следующих педагогических условий:
• направленность педагога на толерантное взаимодействие с подростками в классном коллективе, обеспечивающее равноценное отношение к обучающимся различных этнических и религиозных групп, мировоззренческих взглядов;
• включение подростков в коллективную работу, способствующую продуктивному сотрудничеству в классном коллективе;
• создание толерантной среды, обеспечивающей субъектно-ценностные отношения членов классного коллектива.
Диссертационное исследование ограничилось кругом вопросов, связанных с формированием толерантности подростков в условиях классного коллектива. Однако не менее важным представляется изучение формирования толерантности у младших школьников, а также старшеклассников в образовательных организациях, что раскрывает перспективы дальнейшего теоретического и экспериментального исследования
1. Абульханова-Славская, К. А. Типология личности и гуманистический подход // Гуманистические проблемы психологической теории [Текст]: / К.А. Абульханова-Славская. - М.: 1995. - 102 с.
2. Амонашвили, Ш. А. Школа Жизни: Трактат о начальной ступени образования, основанного на принципах гуманно-личностной педагогики [Текст]: / Ш.А. Амонашвили. - М.: Народное образование, Изд. Дом Ш.А. Амонашвили, 2000. - 144 с.
3. Арабина, Л. Л. Методы активного обучения как средство развития этнической толерантности у подростков / Вестник интегративной психологии [Текст] / Л.Л. Арабина // Журнал для психологов. - 2005 -Выпуск 1 (3).
4. Асмолов, А. Г. Толерантность: различные парадигмы анализа [Текст] // Толерантность в общественном сознании России. / А. Г. Асмолов. - М.: 1998
5. Асмолов, А. Г. Толерантность как культура XXI века [Текст] / А. Г. Асмолов // Век толерантности. - М.: СМИ МГУ им.М.В.Ломоносова, 2004. - № 7.
6. Байбаков, A. M. Воспитание толерантности у старшего подростка
в условиях взаимодействия малых групп [Текст] : дис канд. пед. наук :
13.00.01 : защищена 25.04.03 : утв. 26.07.06 / Байбаков Александр Михайлович. - Волгоград, 2003. - 149 с.
7. Божович, Л. И. Избр. псих.труды. Проблемы формирования личности [Текст] : /Под ред. Д. И. Фельдштейна. - М. : Межд.пед.академия, 1995. - 212 с.
8. Бондаревская, Е. В. Смыслы и стратегии личностно
ориентированного воспитания [Текст] / Е. В. Бондаревская // Педагогика. -
2001. - № 1. - С. 17-24.
9. Выготский J1. С. Педология подростка [Текст] // Собр. соч. Т. 4. / Л. С. Выготский. - М., 1984. - 242 с.
10. Гершунский, Б. С. Философия образования для XXI века [Текст] : / Б, С. Гершунский. - М.: Издательство: Педагогическое общество России,
2002. - 697 с.
11. Гуревич, К.М. Индивидуально-психологические особенности
школьников [Текст] : / К. М. Гуревич. - М., 1984. - 79 с.
12. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка
[Текст] / В.И. Даль - М, 1979.
13. Едыгова, Н. П. Воспитание межнациональной толерантности в поликультурной подростковой среде [Текст] : дис. .канд. пед. наук : 13.00.01 : защищена 10.07.02 : утв. 16.11.08 / Едыкова Наталья Петровна. - Майкоп, 2002. - 195 с.
14. Ениколопов, С. Н. Агрессиные установки личности: истоки фобий
в конфликтных ситуациях [Текст] : // Межкультурный диалог: исследования
и практика / Под ред. Солдатовой Г.У., Прокофьевой Т.Ю., Лютой Т.А. - М.: СМИ МГУ им. М.В. Ломоносова, 2004.
15. Забродин Ю.М., Попова М.В. Психология в школе: Экспериментальный учебный курс для подростков среде [Текст] : / Ю. М. Забродин , М.В. Попов. - М., 1994. - 263 с....64