Совершенствование организационной культуры в образовательной сфере (на примере ГАПОУ ПО «Пензенский социально-педагогический колледж»)
|
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ 8
1.1 Понятие, функции и виды организационной культуры 8
1.2 Процесс формирования и поддержания организационной культуры в
учреждениях образования 19
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В ГАПОУ ПО
«ПЕНЗЕНСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»...28
2.1 Характеристика деятельности и кадрового состава ГАПОУ ПО
«Пензенский социально-педагогический колледж» 28
2.2 Исследование организационной культуры в ГАПОУ ПО «Пензенский социально-педагогический колледж» и направления ее совершенствования.38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ 61
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ 8
1.1 Понятие, функции и виды организационной культуры 8
1.2 Процесс формирования и поддержания организационной культуры в
учреждениях образования 19
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В ГАПОУ ПО
«ПЕНЗЕНСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»...28
2.1 Характеристика деятельности и кадрового состава ГАПОУ ПО
«Пензенский социально-педагогический колледж» 28
2.2 Исследование организационной культуры в ГАПОУ ПО «Пензенский социально-педагогический колледж» и направления ее совершенствования.38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ 61
На сегодняшний день происходит обновление требований как профессиональных, так и государственных образовательных стандартов, что влечет за собой изменения в работе образовательных учреждений, и, соответственно, изменения в организационной культуре учреждений сферы образования.
Кроме того, 2023 год значим в развитии статуса педагога, так как были обновлены Профессиональные стандарты. Педагоги среднего профессионального образования также получили обновленные профессиональные стандарты, которые содержат в себе требования к организации взаимодействия педагогов со студентами, между собой в коллективе и с внешней средой, также новые профессиональные стандарты содержат основные правила поведения педагогов среднего профессионального образования.
Данное обстоятельство подтверждает актуальность изучения выбранной темы исследования.
Также отметим, что совершенствование организационной культуры в образовательной сфере следует оценить с точки зрения безоговорочного элемента, обеспечивающего процесс реализации здоровых
внутриорганизационных коммуникаций, благоприятного социальнопсихологического климата и высокого трудового потенциала педагогических работников.
Важность организационной культуры необходима и для понимания того, как правильно, рационально, и в наибольшей степени соответствующе управлять коллективом. Поэтому руководителям образовательных организаций важно знать, как и в какой степени регламентировать те или иные бизнес-процессы в организации, как повысить эффективность решения задач управления персоналом.
современные авторы научной литературы, а также периодических изданий. Все же отметим, что более узкие вопросы совершенствования организационной культуры в образовательной сфере остаются на сегодняшний день не до конца раскрыты.
Теоретической базой для написания бакалаврской работы стали труды таких авторов как Д.С. Баланова, О.С. Виханского, Л.И. Дорофеевой, Е. А. Морозовой и многих других.
Целью бакалаврской работы является изучение организационной культуры в образовательной сфере и разработка рекомендаций по совершенствованию организационной культуры ГАПОУ ПО «Пензенский социально-педагогический колледж».
Для достижения поставной цели исследования сформулированы следующие задачи:
1) рассмотреть понятие, функции и виды организационной культуры;
2) охарактеризовать процесс формирования и поддержания
организационной культуры в учреждениях образования;
3) проанализировать общую характеристику деятельности и кадровый состав ГАПОУ ПО «Пензенский социально-педагогический колледж»;
4) провести оценку организационной культуры в ГАПОУ ПО
«Пензенский социально-педагогический колледж» и разработать
направления по ее совершенствованию.
Объектом исследования является ГАПОУ ПО «Пензенский социальнопедагогический колледж».
Предмет исследования - организационная культура в образовательной сфере.
Для написания бакалаврской работы использованы как общетеоретические, так и эмпирические методы исследования. К общетеоретическим методам исследования относятся анализ научной литературы, классификация, системный анализ, метод дедукции. К эмпирическим методам исследования, применяемым в бакалаврской работе, относятся: диагностическая методика организационной культуры по модели Камерона-Куинна, глубинное интервью.
Бакалаврская работа включает: введение, 2 главы по 2 параграфа, заключение, список использованных источников и 9 приложений.
Кроме того, 2023 год значим в развитии статуса педагога, так как были обновлены Профессиональные стандарты. Педагоги среднего профессионального образования также получили обновленные профессиональные стандарты, которые содержат в себе требования к организации взаимодействия педагогов со студентами, между собой в коллективе и с внешней средой, также новые профессиональные стандарты содержат основные правила поведения педагогов среднего профессионального образования.
Данное обстоятельство подтверждает актуальность изучения выбранной темы исследования.
Также отметим, что совершенствование организационной культуры в образовательной сфере следует оценить с точки зрения безоговорочного элемента, обеспечивающего процесс реализации здоровых
внутриорганизационных коммуникаций, благоприятного социальнопсихологического климата и высокого трудового потенциала педагогических работников.
Важность организационной культуры необходима и для понимания того, как правильно, рационально, и в наибольшей степени соответствующе управлять коллективом. Поэтому руководителям образовательных организаций важно знать, как и в какой степени регламентировать те или иные бизнес-процессы в организации, как повысить эффективность решения задач управления персоналом.
современные авторы научной литературы, а также периодических изданий. Все же отметим, что более узкие вопросы совершенствования организационной культуры в образовательной сфере остаются на сегодняшний день не до конца раскрыты.
Теоретической базой для написания бакалаврской работы стали труды таких авторов как Д.С. Баланова, О.С. Виханского, Л.И. Дорофеевой, Е. А. Морозовой и многих других.
Целью бакалаврской работы является изучение организационной культуры в образовательной сфере и разработка рекомендаций по совершенствованию организационной культуры ГАПОУ ПО «Пензенский социально-педагогический колледж».
Для достижения поставной цели исследования сформулированы следующие задачи:
1) рассмотреть понятие, функции и виды организационной культуры;
2) охарактеризовать процесс формирования и поддержания
организационной культуры в учреждениях образования;
3) проанализировать общую характеристику деятельности и кадровый состав ГАПОУ ПО «Пензенский социально-педагогический колледж»;
4) провести оценку организационной культуры в ГАПОУ ПО
«Пензенский социально-педагогический колледж» и разработать
направления по ее совершенствованию.
Объектом исследования является ГАПОУ ПО «Пензенский социальнопедагогический колледж».
Предмет исследования - организационная культура в образовательной сфере.
Для написания бакалаврской работы использованы как общетеоретические, так и эмпирические методы исследования. К общетеоретическим методам исследования относятся анализ научной литературы, классификация, системный анализ, метод дедукции. К эмпирическим методам исследования, применяемым в бакалаврской работе, относятся: диагностическая методика организационной культуры по модели Камерона-Куинна, глубинное интервью.
Бакалаврская работа включает: введение, 2 главы по 2 параграфа, заключение, список использованных источников и 9 приложений.
Организационная культура играет важную роль в жизни любой компании. Она определяет ценности, нормы и поведение сотрудников, а также влияет на их мотивацию и эффективность работы. Создание и поддержание положительной организационной культуры требует усилий со стороны руководителей и всего коллектива.
Руководитель должен быть лидером, который вдохновляет и мотивирует своих подчиненных, а также создает условия для развития и процветания организационной культуры. Формирование организационной культуры - это длительный процесс, так как элементы организационной культуры должны быть закреплены в сознании сотрудников и быть нерушимыми для них.
Кроме того, формирование организационной культуры помимо временных ресурсов для формирования требует и финансовых вложений (материальное стимулирование персонала, система развития, включающая обучение за счет организации, внешняя атрибутика - оформление производственных и офисных помещений, корпоративные товары с символикой).
Организационная или корпоративная культура включает в себя такие элементы, как руководство; взаимоотношения в коллективе; конфликтность персонала, умение решать совместно проблемы коллектива; позиционирование себя сотрудниками по отношению к другим; внешняя атрибутика: лозунги, цветовая гамма, миссия, гимн и другое; принятые негласные правила поведения сотрудников: ценности и нормы;
регламентированные и закрепленные в локальных нормативных актах правила поведения; уровень мотивации и лояльности персонала.
Система управления ГАПОУ ПО «Пензенский социальнопедагогический колледж» предусматривает четкое взаимодействие подразделений при осуществлении образовательной деятельности.
Средний возраст сотрудников ГАПОУ ПО «Пензенский социальнопедагогический колледж» - 45 лет. По стажу работы штатных сотрудников средний стаж составляет 15 лет. Основная категория сотрудников - педагогические работники. Текучесть персонала на начало 2023 года на уровне 16,5% (критически высокий уровень текучести персонала образовательной организации).
В результате анализа локальных нормативных актов, характеризующих организационную культуру ГАПОУ ПО «Пензенский социальнопедагогический колледж», а также диагностики организационной культуры образовательной организации по модели Камерона-Куинна сформированы основные характеристики организационной культуры: разработана миссия образовательной организации, закрепленная в Уставе; корпоративная атрибутика (герб, гимн) есть, но не популяризируются среди персонала, студентов и абитуриентов; разработано Положение о нормах профессиональной этики; организационная культура имеет иерархический вид, однако сотрудники предпочитают клановый вид организационной культуры.
В результате проведенного исследования организационной культуры в ГАПОУ ПО «Пензенский социально-педагогический колледж» были выделены некоторые недостатки организационной культуры:
1) в существующих на сегодняшний день локальных документах образовательной организации нет четких требований к поведению, порядку взаимодействия сотрудников между собой, а также со студентами, не указаны ценности, которых должен придерживаться персонал. В связи с этим регламентацию организационной культуры следует дополнить дополнительными документами, например, кодексом поведения сотрудников или подобного локального нормативного акта образовательной организации;
2) в образовательной организации не проводятся регулярные корпоративные мероприятия. Считаем целесообразным проведение «программ отдыха» (совместные выезды на природу, походы в театр, на экскурсии, не ограничиваться только совместными банкетами и т.д.) для поддержания «здорового» социально-психологического климата в коллективе. Кроме того, указанные корпоративные мероприятия могут стать одной из традиций образовательной организации.
Для совершенствования организационной культуры ГАПОУ ПО «Пензенский социально-педагогический колледж» необходимо разработать и утвердить единый акт, регламентирующий организационную культуру: Положение об организационной культуре. Также рекомендуется проводить кадровую политику, направленную на поддержание «здорового» социальнопсихологического климата в коллективе: создание информационного стенда; создание электронной обратной связи; организация «Комплимент-бокса»; разработка плана мероприятий «Программы отдыха» для сотрудников образовательной организации.
Руководитель должен быть лидером, который вдохновляет и мотивирует своих подчиненных, а также создает условия для развития и процветания организационной культуры. Формирование организационной культуры - это длительный процесс, так как элементы организационной культуры должны быть закреплены в сознании сотрудников и быть нерушимыми для них.
Кроме того, формирование организационной культуры помимо временных ресурсов для формирования требует и финансовых вложений (материальное стимулирование персонала, система развития, включающая обучение за счет организации, внешняя атрибутика - оформление производственных и офисных помещений, корпоративные товары с символикой).
Организационная или корпоративная культура включает в себя такие элементы, как руководство; взаимоотношения в коллективе; конфликтность персонала, умение решать совместно проблемы коллектива; позиционирование себя сотрудниками по отношению к другим; внешняя атрибутика: лозунги, цветовая гамма, миссия, гимн и другое; принятые негласные правила поведения сотрудников: ценности и нормы;
регламентированные и закрепленные в локальных нормативных актах правила поведения; уровень мотивации и лояльности персонала.
Система управления ГАПОУ ПО «Пензенский социальнопедагогический колледж» предусматривает четкое взаимодействие подразделений при осуществлении образовательной деятельности.
Средний возраст сотрудников ГАПОУ ПО «Пензенский социальнопедагогический колледж» - 45 лет. По стажу работы штатных сотрудников средний стаж составляет 15 лет. Основная категория сотрудников - педагогические работники. Текучесть персонала на начало 2023 года на уровне 16,5% (критически высокий уровень текучести персонала образовательной организации).
В результате анализа локальных нормативных актов, характеризующих организационную культуру ГАПОУ ПО «Пензенский социальнопедагогический колледж», а также диагностики организационной культуры образовательной организации по модели Камерона-Куинна сформированы основные характеристики организационной культуры: разработана миссия образовательной организации, закрепленная в Уставе; корпоративная атрибутика (герб, гимн) есть, но не популяризируются среди персонала, студентов и абитуриентов; разработано Положение о нормах профессиональной этики; организационная культура имеет иерархический вид, однако сотрудники предпочитают клановый вид организационной культуры.
В результате проведенного исследования организационной культуры в ГАПОУ ПО «Пензенский социально-педагогический колледж» были выделены некоторые недостатки организационной культуры:
1) в существующих на сегодняшний день локальных документах образовательной организации нет четких требований к поведению, порядку взаимодействия сотрудников между собой, а также со студентами, не указаны ценности, которых должен придерживаться персонал. В связи с этим регламентацию организационной культуры следует дополнить дополнительными документами, например, кодексом поведения сотрудников или подобного локального нормативного акта образовательной организации;
2) в образовательной организации не проводятся регулярные корпоративные мероприятия. Считаем целесообразным проведение «программ отдыха» (совместные выезды на природу, походы в театр, на экскурсии, не ограничиваться только совместными банкетами и т.д.) для поддержания «здорового» социально-психологического климата в коллективе. Кроме того, указанные корпоративные мероприятия могут стать одной из традиций образовательной организации.
Для совершенствования организационной культуры ГАПОУ ПО «Пензенский социально-педагогический колледж» необходимо разработать и утвердить единый акт, регламентирующий организационную культуру: Положение об организационной культуре. Также рекомендуется проводить кадровую политику, направленную на поддержание «здорового» социальнопсихологического климата в коллективе: создание информационного стенда; создание электронной обратной связи; организация «Комплимент-бокса»; разработка плана мероприятий «Программы отдыха» для сотрудников образовательной организации.





