Введение 3
Глава 1. Теоретические основы отбора корней тригонометрического уравнения 6
1.1. Основные способы отбора корней, их достоинства и недостатки ... 6
1.2. Анализ учебно-методической литературы и информационных
ресурсов по теме «Отбор корней тригонометрического уравнения» 12
Глава 2. Методические аспекты изучения способов отбора корней 19
2.1. Особенности оформления отбора корней тригонометрического
уравнения различными способами 19
2.2. Технологическая карта урока по теме «Отбор корней
тригонометрического уравнения» 23
2.3. Методы решения тригонометрических уравнений и отбор корней
путем построения их соответствующих функций с помощью интерактивных средств образовательного назначения 31
2.4. Игра в приложении Quizizz, тестирующая уровень освоения темы
«Отбор корней тригонометрического уравнения» 33
Заключение 40
Список литературы 44
Изучение тригонометрии в школе достаточно продолжительный процесс: первое знакомство происходит в курсе геометрии, а затем углубленно в курсе алгебры и начал анализа. Вопросы тригонометрии встречаются в контрольноизмерительных материалах ЕГЭ (может быть в заданиях №5, 9, 13, 18). И, конечно, большинство школьников желает получить наивысший балл для дальнейшего поступления в престижный вуз, а для этого нужно решить правильно задания из второй части, где требуется написать развернутое решение. Правильно решённое и оформленное задание будет оценено на максимум баллов. Следовательно, помимо умения решать, необходимо знать, как оформить своё решение. Оформление решения задания №13 ЕГЭ по профильной математике в соответствии с критериями оценивания представлено во многих учебниках и справочниках, а про оформление отбора корней действительно хорошей, специализированной литературы недостаточно, вследствие чего выпускники допускают ошибки и не получают наивысший балл за решение. [15]
Исходя из вышеизложенного, выбранная тема: «Методические
особенности обучения отбору корней тригонометрического уравнения» актуальна.
Проблема исследования заключается в поиске наиболее рационального оформления отбора корней тригонометрического уравнения различными способами.
Объект исследования - процесс изучения тригонометрических уравнений в курсе алгебры и начал анализа 10-11 классов.
Предмет исследования - особенности обучения отбору корней тригонометрического уравнения.
Цель исследования: выявление методических особенностей и
акцентирование методических рекомендаций учащимся, на которые нужно обратить внимание при отборе корней тригонометрического уравнения.
В соответствии с целью были определены следующие задачи:
1. Провести анализ методической литературы и Интернет ресурсов, по теме исследования
2. Определить особенности изложения способов отбора корней тригонометрического уравнения, выявить их преимущества и недостатки;
3. Рассмотреть решение тригонометрических уравнений и отбор корней путем построения их соответствующих функций с помощью интерактивных средств образовательного назначения;
4. Разработать технологическую карту урока по теме исследования;
5. Разработать методические рекомендации учителям и учащимся по теме:
«Методические особенности обучения отбору корней
тригонометрического уравнения»;
6. Разработать игру, тестирующую уровень освоения темы «Отбор корней тригонометрического уравнения».
Решение поставленных задач требует использование следующих методов: анализ учебно-методической литературы и Интернет-ресурсов по проблеме исследования; наблюдение; беседы с учителями.
Научная новизна исследования состоит в том, что в работе детально рассмотрены способы отбора корней тригонометрического уравнения, составлены точные правила оформления в задании №13 пункта б) профильного ЕГЭ по математике, а также создана игра в приложении Quizizz, тестирующая уровень освоения темы «Отбор корней тригонометрического уравнения».
Практическая значимость исследования определяется тем, что в его рамках разработаны и обоснованы методические указания оформления отбора корней. Основные результаты исследования могут применяться для эффективной подготовки школьников к ЕГЭ, подготовки соответствующих учебных пособий и дидактических материалов. Создана игра, которая поможет ученикам и учителям определить уровень освоения темы исследования.
Структура выпускной квалификационной работы определена логикой исследования и последовательностью решения его задач: данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы были получены следующие результаты:
1. Изучены и проанализированы методическая литература и различные Интернет ресурсы на предмет обучения школьников способам и особенностям отбора корней тригонометрического уравнения.
2. Освещены основные способы отбора корней, а также выделены преимущества и недостатки каждого из них. Также для учителей и учеников разработаны методические рекомендации по оформлению каждого способа в рамках ЕГЭ.
3. Рассмотрены различные пособия и Youtube каналы, находящиеся в открытом доступе сети Интернет, которые могут использоваться как учителем на уроке для фронтальной и индивидуальной работы, так и учащимися в школе и дома для закрепления и усвоения темы отбор корней и, в целом, для подготовки к Единому Государственному Экзамену.
4. Показано решение тригонометрических уравнений и отбор корней путем построения их соответствующих функций с помощью Математического конструктора, интерактивно тригонометрической окружности.
5. Разработана технологическая карта дистанционного обобщающего урока по теме «Отбор корней тригонометрического уравнения».
6. Разработана интерактивная игра в приложении Quizizz, тестирующая уровень освоения темы «Отбор корней тригонометрического уравнения». Всё вышеуказанное может быть полезно как учителю, так и учащимся.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что поставленные задачи в основе своей решены, цель исследования достигнута.
1. Балаян Э. Н. Справочник по математике для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ / Э.Н. Балаян. - Рн/Д: Феникс, 2018. 158 с.
2. Буряк В.К. Самостоятельная работа учащихся. М.: Аспект пресс, 2005. 272 с.
3. Дакацьян У. В. Проверка знаний учащихся по математике. М.: Академия, 2005. 235 с.
4. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: учебное пособие для студ. учеб. заведений. М.: Академия, 2005. 192 с.
5. Зотов Ю.Б. Организация современного урока. М.: Педагогика, 2006. 248 с.
6. Кожабаев К.Г. Актуальные проблемы методики преподавания
математики // Математика в школе. 2012. № 7. С. 38-40.
7. Математический конструктор. URL: https://obr.1c.ru/mathkit/ (дата
обращения 18.05.2021).
8. Методические материалы для председателей и членов предметных комиссий субъектов Российской Федерации по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2020 года. / пособие/ И.В. Ященко [и др.]; М. : ФИПИ, 2020 г. 115 с.
9. Мордкович А.Г. Алгебра и начало математического анализа. 10-11 классы. В 2 ч. Ч.1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (базовый уровень). 14-е изд., стер. М.: Мнемозина, 2013. 400 с.
10. Мордкович А.Г. Алгебра и начало математического анализа. 10-11 классы. В 2 ч. Ч.2. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (профильный уровень). 14-е изд., стер. М.: Мнемозина, 2013. 400 с.
11. Мордкович А.Г. Методические проблемы изучения тригонометрии в общеобразовательной школе. Математика в школе. 2002. №6.
12. Незнайка. URL: https: //neznaika. info/ege/matem/p/ (дата обращения
30.04.2021).
13. Решу ЕГЭ - Сдам ГИА. URL: https://ege.sdamgia.ru/(gaTa обращения 30.10.2021).
14. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. М.: ИИО РАО, 2010. 140 с.
15. Федеральный Институт Педагогических Измерений. URL: https://fipi.ru/(дата обращения 30.10.2021)....17