Введение 3
Глава I. Теоретические основы обучения письму на иностранном языке 6
1.1. Письмо как вид речевой деятельности 6
1.2. Психологические особенности младшего школьника 15
1.3. Специфика обучения письму на начальном этапе изучения немецкого
языка 24
Выводы по первой главе 40
Глава II. Практические основы обучения письму на иностранном
языке 41
2.1. Анализ упражнений по обучению письму в современных УМК по
немецкому языку 41
2.2. Дополнительные материалы к УМК «Немецкий язык. Первые шаги» для
обучения письму во 2 классе 57
Выводы ко второй главе 72
Заключение 73
Библиографический список 77
Приложение 81
На сегодняшний день отмечается, что обучение письму и письменной речи является возможностью коммуникации не только в пределах страны, но и в пределах мира при отсутствии личной встречи с оппонентом. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) гласит, что одной из задач школы в предметной области «Иностранные языки» является освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для освоения на элементарном уровне письменной речи на иностранном языке [34].
Актуальность работы заключается в том, что формирование навыков письма и планирования письменного высказывания с учетом основных правил происходит именно на начальном этапе обучения. На данном этапе важно заложить основы письма у младшего школьника и постепенно совершенствовать их в рамках уроков иностранного языка для того, чтобы избежать проблем, связанных с письмом, на среднем и старшем этапе обучения. Статистические данные проведенных в 2019 году основных государственных экзаменов (ОГЭ) и единых государственных экзаменов по иностранным языкам (ЕГЭ) показали, что письмо является одним из разделов, где участники экзамена испытывают основные сложности при выполнении представленных заданий, здесь наблюдались более низкие результаты по сравнению с другими разделами ОГЭ и ЕГЭ. По мнению Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) такие результаты свидетельствуют как о недостаточно сформированных навыках письма, так и о сложностях при планировании своего письменного высказывания и его построении [27].
Рассмотрением проблем обучения письму и письменной речи занимались многие ученые, такие как И.Н. Верещагина, Н.И. Гез, Р.П. Мильруд, А.А. Миролюбов, Ф.М. Рабинович, Г.В. Рогова, Т.Е. Сахарова, М.Д. Пайвина и другие. Однако, несмотря на то, что проблемы обучения письму рассматриваются большим количеством методистов, многие вопросы остаются дискуссионными. В частности, до сих нет единого мнения по поводу соотношения понятий «письмо» и «письменная речь».
Целью исследования является изучение особенностей обучения письму на начальном этапе изучения немецкого языка в средней общеобразовательной школе.
Задачи исследования:
• рассмотреть письмо как вид речевой деятельности;
• дать характеристику психологическим особенностям младшего школьника;
• выявить особенности обучения письму на уроках немецкого языка с учетом психологических особенностей младшего школьного возраста;
• проанализировать упражнения по обучению письму в УМК по немецкому языку «Немецкий язык. Первые шаги» для 2 класса И.Л. Бим и Л.И. Рыжовой;
• подобрать ряд дополнительных упражнений для обучения письму младших школьников на уроках немецкого языка во 2 классе с учетом психологических особенностей их возраста.
Объект исследования: обучение письму на уроках немецкого языка.
Предметом исследования являются приемы обучения письму на уроках немецкого языка во 2 классе .
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:
1. теоретические (анализ педагогической, методической, психологической литературы по теме, ее синтез и систематизация);
2. эмпирические (изучение и обобщение отечественного и
зарубежного опытов по обучению письму на уроках немецкого языка).
Практическая значимость работы обусловлена результатами проведенного анализа УМК по немецкому языку «Немецкий язык. Первые шаги» для 2 класса И.Л. Бим, Л.И. Рыжовой, изученными и описанными комплексами упражнений по обучению письму на уроках немецкого языка, а также дополнительной подборкой заданий по обучению письму....
Переход российских школ на федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения потребовал пересмотра целей и задач обучения. Среди задач младшего школьного этапа выделяют формирование навыков письма и планирования письменного высказывания. Проблемы обучения письму на уроках иностранного языка приобретают особую актуальность в связи с тем, что участники экзаменов ОГЭ и ЕГЭ в разделе «письмо» показывают результаты ниже, чем в других разделах - об этом свидетельствуют статистические данные Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) [27].
Поставленная цель исследования потребовала последовательного решения комплекса задач. В первую очередь, мы рассмотрели точки зрения различных ученых на соотношение понятий «письмо» и «письменная речь». Проведенный анализ психолого-педагогической и методической литературы показал, что преобладают две точки зрения. Первая группа ученых (Г.В. Рогова, Е.И. Пассов, Л.П. Солонцова) рассматривает письмо в широком смысле - как продуктивный вид речевой деятельности, включающий в себя технику письма (технологический аспект) и письменную речь (продуктивный аспект). Вторая группа ученых (Н.И. Гез, Н.И. Жинкин), напротив, считают необходимым рассматривать данные понятия как два самостоятельных явления. В данной работе мы придерживаемся позиции Г.В. Роговой и Е.И. Пассова и понимаем письмо как продуктивный вид речевой деятельности, для реализации которой необходимо владение комплексом следующих навыков и умений: навыков начертания знаков письма и навыки правильного перекодирования звуков речи в адекватные графические знаки (технологический процесс), а также умений построения письменного высказывания и лексических и грамматических навыков письма (письменная речь). В работе мы также опираемся на мнение Н.Г. Агарковой, которая подчеркивает важность формирования не только графических, но и каллиграфических навыков. Поэтому мы предлагаем включить в графику
письма 3 группы навыков: графические, каллиграфические и
орфографические.
Изучение психологической литературы (Л.С. Выготский, И.Ю. Кулагина, В.Б. Хозиев, В.А. Аверин) позволило дать характеристику возрастных особенностей младшего школьника, которыми необходимо руководствоваться при выборе упражнений на обучение письму. Во-первых, младший школьник на данном этапе находится на пути изменения системы памяти. Она становится все более произвольной и осмысленной, а механическое запоминание памяти уходит на второй план. Во -вторых, на стадии развития находится произвольное внимание - умение удерживать концентрацию на поставленных задачах при неинтересном материале. Стадия развития предполагает трудности концентрации внимания на одном виде деятельности в течение долгого времени. В -третьих, мотивация - ведущая учебная деятельность. Именно мотивация является базой для дальнейшей успешной учебной деятельности ребенка. Таким образом, в процессе обучения письму в начальных классах необходимо учитывать такие психологические особенности младших школьников, как неустойчивость внимания, изменение вида памяти ребенка и важность мотивации в обучении.
Обучение письму положительно влияет на формирование и дальнейшее развитие лексических и грамматических навыков и является помощником в овладении устной речью и чтением. В данной работе мы описали основные комплексы упражнений, направленные на формирование графических, каллиграфических и орфографических навыков:
• перекодировка графической системы в звуковую, фонетическую и обратная перекодировка, перекодирования графических символов, а именно, печатных символов, в письменные;
• копирование, заполнение пропусков, группировка букв и буквосочетаний, орфографические игры, диктанты;
• списывание текста или выписывание из него слов и словосочетаний в соответствии с решаемой учебной задачей, копирование букв и буквосочетаний с обращением внимания на их высоту, ширину и размер;
• написание открытки и письма.
Основным средством формирования навыков письма являются учебнометодические комплекты, поэтому мы посчитали целесообразным проведение анализа системы упражнений в УМК по немецкому языку «Немецкий язык. Первые шаги» для 2-3 классов, направленных на формирование и совершенствование навыков письма, в контексте соответствия возрастным особенностям младшего школьника.
Анализ учебника 2 класса показал, что он имеет четкую структуру и отвечает психологическим особенностям младшего школьника, но содержит небольшое количество упражнений, направленных на обучение письму. Рабочая тетрадь для 2 класса составлена по темам учебника и разработана с целью формирования и совершенствования письма. При анализе рабочей тетради были выявлены следующие положительные аспекты: большое количество грамотно и логично выстроенных комплексов упражнений и четко прописанный алгоритм по написанию собственного письма. Но при этом мы выявили некоторые недостатки рабочей тетради: отсутствие полноценной возможности ее использования на уроках, недостаточное количество упражнений для удержания внимания и их однотипность.
Для анализа также были взяты учебник и рабочая тетрадь для 3 класса, но они рассматривались в контексте изменения характера заданий при переходе на следующий этап обучения. Мы выявили, что в УМК для 3 класса наблюдается постепенное усложнение комплексов упражнений, что положительно сказывается на дальнейшем формировании и совершенствовании навыков письма. Однако, часто отсутствует пример- идеал при написании собственных высказываний, что можно отнести к недостатку учебника и рабочей тетради....
1. Аверин В. А. Развитие личности ребенка от семи до одиннадцати лет / В. А. Аверин, М. В. Осорина, И. М. Слободчиков - М.: Изд-во «Генезис», 2010. - 648 с.
2. Агаркова Н. Г. Поэлементный принцип обучения букв в методике обучения письму // Вестник Томского государственного университета. - 1999. - №3. - С. 93-106.
3. Безруких М. М. Обучение первоначальному письму методологическое пособие к прописям. [Электронный ресурс] Режим доступа: URL:http://pedlib.ru/Books/5/0213/5_0213-2.shtml (дата обращения: 13.02.2020).
4. Бим И. Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника. - М.: Изд-во «Русский язык», 1977. - 288 с.
5. Бим И. Л. Книга для учителя 2 класс: пособие для общеобразовательных организаций / И. Л. Бим, Л. И. Рыжова - М.: Изд-во «Просвещение», 2019. - 127 с.
6. Бим И. Л. Книга для учителя 3 класс: пособие для общеобразовательных организаций / И. Л. Бим, Л. И. Рыжова, Л. В. Садомова - М.: Изд-во «Просвещение», 2019. - 95 с.
7. Бим И. Л. Немецкий язык. Первые шаги 2 класс: учебник для общеобразовательных организаций в двух частях. Часть Б / И. Л. Бим, Л. И. Рыжова - М.: Изд-во «Просвещение», 2019. - 127 с.
8. Бим И. Л. Рабочая тетрадь 2 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций в двух частях. Часть Б / И. Л. Бим, Л. И. Рыжова. - М.: Изд-во «Просвещение», 2019. - 70 с.
9. Бим И. Л. Немецкий язык. Первые шаги 3 класс: учебник для общеобразовательных организаций в двух частях. Часть А / И. Л. Бим, Л. И. Рыжова, Л. В. Садомова. - М.: Изд-во «Просвещение», 2019. - 107 с.
10. Бим И. Л. Немецкий язык. Первые шаги 3 класс: учебник для общеобразовательных организаций в двух частях. Часть Б / И. Л. Бим, Л. И. Рыжова, Л. В. Садомова. - М.: Изд-во «Просвещение», 2019. - 110 с.
11. Бим И. Л. Рабочая тетрадь 3 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций в двух частях. Часть А / И. Л. Бим, Л. И. Рыжова, Л. В. Садомова. - М.: Изд-во «Просвещение», 2019. - 96 с.
12. Бим И. Л. Рабочая тетрадь 3 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций в двух частях. Часть Б / И. Л. Бим, Л. И. Рыжова, Л. В. Садомова. - М.: Изд-во «Просвещение», 2019. - 79 с.
13. Бим И. Л. Рабочая тетрадь 2 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций в двух частях. Часть А / И. Л. Бим, Л. И. Рыжова. - М.: Изд-во «Просвещение», 2020. - 86 с.
14. Бим И. Л. Немецкий язык. Первые шаги 2 класс: учебник для общеобразовательных организаций в двух частях. Часть А / И. Л. Бим, Л. И. Рыжова - М.: Изд-во «Просвещение», 2020. - 104 с.
15. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии - М.: Изд-во «Юрайт», 2017. - 199 с....45