Введение 3
Глава 1.Теоретико-методические основы развития координационных способностей у обучающихся 9 - 10 лет 6
1.1. Анатомо - физиологические особенности младшего школьного возраста 6
1.2. Характеристика координационных способностей 10
1.3. Методика развития координационных способностей у занимающихся спортивным
ориентированием 19
1.4. Особенности двигательной деятельности, занимающихся спортивным ориентированием27
Глава 2. Методы и организация исследования 31
2. 1. Методы исследования 31
2. 2. Организация исследования 35
Глава 3. Обоснование и разработка комплекса упражнений для развития координационных способностей у школьников 9 - 10 лет, занимающихся спортивным ориентированием на секционных занятиях 37
3.1. Разработка комплекса упражнений для развития координационных способностей у школьников 9 - 10 лет, занимающихся спортивным ориентированием на секционных
занятиях 37
3.2 Проверка эффективности разработанного комплекса упражнений для развития координационных способностей 40
Выводы 44
Список используемых источников 45
Актуальность данной темы заключается в том, что спортивное ориентирование такой вид спорта, который включает в себя передвижение по пересеченной местности. При беге по пересеченной местности увеличивается значение зрительной и проприоцептивной рецепции по сравнению с гладким бегом. Движения разнообразны на дистанции и сложны по координации. Занимающийся спортивным ориентированием должен применять двигательные навыки в сложных условиях при вынужденном изменении рельефа и направления трассы. Большое значение имеют проприоцептивная чувствительность, орган зрения и вестибулярного аппарата.
Особенностью двигательной деятельности, занимающихся спортивным ориентированием является высокий уровень развития координационных способностей. При рациональном использовании физических нагрузок с учетом возрастных особенностей обеспечит эффективное развитие этих способностей.
Чтобы развить координационные способности, необходимо развивать специальные умения и формировать двигательные навыки, дающие возможность сознательно управлять равновесием тела и совершенствовать чувство баланса, ориентировку в пространстве. В то же время выполнение сложных двигательных действий, требующих точности в пространстве в любой сфере деятельности человека возможно лишь при высокоразвитой функции равновесия [3].
Координационные способности составляет основу любой двигательной деятельности, поэтому их развитие является одной из актуальных проблем физической культуры и спорта.
Проблема исследования была выявлена в связи с тем, что в спортивном ориентировании значительно увеличивается объем двигательной деятельности, осуществляемой в неожиданно возникающих ситуациях, требующих проявления сохранения устойчивого положения тела при выполнении двигательных действий.
В возрасте 9 -10 лет достигается высокая степень развития способности ориентирования в пространстве при передвижении с закрытыми глазами, высокий уровень остроты мышечных ощущений при движениях.
Существует множество средств развития координационных способностей, но особое место среди них занимают упражнения, включающие, естественные виды движений, в неожиданно изменяющихся условиях, требующих от занимающихся быстрых передвижений по площадке, умения быстро ориентироваться в пространстве. [17].
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс у школьников 9 - 10 лет на секционных занятиях по спортивному ориентированию.
Предмет исследования: развитие координационных способностей у школьников 9 - 10 лет на секционных занятиях по спортивному ориентированию.
Цель исследования: обоснование применения разработанного комплекса физических упражнений для развития координационных способностей у школьников 9 - 10 лет.
Задачи исследования:
1. Изучить научно - методическую литературу по развитию координационных способностей у школьников 9 - 10 лет, занимающихся спортивным ориентированием.
2. Разработать комплекс физических упражнений для развития координационных способностей у школьников 9-10 лет занимающихся спортивным ориентированием.
3. Выявить эффективность разработанного комплекса физических упражнений для координационных способностей у школьников 9-10 лет, занимающихся спортивным ориентированием в педагогическом эксперименте.
Гипотеза исследования: мы предположили, что применение разработанного комплекса упражнений, направленного на развитие координационных способностей у школьников 9 - 10 лет, позволит повысить уровень данных способностей и в целом физическую подготовленность обучающихся, если будут соблюдены следующие условия:
- учет индивидуальных и возрастных особенностей детей;
- регламентация упражнений по времени;
- характер и интервал отдыха между упражнениями.
1. Проанализировав научно-методическую литературу, было выявлено, что в возрасте 9-10 лет достигается высокая степень развития способности ориентирования в пространстве, высокий уровень остроты мышечных ощущений при движениях.
2. При разработке комплекса упражнений, учитывались возрастные и индивидуальные особенности школьников 9- 10 лет.
3. В результате математической обработки данных было выявлено, что применение комплекса упражнений повышает уровень развития координационных способностей у школьников 9- 10 лет.
В экспериментальной группе по сравнению с контрольной группой результаты существенно повысились во всех тестах, имеют достоверное отличие: «челночный бег» в контрольной группе 10.2, в экспериментальной 9.5; «Проба Ромберга» в контрольной группе 7.8, в экспериментальной 10.9; «Упор присев - упор лежа» в контрольной группе 9.8, в экспериментальной 9.