Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие критического и креативного мышления у обучающихся начальной школы

Работа №149456

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы77
Год сдачи2021
Стоимость4255 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
20
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО И КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ 7
1.1. Сущность и структура понятий критическое и креативное мышление
младших школьников в психолого-педагогических исследованиях 7
1.2. Особенности уроков и мероприятий, направленных на развитие критического
и креативного мышления обучающихся начальной школы 17
1.3. Приемы, методы, технологии развития критического и креативного
мышления у обучающихся начальной школы 24
Выводы по главе 1 35
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
КРИТИЧЕСКОГО И КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ 37
2.1. Диагностическая работа по оцениванию уровня сформированности критического и креативного мышления у обучающихся начальной школы .. 37
2.2. Разработка и апробация программы развития критического и креативного
мышления у обучающихся начальной школы 49
2.3. Оценка эффективности программы развития критического и креативного
мышления у обучающихся начальной школы 53
Выводы по главе 2 57
Заключение 58
Список использованных источников 62
Приложения

Новые технологии, глобализация, демографические проблемы изменяют общество [18]. Результатов образования, которых было достаточно предыдущим поколениям, например, знаний о некоторых фактах, мало, чтобы стать успешным в наше время. Критическое мышление, умение кооперироваться с другими людьми, решать проблемы, социальные умения работодатели и исследователи образования признали наиболее важными для XXI века [34]. Система образования изменила понимание своих целей и включает в образовательные программы всё более широкий перечень навыков. Школа берёт на себя ответственность за всестороннее развитие детей, понимая, что формирование знаниевого фундамента неотделимо от формирования ключевых компетенций и качеств характера и все это должно происходить в одном пространстве. На Всемирном экономическом форуме в докладе «Новый взгляд на образование» [24] была представлена новая модель, в которой образовательные результаты, способные формироваться на всех этапах обучения, разделены на три типа: базовая грамотность,
компетентности и качества характера.
Центральную часть этой модели занимают компетенции «4К»: креативность, критическое мышление, коммуникация и кооперация (взаимодействие и сотрудничество). Именно на эти компетенции как на ключевые ориентируется профессиональное сообщество многих стран [34]
В основе этих компетенций лежат способности и умения учащихся, которые проявляются как воображение, генерирование идей, построение аргументации, выделение дефицита информации и поиск, формулирование собственных идей и развитие чужих, оценка собственных предположений и суждений, принятие целей группы и оценка общего результата.
Идея фокусировки не на передаче конкретных знаний, а обучение способам эффективного и самостоятельного их освоения, способам действия со знаниями, действий в нестандартных ситуациях, способам творческого преобразования знаний и умений отражена в действующем Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования.
Актуальность исследования состоит и в необходимости поиска способов использования значительного арсенала приемов, методов, технологий, накопленных педагогикой и психологией для формирования и развития компетенций «4К» на уроках и внеурочных мероприятиях в начальной школе, а также поиске способов оценивания этих компетенций.
Наряду с пониманием актуальности данного вопроса можно выделить противоречия между:
- социальным заказом общества формирование активной личности, владеющей ключевыми компетенциями, необходимыми в современном обществе, в частности критическим и креативным мышлением и существующими в образовательных учреждениях традиционными подходами, недостаточно уделяющими внимание этому;
- теоретически раскрытой проблемой формирования критического и креативного мышления у младшеклассников и недостаточностью соответствующих практических разработок, направленных на решение этой проблемы.
Одним из условий формирования у обучающихся начальной школы критического и креативного мышления является владение учителем необходимыми для этого средствами диагностики уровня развития критического и креативного мышления, а также специально предназначенными для этого приемами, методами и технологиями. Поэтому проблему исследования настоящей работы мы сформулируем в виде вопроса: каковы приемы, методы и технологии развития критического и креативного мышления обучающихся начальной школы в урочной и внеурочной деятельности?
Цель исследования заключается в изучении приемов, методов, технологий и средств диагностики, которые можно использовать в процессе развития критического и креативного мышления обучающихся начальной школы и разработке программы развития критического и креативного мышления младшеклассников в урочной и внеурочной деятельности.
Объект исследования: процесс развития у обучающихся начальной школы критического и креативного мышления.
Предмет исследования: методы, приемы, средства диагностики и развития критического и креативного мышления у обучающихся начальной школы.
Задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы уточнить содержание и выявить структурные компоненты критического и креативного мышления обучающихся начальной школы;
2. Выявить особенности уроков и внеурочных мероприятий, направленных на развитие критического и креативного мышления обучающихся начальной школы.
3. Выявить приемы, методы, технологии, а также средства диагностики, которые можно использовать в процессе развития критического и креативного мышления обучающихся начальной школы.
4. Разработать и апробировать программу развития критического и креативного мышления обучающихся начальной школы, предполагающую использование отобранных средств диагностики, приемов, методов и технологий на уроках и внеурочных мероприятиях.
Методы исследования:
Теоретические - анализ психолого-педагогической и методической литературы, интерпретация, обобщение, структурирование;
Эмпирические - наблюдение, эксперимент;
Методы количественной и качественной обработки данных, шкалирование, графическое изображение данных.
Методологическую основу исследования составили:
-Системно-деятельностный подход (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов);
-Концепция развивающего обучения (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, П.Я. Гальперин и др.);
-Психолого-педагогические подходы к анализу и развитию компонентов критического мышления и креативного мышления обучающихся (Г.В. Сорина, М.А.Пинская, Б. Лукас, Н.А. Авдеенко и др.).
База исследования: МБОУ «Гимназия №7», дети 10-11 лет, 26 человек.
Практическая значимость исследования: описание процесса диагностики критического и креативного мышления, приемов, методов, технологий их развития, а также программа развития критического и креативного мышления обучающихся начальной школы могут быть использованы педагогами начальной школы в процессе развития компетенций «4К».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Целью нашего исследования заключалась в изучении приемов, методов, технологий и средств диагностики, которые можно использовать в процессе развития критического и креативного мышления обучающихся начальной школы и разработке программы развития критического и креативного мышления младшеклассников в урочной и внеурочной деятельности.
На основе анализа психолого-педагогической литературы мы выявили, что критическое мышление - это умение работать с понятиями, суждениями, умозаключениями, вопросами, наличие навыков рефлексии относительно собственной мыслительной деятельности, способность к аналитической деятельности, а также к оценке аналогичных возможностей других людей. Структура критического мышления младших школьников включает такие показатели, как: анализ - умение находить связи между утверждениями, вопросами, аргументами; оценка - умение оценивать надежность утверждений, убедительность доводов; аргументация - умение объяснять ход своих мыслей, защищать свои выводы; выведение гипотез (планирование решений) -умение формировать гипотезы и самим делать выводы, обнаруживать нехватку информации; саморегуляция - рефлексия, самопроверка и коррекция.
Креативным мышлением можно понимать такое мышление, в результате которого человеком успешно решается новая задача, раньше никогда им не решавшаяся, причем эта задача решается необычным, оригинальным способом, которым человек раньше не пользовался. Структура креативного мышления младших школьников включает такие показатели, как любознательность (активный интерес к заданию), создание идей, развитие предложенных идей.
С целью развития креативного и критического мышления младших школьников необходимо организовывать совместную работу педагога и учащихся в ходе уроков и внеурочных мероприятий. Задания должны стимулировать учеников проявлять любознательность, использовать собственный жизненный опыт, сотрудничать.
Для успешного развития креативного и критического мышления необходимо использовать педагогический потенциал уроков и внеурочных мероприятий.
Урок - это такая форма организации педагогического процесса, при которой педагог в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников. В рамках уроков критическое и креативное мышление должны развиваться на основе содержания изучаемого предмета. Необходимо создавать специальные учебные ситуации и учебные задания, дающие возможность самостоятельно углубиться в предмет, создающие поле для работы, в том числе и одаренным учащимся.
Так же для развития критического и креативного мышления во внеурочной деятельности можно использовать занятия в форме тренингов и игр.
Тренинг - это один из ведущих активных методов обучения, поскольку выполняет целый ряд задач, таких как анализ ситуаций, получение новых знаний и мгновенное применение их на практике, развитие творческого потенциала и умение работать в группе. Квест - это игры, в которых игроку необходимо искать различные предметы, находить им применение, разговаривать с различными персонажами в игре, решать головоломки и т. д. Такую игру можно проводить как в помещении, или группе помещений (перемещаясь из класса в спортивный зал, так и на улице). Квест - это командная игра. Идея игры проста - команды, перемещаясь по точкам, выполняют различные задания. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию.
Основными способами оценивания уровня сформированности критического и креативного мышления обучающихся начальной школы являются критериальные оценочные рубрики и листы наблюдений М.А. Пинской. Главное в структуре рубрик - это выделение уровня достижений, который показывает, насколько сформирована оцениваемая компетенция.
Для определения эффективности работы, проведенной в рамках формирующего этапа эксперимента, была организована диагностика. Исходя из полученных данных можно увидеть, что в среднем уровень развития компетенций критического и креативного мышления улучшился. Видна положительная динамика развития, так как количество учеников с низким уровнем развития креативного мышления уменьшился на одного ученика и остался только три ученика с низким уровнем развития данной компетенции, количество учеников с высоким уровнем развития увеличилось на одного ученика и составило двенадцать человек, количество учеников со средним уровнем развития данной компетенции составило одиннадцать человек.
Похожая картина наблюдается и с компетенцией критического мышления, количество учеников с низким уровнем развития данной компетенции уменьшилось на два человека и составило семнадцать человек, количество учеников с высоким уровнем развития увеличилось на одного человека и составило три человек, количество учеников со средним уровнем развития составило шесть человек. Результаты данной диагностики иллюстрируют незначительную положительную динамику развития компетенций креативного и критического мышления младших школьников. Для достижения лучших результатов необходимо более пролонгированное развивающее воздействие на данные компетенции.
Итоги работы послужили основанием для подтверждения актуальности рассматриваемой проблемы. Была достигнута цель работы и решены поставленные задачи исследования.



1. Байбородова Л.В., Белкина В.В. Образовательные технологии: Учебно-методическое пособие. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2005. 108 с.
2. Битянова М. Р. Социальная психология - 2-е изд., доп. и перераб. - СПб: Питер, 2008. 368 с
3. Браус Дж., Вуд Д. Инвайроментальное образование в школах: Пер. с англ. NAAEE, 1994. 103 с
4. Бутенко А. В., Ходос Е.А. «Критическое мышление: метод, теория, практика». 2002.
5. Васильева Е. А. Теоретические аспекты развития творческого мышления в младшем школьном возрасте // Молодой ученый. 2015. №11. С. 1717-1719.
6. ВачковИ.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство «Ось-89», 2001.224 с.
7. Венгер А.А. Педагогика способностей.М. : Просвещение, 2001. 106 с.
8. Вернер, Л. Г. Применение активных методов работы на уроках в начальной школе. Барабинск: МОУ СОШ № 93. 2010. 4 с.
9. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Электронный ресурс] URL: http:ZZpedlib.ru/Books/7Z0060/7- 0060-1.shtml (дата обращения: 01.06.2021)
10. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. М.: 2000. 380 с
11. ГейвинХ. Когнитивнаяпсихология. СПб., 2003., MumfordM., Gustafson S. Creativity syndrome: integration, application and innovation ZZ Psychological Bulletin. 1988. P. 27-43
12. Гин А.А. Приемы педагогической техники. пособие для учителей. М.:ВИТА-ПРЕСС., 2009.
13. Голубова В.М. Исследование природы креативного мышления и креативности личности // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-5.
14. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. 2002. № 3-4.14-19с.
15. Давыдов В.В., Эльконин Д.Б. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников // В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин, М.: Просвещение, 2008. 196 с.;
16. Диагностика изучения сформированности коммуникации как общения у младших школьников [Электронный ресурс] URL: https://multiurok.ru/files/diagnostika-izucheniia-sformirovannosti-коттишкакйт1(дата обращения: 01.06.2021)
17. Диагностика мышления младших школьников [Электронный ресурс] URL:https://cspsid-pechatniki.ru/raznoe/diagnostika-myshleniya-mladshix-shkolnikov- metodiki-s-kartinkami-diagnostika-mysh1eniya-m1adshix-shko1nikov.htm1(дата обращения: 01.06.2021)
18. Лошкарева Е., Лукша П., Ниненко И., Смагин И., Судаков Д.. Навыки будущего - Что нужно знать и уметь в новом сложном мире. / Доклад экспертов Global Education Futures (GEF) и WorldSkills (WS) Russia в 2014-2017 г. по материалам исследований международных организаций [Электронный ресурс] URL: https://futuref.org/futureski11s_ru(дата обращения: 01.06.2021)
19. Еремина Л. И., Бибикова Н. В. Педагогические условия
формирования креативности обучающихся // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2017. №4
(31).URL:https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya- formirovaniyakreativnosti-obuchayuschihsya(дата обращения: 01.06.2021)
20. Заир-Бек С.И., Муштивинская И.В. Развитие критического мышления на уроке, 2-е изд, дораб.М.: 2011 223с.
21. Козырева А.Ю. Лекции по педагогике и психологии. 2011 76 с.
22. Компетенции «4К»: формирование и оценка на уроке: Практические рекомендации / авт.-сост. М. А. Пинская, А. М. Михайлова. М.: Корпорация «Российский учебник», 2019. 76 с.
23. Копилка методических приемов для развития критического мышления на уроках в школе с сайта pedsovet.su[Электронный ресурс] URL:http://pedsovet.su/metodika/priemy(дата обращения: 01.06.2021)
24. Луо М., Бутенко В., Полунин К.Новый взгляд на образование: раскрывая потенциал образовательных технологий // Образовательная политика. 2015. №2 (68). [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novyy-vzglyad-na-obrazovanie-raskryvaya-potentsial-obrazovatelnyh-tehnologiy(дата обращения: 01.06.2021)
25. Мозговой С.Г. Тренинг как эффективный метод обучения // Концепт. 2011 Т. 12 № 4 . с. 31-33.
26. Пономарев Я.А. Психология творчества. М., 1976
27. Поппер К. Открытое общество и его враги. М., 1992
28. Прутченков А.С. Тренинг коммуникативных умений: Методические разработки занятий. М.: Новая школа, 1993. 49 с.
29. Роджерс К. К теории творчества: Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994. С. 74-79.
30. Руднева И.А., Козлова А.С. Формирование социального опыта младших школьников в игровой деятельности //В сборнике: Педагогика и методика преподавания: цели, технологии, результаты сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции. Научно-издательский центр «Открытое знание». 2017. С. 40-44.
31. Сидоренко Е.В. Технологии создания тренинга. От замысла к результату. СПб: Речь, 2008. 329 с
32. Сорина Г. В. Критическое мышление и метод экспертных групп» // «Эпистемология и философия науки», т. 3, №1, М., 2005
33. Тест креативности Торренса [Электронный ресурс] URL: https://psycabi.net/testy/577-test-kreativnosti-torrensa-diagnostika-tvorcheskogo-myshleniya(дата обращения: 01.06.2021)
34. Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунгов к реальности / под ред. М. С. Добряковой, И. Д. Фрумина ; при участии К. А. Баранникова, Н. Зиила, Дж. Мосс, И. М. Реморенко, Я. Хаутамяки; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. 472 c.
35. ФГОС НОО [Электронный ресурс] URL: https: //fgo s .ш/(дата
обращения: 01.06.2021)
36. Халперн Д.Ф. «Психология критического мышления». СПб.: Питер, 2000. 512 с.
37. Хэтти Джон А. С. Видимое обучение. Синтез результатов более 50 000 исследований с охватом более 80 мил. школьников М., Национальное образование, 2017
38. Education System Alignment for 21st century skills. Focus On
Assessment. Care E., Kim H., Vista A., Anderson K. Brookings institution, 2018 [Электронный ресурс].ПИТ: https://www.brookings.edu/research/education-system-
alignment-for-21 st-century-skills(дата обращения: 01.06.2021)
39. Lucas B., Claxton G., Spencer E. Progression in Student Creativity in
School: First Steps Towards New Forms of Formative Assessments
[Электронный ресурс] URL:
https://www.oecd.org/education/ceri/5k4dp59msdwk.pdf(датаобращения: 01.06.2021)
40. 40.New Vision for Education: Fostering Social and Emotional Learning through Technology. WorldEconomicForum, 2016 [Электронный ресурс]. URL: https://www.weforum.org/reports/new-vision-for-education-fostering-social-and- emotional-learning-through-technology(дата обращения: 01.06.2021)
41. Olshen S. R. The disappearance of giftedness in girls: An intervention strategy // Roeper Review. 1987. P. 251-254.; Sternberg R. J., Lubart T. I. Investing in creativity // American Psychologist. 1996. P. 677-688.
42. Torrance E. P. Scientific views of creativity and factors affecting its growth // Deaduls: Creativity and Learning. 1965. P. 663-679


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ