Средства развития координационных способностей у обучающихся 11-12 лет во внеурочной деятельности
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ
СПОСОБНОСТЕЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 11-12 ЛЕТ
1.1. Общая характеристика координационных способностей 7
1.2. Классификация координационных способностей 9
1.3. Возрастная динамика естественного развития координационных
способностей у детей школьного возраста
1.4. Средства и методы развития координационных способностей 19
1.5. Критерии и методы оценки координационных способностей 28
Глава II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 36
2.1. Методы исследования 36
2.2. Организация исследования 38
Глава III. ОБОСНОВАНИЕ СРЕДСТВ И МЕТОДОВ РАЗВИТИЯ
КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ
3.1. Средства развития координационных способностей у обучающихся
3.2. Результаты исследования и их обсуждение 46
ВЫВОДЫ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЯ
Глава I. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ
СПОСОБНОСТЕЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 11-12 ЛЕТ
1.1. Общая характеристика координационных способностей 7
1.2. Классификация координационных способностей 9
1.3. Возрастная динамика естественного развития координационных
способностей у детей школьного возраста
1.4. Средства и методы развития координационных способностей 19
1.5. Критерии и методы оценки координационных способностей 28
Глава II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 36
2.1. Методы исследования 36
2.2. Организация исследования 38
Глава III. ОБОСНОВАНИЕ СРЕДСТВ И МЕТОДОВ РАЗВИТИЯ
КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ
3.1. Средства развития координационных способностей у обучающихся
3.2. Результаты исследования и их обсуждение 46
ВЫВОДЫ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЯ
Современные условия жизни и производства, например, работа на компьютерах, выполнение физических упражнений, требуют от человека хорошего уровня развития двигательных способностей, особенно координационных способностей, т.е. умения быстро, точно и экономично управлять сложными двигательными действиями, часто в условиях дефицита времени.
Ведущие специалисты в области физической культуры и спорта, гигиены, психологии и медицины отмечают, что в условиях современного малоподвижного образа жизни вегетативная нервная система организма, отвечающая за деятельность внутренних органов и систем - кровообращения, дыхания, пищеварения, размножения, выделения и др., оказывается в угнетенном состоянии [14]. Это напрямую сказывается на состоянии всего организма. К средствам повышения функциональных возможностей вегетативной сферы относятся малоинтенсивный бег, кроссовый бег, спортивные игры, в том числе баскетбол.
Поскольку проявление отдельных двигательных качеств очень разнообразно, то и совершенствование каждого физического качества требует дифференцированной методики. Так, в процессе совершенствования скоростных способностей баскетболистов возникает проблема быстрого реагирования на неожиданные действия соперников, проявления высоких скоростных возможностей при выполнении отдельных технических приемов игры, быстроты ориентации, принятия решений, выполнения различных передвижений, атакующих и защитных действий, сложных групповых взаимодействий с партнерами в условиях острого дефицита времени. В процессе развития различных физических качеств, следует также учитывать, что спортсмен должен проявлять силу, быстроту, гибкость и выносливость в сочетании с координацией и точностью движений в условиях различного состояния организма [15].
Ловкость - сложное качество. Настолько сложное, что одни теоретики считают, будто его вообще не существует. Другие относят ловкость к сфере управления деятельностью, но не идентифицируют как качество двигательное. Третьи определяют ловкость как сумму координационных способностей, предопределенных центрально-нервными механизмами. Четвертые расценивают ее как способность обучаться. Причем каждый вроде бы приводит свои аргументы (хотя далеко не все используют их корректно) [25].
Позднее, наряду с термином «ловкость» стали применять термин «координационные способности».
Так, по мнению Е.П. Ильина, под ловкостью следует понимать совокупность координационных способностей, одной из которых является быстрота овладения новыми движениями, другой - быстрая перестройка двигательной деятельности в соответствии с требованиями внезапно изменившейся ситуации [34].
Ловкость и координация движений имеют существенное значение в становлении двигательных навыков, в развитии физических качеств, они играют большую роль и в спортивной, и в производственной деятельности человека, в его повседневной жизни [38]. И для баскетболистов ловкость является чуть ли не самым главным качеством.
Актуальность исследования:
Спортивные игры характеризуются разнообразной двигательной активностью. Они включают в себя разнообразные упражнения, которые выполняются в условиях взаимодействия с игроками всей команды и командами соперников. Спортивные игры оказывают разностороннее влияние на организм занимающихся. Действия спортсмена носят ациклический характер. Основные технические приемы игры, доведенные до степени автоматизированных двигательных навыков, облегчают действия спортсмена во время игры. Большинство источников психологической и методической литературы освещает проблему обучению техники игры [1, 12]. Но во время игры спортсмену приходится выполнять и новые формы! движений, которые возникают обычно! внезапно и являются результатом синтеза) автоматизированных технических элементов. Эта деятельность напрямую зависит от уровня развития координационных способностей спортсмена. Вопрос) развития координационных способностей в литературе освещенно достаточно [8].
Совершенствуя координационные способности, надо! опираться на методические разработки. Методы развития координационных способностей должны, учитывать все особенности, присущие этому виду деятельности. Использование различных умений и навыков возможности только при условии, если обучающийся обладает достаточно! развитыми координационными способностями.
Таким образом, обобщение передового практического опыта, глубокий теоретический анализ и многолетние экспериментальные исследования позволили выделить основные разделы подготовки, изложить материал) в логической последовательности, основываясь на современные научные данные теории и практики физической культуры и спорта.
Актуальность и недостаточная разработанность исследований данной проблемы определили выбор темы исследования: «средства развития координационных способностей у обучающихся 11-12 лет во внеурочной деятельности».
Цель исследования: Обосновать и разработать комплекс развития координационных способностей у обучающихся 11-12 лет во внеурочной деятельности.
Объект исследования: Образовательный процесс развития координационных способностей у обучающихся 11-12 лет.
Предмет исследования: Комплексы средств и методов развития координационных способностей у обучающихся 11-12 лет.
Гипотеза: Предполагалось, что разработанный комплекс физических упражнений с использованием элементов баскетбола, позволит улучшить координационные способности обучающихся.
Задачи:
1. Изучить научно-методическую литературу по развитию координационных
способностей у обучающихся.
2. Разработать комплексы средств и методов, направленных на развитие координационных способностей у обучающихся 11-12 лет.
3. Провести педагогический эксперимент и проверить эффективность разработанного комплекса упражнений под развитию координационных способностей у обучающихся 11-12 лет.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы; наблюдение; тестирование; эксперимент; методы обработки данных и математической статистики.
Ведущие специалисты в области физической культуры и спорта, гигиены, психологии и медицины отмечают, что в условиях современного малоподвижного образа жизни вегетативная нервная система организма, отвечающая за деятельность внутренних органов и систем - кровообращения, дыхания, пищеварения, размножения, выделения и др., оказывается в угнетенном состоянии [14]. Это напрямую сказывается на состоянии всего организма. К средствам повышения функциональных возможностей вегетативной сферы относятся малоинтенсивный бег, кроссовый бег, спортивные игры, в том числе баскетбол.
Поскольку проявление отдельных двигательных качеств очень разнообразно, то и совершенствование каждого физического качества требует дифференцированной методики. Так, в процессе совершенствования скоростных способностей баскетболистов возникает проблема быстрого реагирования на неожиданные действия соперников, проявления высоких скоростных возможностей при выполнении отдельных технических приемов игры, быстроты ориентации, принятия решений, выполнения различных передвижений, атакующих и защитных действий, сложных групповых взаимодействий с партнерами в условиях острого дефицита времени. В процессе развития различных физических качеств, следует также учитывать, что спортсмен должен проявлять силу, быстроту, гибкость и выносливость в сочетании с координацией и точностью движений в условиях различного состояния организма [15].
Ловкость - сложное качество. Настолько сложное, что одни теоретики считают, будто его вообще не существует. Другие относят ловкость к сфере управления деятельностью, но не идентифицируют как качество двигательное. Третьи определяют ловкость как сумму координационных способностей, предопределенных центрально-нервными механизмами. Четвертые расценивают ее как способность обучаться. Причем каждый вроде бы приводит свои аргументы (хотя далеко не все используют их корректно) [25].
Позднее, наряду с термином «ловкость» стали применять термин «координационные способности».
Так, по мнению Е.П. Ильина, под ловкостью следует понимать совокупность координационных способностей, одной из которых является быстрота овладения новыми движениями, другой - быстрая перестройка двигательной деятельности в соответствии с требованиями внезапно изменившейся ситуации [34].
Ловкость и координация движений имеют существенное значение в становлении двигательных навыков, в развитии физических качеств, они играют большую роль и в спортивной, и в производственной деятельности человека, в его повседневной жизни [38]. И для баскетболистов ловкость является чуть ли не самым главным качеством.
Актуальность исследования:
Спортивные игры характеризуются разнообразной двигательной активностью. Они включают в себя разнообразные упражнения, которые выполняются в условиях взаимодействия с игроками всей команды и командами соперников. Спортивные игры оказывают разностороннее влияние на организм занимающихся. Действия спортсмена носят ациклический характер. Основные технические приемы игры, доведенные до степени автоматизированных двигательных навыков, облегчают действия спортсмена во время игры. Большинство источников психологической и методической литературы освещает проблему обучению техники игры [1, 12]. Но во время игры спортсмену приходится выполнять и новые формы! движений, которые возникают обычно! внезапно и являются результатом синтеза) автоматизированных технических элементов. Эта деятельность напрямую зависит от уровня развития координационных способностей спортсмена. Вопрос) развития координационных способностей в литературе освещенно достаточно [8].
Совершенствуя координационные способности, надо! опираться на методические разработки. Методы развития координационных способностей должны, учитывать все особенности, присущие этому виду деятельности. Использование различных умений и навыков возможности только при условии, если обучающийся обладает достаточно! развитыми координационными способностями.
Таким образом, обобщение передового практического опыта, глубокий теоретический анализ и многолетние экспериментальные исследования позволили выделить основные разделы подготовки, изложить материал) в логической последовательности, основываясь на современные научные данные теории и практики физической культуры и спорта.
Актуальность и недостаточная разработанность исследований данной проблемы определили выбор темы исследования: «средства развития координационных способностей у обучающихся 11-12 лет во внеурочной деятельности».
Цель исследования: Обосновать и разработать комплекс развития координационных способностей у обучающихся 11-12 лет во внеурочной деятельности.
Объект исследования: Образовательный процесс развития координационных способностей у обучающихся 11-12 лет.
Предмет исследования: Комплексы средств и методов развития координационных способностей у обучающихся 11-12 лет.
Гипотеза: Предполагалось, что разработанный комплекс физических упражнений с использованием элементов баскетбола, позволит улучшить координационные способности обучающихся.
Задачи:
1. Изучить научно-методическую литературу по развитию координационных
способностей у обучающихся.
2. Разработать комплексы средств и методов, направленных на развитие координационных способностей у обучающихся 11-12 лет.
3. Провести педагогический эксперимент и проверить эффективность разработанного комплекса упражнений под развитию координационных способностей у обучающихся 11-12 лет.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы; наблюдение; тестирование; эксперимент; методы обработки данных и математической статистики.
В результате проведении педагогического исследования мы пришли, к следующим выводам:
1. В ходе анализа, литературных источников, было установлено, что высокий уровень развития координационных способностей - основная база для овладения новыми видами двигательных действий. Что1 наиболее эффективным средством воспитания координационных способностей, для данного возраста обучающихся, являются элементы! игры в баскетбол.
2. Подобраны! средства и методы для развития координационных способностей обучающихся. Составлены и применены на учебных занятиях в экспериментальной группе комплексы упражнений для развития координационных способностей у обучающихся 11-12 лет.
Установлено, что! подобранные нами средства и методы для развития координационных способностей во время проведения учебно-тренировочного процесса у обучающихся 11 -12 лет, являются эффективными.
3. Сравнение результатов тестов, оценивающих координационные способности, показало статистически значимое улучшение результатов в экспериментальной группе к концу эксперимента,. Произошел прирост показателей уровня развития координационных способностей: в челночном беге на 12,68 %; в тесте «Три кувырка вперед» - на 15,71 %; в ведении мяча рукой в беге с изменением направления движения - на 26,07 %. В контрольной группе тоже произошло улучшение абсолютных показателей результатов тестов, но значительно меньшее, чем в экспериментальной.
Гипотеза, выдвинутая нами в исследовании, подтвердилась.
1. В ходе анализа, литературных источников, было установлено, что высокий уровень развития координационных способностей - основная база для овладения новыми видами двигательных действий. Что1 наиболее эффективным средством воспитания координационных способностей, для данного возраста обучающихся, являются элементы! игры в баскетбол.
2. Подобраны! средства и методы для развития координационных способностей обучающихся. Составлены и применены на учебных занятиях в экспериментальной группе комплексы упражнений для развития координационных способностей у обучающихся 11-12 лет.
Установлено, что! подобранные нами средства и методы для развития координационных способностей во время проведения учебно-тренировочного процесса у обучающихся 11 -12 лет, являются эффективными.
3. Сравнение результатов тестов, оценивающих координационные способности, показало статистически значимое улучшение результатов в экспериментальной группе к концу эксперимента,. Произошел прирост показателей уровня развития координационных способностей: в челночном беге на 12,68 %; в тесте «Три кувырка вперед» - на 15,71 %; в ведении мяча рукой в беге с изменением направления движения - на 26,07 %. В контрольной группе тоже произошло улучшение абсолютных показателей результатов тестов, но значительно меньшее, чем в экспериментальной.
Гипотеза, выдвинутая нами в исследовании, подтвердилась.
Подобные работы
- Методика развития координационных способностей обучающихся 10-12 лет во внеучебной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2018 - Повышение уровня развития координационных способностей у баскетболистов 15-16 лет во внеурочной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2018 - Повышение уровня развития координационных способностей у баскетболистов 15-16 лет во внеурочной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2018 - Развитие координационных способностей у девушек старшего школьного возраста во внеурочное время
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2019 - Развитие специальных навыков скоростных качеств в учащихся 10-12 лет во внеурочной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2019 - Методика развития координационных способностей обучающихся 10-12 лет во внеучебной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 7-8 ЛЕТ МЕТОДАМИ САМБО
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2023 - РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕВУШЕК 11-12 ЛЕТ ЗАНИМАЮЩИХСЯ ГИМНАСТИКОЙ В ШКОЛЬНОЙ СЕКЦИИ
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - Развитие координационных способностей у детей 7-8 лет средствами самбо
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2020



