ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8
1.1 Теоретические подходы к определению двигательной активности человека 8
1.2 Методы развития двигательной активности обучающихся 14
1.3 Народные игры как средство развития двигательной активности
обучающихся 20
ГЛАВА 2 МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 26
2.1 Методы исследования 32
2.2 Организация исследования 41
ГЛАВА 3 ЭКСПЕРИМЕНТ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ НАРОДНЫХ ИГР КАК СРЕДСТВА УВЕЛИЧЕНИЯ УРОВНЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
3.1 Практическая реализация комплекса средств с использованием народных
игр для повышения двигательной активности обучающихся 32
3.2 Анализ результатов на констатирующем и контрольном этапе
эксперимента 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПОСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 49
Актуальность исследования. В рамках развития Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) нового поколения появилось достаточно ёмкое по содержанию понятие «здоровьесберегающие технологии». Работа школы по сохранению, формированию и укреплению здоровья учащихся становится всё сложной и ответственной.
Значимыми компонентами здоровьесберегающей среды являются:
1) определение нагрузок на уроках, в частности на уроках физической культуры, дифференциация с учетом физического развития и состояния здоровья детей;
2) выполнение санитарно-гигиенических мероприятий (проветривание помещения, соблюдение теплового и светового режима, организация влажной уборки;
3) включение в учебную деятельность дней здоровья, введение в обязательном режиме утренней гимнастики до занятий, проведение спортивных часов в группе продленного дня;
4) систематическое проведение просветительских мероприятий по здоровому образу жизни, личной гигиене;
5) регулярное проведение диспансеризации учащихся на базе школы;
6) проведение мониторинга физической подготовленности и уровня здоровья учащихся;
7) двигательная активность учащихся в урочное и внеурочное время [18].
С одной стороны, двигательная активность это - любые движения человека, с другой же стороны, к физической культуре относится не всякая двигательная активность человека, а только те ее формы и режимы, которые сконструированы таким образом, чтобы было возможно осуществлять развивающее воздействие на деятельностные физические качества и сопряженные с ними способности индивида, противодействовать влиянию неблагоприятных факторов, грозящих нарушениями здоровья, благотворно влиять на физическое состояние и развитие человека.
Движение - это жизнь, а жизнь - это движение. Именно движение, является одним из основных факторов целенаправленной организации здорового образа жизни учащихся начальных классов и обеспечения на этой основе более успешного их обучения, сохранения и укрепления здоровья, работоспособности.
Так, одной из наиболее злободневных проблем образовательного процесса в начальной школе является быстрая утомляемость учащихся. Этому есть свои причины.
Во-первых, на уроках учащиеся выполняют работу, к которой еще не привыкли. Им приходится сидеть на одном месте, ограничивать себя в движении, постоянно контролировать внимание на учебном материале и учителе.
Во-вторых, эта работа требует длительного времени, что идет вразрез с потребностями детского организма, прежде всего к быстрой смене деятельности.
Таким образом, изучение педагогических методов развития двигательной активности учащихся 3 класса посредством применения русских народных игр во внеурочной деятельности, является актуальной темой для исследования.
Проблема двигательного развития детей младшего школьного возраста была исследована многими современными отечественными и зарубежными специалистами в области педагогики, физической культуры и спорта: С.В. Бузаева, Б.Б. Егоров, Б.О. Ерменова, Е.М. Колпакова, В.И. Лях, А.П. Матвеев, О.А. Шипицины, и другие. Значение русских народных игр в педагогическом процессе в начальной школе рассматривается в работах Е.В. Вовк, И.В. Гороховой, Н.М. Ивановой, И.М. Магомедовой и др. Общие вопросы формирования здорового образа жизни и пользы двигательной активности для организма освещены в трудах Р.А. Вебер, С.Н. Ожигиной, А.А. Рахматова, А.А.
Савицкого, А.В. Степановой и др.
...
В целях подтверждения выдвинутой гипотезы были решены задачи исследования и сделаны следующие выводы.
1) При первоначальной диагностике уровня двигательной активности обучающихся, на констатирующем этапе исследования, по показателям сдачи нормативов по челночному бегу, прыжкам в длину и метанию мяча на дальность, выявлено преобладание низкого и среднего уровня двигательного развития. Обучающиеся испытывали трудности в выполнении упражнений, не всегда соблюдали технику их выполнения, итоговый средний балл по трем нормативам оказался близким к оценкам «3» и «4» соответственно.
2) На втором, формирующем этапе исследования апробирован, в условиях общеобразовательного учреждения, комплекс средств с использованием народных игр по повышению уровня двигательной активности обучающихся выбранной возрастной группы.
3) На третьем, контрольном этапе исследования проверена эффективность примененных средств при помощи тех же методик, что и на констатирующем этапе исследования. В результате проведенного эксперимента выявлено, что уровень двигательной активности участников эксперимента стал выше и теперь большинство учащихся обладают высоким уровнем, так как их средний балл по трем нормативам близок к «5», трудностей в выполнении упражнений не возникает, техника выполнения в целом соблюдена.
Опираясь на полученные в ходе эксперимента результаты, можно сделать заключение об эффективности использованного комплекса средств с использованием народных игр, а значит, можно говорить о том, что гипотеза исследования подтверждена.