ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8
1.1 Теоретические подходы к определению двигательной активности человека 8
1.2 Методы развития двигательной активности обучающихся 14
1.3 Народные игры как средство развития двигательной активности
обучающихся 20
ГЛАВА 2 МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 26
2.1 Методы исследования 32
2.2 Организация исследования 41
ГЛАВА 3 ЭКСПЕРИМЕНТ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ НАРОДНЫХ ИГР КАК СРЕДСТВА УВЕЛИЧЕНИЯ УРОВНЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
3.1 Практическая реализация комплекса средств с использованием народных
игр для повышения двигательной активности обучающихся 32
3.2 Анализ результатов на констатирующем и контрольном этапе
эксперимента 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПОСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 49
Актуальность исследования. В рамках развития Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) нового поколения появилось достаточно ёмкое по содержанию понятие «здоровьесберегающие технологии». Работа школы по сохранению, формированию и укреплению здоровья учащихся становится всё сложной и ответственной.
Значимыми компонентами здоровьесберегающей среды являются:
1) определение нагрузок на уроках, в частности на уроках физической культуры, дифференциация с учетом физического развития и состояния здоровья детей;
2) выполнение санитарно-гигиенических мероприятий (проветривание помещения, соблюдение теплового и светового режима, организация влажной уборки;
3) включение в учебную деятельность дней здоровья, введение в обязательном режиме утренней гимнастики до занятий, проведение спортивных часов в группе продленного дня;
4) систематическое проведение просветительских мероприятий по здоровому образу жизни, личной гигиене;
5) регулярное проведение диспансеризации учащихся на базе школы;
6) проведение мониторинга физической подготовленности и уровня здоровья учащихся;
7) двигательная активность учащихся в урочное и внеурочное время [18].
С одной стороны, двигательная активность это - любые движения человека, с другой же стороны, к физической культуре относится не всякая двигательная активность человека, а только те ее формы и режимы, которые сконструированы таким образом, чтобы было возможно осуществлять развивающее воздействие на деятельностные физические качества и сопряженные с ними способности индивида, противодействовать влиянию неблагоприятных факторов, грозящих нарушениями здоровья, благотворно влиять на физическое состояние и развитие человека.
Движение - это жизнь, а жизнь - это движение. Именно движение, является одним из основных факторов целенаправленной организации здорового образа жизни учащихся начальных классов и обеспечения на этой основе более успешного их обучения, сохранения и укрепления здоровья, работоспособности.
Так, одной из наиболее злободневных проблем образовательного процесса в начальной школе является быстрая утомляемость учащихся. Этому есть свои причины.
Во-первых, на уроках учащиеся выполняют работу, к которой еще не привыкли. Им приходится сидеть на одном месте, ограничивать себя в движении, постоянно контролировать внимание на учебном материале и учителе.
Во-вторых, эта работа требует длительного времени, что идет вразрез с потребностями детского организма, прежде всего к быстрой смене деятельности.
Таким образом, изучение педагогических методов развития двигательной активности учащихся 3 класса посредством применения русских народных игр во внеурочной деятельности, является актуальной темой для исследования.
Проблема двигательного развития детей младшего школьного возраста была исследована многими современными отечественными и зарубежными специалистами в области педагогики, физической культуры и спорта: С.В. Бузаева, Б.Б. Егоров, Б.О. Ерменова, Е.М. Колпакова, В.И. Лях, А.П. Матвеев, О.А. Шипицины, и другие. Значение русских народных игр в педагогическом процессе в начальной школе рассматривается в работах Е.В. Вовк, И.В. Гороховой, Н.М. Ивановой, И.М. Магомедовой и др. Общие вопросы формирования здорового образа жизни и пользы двигательной активности для организма освещены в трудах Р.А. Вебер, С.Н. Ожигиной, А.А. Рахматова, А.А.
Савицкого, А.В. Степановой и др.
...
В целях подтверждения выдвинутой гипотезы были решены задачи исследования и сделаны следующие выводы.
1) При первоначальной диагностике уровня двигательной активности обучающихся, на констатирующем этапе исследования, по показателям сдачи нормативов по челночному бегу, прыжкам в длину и метанию мяча на дальность, выявлено преобладание низкого и среднего уровня двигательного развития. Обучающиеся испытывали трудности в выполнении упражнений, не всегда соблюдали технику их выполнения, итоговый средний балл по трем нормативам оказался близким к оценкам «3» и «4» соответственно.
2) На втором, формирующем этапе исследования апробирован, в условиях общеобразовательного учреждения, комплекс средств с использованием народных игр по повышению уровня двигательной активности обучающихся выбранной возрастной группы.
3) На третьем, контрольном этапе исследования проверена эффективность примененных средств при помощи тех же методик, что и на констатирующем этапе исследования. В результате проведенного эксперимента выявлено, что уровень двигательной активности участников эксперимента стал выше и теперь большинство учащихся обладают высоким уровнем, так как их средний балл по трем нормативам близок к «5», трудностей в выполнении упражнений не возникает, техника выполнения в целом соблюдена.
Опираясь на полученные в ходе эксперимента результаты, можно сделать заключение об эффективности использованного комплекса средств с использованием народных игр, а значит, можно говорить о том, что гипотеза исследования подтверждена.
1 Устав (Конституция) Всемирной организации здравоохранения // Министерство здравоохранения - Издательство «Медицина», ВОЗ, Женева, 1968.
2 Аникеева, Н.П. Воспитание игрой / Н.П. Аникеева. - М.: Просвещение, 2015. - 126 с.
3 Боброва, Н.В. Театральная деятельность как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста / Н.В. Боброва, Е.С. Домнина, В.В. Евдокимова, О.А. Едакова, О.Н. Спицына // Молодой ученый. - 2017. - №48. - С. 174-176.
4 Гранкина, И.К. Причины снижения двигательной активности дошкольников / И.К. Гранкина // Материалы Всероссийской научнопрактической конференции «Наука и социум». - 2017. - С. 19-22.
5 Егоров, Б.Б. Физическая культура. 1-4 кл. : учеб. для организаций, осуществляющих образовательную деятельность. В 2 ч. Ч. 2 (3-4 кл.) / Б.Б. Егоров, Ю.Е. Пересадина. - М. : Баласс, 2015. - 80 с.
6 Ерменова, Б.О. Влияние двигательной активности на здоровье школьников / Б.О. Ерменова // Проблемы педагогики. - 2016. - С. 23-27.
7 Завьялова, Т.П. Теория и методика физического воспитания и развитие ребенка дошкольного возраста : учеб. пособие для СПО / Т.П. Завьялова, И.В. Стародубцева. - Тюмень : Тюменский государственный университет, 2019. - 350 с.
8 Колпакова, Е.М. Двигательная активность и ее влияние на здоровье человека / Е.М. Колпакова // Научно-периодический журнал «Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта». - 2018. - № 1 (8). - С. 94-109.
9 Колпина, Л.В. Социальное здоровье: определение и механизмы влияния на общее здоровье: обзор литературы / Л.В. Копина // Синергия. - 2017. - № 2. - С. 73-81.
10 Кравцов, Г.Г. Психология игры (культурно-исторический подход) / Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова. - М.: Флинта, 2017. - 331 с.
11 Лях, В.И. Физическая культура. 1-4 классы: Учебник для
общеобразоват. организаций / В.И. Лях. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2019. - 176 с.
12 Магомедова, И.М. Роль и значение средств народной педагогики в воспитании гармоничной личности / И.М. Магомедова, Б.Ш. Алиева // Мир науки, культуры, образования. - 2015. - № 2 (51). - С. 94-96.
13 Матвеев, А.П. Физическая культура. 3-4 классы : учебник для
общеобразовательных организаций / А.П. Матвеев. - 4-е изд. - М. :
Просвещение, 2015. - 159 с.
14 Микляева, Н.В. Дошкольная педагогика: учебник для
академического бакалавриата / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева, Н.А. Виноградова; под общ.ред. Н.В. Микляевой. - М.: Издательство Юрайт, 2015 - 367 с.
15 Наркулова, Б.А. Значение игр в формировании личности ребенка / Б.А. Наркулова, С.С. Усенбаева, Ж. Аманбеккызы, А.П. Джахаева // Международный журнал экспериментального образования. - 2016. - №1. - С. 37-40.
... всего 32 источника