ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Становление национальной татарской школы в Приенисейском крае в конце XIX — начале XX вв 13
1.1. Факторы и условия становления татарской школы в Приенисейском
крае как этно-социокультурного феномена 13
1.2. Историко-педагогический анализ тенденций и этапов становления
национальной татарской школы в Приенисейском крае 28
1.3. Особенности становления национальной татарской школы в системе
народно образования Приенисейского края 37
Глава II. Строительство национальной татарской школы в Приенисейском крае в первой трети XX в 46
2.1.Особенности развития национальной татарской школы в Приенисейском крае 46
2.2. Научно-педагогические и методические основы разработки
программ, учебников и литературы для татарских школ 66
2.3. Проблема подготовки кадров для национальной татарской школы в
Приенисейском крае 77
Глава III. Перспективы развития современной национальной татарской школы в Красноярском крае 88
3.1. Концепция современной модели развития современной национальной татарской школы в Красноярском крае 88
3.2. Современная парадигма развития национальной татарской школы в
Красноярском крае 96
3.3. Основные тенденции и проблемы развития современной
национальной татарской школы в Красноярском крае 101
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 108
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 115
Актуальность исследования. На рубеже глубокой и неоднозначной трансформаций этнической ситуации, обострения негативных, деструктивных явлений между народами, усиления напряженности на этнической и религиозной почве, нарастания сепаратистских тенденций в мировом сообществе, изменений во всех сферах социальной жизни многонационального российского общества, преобразований его национальных и религиозных институтов, в условиях социальнополитической нестабильности и экономического кризиса, переоценки социально-педагогических парадигм отечественного образования, как средства национально-культурного строительства, общенаучной и педагогической методологии подготовки грядущих поколений к жизни в поликультурной среде, принципиальных для педагогики идей и опыта подобной деятельности в прошлом, отечественная педагогическая мысль для более ясного понимания и успешного разрешения проблем теории и практики современного образования, в соответствии с задачами этно-социокультурного строительства и гражданского согласия народов России на принципах равенства, уважения и взаимопонимания, обращается к феномену сложного, динамичного процесса становления, развития национальной школы в истории отечественного образования.
Все вышесказанное вызывает закономерный интерес научнопедагогического сообщества к изучению фундаментальных, прикладных и организационных проблем становления и развития национальной татарской школы в истории народного образования Приенисейского края означенного периода, в контексте значения этих знаний и опыта в реалиях и вызовах сегодняшнего дня.
Степень изученности проблемы. В дореволюционный период вопросы становления и развития национальной татарской школы в народном образовании Приенисейского края не изучались. Исследовательские работы, касающиеся различных аспектов изучения теоретических и прикладных проблем этнопедагогики, носили полидисциплинарный и дискуссионный характер. Философские проблемы человека как центра национальной культуры и высшей духовной ценности изучали (Н.А. Бердяев, Н.О. Лосский, П.А. Флоренский и др.); педагогические аспектов этнопедагогики (В.М. Бехтерев, С.И. Гессен, А.С. Грибоедов, П.Ф. Каптерев, К.Д. Ушинский А.П. Щапов, А.А. Ярилов и др.); проблемы национально-школьной политики самодержавия (А. Е. Алекторов, М. А. Миропиев, Н. Остроумов и др.); отдельные факты о развитии татарского народа в Сибири отражены в трудах (И. А. Андроникова, Г. Ф. Миллера, С. К. Патканикова, В. И. Радлова, П. А. Славцова, Н. С. Юрцовского и др. ); этнопсихологию нерусских народов Сибири изучали (Н. И. Патанин, Н. Ф. Катанов, Н. М. Ядринцев, и др.); национального образования у сибирских татар касались ( Ф. Т. Валеев, И. Б. Гарифуллин, М. Г. Вольхина, Ю. У. Сафаралеева и др.).
В советский период большой вклад в приращение фундаментальных знаний и практического опыта развития единой трудовой национальной школы внесли работы, статьи и выступления ученых и деятелей Наркомпроса (П.П. Блонский, А.С. Бубнов, П.Ф. Каптерев, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, М.Н. Покровский, С.Т. Шацкий и др.); по вопросам строительства новой школы (И.А. Арямов, М.Я. Басов, А.Б. Залкинд, А.П. Нечаев, В.Н. Шульгин и др.); теоретико-методическим аспектам образовательной практики в сибирской школе (М.Ф. Беляев, Н.П. Березовский, А.П. Анасовский, Б.Ф. Райский и др.); Времена застоя отмечены исследованиями общих вопросов этнопсихологии и педагогики (Е.А. Будилова, Л.В. Занков, Н.А. Константинов, А.В. Ососков, И.И. Резвицкий и др.); идеи о диалектичности историко-педагогического процесса разрабатывали (Э.Д. Днепров, В.В. Краевский, Н.А. Константинов, З.И. Равкин).
...
Процесс вызревания предпосылок становления национальной татарской школы в народном образовании Приенисейского края в конце XIX- начале XX вв. был обусловлен, с одной стороны, взаимовлиянием общероссийских и региональных социально-экономических и социокультурных факторов и условий. С другой стороны, закономерным оформлением и реализацией в этой сибирской провинции идеи дореволюционной национальной школы в совокупности её прикладных и организационных оснований.
Генезис фундаментальных и прикладных основ становления национальной татарской школы в народном образовании Приенисейского края второй половины XIX - первой трети XX вв. до октября 1917 г. этот процесс предстает как закономерное, динамичное и противоречивое оформление педологии в самостоятельное направление научнопедагогических исследований в русской дореволюционной школе. Основные идеи, принципы, содержание, методическое обеспечение, инфраструктура учреждений, система подготовки педологических кадров и, наконец, сами кадры ученых и практиков проходили сложный, динамичный процесс становления, как на общероссийском, так и региональном уровнях
В школьном образовании сибирских татар происходили значительные изменения, отражавшие общероссийские тенденции развития инородческого образования. Это было обусловлено объективными причинами: мусульманские школы «старого порядка» не отвечали потребностям изменившегося общества. Необходимость реформ осознавали и официальные власти, и прогрессивные представители мусульманского общества. Выразителем официальной идеологии явился миссионер Н. И. Ильминский. Система Н. И. Ильминского, ставившая задачу обрусения «инородцев» путем введения русского языка в мектебе и медресе, плохо прививалась в татарских конфессиональных школах Приенисейской Сибири.
В то же время идеи И. Гаспринского, опиравшиеся на новые методы в системе конфессионального образования мусульман, были поддержаны мусульманским населением. Новометодные школы, не затрагивая в целом конфессиональной основы, в то же время постепенно начинают приобретать светские черты. Благодаря введению в программу мектебе и медресе татарского языка, ведению светских предметов на родном языке мусульманские школы начинают приобретать национальный характер.
Следует так же отметить, что реформы в школьном образовании у сибирских татар развивались параллельно аналогичным процессам, происходившим среди мусульман других регионов, прежде всего Поволжья и Урала.
Противоречивый процесса развития и трансформации фундаментальных, прикладных и организационных оснований новой татарской школы в народном образовании Приенисейского края на этапе социалистического строительства характеризуется: сочетанием
государственной политики в области национального образования, частой сменой политического курса, целевых установок, доменирующих педагогических идей, подготовкой национальных педагогических кадров и внутренней логикой её оформления в условиях сибирской провинции.
Перестройка школьного образования происходила на основе его принудительного всеобщего огосударствления, замены конфессиональных учебных заведений системой Единых Трудовых общеобразовательных школ, перевода процесса обучения учащихся с арабской письменности на латиницу. Трудности перестройки заключались в отсталости материальной базы, недостаточного финансирования школ и нехватки национальных, учительских кадров. Учителя выступали инициаторами массового движения за ликвидацию неграмотности и малограмотности взрослого населения.
В такой ситуации нужно было построить новую систему образования на разных уровнях и охватить национальные регионы культурным строительством. В результате развитие школьного образования имело противоречивые процессы. Это можно было увидеть и в организации школ, в работе национальных подотделов и, конечно же, в статистических данных. Количество школ то увеличивалось, то уменьшалось. Причинами являлись не только общероссийские проблемы: новая политическая ситуация и национально-культурные особенности региона вместе с социальными проблемами той эпохи.
...
1. Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ от 1.09.2013г.
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"
3. ГАКК, ф. р-93, оп.1, д. 208, л. 9
4. ГАКК, ф. р-93, оп.1, д. 168, л.16
5. ГАКК, ф. р-93, оп.1, д. 208, л. 198.
6. ГАКК, ф. р-93, оп.1, д. 208, л. 159
7. ГАКК, ф. р-93, оп.1, д. 244, л. 29.
8. Архивное агентство. Ф. П.-1. Оп. 1. Д. 812. Л. 132-134, 136
9. Архивное агентство. Ф. Р-1205. Оп. 1. Д. 113. Л. 298-299,303.
10. Архивное агентство. Ф. Р-1209. Оп. 1. Д. 113. Л. 285,404.
11. Архивное агентство. Ф. Р-138. Оп.1. Д. 44. Л. 19-23.
12. Архивное агентство. Ф. П -10. Оп. 1. Д. 553. Л. 107-108
13. Архивное агентство. Ф. 217. Оп. 1. Д.49. Л. 30-31
14. Сборник постановлений и распоряжений президиума Красноярского крайисполкома, его отделов и управлений. 1936. №69. Ст.270
15. Абдулатипов, Р. Г. О национальном самочувствии народов России. [О состоянии и перспективах государственной национальной политики. / Специальный доклад Президенту Российской Федерации. / Доклад подготовлен Председателем Совета Ассамблеи народов России Р. Г. Абдулатиповым по поручению 2-го Съезда Ассамблеи народов России] - Москва: Слав. Диалог, 2000.
... всего 82 источника