1. Введение 3
2. Глава I. Теоретическая часть 7
3. §1. Понятие «неологизм» 7
4. §2. Политический текст 13
5. §3. Цели и причины пополнения политической лексики 16
6. §4. Особенности неологизмов в политике в России 18
7. Г лава II. Практическая часть 22
8. §1. Способы образования неологизмов 22
9. § 2. Классификация неологизмов по сфере употребления 27
10. §3. Роль и значение неологизмов в СМИ и в русском языке в
целом 35
11. §4. Результаты исследования отношения молодежи к неологизмам в
языке политических текстов СМИ.
38
12. Заключение 44
13. Список используемой литературы 48
14. Приложение I. Примеры политических неологизмов в России 53
15. Приложение II. Образец анкеты 62
16. Приложение III. Методическая часть 65
Нет сомнений, что жизнь требует изыскания всего нового, что появляется в языке. Исследование новых слов, анализ путей и способов их появления в языке отображает наиболее характерные направленности в изменении его словарного состава на современном этапе становления. Все инновационные явления публичной и политической жизни общества воплощаются в новых словах. Невзирая на то, что неологизмы неоднократно являлись объектом исследовательских работ, отдельные вопросы изучения языковых новообразований продолжают оставаться спорными, нерешенными, да и вообще не поставленными. Наиболее детализированного освещения просит само понятие «неологизм». По сей день не имеют конкретного решения проблемы о месте неологизмов в словарном составе языка, об их лексико-грамматической природе, первопричинах, способах появления.
К одному из наименее изученных аспектов относится анализ способов образования и особенностей функционирования неологизмов в политическом тексте. Исследование неологизмов в масштабах данного вида текста не случайно. Политика считается одной из сфер, наиболее сильно реагирующей на появление новых объектов, явлений окружающей действительности, и, вследствие этого, политическая сфера, как таковая, создает благоприятные предпосылки для возникновения новых слов. Язык и стиль политики имеют собственные отличительные черты, позволяющие противопоставлять ее другим сферам языка. Условия употребления неологизмов в политических текстах также имеют свою специфику.
Под средствами политической коммуникации понимаются определенные организации и институты, функционирующие в рамках социальной и политической систем, с помощью которых осуществляется процесс обмена информацией. Р.-Ж. Шварценберг [Шварценберг Р.-Ж. 1992] выделяет 3 способа политической коммуникации, базирующиеся на применении различных средств:
1. Коммуникация через средства массовой информации: печатные средства (пресса, книги, плакаты и т.д.); электронные средства (интернет, телевидение, радио и т.д.).
2. Коммуникация через организации (партии, группы и т.д.)
3. Коммуникация через неформальные каналы с использованием личных связей.
Чаще всего в политологической литературе в качестве средств коммуникации анализируются СМИ и неформальные каналы. СМИ стали мощнейшим инструментом целенаправленного конструирования
политических порядков, средством выстраивания необходимых власти связей и отношений с общественностью.
Особый интeрec прeдcтaвляeт именно изучeниe СМИ, так как с помощью них правительство и другие политические субъекты имеют все шансы не только информировать общественность о целях и ценностях своей политической деятельности, но и моделировать отношения с населением, затрагивающие формирование представительных органов власти и правящих элит, укрепления авторитета, соответствующих целей, традиций и стандартов.
К тому же заимствование новых слов - один из самых динамичных процессов современного русского языка, и - в связи с активными общественно-политическими процессами в обществе и государстве - именно пласт общественно-политической лексики наиболее интересен в этом плане. Проблемой заимствованных слов на данный момент занимаются многие исследователи, было издано достаточно большое количество новых словарей заимствований, но этот процесс идет настолько быстро, что на мой взгляд, ни одно исследование, не окажется в этой ситуации лишним.
...
Значительные преобразования, происходящие в конце XX - начале XXI вв. во всех сферах российского общества, оказывают огромное влияние на современную языковую ситуацию и в первую очередь ведут к увеличению объема лексических единиц русского языка. Изменения на лексическом уровне затрагивают различные сферы, но в первую очередь они оказываются значимыми для сферы общественно-политической лексики, которая представляет собой динамично развивающуюся незамкнутую структуру, в составе которой выделяются словесные единицы, выражающие важные для современного общества понятия из сферы политики, экономики, культуры и т.д.
Как отмечают исследователи, расширение словарного состава в русском языке новейшего периода осуществляется двумя путями: через пополнение словаря новыми иноязычными единицами и через образование неологизмов из собственных языковых ресурсов. Процессы появления в словарном составе русского языка значительного количества иноязычных слов, возникновения значительного числа словообразовательных неологизмов получили широкое освещение в современной научной литературе (см. работы Л.П. Крысина, Л.Ферм, И.С. Улуханова, И.А. Стернина, О.В. Загоровской, Е.В. Ларионовой, И.А. Радченко, Г.Н. Скляревской, В.В.Лопатина, Е.А. Земской и др.). Особую группу составляют исследования, посвященные вопросам возникновения семантических неологизмов в русском языке новейшего периода (см. работы Ю.К. Волошина, Н.З. Котеловой, Е.В. Сенько, С.И. Алаторцевой, Н.В. Черниковой, и др
Целью данной дипломной работы была определение роли неологизмов в политическом тексте, а также выявление их функциональных характеристик.
Для достижения этой цели я изучила значение и место неологизмов в системе русского языка и способы и причины образования новых слов. Также я выявила типы новых слов с различной семантикой, обнаруженных в пошлитических тестах современных СМИ. И в конечном счете попыталась классифицировать этот пласт лексики.
Среди положительных причин, вызывающих активную неологизацию русского языка - усиление информативности, необходимость в дифференцировании узкоспециальных понятий. Однако в целом новые слова придают политическим текстам черты современности, делают язык ярче и интереснее.
Еще одним положительным моментом неологизации языка является то, что новые слова обладают большей смысловой емкостью по сравнению с русскими аналогами, а в случае реализации приемов языковой игры новации выполняют особую стилистическую роль. Однако применение неологизмов не всегда бывает удачным. Речь идет о тех случаях, когда, например, в журналистском материале иностранное заимствование употребляется в угоду «языковой» моде.
Необходимо понимать, что неологизмы в политическом тексте (как и в любом другом) не должны становиться самоцелью, поскольку в этом случае они резко ухудшают качество текста, усложняя процесс восприятия. Таким образом, практика показывает, что политический дискурс современных СМИ является эффективным пространством для языковой игры, а неологизмы служат отличным средством для ее реализации.
...
1. Алаторцева, С.И. Проблемы неологии и русская неография: автореферат дис. д-ра филол. наук / С.И. Алаторцева. — Санкт-Петербург,
1999. — 40 с.
2. Алтунян А.Г Анализ политических текстов: Учебное пособие. - М.: Университетская книга; Логос, 2006.
3. Апетян, М.К. Особенности русских неологизмов путем заимствования из английского языка // Молодой ученый. - 2014. - № 1.
4. Ахманова, О.С. СЛТ — Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. — М., 1966. — С. 261-262.
5. Баско Н.В.. - Фразеологические неологизмы русского политического дискурса // Политическая лингвистика; ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». - Екатеринбург, 2016. - Вып. 1 (55). - с. 58-65.
6. Большой академический словарь русского языка. М., 2004.
7. Большой словарь иностранных слов / Под ред. Москвина А.Ю. М., 2006.
8. Большой толковый словарь русского языка / Гл. ред. С.А. Кузнецов. - СПб., 2006.
9. Брагина, A.A. Неологизмы в русском языке / A.A. Брагина. — М.: Просвещение, 1973. — 215 с.
10. Брейтер М. А. Англицизмы в русском языке: история и перспективы: Пособие для иностранных студентов-русистов. Владивосток, Диалог-МГУ, 1997
11. Валгина Н.С. Активные процессы в современном русском языке: Учебное пособие; Москва: Логос, 2001.
12. Варков Д.А. Вестник Московского государственного университета печати Выпуск№ 2 - Москва, 2015
13. Гальцева, А.А. Неологизмы XXI века // Концепт. - 2014. - № 13.
14. Голуб И.В. Стилистика русского языка: Учебное пособие Москва: Рольф; Айрис-пресс, 1997
15. Еськова Н. Как встречают новые слова?/ Наука и жизнь.- 2000.-№ 9.
... всего 46 источников