Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Правовой статус бизнес-акселераторов в Российской Федерации

Работа №149427

Тип работы

Диссертация

Предмет

юриспруденция

Объем работы183
Год сдачи2024
Стоимость7500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
28
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Общие положения и правовые основы деятельности бизнес-акселераторов в Российской Федерации…………………………..….………..10
§ 1. Исторические аспекты появления и развития бизнес-акселераторов в Российской Федерации и за рубежом………………………………….…………..10
§ 2. Проблема правового определения бизнес-акселератора в контексте субъект-объектной дихотомии………………………………………………………………18
§ 3. Классификация бизнес-акселераторов……………………………….…….…34
§ 4. Основные принципы деятельности бизнес-акселераторов………………….45
Глава 2. Внутренняя структура бизнес-акселератора и внешние взаимосвязи с другими участниками правоотношений, складывающихся при реализации акселерационных программ………………………..…….…..56
§ 1. Основные элементы бизнес-акселератора……………………………………56
§ 2. Правовое положение субъектов акселерационной деятельности……….…..73
§ 3. Инвестиционный характер правоотношений, складывающихся в рамках бизнес-акселераторов………………………………………………………………85
Глава 3. Отдельные проблемы деятельности бизнес-акселераторов в Российской Федерации………………………………………………...……..…..94
§1. Особенности деятельности бизнес-акселераторов с государственным и муниципальным участием через призму арбитрабельности споров, осложненных публичным элементом ………………………………………………...……….….94
§2. Проблемы правовой защиты интеллектуальной собственности при участии в акселерационных программах……………………………………………………106
§3. Проблемы реализации корпоративных инструментов инвестирования и способов защиты прав частных инвесторов при реализации акселерационных программ ………………………………………………………………….……….118
Заключение……………………………………………………….………………126
Приложение………………………………………………………………………131
Список использованных источников…………………………...……………..163


Актуальность темы исследования. Развитие общественных отношений практически на всех их стадиях в современном мире опосредуется движением капитала от одних лиц к другим. В ряде случаев, движение (перемещение) такого капитала не требует специального правового регулирования, однако в тех случаях, когда его перемещение сопряжено с предпринимательской или инвестиционной деятельностью, или когда в таких отношениях присутствуют особые субъекты (например, государство или лица с публичным участием), представляется, что таким отношениям необходимо правовое регулирование. Одним из таких видов общественных отношений, еще не получивших своего легального закрепления, являются отношения, складывающиеся в рамках бизнес-акселераторов.
Правовой предпосылкой к появлению бизнес-акселераторов в России стало Распоряжение Правительства РФ от 01.11.2013 N 2036-р «Об утверждении Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014 - 2020 годы и на перспективу до 2025 года» . Именно в этом Распоряжении среди задач по развитию отрасли информационных технологий России указано развитие механизмов поддержки малого бизнеса, включая «акселераторы, бизнес-инкубаторы, технопарки и институты, необходимые для улучшения инвестиционного климата».
Как видно, в законодательную лексику введен целый набор терминов (акселераторы, инкубаторы, технопарки и пр.), опосредующие различные формы взаимодействия между участниками процессов в сфере бизнес-наставничества, инвестирования, создания благоприятной экономической среды.
Однако после введения указанного нормативно-правового акта, ни легальное, ни доктринальное развитие перечисленные выше инструменты не получили. Вместе с тем, частично имплементируя зарубежный опыт и руководствуясь названным выше Распоряжением Правительства РФ, бизнес-акселераторы стали активно появляться и вести свою деятельность в России.
Бизнес-акселераторы – это принципиально новое социальное, экономическое и правовое явление, которое представляет собой инструмент для перемещения капитала от них лиц (инвесторов, организаторов акселератора) к участникам бизнес-акселераторов (реципиентам). При этом характерной особенностью такого перемещения является широкая вариативность мер и способов предоставления поддержки (финансовые или нефинансовые меры поддержки, ресурсная поддержка, менторство, наставничество, инвестиции и пр.), а также целевое назначение такого предоставления мер поддержки (ускоренная, по сравнению с самостоятельной, динамика развития проекта участника акселератора).
Таким образом, среди общественных отношений появился принципиально новый тип отношений, так называемых, акселерационных отношений, или отношений, складывающихся в рамках бизнес-акселераторов. Иными словами, возникла ситуация, когда фактически такие правоотношения возникают и существуют на практике, однако не имеют надлежащего нормативного регулирования.
Актуальность и необходимость научного исследования новой формы общественных отношений обусловлена рядом объектных предпосылок.
Во-первых, такие правоотношения складываются между специальными субъектами. С одной стороны, к ним относятся лица, ведущие или планирующие начать ведение предпринимательской деятельности (то есть потенциальные участники акселераторов), предоставление мер поддержки которым напрямую влияет на развитие экономики и реализацию государственной политики в определенных, в том числе, стратегически значимых областях. С другой стороны, к ним относятся лица, непосредственно предоставляющие меры поддержки, включая инвестиции, то есть организаторы акселератора или инвесторы. Кроме того, зачастую специальным участником таких отношений становится государство в лице его государственных органов и иных представителей, а также представители муниципальной власти. В связи с этим, представляется, что такие отношения необходимо наполнить надлежащей правовой составляющей и включить их в состав действующего правового регулирования с целью отнесения их либо к одним из видов правоотношений, известных современной российской правовой системе, либо для легализации в виде отдельного типа правоотношений (например, акселерационных правоотношений).
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование продемонстрировало, что бизнес-акселератор является многогранным и принципиально новым инструментом поддержки предпринимателей, включающим в себя черты образовательной организации, инвестиционного инструмента, инструмента корпоративного управления, а также экономического бустера. Такой инструмент положительно зарекомендовал себя в международной практике и активно набирает обороты в России, в связи с чем требует скорейшего утверждения легальной правовой модели для более широкого и эффективного применения на практике.
Актуальность исследования, связанная с тем, что бизнес-акселератор является уникальным инструментом, который используется для реализации мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, дополнительно раскрывается в высокой степени заинтересованности государственного сектора в участии в подобных программах.
По данным Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в России на период до 2030 года, «малые и средние предприятия - это 5,6 млн. хозяйствующих субъектов, рабочие места для 18 млн. граждан; около одной пятой валового внутреннего продукта Российской Федерации, а во многих субъектах Российской Федерации треть и более, создаются такими организациями» . Поддержка таких субъектов предпринимательской деятельности является приоритетным направлением деятельности государства. Настоящее исследование может стать форсирующей предпосылкой для возможности использования бизнес-акселерации при реализации программ поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Исследование бизнес-акселераторов, критический анализ зарубежного опыта, позволит создать предпосылки и аналитическую базу для интеграции бизнес-акселератора в систему инвестиционных правоотношений, сложившихся в действующем инвестиционном праве Российской Федерации, что приведет к осознанию бизнес-акселератора как целостной экосистемы с развитым инструментарием для реализации отношений между инвесторами и реципиентами инвестиций, а также ролью государства в регулировании их деятельности.
Таким образом, определение правового статуса бизнес-акселераторов, разработка правовой модели, определение роли бизнес-акселератора в развитии экономики, степени и форм участия государства в деятельности акселераторов являются актуальными вопросами современной науки.
Отдельно следует отметить, что проведение исследования не является исключительно теоретико-ориентированным, полученные результаты исследования смогут стать предпосылкой для совершенствования инвестиционного законодательства и законодательства в области регулирования взаимоотношений государства и субъектов малого и среднего предпринимательства, и, кроме того, к созданию и дальнейшему развитию в России специализированного законодательства о бизнес-акселерации.
По результатам исследования сформирована правовая модель бизнес-акселератора, позволяющая осуществить построение органичной взаимосвязи между текущим правовым регулированием и сложившимися фактическими отношениями в рамках действующих бизнес-акселераторов.
...


1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) [Электронный ресурс]: от 26.11.2001 г. № 146- ¬ФЗ (ред. от 30.01.2024 г.). – Доступ из справ.¬правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 01.05.2024).
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) [Электронный ресурс]: от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 22.04.2024) – Доступ из справ.¬правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 01.05.2024).
3. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.12.2023) – Доступ из справ.¬правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 01.02.2024)
4. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44¬-ФЗ (ред. 14.07.2022 г.). – Доступ из справ.¬правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 25.08.2022)
5. Об отходах производства и потребления [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. 14.07.2022 г.). – Доступ из справ.¬правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 25.08.2022)
6. О лотереях [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 11.11.2003 N 138-ФЗ (ред. 02.07.2021 г.). – Доступ из справ.¬правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 25.08.2022)
7. О науке и государственной научно-технической политике[Электронный ресурс]: Федеральный закон от 23.08.1996 N 127-ФЗ (ред. 24.07.2023 г.). – Доступ из справ.¬правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения 01.02.2024)
8. О концессионных соглашениях [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 21.07.2005 г. № 115¬-ФЗ (ред. 04.08.2023 г.) – Доступ из справ.¬правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 01.05.2024)
9. О государственно-¬частном партнерстве, муниципально¬частном партнерстве и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 13.07.2015 г. № 224¬-ФЗ (ред. от 06.04.2024 г.). – Доступ из справ.¬правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 01.05.2024).
10. О промышленной политике в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 31.12.2014 N 488-ФЗ (ред. от 12.12.2023 г.). – Доступ из справ.¬правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 01.05.2024).
11. Об иностранных инвестициях в Российской Федерации[Электронный ресурс]: Федеральный закон от 09.07.1999 N 160-ФЗ(ред. от 29.12.2022 г.). – Доступ из справ.¬правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 01.05.2024).
12. О порядке инвентаризации и стоимостной оценке прав на результаты научно-технической деятельности [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 14.01.2002 N 7 // Собрание законодательства РФ, 21.01.2002, N 3, ст. 218– Доступ из справ.¬правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 01.05.2024).
13. Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд[Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 // Собрание законодательства РФ, 23.11.2015, N 47, ст. 6600– Доступ из справ.¬правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 01.05.2024).
14. Об утверждении Правил предоставления субсидии из федерального бюджета федеральному государственному бюджетному учреждению «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере» на грантовую поддержку малых предприятий по разработке, применению и коммерциализации продуктов, сервисов и (или) решений с использованием технологий искусственного интеллекта, разработчиков открытых библиотек в сфере искусственного интеллекта, акселерации проектов с применением искусственного интеллекта [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 27.03.2021 N 456 // Собрание законодательства РФ, 05.04.2021, N 14, ст. 2333 – Доступ из справ.¬правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 01.05.2024).
15. Об утверждении Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014 - 2020 годы и на перспективу до 2025 года[Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства РФ от 01.11.2013 N 2036-р // Собрание законодательства РФ, 18.11.2013, N 46, ст. 5954– Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 01.02.2024).
...
164 источника


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ