Методика использования практико-ориентированных заданий при подготовке к ОГЭ по математике
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические и методические основы организации обучения решению практико-ориентированных заданий 6
1.1 Понятие практико-ориентированных заданий, их специфика,
классификация и структура 6
1.2 Теоретические основы изучения практико-ориентированных заданий в
соответствии с уровнями их сложности 11
1.3 Сравнительный анализ учебников и вариантов ОГЭ по математике на
наличие практико-ориентированных заданий 15
Глава 2. Методика использования практико-ориентированных заданий при подготовке к ОГЭ по математике 24
2.1 Методические рекомендации по организации элективного курса по
решению практико-ориентированных задач при подготовке к ОГЭ 24
2.2 Технологическая карта занятия элективного курса по решению
практико-ориентированных задач 28
2.3 Организация контроля знаний обучающихся по решению практикоориентированных задач 36
Заключение 47
Список используемой литературы 49
Глава 1. Теоретические и методические основы организации обучения решению практико-ориентированных заданий 6
1.1 Понятие практико-ориентированных заданий, их специфика,
классификация и структура 6
1.2 Теоретические основы изучения практико-ориентированных заданий в
соответствии с уровнями их сложности 11
1.3 Сравнительный анализ учебников и вариантов ОГЭ по математике на
наличие практико-ориентированных заданий 15
Глава 2. Методика использования практико-ориентированных заданий при подготовке к ОГЭ по математике 24
2.1 Методические рекомендации по организации элективного курса по
решению практико-ориентированных задач при подготовке к ОГЭ 24
2.2 Технологическая карта занятия элективного курса по решению
практико-ориентированных задач 28
2.3 Организация контроля знаний обучающихся по решению практикоориентированных задач 36
Заключение 47
Список используемой литературы 49
На сегодняшний день проблема организации обучения решению практико-ориентированных заданий является одной из актуальных проблем в методике обучения математике. Умение решать подобные задачи дает хороший ориентир не только на успешное решение выпускных экзаменов, но и на применение знаний при реальных ситуациях, с которыми могут столкнуться обучающиеся в жизни.
Идея формирования у школьников универсальных умений, необходимых для решения жизненных и профессиональных проблем, является одной из ключевых в ФГОС. Также наличие практико-ориентированных задач, является неотъемлемой частью заданий ОГЭ и ЕГЭ как базового, так и профильного уровня.
Под практико-ориентированными задачами будем понимать задачи, материал для составления которых взят из окружающей действительности и ориентирован на формирование практических навыков обучающихся.
Основные требования ФГОС - это подготовка
высококвалифицированных кадров, развитие необходимых качеств у обучающихся требуемых для полноценной жизни в современном обществе. Однако наравне с этим стоит необходимость осуществлять практическое взаимодействие с объектами природы, производства, быта.
В связи с этим в школьную программу по математике стремительно внедряются практико-ориентированные задачи, что является важным направлением в развитии школьного математического образования в целом. Значительный вклад в расширение данной темы внесли: Е.М. Ложкина, Н.В. Соларева, Л.Э. Хаймина и др [12], [22], [26].
Однако, стоит отметить минимизацию формирования у школьников навыков по решению практико-ориентированных задач, что снижает их уровень готовности к решению реальных задач, возникающих в процессе практической деятельности человека. Тем самым возникают проблемы с самостоятельным принятием решений в реальных условиях, а также дезориентация в жизненных ситуациях. Все вышесказанное обуславливает актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы.
Стоит предположить, что уровень качества математической подготовки по решению практико-ориентированных задач будет значительно выше, если в процессе обучения математике будет организована работа по целенаправленному и систематическому изучению данного вида заданий.
Цель выпускной квалификационной работы: разработать методику организации обучения решению практико-ориентированных задач в процессе обучения математике.
Объект исследования - практико-ориентированные задачи.
Предмет исследования - обучение решению различных видов практикоориентированных заданий при подготовке к ОГЭ по математике.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить понятие практико-ориентированных заданий, их специфику, классификацию и структуру.
2. Изучить теоретические основы практико-ориентированных заданий в соответствии с их уровнями сложности.
3. Провести сравнительный анализ контрольно-измерительных материалов ОГЭ по математике и учебников на наличие и типологии практикоориентированных заданий.
4. Разработать методические рекомендации для организации элективного курса по решению практико-ориентированных задач.
5. Разработать технологическую карту занятия элективного курса по решению практико-ориентированных задач.
6. Организовать контроль знаний школьников по решению практикоориентированных задач в процессе обучения математике....
Идея формирования у школьников универсальных умений, необходимых для решения жизненных и профессиональных проблем, является одной из ключевых в ФГОС. Также наличие практико-ориентированных задач, является неотъемлемой частью заданий ОГЭ и ЕГЭ как базового, так и профильного уровня.
Под практико-ориентированными задачами будем понимать задачи, материал для составления которых взят из окружающей действительности и ориентирован на формирование практических навыков обучающихся.
Основные требования ФГОС - это подготовка
высококвалифицированных кадров, развитие необходимых качеств у обучающихся требуемых для полноценной жизни в современном обществе. Однако наравне с этим стоит необходимость осуществлять практическое взаимодействие с объектами природы, производства, быта.
В связи с этим в школьную программу по математике стремительно внедряются практико-ориентированные задачи, что является важным направлением в развитии школьного математического образования в целом. Значительный вклад в расширение данной темы внесли: Е.М. Ложкина, Н.В. Соларева, Л.Э. Хаймина и др [12], [22], [26].
Однако, стоит отметить минимизацию формирования у школьников навыков по решению практико-ориентированных задач, что снижает их уровень готовности к решению реальных задач, возникающих в процессе практической деятельности человека. Тем самым возникают проблемы с самостоятельным принятием решений в реальных условиях, а также дезориентация в жизненных ситуациях. Все вышесказанное обуславливает актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы.
Стоит предположить, что уровень качества математической подготовки по решению практико-ориентированных задач будет значительно выше, если в процессе обучения математике будет организована работа по целенаправленному и систематическому изучению данного вида заданий.
Цель выпускной квалификационной работы: разработать методику организации обучения решению практико-ориентированных задач в процессе обучения математике.
Объект исследования - практико-ориентированные задачи.
Предмет исследования - обучение решению различных видов практикоориентированных заданий при подготовке к ОГЭ по математике.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить понятие практико-ориентированных заданий, их специфику, классификацию и структуру.
2. Изучить теоретические основы практико-ориентированных заданий в соответствии с их уровнями сложности.
3. Провести сравнительный анализ контрольно-измерительных материалов ОГЭ по математике и учебников на наличие и типологии практикоориентированных заданий.
4. Разработать методические рекомендации для организации элективного курса по решению практико-ориентированных задач.
5. Разработать технологическую карту занятия элективного курса по решению практико-ориентированных задач.
6. Организовать контроль знаний школьников по решению практикоориентированных задач в процессе обучения математике....
Навык решения математических текстовых задач, является одним из основных показателей уровня математического развития, сформированности функциональной грамотности, глубины усвоения изученного учебного материала, уровня развития логического мышления.
Умение решать практико-ориентированные задачи, является неотъемлемой частью компетентности учащихся в современном образовательном процессе. Важность данных задач и развитые навыки их решения считается одним из высоких показателей математической подготовки школьников при сдаче выпускных экзаменов.
Для развития данного навыка необходима организация обучения решению подобных задач на школьном уровне, однако включение целого блока практико-ориентированных задач в ОГЭ, потребовало от учебных образовательных программ весомой коррекции, а школьные учебники не содержат достаточного количества задач подобного рода.
В соответствии с вышесказанным в рамках выпускной квалификационной работы был разработан элективный курс по решению практикоориентированных задач для 9 класса.
В процессе исследования были решены следующие задачи:
1. Изучено понятие практико-ориентированных задач, их специфика, классификация и структура.
2. Изучены теоретические основы практико-ориентированных заданий в соответствии с их уровнями сложности.
3. Проведен сравнительный анализ учебников на наличие практикоориентированных заданий, а также контрольно-измерительные материалы ОГЭ по математике.
4. Разработаны методические рекомендации для организации элективного курса по решению практико-ориентированных задач.
5. Разработана технологическая карта занятия элективного курса по решению практико-ориентированных задач.
6. Организован контроль знаний школьников по решению практикоориентированных задач в процессе обучения математике.
Практическая значимость исследования определяется тем, что приобретенный навык решения практико-ориентированных задач в современных условиях заключается не в получении алгоритма решения подобных задач, а в обогащении опыта мыслительной деятельности школьника и поможет ему применять свои знания, умения и навыки при любой поставленной жизненной задачи, а так же разработанная методика обучения решению практико-ориентированных задач, может быть использована в практической деятельности учителей и обучающихся при подготовке к общеобразовательным государственным экзаменам.
Апробация данной методики была частично проведена в рамках педагогической практики и показала хорошие результаты: был организован открытый урок по решению практико-ориентированных задач в 8 классе. Обучающиеся с интересом решали задачи, вливались в бытовые ситуации, создавали макеты задачных ситуаций. По итогам урока обучающиеся отметили необходимость изучения подобного материала в процессе подготовки к ОГЭ на ранних этапах, а также при обучении математики в целом.
Умение решать практико-ориентированные задачи, является неотъемлемой частью компетентности учащихся в современном образовательном процессе. Важность данных задач и развитые навыки их решения считается одним из высоких показателей математической подготовки школьников при сдаче выпускных экзаменов.
Для развития данного навыка необходима организация обучения решению подобных задач на школьном уровне, однако включение целого блока практико-ориентированных задач в ОГЭ, потребовало от учебных образовательных программ весомой коррекции, а школьные учебники не содержат достаточного количества задач подобного рода.
В соответствии с вышесказанным в рамках выпускной квалификационной работы был разработан элективный курс по решению практикоориентированных задач для 9 класса.
В процессе исследования были решены следующие задачи:
1. Изучено понятие практико-ориентированных задач, их специфика, классификация и структура.
2. Изучены теоретические основы практико-ориентированных заданий в соответствии с их уровнями сложности.
3. Проведен сравнительный анализ учебников на наличие практикоориентированных заданий, а также контрольно-измерительные материалы ОГЭ по математике.
4. Разработаны методические рекомендации для организации элективного курса по решению практико-ориентированных задач.
5. Разработана технологическая карта занятия элективного курса по решению практико-ориентированных задач.
6. Организован контроль знаний школьников по решению практикоориентированных задач в процессе обучения математике.
Практическая значимость исследования определяется тем, что приобретенный навык решения практико-ориентированных задач в современных условиях заключается не в получении алгоритма решения подобных задач, а в обогащении опыта мыслительной деятельности школьника и поможет ему применять свои знания, умения и навыки при любой поставленной жизненной задачи, а так же разработанная методика обучения решению практико-ориентированных задач, может быть использована в практической деятельности учителей и обучающихся при подготовке к общеобразовательным государственным экзаменам.
Апробация данной методики была частично проведена в рамках педагогической практики и показала хорошие результаты: был организован открытый урок по решению практико-ориентированных задач в 8 классе. Обучающиеся с интересом решали задачи, вливались в бытовые ситуации, создавали макеты задачных ситуаций. По итогам урока обучающиеся отметили необходимость изучения подобного материала в процессе подготовки к ОГЭ на ранних этапах, а также при обучении математики в целом.





