Введение 3
1. Правовые основы деятельности полиции в РФ 5
1.1. Тенденции развития органов полиции в России 5
1.2. Система органов полиции в РФ на современном этапе 16
1.3. Нормативно-правовое обеспечение деятельности полиции в РФ 27
2. Организация деятельности полиции в РФ 35
2.1. Основные направления деятельности полиции в РФ 35
2.2. Права и обязанности полиции в РФ 45
2.3. Основные направления совершенствования деятельности полиции в РФ .. 54
Заключение 61
Список использованной литературы
Деятельность государства охватывает многие сферы государственной и общественной жизни. К основным направлениям деятельности государства относится обеспечение правопорядка и законности, защита прав и свобод человека, борьба с преступлениями и иными правонарушениями. Центральное место в выполнении правоохранительных функций государства отведено правоохранительным органам. Существенным условием обеспечения прав и свобод человека и гражданина является создание четко скоординированной системы правовых механизмов и процедур их реализации.
Тема выпускной квалификационной работы — правовые основы и организация деятельности полиции в Российской Федерации. Полиция - один из неотъемлемых компонентов мировой цивилизации. Роль полиции в тоталитарном, авторитарном и демократическом государствах различна. В первых двух она выполняет в основном карательные функции, в демократическом обществе перед ней стоят другие задачи. Репрессивные и карательные функции уступают место таким, как обеспечение правопорядка, предупреждение и профилактика правонарушений и преступлений.
В настоящее время тема полиции довольно актуальна. Полиция как государственный институт стала приобретать все больше влияние. Это связано в первую очередь с митингами по всей стране и их подавлением, с террористической угрозой. Об том говорит и появление спецслужбы Росгвардия.
Важным событием для России стало принятие Федерального закона «О полиции» (2011 г.). Этот Закон является основным в системе нового законодательства, связанного с реформированием правоохранительной системы России. Если милиция рассматривалась инструментом государственного принуждения, то основной задачей полиции стала защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан, противодействие преступности.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение правовых основ и организации деятельности полиции в РФ.
В связи с поставленной целью, были определены основные задачи:
• рассмотрение тенденции развития органов полиции в России;
• изучение правовых основ деятельности полиции в РФ;
• изучение организации деятельности полиции в РФ.
Объектом исследования выступает полиция РФ.
Предметом исследования являются правовые основы и организация деятельности полиции в РФ.
Нормативную основу ВКР составили: Конституция РФ, иные нормативно правовые акты, осуществляющие правовую регламентацию уголовно правовых отношений в рассматриваемой сфере.
Методологическую основу данного исследования составляют общенаучные и частно-научные методы юридического познания. К общенаучным методам относятся метод научной индукции, дедукции, сравнения, классификации, анализа, синтеза и другие методы. К частно-научным методам относятся метод сравнительного правоведения, историко-правовой метод, метод формальноюридического анализа и другие.
В процессе работы были проанализированы научные труды, посвященные истории развития полиции, правовые основы деятельности на современном этапе, правового статуса сотрудника полиции. В разные исторические периоды изучением деятельности полиции занимались такие ученые как Ф.П. Васильева, А.В. Дмитриева, А.К. Дубровина, П.А. Кабанова, В.М. Мешкова, В.В. Черникова.
Проведя исследование правовых основ и организации деятельности полиции в РФ, можно сделать ряд выводов.
Пройдя историческую трансформацию от закрытой, авторитарной силовой структуры до сервисной и открытой структуры современного общества, полиция на каждом этапе своего развития воплощала представления политиков и правоведов о месте и функциях органов правопорядка. Необходимо дальнейшее совершенствование социально-ориентированных технологий способствующих повышению профессиональной эффективности полиции в рамках концепции «полиция на службе общества» (community policing).
На сегодняшний день полицейская структура как никогда нуждается в эффективном реформировании. Последняя реформа полиции 2011 года не решила главных проблем и не достигла ожидаемого результата. Более того, реформа усилила централизацию МВД. Разумеется, для реализации предложенных изменений понадобиться не менее 10-15 лет, чтобы в корне изменить всю полицейскую систему РФ. Но как показывает опыт Грузии, разрушить можно даже ту систему, которая считается уже неотделимой частью культуры.
Анализируя семилетний опыт правового развития, приобретенный после принятия ФЗ «О полиции», можно отметить, что основные задачи, поставленные в 2011 году в связи с его принятием, выполнены. В стране за последние семь лет сформировался механизм взаимодействия гражданского общества и государства, основанный на равноправии сторон, партнерстве, значимости ценностей человеческого достоинства и гражданственности, создана база для дальнейшего развития институтов гражданского общества.
Повсеместно продолжают внедряться новые формы и методы работы, направленные на повышение результативности реагирования на запросы граждан, модернизирована и оптимизирована система подготовки и профессионального обучения кадрового резерва полиции. В стране действует система внутреннего и внешнего контроля, позволяющая реагировать на недопустимые отклонения в поведении некоторых сотрудников органов внутренних дел. Признание, соблюдение и защита прав и свобод граждан стали в современном мире фактором и ориентиром развития гражданско-правового общества, символом справедливости во внутренних и внешних делах государств, о чем, в частности, свидетельствуют заложенные в ФЗ «О полиции» стандарты мировой практики.
Основные направления деятельности полиции закреплены в ст. 2 ФЗ «О полиции». Следует отметить, что одним из важнейших направлений деятельности полиции на современном этапе является охрана общественного порядка. Особое место полиции в системе обеспечения правопорядка в общественных местах обусловлено многообразием функций, наличием исключительных сфер осуществляемой правоохранительной деятельности, обширным объемом полномочий сотрудников полиции, территориальной и организационно-правовой структурой, определенным имиджем для населения, определяющих степень его доверия и общественной поддержки. Полиция является одним из значимых субъектов реализации ценностей и принципов в правоприменительной деятельности, в т.ч. в направлении качественного установления и поддержания правопорядка в общественных местах.
Не менее важным направлением деятельности полиции является обеспечение национальной безопасности. Возложение на полицию задач по обеспечению различных видов национальной безопасности с применением присущих ей методов и средств, на наш взгляд, есть адекватное проявление воли государства по обеспечению национальной безопасности в целом.
категория прав и обязанностей полиции занимает одно из центральных мест в организации и деятельности этого важного органа, входящего в систему органов исполнительной власти.
От четкой регламентации и реализации прав и обязанностей, возложенных на полицию во многом будет зависеть соблюдение прав и свобод человека и гражданина, состояние борьбы с преступностью и поддержание должного правопорядка и безопасности в обществе.
Следует отметить, что в организации деятельности полиции, несмотря на ее реформирование, существует еще достаточно много недостатков. Среди них можно выделить следующие:
• отсутствие законодательного определения «полиции»;
• нет четкой структуры полиции и ее законодательного закрепления;
• проблемы в практике управленческой деятельности в части формирования и оптимизации структурных подразделений ОВД.
Исходя из вышеперечисленных проблем и недостатков существующей полицейской системы, можно предложить следующие пути реформирования:
1. Децентрализация структуры. Централизованное управление и выставление для всех оперативных подразделений страны единых принципов оценки препятствует эффективному выполнению сотрудником своих обязанностей. Межрегиональные преступления, борьба с террором и организованной преступностью — подобные вещи должны остаться на федеральном уровне. Но за общественный порядок, регулирование движения, расследование большинства преступлений должны отвечать местные или региональные власти. Разумеется, процесс децентрализации не может произойти быстро, на коренное изменение системы понадобится не менее 10 лет. Децентрализация решит и другие вытекающие проблемы.
2. Снижение мелочного контроля над оперативной работой, перенесение реальной ответственности на начальников нижнего уровня.
3. Информатизация и оптимизация документооборота, использование единых информационных систем для повышения эффективности работы правоохранительных органов.
4. Устранение искусственного разделения полицейский структур.
5. Сокращение численности штабов.
Кроме того, необходимо в ФЗ «О полиции» необходимо закрепить структуру полиции с четким указанием основных функций каждого отдела полиции.
На сегодняшний день полицейская структура как никогда нуждается в эффективном реформировании. Последняя реформа полиции 2011 года не решила главных проблем и не достигла ожидаемого результата. Более того, реформа усилила централизацию МВД. Разумеется, для реализации предложенных изменений понадобиться не менее 10-15 лет, чтобы в корне изменить всю полицейскую систему РФ.
1. Российская Федерация. Конституция (1993) // Российская газета. - 1993. - № 237.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 23.04.2018) // СЗ РФ. - 1996. - №25. - Ст. 2954. - С. 46.
3. О полиции: федер. закон от 07.02.2011 №3ФЗ (ред. от 07.03.2018) // СЗ РФ. - 2011. - № 7. - ст. 900.
4. Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации от 01.03.2011 № 248 (ред. от 15.07.2017) // Российская газета. - 2011. - №43.
5. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от31.12.2015 №683 // Собрание законодательства РФ. - 2016. - №1. - С. 212.
Учебная литература
6. Лобанов, А.В., Широков, Г.Г. История полиции России / А.В. Лобанов, Г.Г. Широков. - СПб.: Северо-Западный институт повышения квалификации ФСКН России, 2015. - 200 с.
7. Правовой статус органов внутренних дел в Российской Федерации. Учебное пособие / под. ред. Р. А. Курбанова. Москва: РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2017. - 102 с.
8. Правоохранительные органы России : учебник для вузов / В. П. Божьев [и др.] ; под общ. ред. В. П. Божьева, Б. Я. Гаврилова. — 6-е изд., перераб. и доп. — М. : Юрайт, 2018. — 296 с.
9. Правоохранительные органы: учебник для академического бакалавриата / под ред. Н. П. Кирилловой, Н. Г. Стойко. — М.: Юрайт, 2015. — 549 с.
Научная литература
10. Адмиралова, И.А. Правоприменительный процесс в сфере административной деятельности полиции по обеспечению прав и свобод граждан / И.А. Адмиралова // Административное право и процесс. - 2015. - №1. - С. 6369.
11. Афанасенко, А.Н. Актуальность обеспечения правопорядка в общественных местах, как одно из основных направлений деятельности в полиции / А.Н. Афанасенко // Аллея науки. - 2018. - №1. - С. 587-591.
12. Бабин, С.В. К вопросу о совершенствовании деятельности полиции по обеспечению правопорядка в общественных местах / С.В. Бабин // Актуальные проблемы борьбы с преступностью: вопросы теории и практики. - 2017. - №8. - С. 188-190.
13. Балдецкий, О.А., Шаповалова, Т.А. Проблемы определения понятия «полиция», связанные с формированием структуры системы управления органов внутренних дел / О.А. Балдецкий, Т.А. Шаповалова // Правоохранительная деятельность. - 2017. -№3. - С. 128-133.
14. Безруков, А.В. Правовое регулирование деятельности полиции по обеспечению конституционных прав граждан и правопорядка / А.В. Безруков // Труды Академии управления МВД России. - 2015. - №2. - С. 46-49.
15. Борисов, А.Б. Комментарий к закону Российской Федерации «О полиции» № 3-ФЗ (постатейный) с практическими разъяснениями официальных органов и постатейными материалами / А.Б. Борисов. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 320 с....38