Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Образ-концепт «Преображение» в рассказе Ивана Сергеевича Шмелёва «Куликово поле» (методические материалы к разделу «Лексикология» в 8 классе)

Работа №149396

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

русский язык

Объем работы66
Год сдачи2024
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
10
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основания исследования понятия «образ-концепт» в рамках современного языкознания 6
1.1 Художественный концепт в современной лингвистике 6
1.2 Основные концепты в произведении как отражение мировоззрения
писателя 15
1.3 Выводы по первой главе 20
ГЛАВА 2. Языковая репрезентация образа-концепта «Преображение» в рассказе Ивана Сергеевича Шмелёва «Куликово поле» 22
2.1 Особенности образного воплощения концепта «Преображение» в рассказе
Ивана Сергеевича Шмелёва «Куликово поле» 22
2.2 Семантическое содержание и вербализация концепта «Преображение» в
рассказе Ивана Сергеевича Шмелёва «Куликово поле» 24
2.3 Выводы по второй главе 38
ГЛАВА 3. Методические материалы изучения раздела «Лексикология» в 8
классе 40
3.1 Методика изучения раздела «Лексикология» в 8 классе 40
3.2 Урок русского языка в 8 классе на тему: «Устаревшие слова (архаизмы,
историзмы) и неологизмы» (в качестве учебного материала используются примеры из рассказа И. Шмелёва «Куликово Поле») 46
3.3 Выводы по третьей главе 54
Заключение 56
Список литературы 58
Приложение 64

Тема выпускной квалификационной работы - «Образ-концепт «Преображение» в рассказе Ивана Сергеевича Шмелёва «Куликово поле» (методические материалы к разделу «Лексикология» в 8 классе)».
Творчество И. С. Шмелева является весьма эффективным ресурсом для преподавателей, которые занимаются формированием и развитием учебного процесса, как в области литературы, так и при обучении русскому языку. В контексте подготовки студентов к государственной итоговой аттестации, то есть к ЕГЭ, произведения данного автора предоставляют прекрасную возможность для улучшения способностей учащихся в области применения образного и лексического инструментария русского языка.
Важно отметить существенный рост интереса к вопросам формирования и развития связной, убедительной устной и письменной речи среди исследователей и преподавателей в контексте преподавания русского языка в общеобразовательных школах. Этот интерес подстегнут двумя основными факторами: во-первых, прогрессом в области психологии и психолингвистики, который расширил границы понимания процессов речевого развития у детей школьного возраста, во-вторых, эволюцией самой методики обучения, в рамках которой грамматический подход уступает место коммуникативной направленности. Следовательно, обучение русскому языку все больше направлено на его использование как инструмента для эффективного общения, активной речевой деятельности и осуществления лингвистической коммуникации.
В рамках эволюции подходов к построению учебного процесса по русскому языку в средних школах все больший акцент ставится на овладение учащимися полным объемом лексических средств русского языка. Важность работы над расширением словарного запаса и освоением фразеологии в контексте развития выразительной речи не подлежит сомнению. Именно поэтому акцентирование на этих аспектах русского языка делает наше исследование актуальным и весомым в нынешнем образовательном контексте.
Литературное творчество интерпретируется в нашей работе как особый род деятельности, смысл которого заключается в отображении различных ситуаций, учитывающих действия, чувства, мысли людей и окружающий их мир. В качестве объекта исследования - рассказ Ивана Сергеевича Шмелёва «Куликово поле». Предмет исследования - концепт «Преображение» в рассказе Ивана Сергеевича Шмелёва «Куликово поле».
Для творчества Шмелёва характерна тема внутреннего преображения героев, обретающих душевный покой как данное Богом счастье. В рассказе «Куликово поле» автор показывает, как чудесное явление Сергия Радонежского стало ободряющей поддержкой христиан, вынужденных жить в условиях Советской России. Герои рассказа через мистические события, свидетелями которых становятся, понимают, что русский народ никогда не оставался без Божьего промысла.
Цель нашей работы - описание образа-концепта «Преображение» в рассказе Ивана Сергеевича Шмелёва «Куликово поле» с возможностью его использования на уроках русского языка по разделу «Лексикология» в 8 классе. В рамках заданной цели необходимо решить следующие задачи:
В рамках заданной цели необходимо решить задачи исследования:
1) изучить научную литературу по проблеме исследования;
2) собрать материал для анализа;
3) описать образ-концепт в рассказе Ивана Сергеевича Шмелёва «Куликово поле» как отражение мировоззрения писателя;
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Иван Сергеевич Шмелев занимает особое место среди ценителей отечественной литературы. Его творчество, пропитанное глубоким чувством к российской культуре, несомненно трогает сердца читателей. Особое воздействие на восприятие его работ оказывает искусное применение автором средств выразительности и образности на уровне языковой лексики.
Над рассказом «Куликово поле» Шмелев работал с 1939 г по 1947 г. Безусловно, основным сюжетом художественной вселенной Шмелева является сюжет Преображения. В рассказе герои встречаются с чудом. Это чудо имеет для них особенное значение, так как после встречи со старцем каждый из них обретает веру в то, что всем будет хорошо, что безвременье канет в лету, что Россия не оставлена Богом.
Средствами репрезентации концепта являются ключевые слова, синонимические ряды, словообразовательные гнезда, семантико­ассоциативные поля имени концепта и другие парадигматические группировки лексики. При этом сам концепт — единица ментального плана. Непосредственно в тексте он не присутствует.
Концепт «Преображенние» раскрывается за счёт ассоциативных рядов. Преображение связано с обновлением, неким освобождением. Так, выражение концепта «Преображение» идет через использование таких лексем, как «радость», «чудо», «вера», «покой», «обновление». В результате автор создает образ чудесного превращения, изменения душевного состояния героев, которые смогли укрепиться в своей вере и найти опору в жизни.
Обновление, которое пришло с Преображением, стало наградой для героев. Они, последние годы жившие в страхе и окружавшем их со всех сторон неверии, вдруг почувствовали себя по-другому. Они вновь обрели силу, стали смело смотреть в будущее, получили веру в то, что для России не всё потеряно.
Преображение произошло в их душах. Отец и дочь уехали из Загорска, они после визита старца обрели уверенность в собственной значимости, ведь у Бога на каждого из нас свои виды.
Преображение героев - это еще и освобождение от страха и осознания бесцельности жизни, которую они вели. Рассказ учит, что люди пройдут любые испытания, они снова вернут ценности, утраченные не по своей воле, и обретут мир в своей душе.
Таким образом, Преображение - это освобождение от уныния, бессилия, неверия и обретение счастья, покоя и мира несмотря на то, что происходит снаружи. Главное, что происходит с человеком изнутри. А изнутри он возрождается.
Использование произведений Шмелева может оказаться ценным инструментом для учителя, организующего образовательный процесс, как в рамках литературных занятий, так и на уроках русского языка. В контексте подготовки учащихся к итоговой аттестации - ЕГЭ по русскому языку, рассказы писателя представляют собой отличный материал для развития и совершенствования навыков работы со стилистическими средствами языка, включая лексические и образные выражения.


1. Азбука веры. Электронный ресурс: https://azbyka.ru/radost.
2. Антонова Е. С. Русский язык и культура речи: учеб. / Е. С. Антонова, Т. М. Воителева. М.: Академия, 2017. - 319 с.
3. Апресян Ю. Д. Образ человека по данным языка: попытка системного описания // Избранные труды. Т. II. М.: Восточная литература, 1995.­481 с.
4. Архипова Е. В. Основы методики развития речи учащихся. М., 2002. С. 191.
5. Баранов М. Т. Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка: пособие для учителя / М. Т. Баранов. М.: Просвещение, 1988. - 190 с.
6. Баранов М. Т. Лексика / Обучение русскому языку в 4-6 классах по новой программе / М. Т. Баранов. М., 2020. - 285 с.
7. Баранов М. Т. Межпредметные связи русского языка в учебном процессе // Русский язык в школе. - 2019. - № 3.
8. Баранов М. Т. Методика преподавания русского языка в школе: учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений / М. Т. Баранов, Н.
А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов; под ред. М. Т. Баранова. М.: Академия, 2001. - 368 с.
9. Баранов М. Т. Типы учебного материала и методы обучения русскому языку // Русский язык в школе. М., 1981, №3. - С.25-31.
10. Баранов М.Т. Обогащение словарного запаса учащихся на уроках русского языка: пособие по методике преподавания русского языка (для студентов и учителей). М.: Академия, 2001.
11. Баранов М. Т. Научно-методические основы обогащения словарного запаса школьника в процессе изучения русского языка. М., Наука. 2015. - 352 с.
12. Баранов М. Т. Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка: пособие для учителя / М. Т. Баранов. М.: Просвещение, 1988. - 190 с.
13. Бондаренко М. А. Русский язык: 8-й класс: методическое пособие к учебнику С. Г. Бархударова, С. Е. Крючкова, Л. Ю. Максимова и др. «Русский язык. 8 класс» / М. А. Бондаренко. М.: Просвещение, 2023. — 87 с.
14. Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка. М. - 1941.
15. Вежбицкая А. Понимание культур через посредство ключевых слов / Пер. с англ. А. Д. Шмелева. М.: Языки славянской культуры, 2001. - 288 с.
... всего 60 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ