Введение 3
Глава 1. Особенности развития лексико-грамматических навыков на среднем
этапе 7
1.1. Развитие лексико-грамматических навыков 7
1.1.1. Развитие лексического навыка 9
1.1.2 Развитие грамматического навыка 15
1.2. Структура ОГЭ по английскому языку 21
1.3. Анализ результатов ГИА по английскому языку в Красноярском крае
за 2016 год 25
1.4. Возрастные особенности школьников среднем этапе обучения 27
Выводы по главе 1 31
Глава 2. Развитие лексико-грамматических навыков с помощью комплекта
дополнительных упражнений 34
2.1. Анализ УМК 34
2.2. Комплект дополнительных упражнений на формирование лексико-грамматических навыков 46
Выводы по главе 2 50
Заключение 52
Список литературы 53
Приложение
Сложно переоценить важность иностранного языка как учебного предмета. В школах его изучают со 2 по 11 класс. Разделяют 3 этапа обучения: начальный, средний и старший.
Результаты обучения проверяются как текущим контролем, так и итоговым (ОГЭ, ЕГЭ). В нашем исследовании мы обращаемся к среднему этапу обучения, на этом этапе итоговый контроль проводится в форме Основного государственного экзамена (далее ОГЭ).
Актуальность данного исследования обусловлена дефицитом заданий и упражнений в УМК по английскому языку для учеников среднего этапа обучения на развитие лексико-грамматических навыков, которые бы обеспечивали всестороннее овладение английским языком в рамках программы 9 класса, позволяли бы успешно пройти итоговый контроль результатов в форме ОГЭ, полностью бы соответствовали требованиям примерной основной образовательной программе основного общего образования [22], а, следовательно, и требованиям федерального государственного образовательного стандарта [28]. Такой вывод был сделан на основании изучения аналитического отчета по результатам ОГЭ по английскому языку за 2016 год, который выявил недостаточное соответствие уровня сформированности лексико-грамматических навыков у выпускников 9 класса в 2016 году. (Подробный анализ приведен в 1.3 разделе данного исследования).
Формат основного государственного экзамена предусматривает задания, проверяющие степень развитости лексико-грамматических навыков в разделе 3, которому в настоящем исследовании уделяется основное внимание. Но следует отметить, что лексико-грамматические навыки косвенно проверяются во всех остальных разделах ОГЭ, так как лексико-грамматический навык является одной из ключевых составляющих коммуникативной компетенции. Таким образом, развитие лексико-грамматических навыков положительно влияет на развитие всех речевых навыков и умений. От эффективности изучения лексики и грамматики на среднем этапе обучения во многом зависит дальнейший процесс обучения иностранному языку, прежде всего, развитие коммуникативной компетенции учащихся, что является главной целью обучения иностранным языкам.
Наша педагогическая практика проходила в гимназии №16 в 9 классе, учащиеся которого изучают английский по углубленной программе. В этом классе преподаёт Коржова Галина Ивановна, учитель английского языка высшей квалификации. Во время практики, беседуя с учителем, наблюдая за работой учеников на уроках английского языка, мы выяснили, что для более эффективного формирования лексико-грамматических навыков учитель пользуется материалами, которые дополняют УМК. Следуя рекомендациям учителя, мы также разрабатывали дополнительные задания и упражнения, которые представлены в практической части работы.
Дополнительные материалы требовались, в том числе, для подготовки к выполнению лексико-грамматических заданий, включенных в соответствующий раздел ОГЭ. К числу таких заданий относятся задания на употребление устойчивых словосочетаний, фразовых глаголов, предлогов, на употребление времен, задания на словообразование [11, c. 4-6] и т.д. Целью заданий этого раздела является проверка грамотного употребления в речи пройденного лексического и грамматического материала.
Согласно требованиям ФГОС обучение должно проводиться с применением новейших методик, методик устного опережения, критического мышления, а также с использованием компьютерных технологий.
Цель исследования - подготовить комплект заданий и упражнений, которые будут способствовать более эффективному развитию лексико-грамматических навыков на среднем этапе обучения английскому языку.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие лексико-грамматических навыков;
- рассмотреть структуру ОГЭ и проанализировать отчёт о результатах ОГЭ за 2016 год;
-охарактеризовать возрастные особенности школьников на среднем этапе обучения;
- проанализировать УМК;
- разработать методические рекомендации по использованию комплекта упражнений.
Объект исследования - процесс обучения английскому языку в средней школе.
Предмет исследования - развитие лексико-грамматических навыков на среднем этапе обучения.
Методы исследования. В ходе написания курсовой работы использовались следующие методы исследования: изучение научной литературы по теме исследования, метод анализа, метод обобщения и систематизации полученных знаний, а также сравнительный метод.
Работа проведена с учетом особенностей методики коммуникативного обучения, являющейся основополагающей в иноязычном образовании в школе.
Научно-методологическую базу работы составляют исследования по методике преподавания иностранного языка И. Л. Бим, О. С. Богдановой, Н.Д. Гальсковой, Е.И. Пассова, Г.В. Роговой, Е.Н Солововой, а также научные труды по детской и педагогической психологии Л.И. Божович, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина.
Объем и структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего в себя 31 источник, и приложение. Объём работы составляет 56 страниц без учёта приложений.
В первой главе раскрываются значения основополагающих в рамках данного исследования терминов: таких, как «речевой навык» и «лексико-грамматические навыки», приводятся различные подходы в методическом разделении этапов лексико-грамматических навыков, рассматривается структура ОГЭ по английскому языку, предоставляется анализ отчёта о результатах ОГЭ по английскому языку в Красноярском крае за 2016 год, а также рассматриваются возрастные особенности школьников среднего этапа обучения.
Во второй главе проводится полный анализ УМК, по которому занимались ученики 9 класса гимназии №16, в котором мы проходили педагогическую практику в 2016 году. Также в данной главе предлагаются методические рекомендации по развитию лексико-грамматических навыков при подготовке к ОГЭ.
В заключении обобщаются основные результаты работы.
В приложении представлен комплекс упражнений на развитие лексико-грамматических навыков в рамках подготовки учащихся к ОГЭ, разработанный нами во время практики 2016 года совместно с учителем английского языка высшей квалификации Коржовой Галиной Ивановной. Данный комплекс был частично апробирован в ходе прохождения педагогической практики и дал положительные результаты, измеренные текущим контролем (контрольная работа).
Школьный процесс обучения изменялся в соответствии с социальным заказом общества, как и его цели и задачи. В частности, практическая цель обучения трансформировалась следующим образом: обучение иностранному языку — обучение иноязычной речи — обучение иноязычной речевой деятельности — обучение иноязычному общению.
Таким образом, от эффективности изучения лексики и грамматики на среднем этапе обучения во многом зависит дальнейший процесс обучения иностранному языку, прежде всего, развитие коммуникативной компетенции учащихся, что является главной целью обучения иностранным языкам.
В ходе исследования нами была достигнута цель - приведены пример заданий и упражнений, которые будут способствовать более эффективному формированию лексико-грамматических навыков. .
Решены следующие задачи:
- рассмотрено понятие лексико-грамматических навыков;
- рассмотрена структура ОГЭ и проанализированы результаты ГИА за 2016 год
- охарактеризованы возрастные особенности школьников на среднем этапе обучения
- проанализирован УМК
- разработаны методические рекомендации по использованию комплекта упражнений.
1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР. - 2009. - 448 с.
2. Бим И. Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе: Проблемы и перспективы: Учебное пособие. - Просвещение, 1988. - 256 с.
3. Богданова О. С. Лингводидактика и методика преподавания иностранных языков в схемах и комментариях: текст лекций / Краснояр. гос. пед. ун-т. им. В. П. Астафьева. - Красноярск, 2011. - 176 с.
4. Богданова О. С. Урок иностранного языка: наблюдаем, анализируем, делаем выводы: учебно-методическое пособие. - Красноярск: КГПУ им. В. П. Астафьева, 2012. - 88 с.;
5. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Педагогика, 1968. - 321 с.
6. Выготский Л.С. Детская психология // Л.С. Выготский Собр. соч. В 6 т. - Т. 4. - М.: Педагогика, 1984.
7. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 1996. 340 с. - с. 136.
8. Выготский Л. С. Педология подростка: Проблема возраста // Собр. соч.: В 6 т. - М, 1984. - Т. 3, 4.
9. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам //Лингводидактика и методика/НД Гальскова, НИ Гез-М.: Издательский центр «Академия. - 2009.
10. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в2017 году основного государственного экзамена по АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ [Электронный ресурс] URL:http://fipi.ru/oge-
i-gve-9/demoversii-specifikacii-kodifikatory(дата обращения: 23.03.2017)
11. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки
обучающихся для проведения основного государственного экзамена по АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ [Электронный ресурс] URL: http://fipi.ru/ ege-i-gve-11/ demoversii-specifikacii-kodifikatory (дата
обращения: 25.03.2017).
12. Кон И.С. Психология юношеского возраста: Проблемы формирования личности: Учеб. пособ. для пед. ин-тов / И.С. Кон. - М: Просвещение, 1979. - 175 с.
13. Кошкина Э. Г., Шмидт О. В. Отчет о результатах ОГЭ по иностранным языкам в Красноярском крае в 2016 году. [Электронный ресурс] URL:http://coko24.ru/wp-content/uploads/2011/08/Отчёт-по-английскому-языку-2016.pdf
14. Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. Изд. 3-е. М. - 2003.
15. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - Политиздат, 1975. 304 с.
16. Мусаелян И. Ф. ФОРМИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА : дис. - М. : Мусаелян Инесса Феликсовна, 2011.
17. Мусаелян И. Ф. Формирование лексико-грамматической составляющей языковой компетенции //Ярославский педагогический вестник. - 2011. - Т. 2. - №. 3. - С. 139-142.
18.Основы функционального обучения иноязычной лексике. - Воронеж: ВГУ, 1990.
19. Открытый банк заданий ОГЭ [Электронный ресурс] URL: http://85.142.162.126/os/xmodules/qprint/index.php?
theme guid=22446191C445BCA2473B8EDCE7456DB5&proj guid=8BBD5C99F37898B6402964AB11955663(дата обращения: 14.02.2017).
20. Пассов Е. И. Коммуникативное иноязычное образование: готовим к диалогу культур //Мн.: Лексис. - 2003.184 с.
21. Пассов Е. И. Основы методики обучения иностранным языкам. - Русский язык, 1977.
22. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15. Федеральное учебно-методическое объединение по общему образованию.
23. Рекомендации по использованию и интерпретации результатов
выполнения экзаменационных работ для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы в новой форме в 2015 году. [Электронный ресурс] URL:
http://fipi.ru/sites/default/files/document/1408710011/gia9Perevod2011.doc(дата обращения: 17.05.2017).
24. Рогова Г. В., Рабинович Ф. М., Сахарова Т. Е. //Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М.: Просвещение. - 1991.
25. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам //Базовый курс. - 2008. - Т. 6.
26. Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2017 году основного государственного экзамена по ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ. [Электронный ресурс] URL: http://fipi.ru/ege-i-gve-11/demoversii-specifikacii-kodifikatory(дата обращения: 25.03.2017).
27. Ступницкая М. Диагностика уровня сформированности общеучебных умений и навыков школьников //Педагогическая диагностика.-М.:[б. и.]. - 2008. - №. 2.
28. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] // Федеральные государственные образовательные стандарты. М.: Министерство образования и науки Российской Федерации. URL: http://минобрнауки.рф/документы/543(дата обращения: 18.04.2017).
29. Шатилов С. Ф. Теоретические основы методики обучения грамматическому аспекту иноязычной речи //Общая методика обучения иностранным языкам. Хрестоматия/сост. АА Леонтьев.-М.: Русский язык. - 1991. - С. 295-305.
30. Щукин А. Н. Лингводидактический энциклопедический словарь: более 2000 единиц. - АСТ, 2008.
31.Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психологического развития в детском возрасте // Вопр. психол. 1971. - №4. - с. 6 - 20.