РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ОГЭ
|
Введение 3
Глава 1. Особенности развития лексико-грамматических навыков на среднем
этапе 7
1.1. Развитие лексико-грамматических навыков 7
1.1.1. Развитие лексического навыка 9
1.1.2 Развитие грамматического навыка 15
1.2. Структура ОГЭ по английскому языку 21
1.3. Анализ результатов ГИА по английскому языку в Красноярском крае
за 2016 год 25
1.4. Возрастные особенности школьников среднем этапе обучения 27
Выводы по главе 1 31
Глава 2. Развитие лексико-грамматических навыков с помощью комплекта
дополнительных упражнений 34
2.1. Анализ УМК 34
2.2. Комплект дополнительных упражнений на формирование лексико-грамматических навыков 46
Выводы по главе 2 50
Заключение 52
Список литературы 53
Приложение
Глава 1. Особенности развития лексико-грамматических навыков на среднем
этапе 7
1.1. Развитие лексико-грамматических навыков 7
1.1.1. Развитие лексического навыка 9
1.1.2 Развитие грамматического навыка 15
1.2. Структура ОГЭ по английскому языку 21
1.3. Анализ результатов ГИА по английскому языку в Красноярском крае
за 2016 год 25
1.4. Возрастные особенности школьников среднем этапе обучения 27
Выводы по главе 1 31
Глава 2. Развитие лексико-грамматических навыков с помощью комплекта
дополнительных упражнений 34
2.1. Анализ УМК 34
2.2. Комплект дополнительных упражнений на формирование лексико-грамматических навыков 46
Выводы по главе 2 50
Заключение 52
Список литературы 53
Приложение
Сложно переоценить важность иностранного языка как учебного предмета. В школах его изучают со 2 по 11 класс. Разделяют 3 этапа обучения: начальный, средний и старший.
Результаты обучения проверяются как текущим контролем, так и итоговым (ОГЭ, ЕГЭ). В нашем исследовании мы обращаемся к среднему этапу обучения, на этом этапе итоговый контроль проводится в форме Основного государственного экзамена (далее ОГЭ).
Актуальность данного исследования обусловлена дефицитом заданий и упражнений в УМК по английскому языку для учеников среднего этапа обучения на развитие лексико-грамматических навыков, которые бы обеспечивали всестороннее овладение английским языком в рамках программы 9 класса, позволяли бы успешно пройти итоговый контроль результатов в форме ОГЭ, полностью бы соответствовали требованиям примерной основной образовательной программе основного общего образования [22], а, следовательно, и требованиям федерального государственного образовательного стандарта [28]. Такой вывод был сделан на основании изучения аналитического отчета по результатам ОГЭ по английскому языку за 2016 год, который выявил недостаточное соответствие уровня сформированности лексико-грамматических навыков у выпускников 9 класса в 2016 году. (Подробный анализ приведен в 1.3 разделе данного исследования).
Формат основного государственного экзамена предусматривает задания, проверяющие степень развитости лексико-грамматических навыков в разделе 3, которому в настоящем исследовании уделяется основное внимание. Но следует отметить, что лексико-грамматические навыки косвенно проверяются во всех остальных разделах ОГЭ, так как лексико-грамматический навык является одной из ключевых составляющих коммуникативной компетенции. Таким образом, развитие лексико-грамматических навыков положительно влияет на развитие всех речевых навыков и умений. От эффективности изучения лексики и грамматики на среднем этапе обучения во многом зависит дальнейший процесс обучения иностранному языку, прежде всего, развитие коммуникативной компетенции учащихся, что является главной целью обучения иностранным языкам.
Наша педагогическая практика проходила в гимназии №16 в 9 классе, учащиеся которого изучают английский по углубленной программе. В этом классе преподаёт Коржова Галина Ивановна, учитель английского языка высшей квалификации. Во время практики, беседуя с учителем, наблюдая за работой учеников на уроках английского языка, мы выяснили, что для более эффективного формирования лексико-грамматических навыков учитель пользуется материалами, которые дополняют УМК. Следуя рекомендациям учителя, мы также разрабатывали дополнительные задания и упражнения, которые представлены в практической части работы.
Дополнительные материалы требовались, в том числе, для подготовки к выполнению лексико-грамматических заданий, включенных в соответствующий раздел ОГЭ. К числу таких заданий относятся задания на употребление устойчивых словосочетаний, фразовых глаголов, предлогов, на употребление времен, задания на словообразование [11, c. 4-6] и т.д. Целью заданий этого раздела является проверка грамотного употребления в речи пройденного лексического и грамматического материала.
Согласно требованиям ФГОС обучение должно проводиться с применением новейших методик, методик устного опережения, критического мышления, а также с использованием компьютерных технологий.
Цель исследования - подготовить комплект заданий и упражнений, которые будут способствовать более эффективному развитию лексико-грамматических навыков на среднем этапе обучения английскому языку.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие лексико-грамматических навыков;
- рассмотреть структуру ОГЭ и проанализировать отчёт о результатах ОГЭ за 2016 год;
-охарактеризовать возрастные особенности школьников на среднем этапе обучения;
- проанализировать УМК;
- разработать методические рекомендации по использованию комплекта упражнений.
Объект исследования - процесс обучения английскому языку в средней школе.
Предмет исследования - развитие лексико-грамматических навыков на среднем этапе обучения.
Методы исследования. В ходе написания курсовой работы использовались следующие методы исследования: изучение научной литературы по теме исследования, метод анализа, метод обобщения и систематизации полученных знаний, а также сравнительный метод.
Работа проведена с учетом особенностей методики коммуникативного обучения, являющейся основополагающей в иноязычном образовании в школе.
Научно-методологическую базу работы составляют исследования по методике преподавания иностранного языка И. Л. Бим, О. С. Богдановой, Н.Д. Гальсковой, Е.И. Пассова, Г.В. Роговой, Е.Н Солововой, а также научные труды по детской и педагогической психологии Л.И. Божович, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина.
Объем и структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего в себя 31 источник, и приложение. Объём работы составляет 56 страниц без учёта приложений.
В первой главе раскрываются значения основополагающих в рамках данного исследования терминов: таких, как «речевой навык» и «лексико-грамматические навыки», приводятся различные подходы в методическом разделении этапов лексико-грамматических навыков, рассматривается структура ОГЭ по английскому языку, предоставляется анализ отчёта о результатах ОГЭ по английскому языку в Красноярском крае за 2016 год, а также рассматриваются возрастные особенности школьников среднего этапа обучения.
Во второй главе проводится полный анализ УМК, по которому занимались ученики 9 класса гимназии №16, в котором мы проходили педагогическую практику в 2016 году. Также в данной главе предлагаются методические рекомендации по развитию лексико-грамматических навыков при подготовке к ОГЭ.
В заключении обобщаются основные результаты работы.
В приложении представлен комплекс упражнений на развитие лексико-грамматических навыков в рамках подготовки учащихся к ОГЭ, разработанный нами во время практики 2016 года совместно с учителем английского языка высшей квалификации Коржовой Галиной Ивановной. Данный комплекс был частично апробирован в ходе прохождения педагогической практики и дал положительные результаты, измеренные текущим контролем (контрольная работа).
Результаты обучения проверяются как текущим контролем, так и итоговым (ОГЭ, ЕГЭ). В нашем исследовании мы обращаемся к среднему этапу обучения, на этом этапе итоговый контроль проводится в форме Основного государственного экзамена (далее ОГЭ).
Актуальность данного исследования обусловлена дефицитом заданий и упражнений в УМК по английскому языку для учеников среднего этапа обучения на развитие лексико-грамматических навыков, которые бы обеспечивали всестороннее овладение английским языком в рамках программы 9 класса, позволяли бы успешно пройти итоговый контроль результатов в форме ОГЭ, полностью бы соответствовали требованиям примерной основной образовательной программе основного общего образования [22], а, следовательно, и требованиям федерального государственного образовательного стандарта [28]. Такой вывод был сделан на основании изучения аналитического отчета по результатам ОГЭ по английскому языку за 2016 год, который выявил недостаточное соответствие уровня сформированности лексико-грамматических навыков у выпускников 9 класса в 2016 году. (Подробный анализ приведен в 1.3 разделе данного исследования).
Формат основного государственного экзамена предусматривает задания, проверяющие степень развитости лексико-грамматических навыков в разделе 3, которому в настоящем исследовании уделяется основное внимание. Но следует отметить, что лексико-грамматические навыки косвенно проверяются во всех остальных разделах ОГЭ, так как лексико-грамматический навык является одной из ключевых составляющих коммуникативной компетенции. Таким образом, развитие лексико-грамматических навыков положительно влияет на развитие всех речевых навыков и умений. От эффективности изучения лексики и грамматики на среднем этапе обучения во многом зависит дальнейший процесс обучения иностранному языку, прежде всего, развитие коммуникативной компетенции учащихся, что является главной целью обучения иностранным языкам.
Наша педагогическая практика проходила в гимназии №16 в 9 классе, учащиеся которого изучают английский по углубленной программе. В этом классе преподаёт Коржова Галина Ивановна, учитель английского языка высшей квалификации. Во время практики, беседуя с учителем, наблюдая за работой учеников на уроках английского языка, мы выяснили, что для более эффективного формирования лексико-грамматических навыков учитель пользуется материалами, которые дополняют УМК. Следуя рекомендациям учителя, мы также разрабатывали дополнительные задания и упражнения, которые представлены в практической части работы.
Дополнительные материалы требовались, в том числе, для подготовки к выполнению лексико-грамматических заданий, включенных в соответствующий раздел ОГЭ. К числу таких заданий относятся задания на употребление устойчивых словосочетаний, фразовых глаголов, предлогов, на употребление времен, задания на словообразование [11, c. 4-6] и т.д. Целью заданий этого раздела является проверка грамотного употребления в речи пройденного лексического и грамматического материала.
Согласно требованиям ФГОС обучение должно проводиться с применением новейших методик, методик устного опережения, критического мышления, а также с использованием компьютерных технологий.
Цель исследования - подготовить комплект заданий и упражнений, которые будут способствовать более эффективному развитию лексико-грамматических навыков на среднем этапе обучения английскому языку.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие лексико-грамматических навыков;
- рассмотреть структуру ОГЭ и проанализировать отчёт о результатах ОГЭ за 2016 год;
-охарактеризовать возрастные особенности школьников на среднем этапе обучения;
- проанализировать УМК;
- разработать методические рекомендации по использованию комплекта упражнений.
Объект исследования - процесс обучения английскому языку в средней школе.
Предмет исследования - развитие лексико-грамматических навыков на среднем этапе обучения.
Методы исследования. В ходе написания курсовой работы использовались следующие методы исследования: изучение научной литературы по теме исследования, метод анализа, метод обобщения и систематизации полученных знаний, а также сравнительный метод.
Работа проведена с учетом особенностей методики коммуникативного обучения, являющейся основополагающей в иноязычном образовании в школе.
Научно-методологическую базу работы составляют исследования по методике преподавания иностранного языка И. Л. Бим, О. С. Богдановой, Н.Д. Гальсковой, Е.И. Пассова, Г.В. Роговой, Е.Н Солововой, а также научные труды по детской и педагогической психологии Л.И. Божович, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина.
Объем и структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего в себя 31 источник, и приложение. Объём работы составляет 56 страниц без учёта приложений.
В первой главе раскрываются значения основополагающих в рамках данного исследования терминов: таких, как «речевой навык» и «лексико-грамматические навыки», приводятся различные подходы в методическом разделении этапов лексико-грамматических навыков, рассматривается структура ОГЭ по английскому языку, предоставляется анализ отчёта о результатах ОГЭ по английскому языку в Красноярском крае за 2016 год, а также рассматриваются возрастные особенности школьников среднего этапа обучения.
Во второй главе проводится полный анализ УМК, по которому занимались ученики 9 класса гимназии №16, в котором мы проходили педагогическую практику в 2016 году. Также в данной главе предлагаются методические рекомендации по развитию лексико-грамматических навыков при подготовке к ОГЭ.
В заключении обобщаются основные результаты работы.
В приложении представлен комплекс упражнений на развитие лексико-грамматических навыков в рамках подготовки учащихся к ОГЭ, разработанный нами во время практики 2016 года совместно с учителем английского языка высшей квалификации Коржовой Галиной Ивановной. Данный комплекс был частично апробирован в ходе прохождения педагогической практики и дал положительные результаты, измеренные текущим контролем (контрольная работа).
Школьный процесс обучения изменялся в соответствии с социальным заказом общества, как и его цели и задачи. В частности, практическая цель обучения трансформировалась следующим образом: обучение иностранному языку — обучение иноязычной речи — обучение иноязычной речевой деятельности — обучение иноязычному общению.
Таким образом, от эффективности изучения лексики и грамматики на среднем этапе обучения во многом зависит дальнейший процесс обучения иностранному языку, прежде всего, развитие коммуникативной компетенции учащихся, что является главной целью обучения иностранным языкам.
В ходе исследования нами была достигнута цель - приведены пример заданий и упражнений, которые будут способствовать более эффективному формированию лексико-грамматических навыков. .
Решены следующие задачи:
- рассмотрено понятие лексико-грамматических навыков;
- рассмотрена структура ОГЭ и проанализированы результаты ГИА за 2016 год
- охарактеризованы возрастные особенности школьников на среднем этапе обучения
- проанализирован УМК
- разработаны методические рекомендации по использованию комплекта упражнений.
Таким образом, от эффективности изучения лексики и грамматики на среднем этапе обучения во многом зависит дальнейший процесс обучения иностранному языку, прежде всего, развитие коммуникативной компетенции учащихся, что является главной целью обучения иностранным языкам.
В ходе исследования нами была достигнута цель - приведены пример заданий и упражнений, которые будут способствовать более эффективному формированию лексико-грамматических навыков. .
Решены следующие задачи:
- рассмотрено понятие лексико-грамматических навыков;
- рассмотрена структура ОГЭ и проанализированы результаты ГИА за 2016 год
- охарактеризованы возрастные особенности школьников на среднем этапе обучения
- проанализирован УМК
- разработаны методические рекомендации по использованию комплекта упражнений.



