Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №149378

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы83
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
13
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА 8
1.1. Исследовательские умения детей дошкольного возраста в психолого­педагогической литературе 8
1.2. Возрастные особенности развития исследовательских умений у детей
дошкольного возраста 16
1.3. Теоретическое обоснование использования нетрадиционных техник рисования как средства развития исследовательских умений детей
дошкольного возраста 23
Выводы по главе 1 29
ГЛАВА 2. ИССЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 30
2.1. Диагностический инструментарий изучения развитие исследовательских
умений детей дошкольного возраста 30
2.2. Организация работы по использованию нетрадиционных техник рисования как средство развития исследовательских умений детей
дошкольного возраста 46
2.3. Методические рекомендации по реализации педагогических условий для развития исследовательских умений детей дошкольного
возраста 53
Выводы по главе 2 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ 77

Актуальность темы опытно-экспериментальной работы состоит в том, что с самого рождения ребёнок начитает изучать и исследовать окружающий его мир всеми доступными способами. Он проявляет интерес к окружающим его людям и предметам. С каждым годом интерес ребенка к познанию всего, что его окружает, только усиливается, и наиболее явное его проявление начинается в дошкольном возрасте. Дошкольный возраст является ценным периодом в жизни каждого человека. Это то время, когда ребенок проявляет свое любопытство и любознательность. Знакомство с окружающей действительностью происходит с особой чувствительностью, что можно наблюдать в таких видах деятельности как познание, обследование и исследование.
Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для формирования познавательной и исследовательской деятельности ребенка. Исследовательская деятельность позволяет организовать жизнедеятельность ребенка дошкольного возраста так, чтобы он смог задавать вопросы и самостоятельно находить ответы на них.
Дети, совершая первые самостоятельные исследования и открытия, испытывают радость от познания собственных возможностей. Дошкольное образование предназначено для обеспечения саморазвития и самореализации ребенка, способствует развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника (Н.Н. Поддьяков, А.Н. Поддьяков, О.В. Дыбина, О.Л. Князева).
Среди возможных средств развития исследовательских умений детей дошкольного возраста можно выделить опытническую деятельность. Во время проведения опыта дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, имеет возможность попрактиковаться в установлении причинно-следственных, пространственных, временных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему расширять, и упорядочивать представления о мире, развивать наблюдательность, познавательные и творческие способности, умение применять нестандартные решения. Задача педагогов дошкольной организации состоит в том, чтобы эту деятельность активно поощрять.
Применение нетрадиционных техник рисования как средства развития исследовательских умений детей дошкольного возраста позволит разнообразить опытно-экспериментальную деятельность ребенка и сделать ее еще более творческой. Как указывал А.И. Савенков в своих работах, что исследовательская деятельность является творческим процессом поиска неизвестного, приобретение новых знаний .
Рассматривая вопрос, развития исследовательских умений и творческой деятельности подвело нас к выбранной теме исследования «Нетрадиционные техники рисования как средство развития исследовательских умений детей дошкольного возраста».
Проблемой исследования является вопрос о возможности развития исследовательских умений через применение нетрадиционных техник рисования. Решение проблемы соответствует цели исследования.
Объект исследования: процесс развития исследовательских умений детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: условия для развития исследовательских умений детей дошкольного возраста посредствам нетрадиционных техник рисования.
Цель: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить условия, при которых нетрадиционные техники рисования становятся средством развития исследовательских умений детей дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели нами были определены задачи исследования.
1. Уточнить понятие исследовательские умения детей дошкольного возраста.
2. Подобрать диагностический инструментарий для изучения
уровня развития исследовательских умений детей дошкольного возраста....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В процессе опытно-экспериментальной работы мы выявили, теоретически обосновали и экспериментально проверили условия, при которых нетрадиционные техники рисования становятся средством развития исследовательских умений детей дошкольного возраста, что подтверждает правильность поставленной нами цели опытно-экспериментальной работы.
В ходе проведения опытно-экспериментальной работы мы: уточнили понятие исследовательские умения детей дошкольного возраста; подобрали диагностический инструментарий для изучения уровня развития исследовательских умений детей дошкольного возраста; обосновали и реализовать в практике работы детского сада условия, при которых нетрадиционные техники рисования становятся средством развития исследовательских умений детей дошкольного возраста; разработали методические рекомендации по реализации педагогических условий направленных на развитие исследовательских умений дошкольного возраста, в соответствии с поставленными задачами опытно-экспериментальной работы
В соответствии с выделенной нами проблемой опытно­экспериментальной работы о возможности развития исследовательских умений через применение нетрадиционных техник рисования, на основании определенного объекта и предмета опытно-экспериментальной работы, а также в соответствии с поставленной целью и задачами, нами было проведена опытно-экспериментальной работы на базе Муниципального автономного образовательного учреждения Детский сад «Конек-Горбунок», старшей группы Б «Брусничка», в количестве 16 детей.
На констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы, в соответствие с диагностической методикой Т.М. Бондаренко «Выявление уровня развития исследовательской деятельности» в основе которой лежат пособие «Учебное исследование в детском саду: вопросы теории и методики» А.И. Савенкова; был выявлен исходный уровень сформированности исследовательской деятельности детей дошкольного возраста: у 2 (12,5%) детей высокий уровень, у 5 (31,25%) средний уровень и у 9 (56,25%) низкий уровень развития исследовательской деятельности, а, следовательно, и исследовательских умений.
На основании результатов констатирующего этапа опытно­экспериментальной работы были спланированы и проведены мероприятия второго формирующего этапа. Целью которого было: реализовать введения нетрадиционных техник рисования как средство развития исследовательских умений, путем организации непосредственной образовательной деятельности. В работу по введению нетрадиционных техник рисования были включены следующие техники, взятые из пособия «Рисование с детьми дошкольного возраста: Неклассические техники, планирование, конспекты занятий» под редакцией Р.Г. Казаковой: оттиск (сухими листьями), «эбру» рисование водой, рисование ватными палочками, рисование на основе ладошки, кляксография, паспорту, рисование восковой свечой, тонированные поролоновой губкой, рисование ниткой, а также организация следующих педагогических условий: создание проблемной педагогической ситуации в качестве мотивирующего начала непосредственной образовательной деятельности; оснащение творческого уголка разнообразными материалами, непредназначенных для изобразительной деятельности; проведение опытов и экспериментов для установления новых свойств предметов.
Итогом проведения опытно-экспериментальной работы по введению нетрадиционных техник рисования как условие развитие исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста, стал контрольный этап исследования. Основной целью которого стало выявление динамики положительного влияния нетрадиционных техник рисования как средство развития исследовательских умений. Динамика уровня развития исследовательской деятельности показали следующие результаты: высокий уровень - 6 детей (37,5%), средний уровень - 4 детей (25%), низкий уровень - 6 детей (37,5%).
Так как А.И. Савенков, выделял следующие качества исследовательских умений детей: умение видеть проблемы, выдвигать гипотезы, задавать вопросы; проводить самостоятельное исследование, что и является критерии уровня развития исследовательской деятельности дошкольника, можно прировнять полученные результаты именно как уровни развития исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста.
Что подтверждает верность выдвинутой нами гипотезы что нетрадиционные техники рисования становятся средством развития исследовательских умений детей при следующих условиях:
• создание проблемной педагогической ситуации в качестве мотивирующего начала непосредственной образовательной деятельности;
• оснащение творческого уголка разнообразными материалами, непредназначенных для изобразительной деятельности.
Практическая значимость опытно-экспериментальной работы обозначены в методических рекомендациях для педагогов дошкольной образовательной организации по организации условий необходимых для введения неклассических техник рисования в работу по развитию исследовательских умений детей дошкольного возраста,
продемонстрированных в приложение В.
Проведенная опытно-экспериментальная работа способствует решению одной из актуальных проблем современности - развитие у детей исследовательских умений начиная с дошкольного возраста. Путем разнообразного интегрирования исследовательской деятельности, мы способствуем как развитию исследовательских умений, как и полноценного и всестороннего развития ребенка-дошкольника. Роль педагога в развитии исследовательских умений у детей существенно отличается от той, что отводится ему в обучении традиционном способом. Педагог для ребенка превращается в консультанта и помощника начинающего исследователя.


1. Аксенова Т.А. Развитие дошкольника в познавательно­исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС ДО. // Молодой ученый. 2016. № 12.6. С. 1-6.
2. Аксенова Т.А. Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС в ДОУ // Молодой ученый. 2011. № 5. С. 47-50.
3. Богословский В.В. Общая психология М.: Просвещение, 1973. 228 с.
4. Бондаренко Т.М. Диагностика педагогического процесса в ДОУ. [Электронный ресурс] URL:http://www.labirint.ru/books/284678/ (дата обращения 24.05.2020).
5. Вакуленко Л.С. Совместная интегрированная деятельность. Развитие познавательных способностей и речи дошкольников. СПб.: ДЕТСТВО-ПРОГРЕСС, 2014. 192 с.
6. Веракса Н.Е. Познавательно-исследовательская деятельность
дошкольников. М.: МОЗАЙКА - СИНТЕЗ, 2014. 40 с.
7. Веракса Н.Е. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». М.: Мозаика-синтез, 2014. 333 с.
8. Вербианова О.М., Груздова О.В. Психология ребенка: младенчество, ранее и дошкольное детство. Красноярск, 2017. 140 с.
9. Гладкова А.П. Процесс формирования исследовательских умений младших школьников во внеурочной деятельности. // Историческая и социально-образовательная мысль. 2012. № 4. С. 91-94.
10. Гладкова А.П. Формирование исследовательских умений младшего школьника во внеурочной деятельности. Волгоград: ВГСПУ «Перемена», 2013. 26 с.
11. Головизнина Н.Л. Учебно-исследовательская деятельность как перспективное средство воспитания личности. // Дополнительное образование. 2002. № 8. С. 6-9.
12. Демидова Е.В. Методики развития исследовательских умений // [Электронный ресурс] URL: https://infourok.ru (дата обращения 25.02.2020)
13. Дзикики А. Творчество в науке. М.: Эдиториал УРСС, 2001. 240 с.
14. Дыбина О.В. и др. Побуждение детей к преобразованию предметов // Казанская наука. 2011. № 9. С. 207-210.
15. Дыбина О.В. Поисково-познавательная деятельность
дошкольников. М.: ТЦ «Сфера», 2002. 220 с...51


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ