ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 10
1.1 Взаимодействия педагогов и родителей: сущность, особенности,
характеристики 10
1.2 Сущность и содержание методического сопровождения педагогов
дошкольной образовательной организации в процессе взаимодействия с родителями детей дошкольного возраста 17
Вывод по главе 1 40
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 43
2.1. Разработка диагностического инструментария для определения уровня
качества методического сопровождения педагогов дошкольной образовательной организации в процессе взаимодействия с родителями дошкольников 44
2.2. Результаты оценки уровня качества методического сопровождения
педагогов дошкольной образовательной организации в процессе взаимодействия с родителями дошкольников 55
2.3 Разработка рекомендаций по совершенствованию методического
сопровождения педагогов дошкольной образовательной организации в процессе взаимодействия с родителями дошкольников 66
Выводы по второй главе 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 88
Современные требования дошкольного образования определяют его в качестве фундамента всего последующего обучения и развития детей. Важнейшую роль в достижении ребенком личностного, познавательного и социального развития играют не только педагоги и родители, но и формы их взаимодействия.
Актуальность темы магистерской диссертации обусловлена тем, что на сегодняшний день при сопровождении педагогов дошкольных образовательных организаций (далее - ДОО) широкое внимание уделяется совершенствованию их профессиональных знаний и качеств, навыков взаимодействия с детьми разного возраста. Тем не менее, важным является поддержка специалистов в системе взаимодействия с семьей воспитанников, так как семья выполняет важную роль в жизни ребёнка, развивает и формирует личность, влияет на интеллектуальное и социально-эмоциональное развитие, в связи с этим возникает необходимость активного использования педагогом различных форм сотрудничества и взаимодействия с родителями. Модернизация системы методического сопровождения педагогов в современных условиях предполагает повышение активности самих педагогов, увеличение доли самообразования и совершенствования взаимодействия с родителями воспитанников.
Проблемы взаимодействия специалистов и родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста, широко отражены в современных источниках. О важности приобщения родителей к работе с детьми писали такие авторы, как Т.И. Алямовская, Н.И. Князева, В.В. Сериков и других. Вопросы взаимодействия педагогов и родителей дошкольников отражены в трудах О.В. Бачиной и Л.Н. Самородовой, Т.Л. Кравченко, И.Ю. Левченко; с родителями, имеющими детей с нарушениями развития, в трудах Е.М. Мастюковой и других авторов. Развитие профессиональной компетенции педагогов в
процессе методического сопровождения отражены в трудах Г.И. Пигуль, С.А. Пятаевой, В.А. Новицкой и другими авторами.
Несмотря на значительное число исследований, посвящённых проблемам методического сопровождения педагогов дошкольной образовательной организации по воспитанию и обучению детей, проблемы сопровождения педагогов во взаимодействии с семьей воспитанников практически не исследовались. Кроме того, нуждается в дальнейших исследованиях вопрос эффективности современных методов такого взаимодействия, например, с использованием интерактивных форм работы, ведения электронных дневников, онлайн-семинаров, онлайн-собраний и т.п. Таким образом, существует противоречие между значительным числом педагогов ДОО, нуждающихся в совершенствовании навыков взаимодействия с родителями, и малочисленности исследований по организации методического сопровождения педагогов во взаимодействии с родителями, что подчеркивает проблему исследования.
Остаются открытыми вопросы помощи педагогам в решении возможных конфликтов с родителями; обучении правильному информированию родителей об особенностях обучения и воспитания детей; выборе стиля взаимодействия с родителями; организации эффективной обратной связи и динамике развития ребенка. Особого внимания требует углубленное ознакомление педагогов к дифференциации взаимодействия с родителями (использованию дифференцированного подхода). Дифференцированный подход необходим не только в системе оказания помощи детям, но и в установлении контактов с семьями разных типов, учета индивидуальнотипологических особенностей личности родителя.
Цель исследования разработать и теоретически обосновать условия совершенствования методического сопровождения педагогов дошкольной образовательной организации в процессе взаимодействия с родителями детей дошкольного возраста, на основе изучения актуального уровня качества методического сопровождения.....
Проведенное нам исследование разработки и теоретического обоснования условий совершенствования методического сопровождения педагогов дошкольной образовательной организации в процессе взаимодействия с родителями детей дошкольного возраста, на основе изучения актуального уровня качества методического сопровождения позволяет, прежде всего, систематизировать полученные результаты в виде совокупности теоретических положений.
Во-первых, основываясь на результатах междисциплинарных исследований, понятие «взаимодействие педагогов и родителей» представляет собой особую форму отношений, при которой, педагог, учитывая особенности семей, создает оптимальные условия для включения родителей в ряды активных субъектов образовательно-воспитательного процесса и обеспечивает тем самым единство воспитательного влияния на дошкольников в семье и в образовательной организации.
Во-вторых, опираясь на идеи системно-деятельностного и компетентностного подходов, мы рассматриваем методическое сопровождение педагогов дошкольной образовательной организации в процессе взаимодействия с родителями детей дошкольного возраста как специально организованную деятельность руководства ДОО, направленную на оказание помощи педагогу в устранении профессиональных дефицитов, возникающих в процессе взаимодействия с родителями детей дошкольного возраста, с учетом его профессионального и жизненного опыта. Методическое сопровождение реализуеться по трем взаимосвязанным направлениям: когнитивное, мотивационное, деятельностное. Основными этапами методического сопровождения педагогов дошкольной образовательной организации в процессе взаимодействия с родителями детей дошкольного возраста являются диагностико-информационный, аналитическо- проектировочный, деятельностно-рефлексивный.
В-третьих, методическое сопровождение педагогов дошкольной образовательной организации в процессе взаимодействия с родителями детей дошкольного возраста реализуется при создании условий, ориентированных на расширение знаний педагогов о сущности взаимодействия с родителями и способах его организации, на обогащение опыта эмоциональнорефлексивного отношения к взаимодействию с родителями и приобретения позитивного опыта практической организации подобного взаимодействия.
В качестве условий, способствующих совершенствованию методическому сопровождению педагогов ДОО в процессе взаимодействия с родителями детей дошкольного возраста, выделены: создание электронного методического кабинета, предполагающего построение индивидуально ориентированного маршрута актуализации знаний педагогов о сущности взаимодействия с родителями и способах его организации; активизация диалоговых форм методического сопровождения педагогов, направленных на приобретение опыта эмоционально-рефлексивного отношения к взаимодействию с родителями, в рамках методической площадки; практическое включение педагогов в организацию взаимодействия с родителями под руководством наставников.
В-четвертых, выделены и обоснованы критерии оценки качества методического сопровождения педагогов дошкольной образовательной организации в процессе взаимодействия с родителями детей дошкольного возраста: систематическое выявление затруднений и образовательных запросов педагогов в соответствии с приоритетным направлением деятельности ДОО и индивидуальными запросами; обеспечение каждого педагога необходимыми информационными и научно-методическими ресурсами; создание мотивационных условий для профессионального развития каждого педагога; обеспечение реализации индивидуальных программ профессионального развития педагогов; распространение опыта работы творческих педагогов....
1. Агавелян Р. О. Социально-перцептивные аспекты профессиональной деятельности педагогов специальных школ и их психологическая готовность к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Современный учитель: стандарты профессионализма. Новосибирск: НГПУ, 2000. С. 85-89
2. Ажарова Т.В. Сущность понятия взаимодействия педагогов и родителей детей дошкольного возраста // Феномены и тенденции развития современной педагогики, психологии и менеджмента в образовании: материалы VI Всероссийской национальной конференции школьников, педагогов, молодых ученых, посвященной 195-летию со дня рождения К.Д. Ушинского. Красноярск 23-25 апреля 2019 г. / отв. за вып. О.В. Груздева. Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2019. С. 124-127
3. Ажарова Т.В. Особенности взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации и родителей // Современный образ детства и векторы развития дошкольного образования: материалы Декадника науки института психолого-педагогического образования «Научный портал-2020» памяти М.Н. Высоцкой и заочной конференции школьников, студентов, молодых ученых «Феномены и тенденции развития современной психологии, педагогики и менеджмента в образовании». Красноярск, апрель 2020 г. / отв. ред. О.В. Груздева, И.П. Цвелюх. Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2020. С.11-14.
4. Алехина О.В. Использование икт в методическом сопровождении педагогов ДОО // Наука и образование: векторы развития. Современные тенденции развития школ-интернатов и коррекционных образовательных учреждений России, Чебоксары: Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования "Экспертнометодический центр", 2016. С. 34-37.
5. Альчикова А.С. Методическая поддержка педагогов детского сада в развитии конструктивного взаимодействия с родителями // Современные инновации, 2019. № 3 (31). С. 67-72.
6. Алямовская В.И. О некоторых актуальных проблемах профессиональноличностной подготовки педагога системы специального образования // Alma Mater: Вестник высшей школы, 2006. N 4. С. 45-49
7. Арнаутова Е. П. О методическом пособии "Преемственные связи ДОО, школы и родителей будущих первоклассников" // Управление дошкольным образовательным учреждением: научно-практический журнал, 2008. № 3. С. 119-122
8. Бачина О.В. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. М.: ТЦ Сфера, 2009. 64 с.
9. Бодалев А.А. Психологические условия гуманизации педагогического общения. М.: Изд.-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 256 с
10. Бахтин М.М. Человек у зеркала»/ Автор и герой. К философским основам гуманитар ных наук. СПБ.: Азбука, 2000. С. 240.
11. Гребенников И.В. Педагогический всеобуч для родителей: примерная программа для народного ун-та педагогических знаний. М.: Знание, 2000. 79 с.
12. Грегер Т.Г. Методическое сопровождение профессиональноличностного роста педагога ДОО // Управление дошкольным образовательным учреждением, 2016. № 7. С. 62-68.
13. Емелина О.И. К проблеме организации методического сопровождения воспитателей групп детей раннего возраста в ДОО // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Педагогика, 2014. Т. 15. № 2. С. 64-68.
14. Жесткова В.Ф. Взаимодействие специалистов в работе по преодолению ОНР у дошкольников 5-7 лет. Программа. М.: Учитель, 2015. 71 с.
15. Зверева О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста // Управление дошкольным образовательным учреждением: научно-практический журнал, 2008. № 3. С. 23-28....55