Введение 3
Глава 1 Теоретический аспект социальной адаптации у обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата 6
1.1 Социальная адаптация: определение, механизмы формирования 6
1.2 Специфика социальной адаптации учащихся с нарушением опорно-
двигательного аппарата 15
1.3 Способы коррекции нарушений социальной адаптации 25
Выводы по 1 главе 32
Глава 2 Особенности коррекции нарушений социальной адаптации у младших школьников 34
2.1 Диагностическая программа 34
2.2 Анализ результатов тестирования 40
2.3 Комплекс упражнений, направленный на улучшение социальной адаптации младших школьников с нарушением опорно-двигательного
аппарата 44
Выводы по 2 главе 54
Заключение 56
Список использованной литературы 60
ПРИЛОЖЕНИЕ А 67
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 73
Актуальность. В последние годы во всем мире отмечается значительное увеличение количества детей, которые нуждаются в дополнительном внимании и попечительстве общества из-за того, что они имеют нарушения в состоянии физического и психического развития. При поступлении в школу такие дети испытывают значительные трудности в процессе обучения, а именно трудности адаптации и интеграции в школьном коллективе. Такие дети с трудом овладевают коммуникативными навыками, устной и письменной речью, у них трудно формируются математические представления. Из-за неуспеваемости и низкого уровня познавательной активности таких детей переводят на индивидуальную форму обучения или, с согласия родителей, в специальные учебные заведения. Происходит изоляция детей с особыми образовательными потребностями от коллектива детей с типичным развитием. Современные исследования, опыт экспериментов по внедрению инклюзивного обучения в России доказывают, что обучение здоровых детей и их сверстников с нарушениями опорно-двигательного аппарата способствует улучшению социальной адаптации и тех и других, а следовательно, формирует умения совместного социального взаимодействия.
Важно сформировать у учеников не только речевую компетентность (навыки правильного звукопроизношения и т.п.), но и необходимо научить его общаться, дружить со сверстниками, находить ответы на сложные жизненные ситуации, планировать и подчинять свои действия интересам коллектива.
К сожалению, сегодня организационно-методические основы учебновоспитательного процесса в общеобразовательных школах ориентированы на ребенка, который нормально развивается, без учета особенностей психофизического развития детей с особыми потребностями. Несоответствие форм и методов педагогического воздействия на таких детей может создавать предпосылки для формирования у них негативного отношения к учебе, девиантного поведения. Таким образом, проблемой данного исследования считается разработка комплекса упражнений, который может использовать учить при работе с обучающимися с ДЦП в рамках инклюзивного образования.
Цель - выявить особенности социальной адаптации детей младшего школьного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата и разработать комплекс упражнений направленных на улучшение социальной адаптации.
Объект - процесс социальной адаптации младших школьников с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Предмет- актуальный уровень социальной адаптации младших школьников с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Задачи:
1. Проанализировать литературу по проблеме социальной адаптации обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата.
2. Рассмотреть особенности социальной адаптации.
3. Рассмотреть особенности актуального состояния социальной адаптации у обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата и способов её улучшения/коррекции.
4. Определить критерии изучения социальной адаптации обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата. В соответствии с выбранными критериями описать уровни состояния объекта.
5. Подобрать методики, позволяющие выявить уровни состояния социально адаптации обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата.
6. Провести констатирующий срез и статистически обработать его результаты.
7. Описать и объяснить результаты эмпирического изучения социальной адаптации обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата.
8. Определить и описать условия, позволяющие улучшить процесс социальной адаптации обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Гипотеза исследования: актуальный уровень социальной адаптации учащихся младшего школьного возраста с нарушением опорно-двигательного в коллективе сверстников находится преимущественно на низком и среднем уровнях.
В соответствии с целью, гипотезой и задачами работы в ходе данного исследования применялись следующие методы исследования:
• теоретический метод сравнительного анализа педагогической, психологической и методической литературы по проблеме исследования;
• методы констатирующего эксперимента;
• методы количественной и качественной обработки результатов исследования.
Практическая значимость исследования заключается в поиске эффективных приёмов совершенствования социальной адаптации младших школьников с НОДА и создание из них комплекса упражнений, который может быть применён во время педагогической практики при работе с такими обучающимися.
Структура работы: введение, теоретическая и практическая часть, заключение, список использованной литературы из источников.
База исследования: МАОУ «Гимназия №13 «Академ». 2 класс.
Во-первых, проводился анализ литературы по проблеме социальной адаптации обучающихся с ДЦП. Социальная адаптация, по сути, считается концептуальным термином, значения которого определяются концептуальными свойствами той или иной теории. При этом можно выделить некоторые общие элементы значения этого термина, а именно им обозначают процесс приспособления индивида к окружающей социальной среде. Считается, что социальная адаптация осуществляется в несколько этапов и проводит к тому, что индивид становится субъектом социальных отношения, выстраиваясь в общество. Этот процесс способствует развитию индивида как личности и обретения социально-психологических качеств личности, социальных представлений и социального самосознания.
В теориях социальной адаптации присутствует термин адаптационный барьер, обозначающий определённую проблему, мешающую либо усложняющую адаптацию. Такой проблемой может быть серьёзное заболевание, ухудшающее функциональные возможности организма, на фоне которого возникают различные психологические проблемы. Как правило, именно эти психологические проблемы способствуют тому, что индивид, осознавая свою неполноценность либо принимая негативную реакцию общества, старается изолироваться из него. Такой же процесс часто происходит у детей, страдающих ДЦП. Проблема заключается в том, что ДЦП можно считать серьёзными заболеванием, ограничивающим двигательные и частично психические возможности, что негативным образом сказывается на психологическом состояние ребёнка.
Во-вторых, рассматривались особенности социальной адаптации обучающихся с ДЦП. Поступление в школу для ребёнка с ДЦП является не только сменой социальной роли, но и сильным стрессом, связанным как с затруднениями в учёбе, так и необходимостью вступать в коллектив сверстников. Как уже упоминалось, что в структуре их личности могут иметь место разные патологические психологические образования, например страх незнакомых людей и нежелание находится весь день в условиях коллектива. Кроме этого, некоторые нарушения познавательных процессов усложняют учебный процесс, создавая дополнительные условия для стресса.
В-третьих, рассматривалось актуальное состояние социальной адаптации у обучающихся с ДЦП и способов её улучшения/коррекции. В связи с вышесказанным можно сказать, что у обучающихся с ДЦП социальная адаптация будет затруднена, а следовательно, им будет непросто интегрироваться в общество. Для исправления этого в современных школах предусмотрены инклюзивные классы, где обучающиеся с ДЦП могут учиться с обычными детьми. Тем самым получается стимулировать коммуникативное и социальное развитие обучающихся и способствовать их полноценной социальной интеграции. При этом значительную роль в организации этой среды принимает учитель, формируя полезные для таких обучающихся социальные условия. Для этого используются различные методы воспитательной работы. Её основой является психокоррекция, где необходимо исправить негативные психологические качества и сформировать позитивные, а именно социально одобряемые. Это могут быть игры, творческие задания, развитие мелкой моторики и др.
В-четвёртых, осуществлялось определение критериев изучения социальной адаптации обучающихся с ДЦП и составление уровней выраженности социальной адаптации. Исходя из изучения литературы, было решено выбрать следующие критерии: эффективность учебной деятельности (учебная активность и усвоение знаний), который измеряет особенности познавательного процесса в школьных условиях; усвоение школьных норм поведения на уроке и перемене, предполагающего изучение поведения обучающихся с ДЦП; успешность социальных контактов (отношения с детьми и учителями) выявляет наличие коммутативных барьеров и наличие
коммуникативных умений; эмоциональное благополучие - эмоциональное состояние испытуемого....
1. Албегова И.Ф. Социальная Адаптация / Албегова И.Ф. - Яросл. гос. ун-т. - Ярославль: ЯрГУ,. 2006. - 112 с.
2. Алмазов Б.Н. Социальное отчуждение. Психолого-педагогический аспект / Б.Н. Алмазов- М.: Дата Сквер, 2010. - 170 с.
3. Афанасьева Л.В. Особенности образовательного процесса в классах коррекции. Технологии, уроки развития / Л.В. Афанасьева- М.: Учитель,
2013. - 160 с.
4. Благодир А.Л. Комментарий к Федеральному закону "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (постатейный) / А. Л. Благодир - М.: Деловой двор, 2011. - 272 с.
5. Богданова Т.Г. Социальная адаптация, реабилитация и профессиональная ориентация лиц с ограниченными возможностями здоровья / Т.Г. Богданова- М.: Academia, 2014. - 240 с.
6. Бутакова Д. Активные стратегии социальной адаптации / Д.Бутакова - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. - 160 с.
7. Быстрова Л.И. Социетальная взаимоадаптация. Проблемы теории (методология и стратегии исследования) / Л.И. Быстрова - М.: Социальнополитическая мысль, 2011. - 308 с.
8. Воробьева Е.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников/ Е.С. Воробьева - М.: Сфера, 2013 - 176 с.
9. Гаврилова, Н.В. Обучение лиц с особыми потребностями в современных условиях / Н.В. Гаврилова // Среднее профессиональное образование. 2012. № 11. С. 9-10.
10. Гаврилова, Н.В. Проблемы адаптации лиц с ОВЗ / Н.В. Гаврилова // Профессиональное образование. Столица. 2013. № 1. С. 42-43.
11. Гавриш Н.В. Социализация детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ: монография / Н. В. Гавриш - М. - Кропивницкий: Имекс- ЛТД, 2018. - 280 с.
12. Гаджиев, А.М. Проблема и перспективы образовательной интеграции и социальной адаптации лиц с ОВЗ / А. М. Гаджиев // В сборнике: Теория и практика современной педагогики. сборник статей II Международной научно-практической конференции. Пенза, 2020. С. 164-166.
13. Голега, К.Г. Специфика работы социального педагога в решении проблем социальной адаптации лиц с ОВЗ и инвалидностью / К.Г. Голега // В сборнике: Педагогика и современное образование: традиции, опыт и инновации. сборник статей XIII Международной научно-практической конференции. Пенза, 2020. С. 35-38.
14. Гора Е.П. Детский церебральный паралич / Е. П. Гора - М.: Дидактика Плюс, 2003. - 520 с.
15. Домбровская А. Информационные факторы социальной адаптации инвалидов / А. Домбровская - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. - 172 с....64