Введение 3
Глава 1. Метод проектов в современном технологическом образовании школьников 6
1.1 Сущность метода проектов 6
1.2 Требования ФГОС 2-го поколения к проектной деятельности 16
1.3 Особенности технологической подготовки в 5 классе средней
образовательной школы 18
Глава 2. Учебно-проектная деятельность на уроках технологии в 5-х классах 22
2.1 Виды проектов и принципы выбора объектов проектной деятельности. 22
2.2 Методическое обеспечение уроков технологии в 5-х классах 32
Заключение 42
Список использованных источников и литературы 44
Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития.
Развитому обществу нужны современно образованные, предприимчивые и конечно нравственные, люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозировать их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности.
Проектный метод имеет одну важную дидактическую особенность: вся деятельность школьника должна ориентироваться на формировании его мышления, в основе которого лежит личный опыт. Школьник сам, пробуя, ошибаясь и вновь выходя на правильный путь в поиске, пропускает через себя все, что пригодится в дальнейшей жизни. Воспитательное значение проектного метода заключается в том, что ребенку внушается главная мысль - он сам способен сформировать свои личные качества, уметь идею превратить в проект, что, в конечном итоге, определит его личное становление. Личные качества, интеллектуальное развитие и технологическая грамотность являются гарантом адаптации в условиях конкурентной борьбы на рынке труда.
Актуальность введения проектной деятельности на уроках технологии с учащимися 5-х классов заключается в том, что каждый ребенок в процессе самостоятельной работы способен быстрее самореализоваться и социализироваться в современном обществе, где востребована всесторонне развитая личность.
Основной принцип технологии - формирование творческого мышления учащихся через исследовательские навыки и развитие фантазии.
Существенные признаки технологии:
Метод проектов - это система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий. Школьнику предоставляются возможности самому попробовать и испытать себя в разных сферах, выявить что-то более близкое и интересное и сконцентрировать на этом свои желания, силы, способности. Это позволяет включить в учебный процесс самое важное: активность, интерес и сознательную самореализацию обучаемого.
Главная педагогическая установка проектного метода - формирование положительной школьной мотивации учащихся. При проектном методе обучения учащиеся могут заниматься исследованием интересной для них проблемы, развиваются навыки коллективного творчества, междисциплинарные навыки, происходит сплочение коллектива, работа с личным сознанием и развиваются коммуникативные способности учащихся.
Метод проектов развивает у учащихся познавательный интерес к изучаемому предмету;
-- дает возможность углубить знания;
-- выявить свои склонности и способности;
-- развивает интерес к исследовательской работе;
-- учит экспериментировать, наблюдать, работать с литературой, выступать с докладом.
Впервые с проектным методом обучения я познакомилась в ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, обучаясь на технолого-экономическом факультете (2001-2004 гг.) Эта технология мне понравилась, т.к. она работает над формированием всесторонне развитой личности, которая не пропадет в рутине жизни. Я увлеклась этой технологией, изучила разную литературу.
Развитие учащихся, а не только передача определенных знаний и навыков, внедрение новых педагогических технологий являются приоритетным направлением реформирования российского образования.
Метод проектов уже широко используется российскими учителями, а показателями их работы стал заметный рост мотивации учащихся, и как следствие этого повышение качества их работы. Использование метода проектов позволяет учащимся освоить множество мыслительных операций, необходимых для эффективной работы.
Объект исследования: Обучение технологии.
Предмет исследования: Обучение технологии в 5 классах.
Цель: Сформировать у учащихся 5-х классов умение конструирования изделия.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по теме выпускной квалификационной работы на тему: Проектная деятельность на уроках технологии в 5-х классах на примере изготовления указки.
2. Выявить сущность метода проектов
3. Рассмотреть требования Федерального Государственного
Образовательного Стандарта 2-го поколения к проектной деятельности.
4. Разработать план-конспект урока на тему «Указка школьная» Рекомендации по применению: урок проводится совместно с презентацией, а также с демонстрацией различных моделей.
Цели и задачи технологической подготовки школьников на современном этапе определяются необходимостью развития экономики страны, подготовки, квалифицированных рабочих и инженерно-технических кадров. Образовательная область «Технология» - основная практикоориентированная образовательная область в школе - помогает решить задачу огромной социальной важности, осуществляя подготовку молодежи к деятельного участию в материальном и духовном общественном производстве. В процессе овладения технологическими знаниями на уроках технологии, особенно в ходе проектной деятельности, школьник из «потребителя» превращается в «производителя», что позволяет ему подготовиться к деятельности в сфере общественного производства;
Трудовая подготовка и технологическое образование способствуют самореализации личности и ее гражданскому становлению. Проектные технологии в наибольшей степени соответствуют решению основных целей и задач технологического образования.
Организация проектной деятельности базируется на проблеме, взятой из реальной жизни, знакомой и значимой для подростка. Учитель может направить мысль и деятельность ученика в русло самостоятельного поиска. Проект - это педагогическая технология, предполагающая интеграцию предметов, поисковую творческую деятельность, коммуникативную и волевую активность субъектов образовательного процесса.
Сегодня проекты переживают свое возрождение и переосмысление. Особенно велики их возможности в образовательной области «Технология», где аспекты практической реализации, коммуникативной деятельности, интеграции имеют наиболее явный смысл и выражение.
Важными аспектами формирующейся самостоятельности и ответственности в деятельности учеников, участвующих в проектной деятельности, становятся акты целеполагания, планирования, волевого выбора, практической реализации, процессуальной и итоговой рефлексии. Проектная деятельность может организовать взаимодействие учителя и учеников на протяжение очень значительного отрывка времени: серия уроков, тема четверти, полугодия. Результаты коллективных проектов обязательно должны быть материальны, красиво оформлены, структурированы.
1. Берулава, М.Н. Общедидактические подходы к гуманизации образования // М.Н. Берулава //Педагогика. - 2005. - № 1. - С. 56-59.
2. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения/ В.П. Беспалько. - М: Институт ПО Министерства образования России, 1995.
3. Бондаревская, Е.Н. Ценностные основания личностно-ориентированного образования / Е.Н. Бондаревская// Педагогика. - 1995.- № 4. С. 29.
4. Волков, И.П. Приобщение школьников к творчеству/ И.П. Волков - М: Просвещение, 1982.
5. Волков, О.И. Экономика предприятия/ О.И. Волков, В.А. Скеренков - М.: ИНФРА-М, 2008.
6. Вульфсон, Б.Л. Джон Дьюи, и советская педагогика/ Б.Л. Вульфсон// Педагогика. - 2007.- № 9-10. С.99-105.
7. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Книга для учителя/ Л.С. Выготский. - 3-е изд. - М: Просвещение, 1991.
8. Девяткина, В. Проектирование учебно-технологической игры/ В. Девяткина// Журнал «Школьные технологии».- № 4. - 2006. С. 121-125.
9. Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина. - М.: Просвещение, 1982.
10. Дидактика технологического образования: Книга для учителей. Часть 2.Под ред. Атутова П.Ф. - М.: ИОСО РАО, 1998.
11. Дмитриев, Г.Д. Критический анализ дидактической мысли в США// Г.Д.Дмитриев. - М.: Педагогика, 1987.
12.3инченко, В.П. О целях и ценностях образования / В.П. Зинченко// Педагогика - 2007. - № 5. - С. 34-39.
13. Иванова, М.В. О проекте «Приготовление дрожжевых блинов» // М.В. Иванова// Школа и производство. - 2003. -№ 1. -С. 71-42.
14. Ильин, Е.Н. Искусство общения / Е.Н. Ильин. - М.: Просвещение, 1989.
15. Капустин, B.C. Выполнение проектов на уроке технологии в 5-7 классах / В.С. Капустин// Школа и производство. - 1998. - № 1. - С. 69-71....52