Введение ………………………………………………………………….…...…3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВИДЕОМАТЕРИАЛОВ В ОБУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ…………….5
1.1. Видеоматериалы в учебном процессе: понятие, виды………5
1.2. Преимущества и недостатки использования видеоматериалов в процессе обучения…8
1.3. Видеоматериалы в самостоятельном обучении….9
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ ВИДЕОМАТЕРИАЛОВ В ОБУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ…12
2.1 Основные методические требования к работе с видеоматериалами….12
2.2. Источники видеоматериалов…14
2.3. Примеры использования видеоматериалов в школьном географическом образовании…15
2.4. План-конспект урока для 6 класса на тему «Движение земной коры. Вулканизм»…21
Заключение ….31
Список источников…………………32
Актуальность исследования. Методы современного обучения стали более обширными, чем раньше. Развитие технологий, распространение интернета сейчас позволяют не только найти более «традиционные» источники информации, но и открывают доступ к более новым, интересным и красочным, как, например, видеоматериалы.
Наблюдая за учениками, можно с уверенностью сказать, что одних книг или лекций недостаточно, чтобы удержать внимание и интерес учащихся. Если задействован лишь один канал восприятия, то информация будет усваиваться хуже, в сравнении с подключением двух каналов сразу. С последним справляются видеоматериалы, которые задействуют сразу два органа восприятия: глаза и уши.
Согласно ФГОС, одним из результатов обучения географии является умение извлекать информацию из различных источников, в том числе из видеоматериалов.
Закон РФ «Об Образовании» говорит, что содержание образования должно обеспечивать адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества, формирование у обучающихся адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира и интеграцию личности в национальную и мировую культуру. [21, с.14-15]
Проблема исследования – каковы возможности использования видеоматериалов на уроках географии?
Увлечение учащихся предметом и более продуктивное изучение тем по географии посредством видеоматериалов вызывает актуальность проблемы, и является причиной выбора темы работы – «Видеоматериалы в обучении георгафии».
Цель работы – проанализировать и разобраться в теоретической составляющей и методике применения видеоматериалов в обучении.
Объект исследования – видеоматериалы на уроках географии.
Предмет исследования – методика обучения посредством видеоматериалов.
Задачи исследования:
1) Проанализировать методическую литературу по проблеме исследования.
2) Определить виды, источники и методические требования к видеоматериалам.
3) Охарактеризовать преимущества и недостатки использования видеоматериалов на уроках.
4) Разработать подборку видеоматериалов по темам и план-конспект урока для 6-го класса.
Структура работы: работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка источников. В тексте работы 3 таблицы, 5 рисунков, список используемых источников из 24 источников. Объём работы 33 страницы.
Практическая значимость работы обуславливается актуальными задачами совершенствования учебного процесса на уроках географии в школе. Материалы исследования могут быть использованы учителями на уроках географии.
Методы исследования – анализ, сравнение, систематизация, классификация и обобщение теоретических данных, предоставленных в психолого-педагогической литературе.
Проблему применения видеоматериалов изучают с прошлого столетия, но и сегодня этот вопрос остаётся актуальным, так как мир совершенствуется, а вместе с ним совершенствуются и технические средства, используемые в обучении, и сам подход педагогов и непосредственно учащихся.
В ходе нашего исследования нами были решены следующие задачи:
- изучена и проанализирована научная и методическая литература по теме исследования;
- разработан план-конспект урока с использованием видеоматериалов;
- исследована эффективность применения видеоматериалов на уроках географии.
Таким образом, можно сделать выводы:
Применение видеоматериалов в обучении географии позволяет решить следующие задачи:
- сделать урок более интересным для обучающихся, что в свою очередь положительно отразится на мотивации учеников к изучению географии;
- позволит нам ускорить темп урока и качество подаваемой информации, что в свою очередь высвободит время для индивидуальной работы с учащимися и их самостоятельной работы;
- позволит облегчить работу, как учителя, так и учащихся;
- позволит нам повысить качество успеваемости учащихся.
Но при этом нельзя забывать, что количество используемых видеоматериалов не должно заменять работу учителя, т.к. учащиеся могут воспринимать просмотр видеоматериалов как возможность отвлечься от учебного процесса.
К тому же именно взаимодействие учителя и учащихся позволит решить самую важную задачу образования: научить и воспитать.
1. Видеоматериал | это... Что такое Видеоматериал? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://official.academic.ru
2. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. М.: Изд-во Дрофа, 2000. 1233 с
3. Коноплёв Б.Н. Основы фильмопроизводства. М.: Изд-во Искусство, 1975. 448 с
4. Ибраев И.К., Ибраева О.Т. Методика проведения киноцифровых занятий [Электронный ресурс] // Международный журнал прикладных и 45 фундаментальных исследований: электрон. научн. журн. 2014. № 3. С. 48-50. Режим доступа: http://www.applied-research.ru/ru/article/view?id=4825 (дата обращения: 21.02.2023).
5. Пуляевская А. Учебные видеоматериалы: понятие и типология [Электронный ресурс] // Nit for you. 2016. 31 июля. Режим доступа: http://nitforyou.com/tipologiauchvideo (дата обращения: 15.03.2023)
6. Мехеда О.Б., Ямнова И.Е. Использование видеоматериалов на уроках английского языка // Методист. 2001. №2. С. 59-65.
7. Эффективные методы и приёмы самообучения, методика самостоятельного обучения (zaochnik.ru) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://zaochnik.ru/blog/effektivnye-metody-i-priemy-samoobuchenija/ (дата обращения: 15.03.2023)
8. Методические требования к демонстрации учебных фильмов, Методика организации и проведения демонстрационных опытов - Методика преподавания естествознания в начальной школе (studme.org) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studme.org/370119/pedagogika/metodicheskie_trebovaniya_demonstratsii_uchebnyh_filmov (дата обращения: 16.03.2023)
9. Список электронных образовательных платформ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://574.spb.ru/images/fgos_eor_2022.pdf (дата обращения: 25.04.2023)
10. География. Начальный курс. 6 кл.: учеб. Для общеобразоват. Учреждений / Т.П. Герасимова, Н. П. Неклюкова. – 10-е изд., стереотип. – М. Дрофа, 2010. – 174 с.
11. Муромцева В. Н., Захарова М. В.. Использование видеоматериалов на уроках английского языка как средства развития межкультурной компетенции учащихся Язык и текст 2019. Том 6. № 4. С. 97–103
12. География. Землеведение. 5-6 кл.: учебник / В.П. Дронов, Л.Е. Савельева. – 5-е изд., стереотип. – М. Дрофа, 2015, - 283 с.
13. Хрестоматия по физической географии [Текст] : пособие для учителей неполной средней и средней школы / сост. С. В. Чефранов, Е. Ф. Юзефович, В. А. Рауш. - Изд. 3-е. - Москва : Учпедгиз, 1948. - 384 с..
14. Методика обучения географии в школе : Метод. пособие для студентов геогр. спец. высш. пед. учеб. заведений и учителей географии / [Д.п.н., проф. Л.М. Панчешникова и др.]; Под ред. Л. М. Панчешниковой. - М. : Просвещение Учеб. лит., 1997. - 319 с.
15. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 192 с.
16. Осин А. В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. М., 2004. 320 с.
17. Тимощенко, А. С. Использование видеоматериалов на уроках иностранного языка / А. С. Тимощенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 26 (316). — С. 317-319. — Режим доступа: https://moluch.ru/archive/316/72072/ (дата обращения: 09.05.2023)
18. Коджаспирова Г. М., Петров К. В. Технические средства обучения и методика их использования. — М.: Академия ИЦ, 2008. — 351 с.
19. Каменецкая Н. П., Мятова М. И. Использование видеофильмов при обучении иностранному языку в средней общеобразовательной школе // Иностранные языки в школе, 2006. — № 4. –151 с.
20. Allan M. Teaching English with Video. Longman, 2001, 117 с.
21. Закон РФ «Об образовании». – Спб; АО «Гиппократ», 1996
22. Рогуля Л.И. Роль мотивации на уроках географии // Вестник научных конференций. 2018. № 9-2 (37). С. 81-82.
23. Современный урок географии: Методические разработки уроков/ Сост. И.И. Баринова. - М.: Школа-пресс, 2020 - 128с. ("География в школе". Библиотека журнала. Вып. 3).
24. Тавасиев В.Х. Современный урок географии в условиях введения ФГОС // Материалы научно-методического семинара педагогических работников образовательных организаций Минобороны России «Теория и практика военного образования: педагогический поиск». М.: Физматкнига, 2017. С. 188-189