ПРОЕКТИРОВАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ «РУЧНАЯ
ДУГОВАЯ СВАРКА (НАПЛАВКА, РЕЗКА) ПЛАВЯЩИМСЯ ПОКРЫТЫМ ЭЛЕКТРОДОМ»
Реферат 2
Введение 5
1 Подготовка по рабочей профессии в теории и практике профессиональной школы 7
1.1 Профессиональная подготовка квалифицированных
рабочих в образовательных учреждениях СПО 7
1.2 Учебно-методическое обеспечение подготовки рабочих 11
1.3 Технология проектирования образовательных программ, учебно-методических комплексов и контрольно-оценочных
средств, реализующих требования ФГОС СПО 16
1.3.1 Требования к описанию основных структурных элементов
образовательных программ, УМК и КИМ 19
1.3.2 Проектирование учебно-методического комплекса 21
1.3.3 Алгоритм разработки учебно-методического комплекса
по профессии (специальности) 23
2 Изучение и анализ учебно-программной документации
подготовки по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)) 33
2.1 Профессиональный стандарт «Сварщик» 33
2.2 Анализ ФГОС СПО по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной
и частично механизированной сварки (наплавки)) 40
2.3 Стандарт WorldSkills International по компетенции
«Сварочные технологии» 50
3 Разработка учебно-методического обеспечения профессионального
модуля ПМ.02 Ручная дуговая сварка (наплавка, резка) плавящимся 60 покрытым электродом (РД)
3.1 Рабочая программа ПМ.02 60
3.2 Контрольно-оценочные средства для освоения программы профессионального модуля ПМ.02 Ручная дуговая сварка
(наплавка, резка) плавящимся покрытым электродом 70
4 Разработка технологического процесса сборки и сварки двутавровой балки 89
4.1 Описание конструкции 89
4.2 Материалы, необходимые для изготовления конструкции 90
4.3 Выбор способа сварки 93
4.4 Выбор сварочных материалов 95
4.5 Расчет параметров режима сварки 97
4.6 Выбор основного сварочного оборудования 104
4.7 Выбор вспомогательного сварочного оборудования 109
4.8 Технологический процесс сварки 111
4.9 Контроль качества 114
Заключение 117
Список использованных источников 118
Приложение А. Задание на выпускную квалификационную работу.... 121
Приложение Б. Спецификация 122
Приложение В. Рабочая программа профессионального модуля ПМ.02 Ручная дуговая сварка (наплавка, резка) плавящимся покрытым электродом (РД) по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)) 123
Приложение Г. Контрольно-оценочные средства для освоения программы профессионального модуля ПМ.02 Ручная дуговая сварка (наплавка, резка) плавящимся покрытым электродом (РД) для профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)) 150
Для кадрового обеспечения процессов модернизации ключевых отраслей экономики необходима адаптивная система образования, быстро реагирующая на запросы динамично меняющегося рынка труда, стимулирующая экономический рост, воспроизводящая рабочих и специалистов, способных эффективно работать в конкурентной экономической среде. Проблемой системы профессионального образования являлась сложность и долговременность процедур разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), являющихся основой для разработки программ образовательных организаций. Это привело к необходимости пересмотра структуры макета ФГОС включающего набор требований, отражающих основные запросы рынка труда, формируемые на основе профессиональных стандартов. Такими требованиями являются виды деятельности по профессии (специальности) и компетенции (универсальные и профессиональные). Остальные детализированные требования, касающиеся знаний и умений, перенесены непосредственно в программу, что позволяет наряду с обеспечением быстроты реагирования на изменяющиеся требования рынка труда обеспечить образовательные организации дополнительными академическими свободами.
Совершенствование образовательного процесса в значительной степени зависит от его учебно-методического обеспечения: учебнопрограммной документацией, учебной и методической литературой, современными наглядными и техническими средствами обучения. Вместе с тем результаты развития педагогической науки показывают, что обеспечение учебно-познавательной деятельности может стать эффективным инструментом ее совершенствования лишь в том случае, если оно является системным и охватывает все стороны обучения и воспитания.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что в настоящее время при внедрении в образовательную практику среднего профессионального образования (СПО) Федеральных государственных стандартов нового поколения остается проблема не разработанности учебнометодического обеспечения учебного процесса подготовки сварщиков.
На основании выше изложенного, определяется цель работы - разработка учебно-методического обеспечения при подготовке квалифицированных рабочих по профессии «Сварщик», на примере изучения профессионального модуля ПМ.02 Ручная дуговая сварка (наплавка, резка) плавящимся покрытым электродом.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1) проанализировать научно-методическую литературу по проблеме проектирования учебно-методического обеспечения в профессиональном образовании и профессиональной подготовке;
2) рассмотреть технологию проектирования образовательных программ, учебно-методических комплексов и контрольно-измерительных материалов, реализующих требования ФГОС СПО;
3) разработать контрольно-оценочные средства для освоения программы профессионального модуля ПМ.02 Ручная дуговая сварка (наплавка, резка) плавящимся покрытым электродом
Объектом изучения является организация теоретического обучения в процессе профессиональной подготовки сварщиков.
Предметом изучения является формирование профессиональных компетенций теоретической подготовки с использованием разработанного учебно-методического обеспечения.
В дипломной работе рассмотрены особенности подготовки сварщиков в образовательных учреждениях системы среднего профессионального образования: профессиональная подготовка квалифицированных рабочих в образовательных учреждениях СПО; учебно-методическое обеспечение подготовки рабочих; технология проектирования образовательных программ, учебно-методических комплексов и контрольно-оценочных средств, реализующих требования ФГОС СПО.
Изучена учебно-программная документация подготовки по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)): профессиональный стандарт «Сварщик»; ФГОС СПО по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)); стандарт WorldSkills International по компетенции «Сварочные технологии»
Разработано учебно-методическое обеспечение профессионального модуля ПМ.02 Ручная дуговая сварка (наплавка, резка) плавящимся покрытым электродом (РД): рабочая программа ПМ.02, контрольно-оценочные средства для освоения программы профессионального модуля ПМ.02 Ручная дуговая сварка (наплавка, резка) плавящимся покрытым электродом.
В технологической части дипломной работы приводится разработка технологического процесса сборки и сварки двутавровой балки из стали 09Г2С: описание конструкции и условий ее эксплуатации; расчет свариваемости конструкционного материала; выбор способа сварки; разработка технологии сварки; выбор сварочного оборудования; выбор сборочно-сварочного приспособления (устройства); разработка операционно - технологической карты; контроль качества сварных соединений.
1. Батышев, С.Я. Подготовка рабочих в средних профессиональнотехнических училищах / С.Я. Батышев - М.: Педагогика, 1988. - 176 с.
2. Библиотечка мастера производственного обучения: Сб. 1. - М.: Высш.шк., 1984. - 43 с.
3. Гин, А. А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь / А.А. Гин - М.: Вита-Пресс, 2002. - 88 с.
4. Кругликов, Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом / Г.И. Кругликов - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 480 с.
5. Кругликов, Г.И. Настольная книга мастера профессионального обучения / Г.И. Кругликов - М: Издательский центр «Академия», 2008. - 272 с.
6. Никитина, Н.Н. Основы профессионально-педагогической
деятельности / Н.Н Никитина - М.: Мастерство, 2002. - 288 с.
7. Маслов, В.И. Сварочные работы / В.И. Маслов - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 413 с.
8. Макиенко, Н.И. Педагогический процесс в училищах профессионально-технического образования / Н.И. Макиенко - Минск: Высш.шк, 1977. - 256 с.
9. Макиенко, Н.И. Производственное обучение слесарей механосборочных работ: метод. пособие для сред. ПТУ / Н.И. Макиенко - М.: Высш.шк., 1985. - 200 с.
10. Матюшкин, А.М. Мышление, обучение, творчество / А.М. Матюшкин - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство СПО «МОДЭК», 2003. - 2007 с.
11. Морева, Н.А. Технологии профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Н.А. Морева - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 432 с.
12. Жиделев, М.А. Организация и методика производственного обучения. / М.А. Жиделев - М.: Высш.шк., 1978. - 399 с.
13. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / И.П. Подласый - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 574 с.
14. Полевой, Г.В. Газопламенная обработка металлов / Г.В. Полевой - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 245 с.
15. Безрукова, В.С. Профессиональная педагогика / В.С. Безрукова. - М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997. - 512 с...26