Введение 3
Глава 1. Теоретические предпосылки проблемы оптимизаций межличностных отношений в детской группе 9
1.1. Межличностные отношения в группе детей младшего школьного
возраста как психолого-педагогическая проблема 9
1.2. Социально-педагогическая работа с семьями в учреждениях
социального обслуживания 24
Выводы по первой главе 34
Глава 2. Изучение эффективности социально-педагогической программы по оптимизации межличностных отношений в группе детей младшего школьного возраста в условиях центра социальной помощи семьи и детям 35
2.1. Изучение межличностных отношений в группе детей младшего
школьного возраста, посещающих центр социальной помощи семье и детям 35
2.2. Анализ эффективности социально-педагогической программы по оптимизации межличностных отношений в группе детей младшего школьного возраста в условиях центра социальной помощи семье и детям. 42
Выводы по второй главе 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
ЛИТЕРАТУРА 52
Приложения 55
Актуальность исследования. Социально-экономическая
напряженность и политическая нестабильность в России особенно болезненно отразилась на судьбе социально незащищенных слоев общества. Семьи, подверглась масштабным политическим, экономическим и социальным преобразованиям в результате реформирования государства в конце XX века. По мнению исследователей, в первой половине 90-х годов XX века произошло резкое падение уровня жизни большинства российских семей, изменились ценностные ориентации семей, многие из них в это время не могли удовлетворять даже минимальные потребности в питании, одежде, медицинском обслуживании, жилье. Это отразилось на приросте населения, по данным красота в 1990 году прирост населения составил 608 665 человек, а в 2012 году 290.676 человек, что на 48 процентов меньше, чем в конце XX века. По данным Федеральной службы статистики «Условия развития ребёнка в домохозяйствах. Как живут дети в России» в городских населенных пунктах 18,2 %- не имеют места для игр, именно игра в дошкольном и младшем школьном возрасте источник развития личности ребенка, 25,1% возможность пригласить друзей по праздникам, 30,7% не имеют возможность активного отдыха, 36,8% не посещают дошкольные образовательные учреждения.
Для защиты прав и гарантий семей с детьми, в последние годы значительные изменения произошли в сфере социальной защиты материнства и детства: введены должности Уполномоченных по правам ребенка, поддерживаются разные фонды содействия семьям и детям, вводятся новые профессиональные стандарты, в частности, стандарт специалиста по защите прав детей.
Семейное воспитание на протяжении многих веков было и остается единственной естественной формой воспитания и гармоничного развития детей.
Исследователи выделяют целый ряд причин, которые влияют на результативность семейного воспитания. Основными из них являются:
• малосодержательность и однообразие деятельности ребенка в семье, недостаток общения взрослых с детьми;
• отсутствие программы воспитания у родителей, стихийный характер воспитания и обучения ребенка, отрывочность педагогических знаний, непонимание возрастных особенностей, потребностей ребенка, представление о ребенке как об уменьшенной копии взрослых;
• непонимание роли оценки в воспитании и обучении ребенка, стремление оценивать не поведение и деятельность ребенка, а его личность;
• неумение дать ребенку объективную характеристику и проанализировать свои методы воспитания.
Ребенок - это индивид, процесс социализации которого не завершен. У него ещё не сформирована система ценностей и устойчивые социальные установки, он не приобрел ещё достаточно социального опыта и не нарастил тех важных качеств, которые необходимы для успешного включения в жизнь общества. Это существенно осложняет адаптацию ребенка в каждой конкретной проблемной ситуации, и как правило, дети не могут самостоятельно находить выход из сложных жизненных ситуаций и нуждаются в помощи и поддержке. Причем оказываемая ребенку помощь не может быть направлена только на социальную адаптацию ребенка в сложившейся в настоящий момент времени трудной жизненной ситуации, а должна быть направлена на успешную социализацию ребенка в целом.
Задача родителей правильная организация воспитания детей в семье (с опорой на педагогическую науку и опыт) и стремление управлять взаимоотношениями с ребенком, а для этого им необходимо овладевать определенным объемом педагогических знаний и опытом воспитательной деятельности.
Эта проблема ярко отражена в исследованиях, изучающих проблемы современных семей, которые, говорят о том, что происходит падение педагогического потенциала семьи, престижа семейных ценностей, повышение риска подверженности детей отклонениям в развитии из-за неблагополучного психологического климата в семье, материальных и бытовых трудностей.
...
Межличностные отношения имеют ряд форм, особенностей, которые реализуются в коллективе, в группе людей, в семье, в группе детей младшего школьного возраста в процессе общения в зависимости от различных факторов, влияющих на них. Межличностные отношения проявляются в характере и способах взаимовлияний в процессе совместной деятельности и общения.
Сложная экономическая ситуация отрицательно влияет на современный институт семьи. Категории семей, чье социальное положение по тем или иным критериям не имеет стабильности, которым практически невозможно в одиночку преодолеть трудности, возникающие в их жизни, переходят в ряд неблагополучных семей, где на низком уроне находятся духовные ценности, забота о детях. Семейное воспитание естественная форма воспитания для гармоничного развития детей, первооснова для развития межличностных отношений. Именно в семье дети получают свой первый социальный опыт межличностных отношений.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о необходимости и целесообразности комплексной помощи семье не только в экономическом плане, но и медицинской, социально-педагогической, а также психологической помощи родителям и детям, испытывающие трудности.
Изучив литературу по данному вопросу, мы пришли к выводам, что направленность деятельности детей младшего школьного возраста, выражается в том, что они активно стремятся найти свое место в коллективе, завоевать уважение и авторитет товарищей, выстроить межличностные отношения. Стремление к определенному положению в коллективе является огромным стимулом для развития межличностных отношений и его, возможно, поддержать педагогам в условиях Центра социальной помощи семье и детям.
Нами были проанализированы теоретические положения отечественных педагогов, которые дают нам основание считать, что на протяжении младшего школьного возраста в процессе жизнедеятельности ребенка в специально организованном коллективе, под корректным руководством педагога у ребенка младшего школьного возраста формируются и развиваются качественные межличностные отношения к окружающим людям. Именно это является предпосылками для формирования ведущей деятельности подросткового возраста - межличностных отношений со сверстниками.
Для оптимизаций межличностных отношений детей младшего школьного возраста нами была разработана программа социальнопедагогической деятельности по оптимизации межличностных отношений детей младшего школьного возраста, реализуемая в условиях центра социальной помощи. На начальном этапе была проведена диагностика по методике Р. Жене. В результате были получены следующие параметры по позициям: отношение к другу - 27 % детей показали положительное
отношение; по отношению к педагогу - 27 % детей показали положительный результат; по любознательности - 20 % детей; по лидерству - 20 % детей; по общительности - 40 % детей; социальная адекватность поведения-27 %. Закрытость наблюдалась у 47 % детей.
Реализация программы социально-педагогической деятельности показала свою эффективность. Это выражается в произошедших с детьми качественных изменениях и положительной динамике развития межличностных отношений, которые можно было отследить по итогам заключительной диагностики. В результате были получены следующие параметры: отношение к другу повысилось на 73 %; отношение к педагогу повысилось на 73%; любознательность повысилась на 80%; лидерство повысилось на 80%; общительность повысилось на 60%; закрытость после реализаций программы отсутствует; социальная адекватность поведения повысилось на 66%.
Таким образом, можно сделать вывод, что межличностные отношения детей младшего школьного возраста, возможно, оптимизировать при
практике программы социально-педагогической деятельности.
Следовательно, цель и задачи исследования достигнуты, гипотеза подтверждена.
1. Аверьянов Л.Я. Хрестоматия по психологии /Л.Я. Аверьянов. -Изд-во: Самиздат. 2009.-С.61-65.
2. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - М: Аспект Пресс. 1999 - 71 с.
3. Андреева Г.М. Функции общения / Г.М. Андреева // Психологический журнал. - 2002. - №3. - С. 55-56.
4. Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка / М.Р, Битянова - М., 1997.
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович - М.: Педагогика, 1968.
6. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович - М.: Институт практической психологии, 1995.
7. Бордовская Н.В., Руан А.А. Педагогика / Н.В. Бордовская., А.А. Руан Учебник для вузов - СПб: Питер.2000. - 304 с. - (Серия «Учебник нового века»)
8. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике / Л.Ф. Бурлачук ., С.М. Морозов - 2-е изд., пере раб. и доп.- СПб.: Питер, 2001.
9. Венгер, Л.А., Мухина В.С. Психология / Л.А. Венгер., В.С. Мухина - М.: Просвещение, 1988.
10. Возрастная и педагогическая психология под ред.М.В. Гамезо. - М.: Просвещение, 1984.
11. Дивицына Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. Конспект лекций / Н.Ф. Дивицына — Ростов н/Д: «Феникс» 2005. — 288 с.
12. Журавлев Д. Адаптация учащихся при переходе из начальной в среднюю школу// Народное образование.2002. - №8
13.Зеленова М. Е. Адаптация к начальной школе: особенности психического состояния и поведения первоклассников в зависимости от типа педагогического взаимодействия их учителей //Психологическая наука и образование.2000. № 1. С.23.
14. Инденбаум Е.Н. «Психолого-педагогическая диагностика и
консультирование в специальной психологии» /Е.Н. Инденбаум. - учебное пособие, Иркутск. 2007. - 126 с.
15. Истратова О.Н. Психологическое тестирование детей от рождения до 10 лет / О.Н. Истратова. - Ростов-на -Дону.: Феникс. 2008.
... всего 37 источников