Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения мотивации достижения у подростков из семей в трудной жизненной ситуации
1.1. Мотивация личности как психолого-педагогическая проблема
1.2. Особенности мотивации достижения у подростков из семей в трудной жизненной ситуации
1.3. Психолого-педагогические условия развития мотивации достижения
Вывод к первой главе
Глава 2. Организация психолого-педагогической работы по развитию мотивации достижения у подростков из семей в трудной жизненной ситуации
2.1. Диагностика мотивации достижения у подростков
2.2. Опыт организации психолого-педагогической работы по развитию мотивации достижения у подростков из семей в трудной жизненной ситуации
2.3. Анализ и интерпретация результатов
Вывод ко второй главе
Заключение
Список литературы
Происходящие динамичные социально -культурные изменения в российском обществе порождают возникновение проблем, непосредственно связанных с интенсивным становлением личности подростка как активного субъекта реалий окружающего мира. В этих условиях от социума требуется особое внимание к обогащению мотивации достижения подростков с учетом специфики их жизнедеятельности. Мотивация по достижению успеха - важная сфера жизнедеятельности подростков. Принципиальным значением здесь является поиск резервов воспитательных усилий по организации развивающего пространства для единого процесса социализации подрастающего поколения, непрерывного развития личности в новых социокультурных условиях.
Социальные, культурные и экономические изменения в современном мире обостряют требования к подрастающему поколению, определяющему позитивную динамику социального развития. На сегодняшний день преобладает потребность в становлении гражданского общества и правового государства, в центре которого личность с социально ориентированной позицией. Для удовлетворения заданной потребности нужно обеспечить обогащение социальных мотивов подрастающего поколения.
В социальной сфере резко интенсифицировались политические, экономические, энергетические, экологические и другие процессы, принимая подчас кризисный характер, что вынуждает человека многопланово усиливать свою жизненную активность по постоянному обновлению опыта. Молодое поколение, призванное реализовать социальные реформы, между тем, порой не в состоянии адекватно реагировать на запросы реформируемого общества.
В концепции модернизации образования отмечается, что современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые способны самостоятельно ориентироваться в различных социальных ситуациях, способные к сотрудничеству, мобильности. Социуму нужен человек активный, способный творчески мыслить, созидать, преобразовывать не только себя, но и общество. Формирование личности, обладающей социально культурным опытом, есть не только процесс естественного развития, но и результат воспитания подростка, вступившего во взаимодействие с окружающим его миром.
Подросток самоопределяется в тех условиях, когда его сознание уязвимо, так как жизненный опыт невелик, представление о морально -нравственных ценностях неустойчиво, возникает дисбаланс при наличии взрослых потребностей и недостатке адекватных возможностей для их достижения. Большая часть социально-культурных представлений подростков не проявляется в их собственных поступках, но они направляют или сдерживают его активность, влияют на формирование их желаний и интересов, неизбежно формируют своеобразную модель жизненных позиций в будущем. Обеспечение полноценного формирования личности подростка неразрывно связано с формированием высокого уровня мотивации достижения.
К числу значимых социальных институтов, формирующих мотивацию достижения подростка, относятся Центры социальной помощи семье и детям. Именно они созданы с целью оказания семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, помощи в реализации их интересов и содействия в улучшении их социального положения, а также психологического статуса. Специалисты в данных учреждениях реализуют социально-педагогические технологии самоорганизации, саморазвития, самореализации подростка, что соответствует интересам личности и социума в целом. Пространство, которое организовывает Центр содержит значительные возможности по обогащению сферы осваиваемых подростком социальных ролей, по оказанию социально-педагогической поддержки в овладении базовыми социальными умениями в познании и общении, способами освоения социальных отношений и социальных норм, рефлексивно-аналитических умений, что способствует эффективному формированию мотивации достижения.
Цель исследования: Раскрыть возможности развития мотивации успеха у подростков из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, посредством включения их в социокультурную деятельность, в условиях Центра социальной помощи семье и детям.
Объектом исследования: Социокультурная деятельность подростков из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Предмет исследования: изучение и развитие мотивации достижения успеха у подростков из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в условиях деятельности Центра социальной помощи семье и детям.
Гипотеза исследования: Включение подростков из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в социокультурную деятельность, которая будет способствовать развитию мотивации достижения успеха, если будет строиться и носить добровольный характер, иметь досуговую направленность, и сообразна интересам подростков.
Задачи исследования:
- проанализировать результаты психолого-педагогических исследований
мотивации подростков, из семей находящихся в трудной жизненной ситуации;
- изучить особенности мотивации достижения успеха у подростков, из семей находящихся в трудной жизненной ситуации;
- включить подростков из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в социокультурную деятельность, которая будет соответствовать принципам добровольности, досуговой направленности и сообразности интересам подростков.
- показать позитивную динамику развития мотивации достижения успеха у подростков из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в условиях Центра помощи семьи и детей.
Таким образом, в нашей работе мы рассматриваем семьи с детьми подросткового возраста. Даем определение подростковому возрасту по В.С. Мухиной. Рассматриваем возрастные особенности данной категории. Отмечаем внешние и внутренние факторы, влияющие на формирование личности подростка. Общество в целом, семья, окружение сверстников: все это на определенном этапе в определенные моменты вносит вклад в развитие подростка. И какой вклад внесет каждый, зависит, насколько здоровая личность сформируется в результате. Мы подробно раскрываем каждый вклад, который вносит общество, семья, сверстники.
Например, в обществе подросток попадает под влияние побуждающей рекламы, порабощающей вещной потребности, под знаковые манипулирования сознанием и тому подобные трансформации мира вещей.
Также, важно общение со сверстниками. Для подростка значимо иметь друга-единомышленника и немало важно групповое общение, пребывание в этой группе. Именно здесь предоставляется возможность лучше познать чувства другого человека и свои собственные.
Что же касается семьи, то именно семья делает самый значительный вклад в формирование личности подростка. Подросток, как и в детстве, продолжает жить в семье и его окружают те же люди. Но сейчас происходит переоценка взаимоотношений с родными.
Далее нами были представлены стили семейного воспитания согласно В.С. Мухиной. Каждый стиль мы кратко, но ясно постарались охарактеризовать и понять, каким же образом, каждый стиль семейного воспитания может повлиять на формирование личности подростка. Благодаря чему, нам удалось понять, что стили воспитания подростка в семье демонстрируют лишь тенденции условий развития его личности. В реальности условия жизни подростка могут быть мягче, благополучнее, но ив то же время жестче, ужаснее. В семье также могут проявляться несколько стилей воспитания, это объясняется неоднородностью культурных уровней ее членов. Вследствие чего подросток может стремиться к идентификации со своими родителями, но может занимать и отчужденную позицию. Вероятность жить в идеальных условиях для подростка затруднительно, потому что он теперь самостоятельно внедряет свои способы общения, усвоенные в семье, что нередко настораживает самих родителей.
Также мы подробно изучили мотивационную сферу подростков. Рассмотрели многих авторов, которые занимались изучением мотивации. Вот, например, в отечественной психологии значительный вклад в определение мотива внес А.Н. Леонтьев. Кроме понятия «мотив», он вводит еще одно понятие такое как «мотивировка». Еще одним ученным, который внес значительный вклад в развитие мотивационной сферы, стал Е.П. Ильин. Он выделял основные стадии формирования мотивации. Мы их более подробно рассмотрели.
Изучив позиции многих авторов, мы пришли к выводу, что в подростковом возрасте преобладают личностные мотивы, которые выражаются в стремлении быть не хуже других. У подростка важным аспектом мотивации являются ценности, которые еще находятся на стадии формирования. Также появляются новые интересы, увлечения, которые являются неотъемлемой частью мотивационной сферы. Более подробно мы рассмотрели мотив достижения успеха у подростков. Как он влияет на формирование личности.
Далее мы рассмотрели психолого -педагогические условия развития мотивации достижения успеха. Эти условия мы рассматривали именно в социокультурной деятельности. Как их правильно использовать, чтобы социокультурная деятельность была продуктивной для подростков и способствовала развитию мотивации достижения.
Далее во второй главе мы описываем наше исследование, которое проходило на базе Центра семьи и детей Октябрьского района.
Исследование проводилось в три этапа.
- I этап: диагностика мотивации достижения у подростков.
- II этап: описание опыта организации психолого-педагогической работы по развитию мотивации достижения у подростков из семей в трудной жизненной ситуации.
-III этап: Анализ и интерпретация полученных результатов.
На первом этапе была сформирована группа подростков из 10 человек (5 мальчиков и 5 девочек) в возрасте 12 лет из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации с ними был проведен первичный этап диагностики по тест-опроснику «Мотивация успеха и мотивация боязни неудачи» А.Реана. Результаты диагностики были представлены в гистограмме (рис.1).
Далее мы описываем опыт организации психолого-педагогической работы по развитию мотивации достижения у подростков из семей в трудной жизненной ситуации. Психолого-педагогическая работа была организована в форме включения подростков из семей в трудной жизненной ситуации в социокультурную деятельность, которая способствовала повышению уровня мотивации достижения успеха.
Социокультурная деятельность была организованна по трем направлениям:
-интеллектуально-познавательное направление;
-художественно-творческое направление;
-краеведческое направление.
Все дети по-разному включались в социокультурную деятельность. Кто -то более активно, кто-то менее активно, но в результате все дети нашли себе увлечение по интересам, что позволило развивать у подростков из семей в трудной жизненной ситуации мотивацию на достижение успеха.
На третьем этапе исследования была проведена повторная диагностика по тому же тест-опроснику «Мотивация успеха и мотивация боязни неудачи» А.Реана. Результаты были представлены в сравнительной гистограмме (рис.2), где четко прослеживается динамика изменения уровня мотивации достижения.
По результатам проведения теста-опросника на первоначальном и повторном этапах можно сделать вывод, что благодаря включению детей в социокультурную деятельность динамика мотивации на достижение успеха начала улучшаться. У всех подростков хоть на один балл, но повысился уровень мотивации. Лишь у одного ребенка сумма баллов не изменилась, но у этого ребенка диагностируется мотивация успеха.
1. Адамчук Д. В. Социальная активность подростка: мотивация и кросс-культурные особенности //Управление образованием: теория и практика. - 2015. - №. 4 (20).
2. Александрова Е. А. Социокультурные условия и факторы вариативной педагогической деятельности в ситуации стандартизации образования //Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. - 2014. - Т. 3. - №. 3.
3. Асобина Т. В. Влияние форм досуговой деятельности на развитие социума современной России //Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2014. - №. 4. - С. 41-44.
4. Белобрыкина М. А., Белобрыкина О. А. Психологические особенности подростков с компенсаторным типом адаптации к социуму //Филология и культура. - 2014. - №. 1 (35).
5. Береснева А. Г. Профилактика конфликтности подростков в подростковом досуговом клубе //Наука, техника и образование 2014. № 2. - 2014. - С. 122.
6. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. Учебное
пособие. - " Издательский дом"" Питер , 2014.
7. Булатников А. Н. Основные проблемы психолого- педагогической коррекции в процессе реабилитации детей и подростков //Профилактика зависимостей. - 2015. - №. 4. - С. 77-80.
8. Буреломова А. С. Социально-психологические особенности ценностей современных подростков //Дисс.... канд. психол. наук/АС Буреломова. - 2013.
9. Быкова Ю. Е., Котлярова В. В. Формирование
нравственных ценностей подростков в современных социокультурных
реалиях //APRIORI. Серия: Гуманитарные науки. - 2016. - №. 2.
10. Вишняков А. И., Артамонова М. О. Психологические особенности отношения подростков к родителям и формы их социальной направленности //Современные проблемы науки и образования. - 2014. - №. 3.
11. Водяха С. А. Внутренняя мотивация как предиктор
психологического благополучия современных подростков
//Педагогическое образование в России. - 2014. - №. 4.
12. Волков Б. С. В67 Психология подросткового возраста: учебник. - 2016.
13. Гордеева Т. О. и др. Мотивация самоуважения и
уважения другими как факторы академических достижений и
настойчивости в учебной деятельности //Психологический журнал. - 2016. - Т. 37. - №. 2. - С. 57-68.
14. Гордеева Т. О. Мотивация: новые подходы,
диагностика, практические рекомендации //Сибирский
психологический журнал. - 2016. - №. 62.
15. Горянина В. А. и др. Особенности межличностного общения среди подростков //Молодой учёный. - 2014. - Т. 1. - С. 492.
16. Губин Ю. Н., Соколова Н. А. Формирование социальной активности подростков в полисубъектной среде дополнительного образования [Текст]: монография/НА Соколова, ЮН Губин.-Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2014.-179 с. - 2014.
17. Гусельцева М. С., Кончаловская М. М., Хузеева Г. Р. Многофакторность как принцип изучения развития идентичности подростка в современном мире //Мир психологии. - 2016. - №. 1. - С. 236-249.
18. Дольто Ф. На стороне подростка. - Litres, 2017.
19. Драгунова Т. В. Психологические особенности подростка //Возраст ная и педагогическая психология.-М.: Про свещение. - 1973.
20. Зиннуров Ф. К., Красильников В. И., Гайфутдинова А.
М. Социально-культурная деятельность как средство профилактики негативных привычек и формирования здорового образа жизни у подростков на ранней стадии девиантности: личностно¬
деятельностный и культурологический подходы //Вестник Казанского юридического института МВД России. - 2014. - №. 3 (17).
21. Ибрагимова Е. Н., Попов Л. М., Полухина Е. А. ВНУТРЕННЯЯ МОТИВАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В РАЗВИТИ.. //Proceedings of Kazan University. Humanities Series/Uchenye Zapiski Kazanskogo Universiteta. Seriya Gumanitarnye Nauki. - 2015. - Т. 157. - №. 4.
22. Ильин Е. П., Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. - Издательский дом" Питер", 2013.
23. Копылов Р. В. ПРОБЛЕМЫ
ВЗАИМОЗАВИСИМОСТИ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ У СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ (НА ПРИМЕРЕ ВОСПРИЯТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА) //ПЕДАГОГИКА. - 2015. - №. 2. - С. 29-38.
24. Копырина Л. И. Социально-психологический портрет современного подростка //МЕЖДУНАРОДНЫЙ СТУДЕНЧЕСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК. - 2016. - №. 5-1. - С. 19-22.
25. Королева Н. Н. и др. Психосемиотическая структура
социального поведения формирующейся личности в современных условиях //Письма в Эмиссия. Оффлайн (TheEmissia. OfflineLetters): электронный научный журнал. - 2014. - №. 11.
26. Кулагина И. Ю. Доминирующая мотивация
школьников: возрастные тенденции и условия развития
//КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ. - 2015. - Т. 11. - №. 3. - С. 100-109.
27. Лебедева Л. Н. Психологические особенности подросткового возраста. - 2005.
28. Литвак Р. А., Блясова И. Ю. Роль социокультурной среды региона в социализации личности подростка //Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2016. - №. 34.
29. Лобанова А. В. Влияние педагогической среды на формирование личностной зрелости подростка //Международный научно-практический и методический журнал «СМАЛЬТА. - 2014. - №. 4. - С. 54-58.
30. Обухова Л. Возрастная психология: учебник. - Litres, 2016.
31. Остапова А. В. Психологические особенности подросткового возраста //евразийский научный журнал. - 2015. - №. 7.
- С. 109-110.
32. Плужникова Т. С. Психологические особенности нравственного развития личности подростка/Актуальные проблемы психологии и педагогики: сборник статей Международной научно¬практической конференции (10 сентября 2014 г, г. Уфа) //Уфа: Аэтерна.
- 2014. - С. 71-72.
33. Реан А. А. Психология личности. - Издательский дом"
Питер", 2013.
34. Савина О. О., Смирнова О. М. Проявление социальной
компетентности подростков при решении практических социальных
задач //Теория и практика общественного развития. - 2014. - №. 19.
35. Селиванова З. К. Досуг старших городских подростков: научная диагностика и задачи в сфере государственной политики //Вестник Башкирского университета. - 2014. - Т. 19. - №. 4.
36. Сиденко Е. А. О МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЙ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ //Наука Красноярья. - 2014. - №. 6. - С. 70-85.
37. Смаргович И. Л. Основы культурно-досуговой деятельности. - 2013.
38. Соколова И. В., Тарасова О. Н. Образ жизни подростков в информационно-коммуникационной среде мегаполиса: к уточнению структуры понятия //Теория и практика общественного развития. - 2014. - №. 18.
39. Соколова Л. Б., Худотеплова Е. Н. Моделирование процесса формирования учебной успешности подростка во внеурочной деятельности //Теория и практика общественного развития. - 2014. - №. 9.
40. Солдатова Г. У., Рассказова Е. И. Психологические модели цифровой компетентности российских подростков и родителей //Национальный психологический журнал. - 2014. - №. 2 (14).
41. Солодовникова И. В. Субъектность подростка в
творчестве //Мир науки, культуры, образования. - 2015. - №. 3 (52).
42. СОЛОДОВНИКОВА И. В. Субъектность подростка, его отношение к себе и окружающим //Историческая и социально¬образовательная мысль. - 2015. - Т. 7. - №. 5-2.
43. Техты В. В. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА //СБОРНИКИ КОНФЕРЕНЦИЙ НИЦ СОЦИОСФЕРА. - Vedecko vydavatelske centrum Sociosfera-CZ sro (Прага), 2015. - №. 46. - С. 97-99.
44. Фастова Е. И. Социокультурный подход к
проектированию гуманитарного пространства культурного
самоопределения подростка //Известия Волгоградского
государственного педагогического университета. - 2014. - №. 6 (91).
45. Фельдштейн Д. И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте //Вопросы психологии. - 1988. - №. 6. - С. 31-41.
46. Харитонова Е. В. Смысложизненные ориентации подростка как значимый структурный компонент личности //Успехи современного естествознания. - 2014. - №. 11.
47. Чернецов П. И., Виноградова Т. И. Взаимосвязь интеллекта и креативности подростков //Сибирский педагогический журнал. - 2015. - №. 1.