Развитие мотивации достижения у подростков из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации
|
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения мотивации достижения у подростков из семей в трудной жизненной ситуации
1.1. Мотивация личности как психолого-педагогическая проблема
1.2. Особенности мотивации достижения у подростков из семей в трудной жизненной ситуации
1.3. Психолого-педагогические условия развития мотивации достижения
Вывод к первой главе
Глава 2. Организация психолого-педагогической работы по развитию мотивации достижения у подростков из семей в трудной жизненной ситуации
2.1. Диагностика мотивации достижения у подростков
2.2. Опыт организации психолого-педагогической работы по развитию мотивации достижения у подростков из семей в трудной жизненной ситуации
2.3. Анализ и интерпретация результатов
Вывод ко второй главе
Заключение
Список литературы
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения мотивации достижения у подростков из семей в трудной жизненной ситуации
1.1. Мотивация личности как психолого-педагогическая проблема
1.2. Особенности мотивации достижения у подростков из семей в трудной жизненной ситуации
1.3. Психолого-педагогические условия развития мотивации достижения
Вывод к первой главе
Глава 2. Организация психолого-педагогической работы по развитию мотивации достижения у подростков из семей в трудной жизненной ситуации
2.1. Диагностика мотивации достижения у подростков
2.2. Опыт организации психолого-педагогической работы по развитию мотивации достижения у подростков из семей в трудной жизненной ситуации
2.3. Анализ и интерпретация результатов
Вывод ко второй главе
Заключение
Список литературы
Происходящие динамичные социально -культурные изменения в российском обществе порождают возникновение проблем, непосредственно связанных с интенсивным становлением личности подростка как активного субъекта реалий окружающего мира. В этих условиях от социума требуется особое внимание к обогащению мотивации достижения подростков с учетом специфики их жизнедеятельности. Мотивация по достижению успеха - важная сфера жизнедеятельности подростков. Принципиальным значением здесь является поиск резервов воспитательных усилий по организации развивающего пространства для единого процесса социализации подрастающего поколения, непрерывного развития личности в новых социокультурных условиях.
Социальные, культурные и экономические изменения в современном мире обостряют требования к подрастающему поколению, определяющему позитивную динамику социального развития. На сегодняшний день преобладает потребность в становлении гражданского общества и правового государства, в центре которого личность с социально ориентированной позицией. Для удовлетворения заданной потребности нужно обеспечить обогащение социальных мотивов подрастающего поколения.
В социальной сфере резко интенсифицировались политические, экономические, энергетические, экологические и другие процессы, принимая подчас кризисный характер, что вынуждает человека многопланово усиливать свою жизненную активность по постоянному обновлению опыта. Молодое поколение, призванное реализовать социальные реформы, между тем, порой не в состоянии адекватно реагировать на запросы реформируемого общества.
В концепции модернизации образования отмечается, что современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые способны самостоятельно ориентироваться в различных социальных ситуациях, способные к сотрудничеству, мобильности. Социуму нужен человек активный, способный творчески мыслить, созидать, преобразовывать не только себя, но и общество. Формирование личности, обладающей социально культурным опытом, есть не только процесс естественного развития, но и результат воспитания подростка, вступившего во взаимодействие с окружающим его миром.
Подросток самоопределяется в тех условиях, когда его сознание уязвимо, так как жизненный опыт невелик, представление о морально -нравственных ценностях неустойчиво, возникает дисбаланс при наличии взрослых потребностей и недостатке адекватных возможностей для их достижения. Большая часть социально-культурных представлений подростков не проявляется в их собственных поступках, но они направляют или сдерживают его активность, влияют на формирование их желаний и интересов, неизбежно формируют своеобразную модель жизненных позиций в будущем. Обеспечение полноценного формирования личности подростка неразрывно связано с формированием высокого уровня мотивации достижения.
К числу значимых социальных институтов, формирующих мотивацию достижения подростка, относятся Центры социальной помощи семье и детям. Именно они созданы с целью оказания семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, помощи в реализации их интересов и содействия в улучшении их социального положения, а также психологического статуса. Специалисты в данных учреждениях реализуют социально-педагогические технологии самоорганизации, саморазвития, самореализации подростка, что соответствует интересам личности и социума в целом. Пространство, которое организовывает Центр содержит значительные возможности по обогащению сферы осваиваемых подростком социальных ролей, по оказанию социально-педагогической поддержки в овладении базовыми социальными умениями в познании и общении, способами освоения социальных отношений и социальных норм, рефлексивно-аналитических умений, что способствует эффективному формированию мотивации достижения.
Цель исследования: Раскрыть возможности развития мотивации успеха у подростков из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, посредством включения их в социокультурную деятельность, в условиях Центра социальной помощи семье и детям.
Объектом исследования: Социокультурная деятельность подростков из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Предмет исследования: изучение и развитие мотивации достижения успеха у подростков из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в условиях деятельности Центра социальной помощи семье и детям.
Гипотеза исследования: Включение подростков из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в социокультурную деятельность, которая будет способствовать развитию мотивации достижения успеха, если будет строиться и носить добровольный характер, иметь досуговую направленность, и сообразна интересам подростков.
Задачи исследования:
- проанализировать результаты психолого-педагогических исследований
мотивации подростков, из семей находящихся в трудной жизненной ситуации;
- изучить особенности мотивации достижения успеха у подростков, из семей находящихся в трудной жизненной ситуации;
- включить подростков из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в социокультурную деятельность, которая будет соответствовать принципам добровольности, досуговой направленности и сообразности интересам подростков.
- показать позитивную динамику развития мотивации достижения успеха у подростков из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в условиях Центра помощи семьи и детей.
Социальные, культурные и экономические изменения в современном мире обостряют требования к подрастающему поколению, определяющему позитивную динамику социального развития. На сегодняшний день преобладает потребность в становлении гражданского общества и правового государства, в центре которого личность с социально ориентированной позицией. Для удовлетворения заданной потребности нужно обеспечить обогащение социальных мотивов подрастающего поколения.
В социальной сфере резко интенсифицировались политические, экономические, энергетические, экологические и другие процессы, принимая подчас кризисный характер, что вынуждает человека многопланово усиливать свою жизненную активность по постоянному обновлению опыта. Молодое поколение, призванное реализовать социальные реформы, между тем, порой не в состоянии адекватно реагировать на запросы реформируемого общества.
В концепции модернизации образования отмечается, что современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые способны самостоятельно ориентироваться в различных социальных ситуациях, способные к сотрудничеству, мобильности. Социуму нужен человек активный, способный творчески мыслить, созидать, преобразовывать не только себя, но и общество. Формирование личности, обладающей социально культурным опытом, есть не только процесс естественного развития, но и результат воспитания подростка, вступившего во взаимодействие с окружающим его миром.
Подросток самоопределяется в тех условиях, когда его сознание уязвимо, так как жизненный опыт невелик, представление о морально -нравственных ценностях неустойчиво, возникает дисбаланс при наличии взрослых потребностей и недостатке адекватных возможностей для их достижения. Большая часть социально-культурных представлений подростков не проявляется в их собственных поступках, но они направляют или сдерживают его активность, влияют на формирование их желаний и интересов, неизбежно формируют своеобразную модель жизненных позиций в будущем. Обеспечение полноценного формирования личности подростка неразрывно связано с формированием высокого уровня мотивации достижения.
К числу значимых социальных институтов, формирующих мотивацию достижения подростка, относятся Центры социальной помощи семье и детям. Именно они созданы с целью оказания семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, помощи в реализации их интересов и содействия в улучшении их социального положения, а также психологического статуса. Специалисты в данных учреждениях реализуют социально-педагогические технологии самоорганизации, саморазвития, самореализации подростка, что соответствует интересам личности и социума в целом. Пространство, которое организовывает Центр содержит значительные возможности по обогащению сферы осваиваемых подростком социальных ролей, по оказанию социально-педагогической поддержки в овладении базовыми социальными умениями в познании и общении, способами освоения социальных отношений и социальных норм, рефлексивно-аналитических умений, что способствует эффективному формированию мотивации достижения.
Цель исследования: Раскрыть возможности развития мотивации успеха у подростков из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, посредством включения их в социокультурную деятельность, в условиях Центра социальной помощи семье и детям.
Объектом исследования: Социокультурная деятельность подростков из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Предмет исследования: изучение и развитие мотивации достижения успеха у подростков из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в условиях деятельности Центра социальной помощи семье и детям.
Гипотеза исследования: Включение подростков из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в социокультурную деятельность, которая будет способствовать развитию мотивации достижения успеха, если будет строиться и носить добровольный характер, иметь досуговую направленность, и сообразна интересам подростков.
Задачи исследования:
- проанализировать результаты психолого-педагогических исследований
мотивации подростков, из семей находящихся в трудной жизненной ситуации;
- изучить особенности мотивации достижения успеха у подростков, из семей находящихся в трудной жизненной ситуации;
- включить подростков из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в социокультурную деятельность, которая будет соответствовать принципам добровольности, досуговой направленности и сообразности интересам подростков.
- показать позитивную динамику развития мотивации достижения успеха у подростков из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в условиях Центра помощи семьи и детей.
Таким образом, в нашей работе мы рассматриваем семьи с детьми подросткового возраста. Даем определение подростковому возрасту по В.С. Мухиной. Рассматриваем возрастные особенности данной категории. Отмечаем внешние и внутренние факторы, влияющие на формирование личности подростка. Общество в целом, семья, окружение сверстников: все это на определенном этапе в определенные моменты вносит вклад в развитие подростка. И какой вклад внесет каждый, зависит, насколько здоровая личность сформируется в результате. Мы подробно раскрываем каждый вклад, который вносит общество, семья, сверстники.
Например, в обществе подросток попадает под влияние побуждающей рекламы, порабощающей вещной потребности, под знаковые манипулирования сознанием и тому подобные трансформации мира вещей.
Также, важно общение со сверстниками. Для подростка значимо иметь друга-единомышленника и немало важно групповое общение, пребывание в этой группе. Именно здесь предоставляется возможность лучше познать чувства другого человека и свои собственные.
Что же касается семьи, то именно семья делает самый значительный вклад в формирование личности подростка. Подросток, как и в детстве, продолжает жить в семье и его окружают те же люди. Но сейчас происходит переоценка взаимоотношений с родными.
Далее нами были представлены стили семейного воспитания согласно В.С. Мухиной. Каждый стиль мы кратко, но ясно постарались охарактеризовать и понять, каким же образом, каждый стиль семейного воспитания может повлиять на формирование личности подростка. Благодаря чему, нам удалось понять, что стили воспитания подростка в семье демонстрируют лишь тенденции условий развития его личности. В реальности условия жизни подростка могут быть мягче, благополучнее, но ив то же время жестче, ужаснее. В семье также могут проявляться несколько стилей воспитания, это объясняется неоднородностью культурных уровней ее членов. Вследствие чего подросток может стремиться к идентификации со своими родителями, но может занимать и отчужденную позицию. Вероятность жить в идеальных условиях для подростка затруднительно, потому что он теперь самостоятельно внедряет свои способы общения, усвоенные в семье, что нередко настораживает самих родителей.
Также мы подробно изучили мотивационную сферу подростков. Рассмотрели многих авторов, которые занимались изучением мотивации. Вот, например, в отечественной психологии значительный вклад в определение мотива внес А.Н. Леонтьев. Кроме понятия «мотив», он вводит еще одно понятие такое как «мотивировка». Еще одним ученным, который внес значительный вклад в развитие мотивационной сферы, стал Е.П. Ильин. Он выделял основные стадии формирования мотивации. Мы их более подробно рассмотрели.
Изучив позиции многих авторов, мы пришли к выводу, что в подростковом возрасте преобладают личностные мотивы, которые выражаются в стремлении быть не хуже других. У подростка важным аспектом мотивации являются ценности, которые еще находятся на стадии формирования. Также появляются новые интересы, увлечения, которые являются неотъемлемой частью мотивационной сферы. Более подробно мы рассмотрели мотив достижения успеха у подростков. Как он влияет на формирование личности.
Далее мы рассмотрели психолого -педагогические условия развития мотивации достижения успеха. Эти условия мы рассматривали именно в социокультурной деятельности. Как их правильно использовать, чтобы социокультурная деятельность была продуктивной для подростков и способствовала развитию мотивации достижения.
Далее во второй главе мы описываем наше исследование, которое проходило на базе Центра семьи и детей Октябрьского района.
Исследование проводилось в три этапа.
- I этап: диагностика мотивации достижения у подростков.
- II этап: описание опыта организации психолого-педагогической работы по развитию мотивации достижения у подростков из семей в трудной жизненной ситуации.
-III этап: Анализ и интерпретация полученных результатов.
На первом этапе была сформирована группа подростков из 10 человек (5 мальчиков и 5 девочек) в возрасте 12 лет из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации с ними был проведен первичный этап диагностики по тест-опроснику «Мотивация успеха и мотивация боязни неудачи» А.Реана. Результаты диагностики были представлены в гистограмме (рис.1).
Далее мы описываем опыт организации психолого-педагогической работы по развитию мотивации достижения у подростков из семей в трудной жизненной ситуации. Психолого-педагогическая работа была организована в форме включения подростков из семей в трудной жизненной ситуации в социокультурную деятельность, которая способствовала повышению уровня мотивации достижения успеха.
Социокультурная деятельность была организованна по трем направлениям:
-интеллектуально-познавательное направление;
-художественно-творческое направление;
-краеведческое направление.
Все дети по-разному включались в социокультурную деятельность. Кто -то более активно, кто-то менее активно, но в результате все дети нашли себе увлечение по интересам, что позволило развивать у подростков из семей в трудной жизненной ситуации мотивацию на достижение успеха.
На третьем этапе исследования была проведена повторная диагностика по тому же тест-опроснику «Мотивация успеха и мотивация боязни неудачи» А.Реана. Результаты были представлены в сравнительной гистограмме (рис.2), где четко прослеживается динамика изменения уровня мотивации достижения.
По результатам проведения теста-опросника на первоначальном и повторном этапах можно сделать вывод, что благодаря включению детей в социокультурную деятельность динамика мотивации на достижение успеха начала улучшаться. У всех подростков хоть на один балл, но повысился уровень мотивации. Лишь у одного ребенка сумма баллов не изменилась, но у этого ребенка диагностируется мотивация успеха.
Например, в обществе подросток попадает под влияние побуждающей рекламы, порабощающей вещной потребности, под знаковые манипулирования сознанием и тому подобные трансформации мира вещей.
Также, важно общение со сверстниками. Для подростка значимо иметь друга-единомышленника и немало важно групповое общение, пребывание в этой группе. Именно здесь предоставляется возможность лучше познать чувства другого человека и свои собственные.
Что же касается семьи, то именно семья делает самый значительный вклад в формирование личности подростка. Подросток, как и в детстве, продолжает жить в семье и его окружают те же люди. Но сейчас происходит переоценка взаимоотношений с родными.
Далее нами были представлены стили семейного воспитания согласно В.С. Мухиной. Каждый стиль мы кратко, но ясно постарались охарактеризовать и понять, каким же образом, каждый стиль семейного воспитания может повлиять на формирование личности подростка. Благодаря чему, нам удалось понять, что стили воспитания подростка в семье демонстрируют лишь тенденции условий развития его личности. В реальности условия жизни подростка могут быть мягче, благополучнее, но ив то же время жестче, ужаснее. В семье также могут проявляться несколько стилей воспитания, это объясняется неоднородностью культурных уровней ее членов. Вследствие чего подросток может стремиться к идентификации со своими родителями, но может занимать и отчужденную позицию. Вероятность жить в идеальных условиях для подростка затруднительно, потому что он теперь самостоятельно внедряет свои способы общения, усвоенные в семье, что нередко настораживает самих родителей.
Также мы подробно изучили мотивационную сферу подростков. Рассмотрели многих авторов, которые занимались изучением мотивации. Вот, например, в отечественной психологии значительный вклад в определение мотива внес А.Н. Леонтьев. Кроме понятия «мотив», он вводит еще одно понятие такое как «мотивировка». Еще одним ученным, который внес значительный вклад в развитие мотивационной сферы, стал Е.П. Ильин. Он выделял основные стадии формирования мотивации. Мы их более подробно рассмотрели.
Изучив позиции многих авторов, мы пришли к выводу, что в подростковом возрасте преобладают личностные мотивы, которые выражаются в стремлении быть не хуже других. У подростка важным аспектом мотивации являются ценности, которые еще находятся на стадии формирования. Также появляются новые интересы, увлечения, которые являются неотъемлемой частью мотивационной сферы. Более подробно мы рассмотрели мотив достижения успеха у подростков. Как он влияет на формирование личности.
Далее мы рассмотрели психолого -педагогические условия развития мотивации достижения успеха. Эти условия мы рассматривали именно в социокультурной деятельности. Как их правильно использовать, чтобы социокультурная деятельность была продуктивной для подростков и способствовала развитию мотивации достижения.
Далее во второй главе мы описываем наше исследование, которое проходило на базе Центра семьи и детей Октябрьского района.
Исследование проводилось в три этапа.
- I этап: диагностика мотивации достижения у подростков.
- II этап: описание опыта организации психолого-педагогической работы по развитию мотивации достижения у подростков из семей в трудной жизненной ситуации.
-III этап: Анализ и интерпретация полученных результатов.
На первом этапе была сформирована группа подростков из 10 человек (5 мальчиков и 5 девочек) в возрасте 12 лет из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации с ними был проведен первичный этап диагностики по тест-опроснику «Мотивация успеха и мотивация боязни неудачи» А.Реана. Результаты диагностики были представлены в гистограмме (рис.1).
Далее мы описываем опыт организации психолого-педагогической работы по развитию мотивации достижения у подростков из семей в трудной жизненной ситуации. Психолого-педагогическая работа была организована в форме включения подростков из семей в трудной жизненной ситуации в социокультурную деятельность, которая способствовала повышению уровня мотивации достижения успеха.
Социокультурная деятельность была организованна по трем направлениям:
-интеллектуально-познавательное направление;
-художественно-творческое направление;
-краеведческое направление.
Все дети по-разному включались в социокультурную деятельность. Кто -то более активно, кто-то менее активно, но в результате все дети нашли себе увлечение по интересам, что позволило развивать у подростков из семей в трудной жизненной ситуации мотивацию на достижение успеха.
На третьем этапе исследования была проведена повторная диагностика по тому же тест-опроснику «Мотивация успеха и мотивация боязни неудачи» А.Реана. Результаты были представлены в сравнительной гистограмме (рис.2), где четко прослеживается динамика изменения уровня мотивации достижения.
По результатам проведения теста-опросника на первоначальном и повторном этапах можно сделать вывод, что благодаря включению детей в социокультурную деятельность динамика мотивации на достижение успеха начала улучшаться. У всех подростков хоть на один балл, но повысился уровень мотивации. Лишь у одного ребенка сумма баллов не изменилась, но у этого ребенка диагностируется мотивация успеха.
Подобные работы
- СПЕЦИФИКА РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ПОДРОСТКАМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2020 - «Равный равному» как технология психосоциальной работы с несовершеннолетними из семей, находящихся в социально опасном положении (на примере социального проекта «Счастье не за горами»)
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2022 - Организация совместного досуга семей, находящихся в социально опасном положении, в рамках проекта «Вместе с детьми»
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2020 - Организация межведомственного взаимодействия при работе с семьями, находящимися в социально опасном положении (на примере Индустриального района города Барнаула)
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2021 - Развитие коммуникативных умений у подростков с девиантным поведением
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2017 - Гема Формирование правосознания у подростков в условиях социально реабилитационного центра для несовершеннолетних
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2019 - РЕКРЕАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2017 - ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ МОЛОДОЙ СЕМЬИ С
РЕБЕНКОМ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2017 - Правовые основы предупреждения беспризорности и правонарушений несовершеннолетних (Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, Северо-Восточный государственный университет)
Курсовые работы, криминология. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2024



