Введение 3 стр.
Глава 1. Социальное обслуживание пожилых как социальная проблема 5 стр.
1.1 Нормативно - правовые основы организации социального
обслуживания пожилых 5 стр.
1.2 Социально - психологические особенности пожилых людей...8 стр.
1.3 Занятость пожилых: социальные и психологические
аспекты 16 стр.
Глава 2. Включение лиц пожилого возраста в различные виды продуктивной занятости в условиях проживания в стационарном учреждении социального обслуживания 30 стр.
2.1. Изучение особенностей отношения к жизни проживающих в доме- интернате для граждан пожилого возраста и инвалидов . 30 стр.
2.2 Организация продуктивной занятости лиц пожилого возраста в условиях дома-интерната 34 стр.
Заключение 42 стр.
Список используемых источников 46 стр.
Приложения 49 стр.
С окончанием трудоспособного периода жизни и выходом на пенсию образ жизни человека меняется. Сужается круг общения и потребностей, однако, увеличивается объем свободного времени, который необходимо заполнить полезной и содержательной деятельностью для продолжения полноценной жизни, особенно это важно для пожилых людей, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания. В связи с этим возникает необходимость содействия в решении проблемы организации свободного времени пожилых людей. В свою очередь, развитие активного образа жизни людей старшего поколения предполагает деятельное участие в этом процессе их самих. Но большая роль в этом процессе падает и на специалистов учреждения, которые в свою очередь должны мотивировать пожилых людей к продуктивной занятости.
Объект исследования - организация социального обслуживания пожилых, проживающих в стационарном учреждении .
Предмет исследования - особенности организации продуктивной занятости и отношение к ней пожилых, проживающих в учреждении социального обслуживания - дома-интерната для граждан пожилого возраста и инвалидов.
Цель исследования выпускной квалификационной работы - выявить особенности отношения пожилых к жизни, проживающих в доме-интернате, раскрыть возможности организации продуктивной занятости в условиях учреждения социального обслуживания: дом-интернат для граждан пожилого возраста и инвалидов.
Реализации поставленной цели способствует решение следующих задач исследования:
- рассмотреть нормативно - правовые основы социальной работы с пожилыми людьми в Российской Федерации;
• на основе результатов психолого-педагогических и социологических исследований выявить социально-психологические особенности пожилых людей;
• раскрыть сущность понятия занятости как вида деятельности;
-выявить особенности отношения к жизни пожилого человека, проживающего в доме-интернате, в контексте их продуктивной жизнедеятельности;
• раскрыть возможности организации различной продуктивной занятости в условиях дома-интерната.
Степень научной разработанности проблемы: нашла своё отражение в научных работах и публикациях таких авторов, как Е. И. Холостова, Краснова О.В., Лидерс А.Г. , Бодров В.А. , Фуряева Т. В. , Чернышев В.В. и других. Особый вклад в оценку современных нормативно-правовых основ социальной защиты в отношении пожилых россиян внесли Г. В. Осипов, Е. И. Холостова; несомненная заслуга в анализе программного подхода к реализации социальной политики и характеристике действующих целевых программ в интересах граждан старших возрастов принадлежит И. Н. Бондаренко; работы Фуряевой Т. В. раскрывают феномен старшего поколения (60+) как субъект социальной инклюзии в современном обществе; исследования О.В. Красновой, Т. В. Фуряевой делают акцент на изучении социально-психологических особенностей пожилых людей. Кроме названных источников для написания выпускной квалификационной работы использовались нормативно-правовые акты международного, федерального и регионального значения.
Методы исследования: анализ литературы, анкетирование.
В данной ВКР нами были рассмотрены нормативно - правовые основы социальной работы с пожилыми людьми в Российской Федерации. На основе результатов психолого-педагогических и социологических исследований мы выявили социально-психологические особенности пожилых людей, раскрыли сущность понятия занятости как вида деятельности, раскрыли возможности организации различной продуктивной занятости в условиях дома-интерната.
Вся система реабилитационных, профилактических и социальных мероприятий направлена на укрепление здоровья, проживающих в учреждении, продление активного периода жизни, социальную адаптацию. Коллектив специалистов дома-интерната реализует основные направления социальной политики Правительства Российской Федерации, министерства социальной политики населения администрации Красноярского края. Успешно решает задачи по повышению качества услуг, предоставляемых клиентам учреждения
Таким образом, цель организации занятости пожилых людей - восстановить, оживить, стимулировать затухающую деятельность и движение, что будет способствовать насыщению жизни осмысленным содержанием и продлению самой жизни.
Гиподинамия, малоподвижный образ жизни, сознательный уход от деятельности, связанной с подвижностью, интеллектуальной и эмоциональной нагрузкой, отрицательно сказывается как на соматическом, так и на психологическом статусе пожилого человека.
Теперь уже установлено, что психически и интеллектуально активные люди, физически подвижные стареют гораздо медленнее. Происходит как бы обоюдный процесс: деятельность препятствует старению, а старение замедляется при наличии активного образа жизни.
Стремление к активным формам проведения свободного времени способствует социальной адаптации, тогда как ориентация на пассивно - созерцательные виды досуга обуславливает понижение общего жизненного тонуса пожилых, допускает углубление их социальной изоляции. Подобная активность способствует переходу их от потребительства к производительной деятельности, к свободе выбора занятий, отвечающих способностям, задаткам и увлечениям человека.
Для правильной организации досуга и отдыха пожилых людей, мы предлагаем следующие рекомендации.
1) Выяснить интересы пожилого человека. Пожилому нужно помочь определиться в выборе формы досуга, так как многие люди не имеют возможности разобраться в этом вопросе. Не исключено, что в силу своего положения пожилые имеют лишь ограниченные представления о формах свободного времяпрепровождения, их доступности. Прежде чем предлагать пожилому человеку какие-либо мероприятия, следует внимательно изучить его интересы, показать ему варианты возможных форм отдыха, посоветоваться с членами его семьи или друзьями пациента.
...
1. Основные изменения в области старения. Доклад Генерального секретаря ООН. 16 Февраля 2014г;
2. Чернышев В.В. Пожилые люди в современном обществе: модернизация
региональной политики. Саратов: Поволжская академия
государственной службы им. П.А. Столыпина, 2014;
3. Фуряева Т. В. Социальная инклюзия: теория и практика: монография / КГПУ им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2017.-280с. (Антропология и социальная практика;вып.15);
4. Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации";
5. Конституция Российской Федерации / 2005;
6. Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в
Российской Федерации» / от 15 декабря 2001 г. № 166-Ф3 (с
изменениями от 18, 24 июля, 25 декабря 2009 г.);
7. Федеральный закон "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 N 400-ФЗ (последняя редакция);
8. Федеральный закон № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» / от 17 декабря 2001 г. (актуальная редакция - на 01.01.2014);
9. Федеральный закон № 5-ФЗ «О ветеранах» / от 12 января 1995 г. (ред. от 19.12.2016) ;
10. Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 5 февраля 2016г. №164 -р).
11. Холостова, Е. И. Социальная работа с пожилыми людьми: Учебное пособие / Е. И. Холостова.— М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2003. — 296 с.
12. Краснова, О.В., Лидере, А.Г. Социальная психология старения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / О.В. Краснова, А.Г. Лидере.
- М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 288 с.
13. [Электронный ресурс]. URL: http://www.edu-psycho.ru/psihologicheskiy- analiz-deyatelnosti-psihologicheskaya-teoriya-deyatelnosti.html ( дата обращения 20.05.2017);
14. Бодров В.А. (сост.) Психологические основы профессиональной деятельности: хрестоматия / М.: ПЕР СЭ; Логос, 2007. — 855 с.;
15. Н. Ю. Василенко - Социальная геронтология Владивосток/ Издательство дальневосточного университета 2003;
... всего 30 источников