Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОРГАНИЗАЦИЯ САМОНАБЛЮДЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ БИОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ

Работа №149277

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы53
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ 6
САМОНАБЛЮДЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ
1.1. Самонаблюдение и наблюдение как практические методы 6
обучения биологии
1.2. Проблема организации самонаблюдений в методической 16
литературе по биологии
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ САМОНАБЛЮДЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 25 ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА
2.1. Современное состояние исследуемой проблемы в практике 25
работы школы
2.2. Методические условия организации самонаблюдений в процессе 33 изучения раздела «Человек и его здоровье»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Обучение в школе представляет собой целенаправленный планомерный процесс, главенствующей задачей которого являются организация и стимулирование активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению знаниями, умениями, развитию творческих способностей и т.д. Одним из числа базовых школьных предметов является биология. Специфика информационной составляющей настоящего учебного предмета обуславливает особенности организации процесса обучения в школе.
Актуальность настоящего исследования обуславливается поиском возможных путей и способов обучения биологии на примере организации самонаблюдения и наблюдения с целью более успешного усвоения учебного материала.
Биология, как учебная дисциплина, предполагает необходимость работы не только с теоретическими, но и с практическими источниками информации. Возможность понаблюдать за биологическим процессом вживую делает его более понятным и доступным для восприятия. Педагогическая практика показывает, что информация, которую дети смогли «пронести через себя», оказалась не только более доступной, но и была в лучшей мере усвоена. Кроме того, обучение биологии имеет высокое значение, поскольку сам предмет тесно связан с рядом других учебных дисциплин. Понимание основ биологии позволяет обучающимся понимать основные законы природы, работу собственного тела и т.д.
Обучение биологии, как и иным учебным дисциплинам предполагает соответствие строгим правилам и нормам ФГОС. Совокупность представленных в нем требований является обязательной при реализации профессиональных обязанностей педагогов. Согласно ФГОС, специфика преподавания настоящей учебной дисциплины предполагает наглядность и доступность излагаемого учебного материала, а также применение различных методов обучения, к которым относятся практические, которые позволяют не только теоретически изучать биологический материал, но и исследовать процессы жизнедеятельности.
Так, при изучении организма человека важными становятся умения учащихся не только проводить наблюдения над собственным организмом, но и уметь объяснять их. Организуя процесс самонаблюдения можно научить школьников понимать анатомо-физиологические процессы, происходящие в организме человека. Во всех без исключения авторских программах и учебниках опыты, наблюдения и самонаблюдения являются обязательными при формировании биологических знаний.
Среди ученых можно выделить целую плеяду методистов, педагогов, которые занимались проблемой организации самонаблюдений при изучении строения и физиологии организма человека. Б.Е. Райков, Р.Д. Маш, Е.П. Бруновт, И.Д. Зверев, Е.Н. Демьянков и другие разрабатывали тематику и методику проведения опытов и самонаблюдений, выявляли средства и методы осуществления данной работы, показывали значение в развитии познавательного интереса, развивали исследовательские умения и т.п.
Принимая во внимание представленную информацию, необходимо выделить методологический аппарат настоящей выпускной работы.
Объект исследования: образовательно-воспитательный процесс по биологии, включающий организацию самонаблюдений на уроках биологии.
Предмет исследования: условия организации самонаблюдений
школьников за своим организмом при изучении раздела «Человек и его здоровье».
Цель исследования: выявить условия организации самонаблюдения обучающихся в формировании и развитии биологических знаний о строении и процессах жизнедеятельности организма человека.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основании проделанной теоретико-практической работы можно говорить о том, что в процессе написания выпускной квалификационной работы были выполнены все задачи, поставленные в самом начале исследования.
Проведенный анализ теоретических источников позволил установить, что в педагогике различных периодов времени большой популярностью пользовались методы наблюдения и самонаблюдения. Они являются одними из древнейших. При этом в современном прочтении они приобрели новые детали.
Наблюдение и самонаблюдение схожи по своей сути, по самому способу получения информации. Принципиальное отличие заключается в том, что при наблюдении испытуемый следит за каким -либо процессом или явлением с позиции стороннего наблюдателя. При самонаблюдении исследователь следит за собой, своим поведением, реакциями собственного организма. Выбор конкретного педагогического процесса зависит от преследуемых целей и поставленных задач.
В данной работе был проведен подробный анализ учебника по биологии для 8 класса, написанный А.Г. Драгомиловым и Р.Д. Машем. На основании проведенного исследования было установлено, что в учебнике, представленном к анализу, наблюдается значительное число упражнений (лабораторных и практических), на основании которых детям предлагается провести задания, содержащие элементы наблюдения и самонаблюдения.
При разработке фрагментов практических занятий были учтены возрастные особенности обучающихся, теоретическая информация, взятая из главы, а также принята во внимание необходимость включения элементов самонаблюдения.


1. Антонова С.Г. Информационная культура личности: вопросы
формирования // Высшее образование в России. 1994. № 1. С. 82-88.
2. Ахвердиев К.Н. Основные методологические подходы в педагогике // Молодой ученый. 2010. №6. С. 308-310.
3. Большой Энциклопедический словарь. 2000. [Электронный ресурс]. Режим
доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/206938 (дата обращения:
10.02.2020).
4. Бруновт Е.П., Зверев И.Д., Малахова Г.Я., Маш Р.Д., Реброва Л.В., Соколова Е.А. Методика обучения анатомии, физиологии и гигиены человека. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1973. 383 с.
5. Виды и особенности работы с текстом. [Электронный ресурс]. Режим
доступа: https://elibrary.ru/item.asp?- id=23608620 (дата обращения:
17.02.2020).
6. Воронин Л.Г., Маш Р.Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека. Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1983. 160 с.
7. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2008. 671 с.
8. Высоцкая М.В. нетрадиционные уроки по биологии в 5-11 классах. Изд. Учитель: Волгоград, 2004. 78 с.
9. Генедина Н.И. Дидактические основы формирования информационной культуры. М.: Школ. б-ка, 2002. 157 с.
10. Голикова Т.В. Обучение учащихся приёмам логического мышления на уроках биологии: Учебное пособие / Т.В. Голикова. Красноярск: РИО КГПУ, 2002. 64 с.
11. Дмитриев Д.В. Толковый словарь русского языка. 2003. 1578 с.
12. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология: 8 класс: Учебник для учащихся образовательных учреждений. 3-е изд., перераб. М.: Вентана-Граф, 2008. 272 с.
13. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. / Спб.: Питер, 2002. 320 с.
14. Зароченцев К.Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология: Учебник. М.: Проспект, 2005. С. 45-48. 208 с.
15. Кадырова Р.Х. Усиление практической направленности в изучении биологии // Молодой ученый, 2009. №12. С. 375-378.
... всего 34 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ