Введение 2
Глава I. Теоретические основы обогащения активного словаря младших школьников лексическими средствами образной речи 5
§ 1.1 Лингвистические основы начального изучения тропов 5
§ 1.2 Психологические основы развития образной речи младших школьников
лексическими средствами языка 9
§ 1.3 Методические основы развития образной речи младших школьников
лексическими средствами языка 15
Глава II. Исследование условий обогащения активного словаря младших школьников лексическими средствами образной речи 26
§ 2.1 Анализ передового педагогического опыта в развитии образной речи младших
школьников лексическими средствами языка 26
§ 2.2 Выявление уровня сформированности у младших школьников умений
определять и использовать в речи тропы 31
§ 2.3. Описание программы, направленной на развитие речи младших школьников
средствами образной выразительности 61
Выводы по второй главе 73
Список литературы 75
Приложения 80
Приложение 1. Формирование читательских умений на уроках литературного чтения 80
Приложение 2. Малые жанры русского фольклора. Пословицы и поговорки. 3-й класс ....8
В последнее время значительно активизировалось внимание исследователей к вопросам культуры речи. Необходимость совершенствования и обогащения речевых навыков школьников на лексическом уровне бесспорна.
О значимости образно-выразительных средств языка писали уже в середине XIX века Ф.И. Буслаев, В. Гумбольдт, А. А. Потебня, В.Я. Стоюнин, К.Д. Ушинский [12, с. 87].
Современной лингвистической наукой накоплено немало сведений, необходимых для разработки методики обучения младших школьников пониманию эстетических возможностей слова и использованию ими образных средств языка, обладающих этими возможностями, в собственной речи.
В методической науке второй половины XX столетия освещены вопросы, принципиально значимые для методики работы над образными средствами языка: работа над лексическими понятиями и формированием лексических и лексико-стилистических умений (М.Т. Баранов, Л.А. Введенская, М.Р. Львов, Т.М. Пахнова, Ю.П. Плотникова, А.В. Прудникова и др.); развитие речи учащихся в процессе изучения выразительных средств языка и о бучения их использованию учащимися в собственных высказываниях (Е.Н. Ахтырская, М.Т. Баранов, С.В. Войкина, Т.А. Ладыженская, В.В. Леденева, С.Н. Молодцова, М.Р. Львов, Т.М. Пахнова, П.С. Пустовалов, Л.П. Федоренко, Ю.Г. Федотова и др.) [14, с. 187].
Однако в ряде методических работ (С.И. Львова, Ш.А. Махмудов, Н.Е. Миропольская, Н.М. Шанский) отмечается, что данным речевым явлениям в школьной практике нередко уделяется недостаточное внимание.
Причинами такого отношения к работе над образными средствами языка являются необеспеченность программного материала понятиями, которые характеризуют образную природу слова, отсутствие или недостаточность упражнений, направленных на формирование у школьников умений, связанных с определением выразительности и уместности употребления слова и использованием образных выражений в собственной речи, недостаточный уровень теоретической подготовки учителей к организации и осуществлению данной работы.
Актуальность исследуемой проблемы определяется:
- социальной значимостью формирования творческого отношения к языку, важностью повышения уровня общей речевой культуры учащихся;
- неумением учащихся использовать эмоционально-экспрессивные средства языка с целью повышения образности своей речи;
Цель работы: выявить оптимальные способы развития речи младших школьников средствами образной лексики.
Объект: Развитие речи младших школьников.
Предмет: Способы развития речи младших школьников средствами образной лексики.
Задачи:
- изучить научно-теоретическую литературу по теме исследования;
- проанализировать содержание данного учебного материала (средств образной лексики) в программах и учебниках для начальной школы;
- исследовать передовой педагогический опыт в развитии речи младших школьников средствами образной лексики;
- провести констатирующий срез знаний с целью выявления уровня сформированности у младших школьников умений определять и использовать в речи тропы;
- разработать локально-методическую систему, направленную на развитие речи младших школьников средствами образной лексики.
Гипотеза: оптимальными способами развития речи младших школьников средствами образной лексики на уроках литературного чтения будут:
- усвоение учащимися понятий и сведений, характеризующих слово со стороны проявления в нем образного значения;
- использование заданий и упражнений на основе текста, формирующих речевые умения, связанные с определением и оценкой школьниками образных выражений в речи мастеров художественного слова и собственной речи, устранением нарушений эстетики слова в собственных высказываниях;
Для реализации выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач использовались общепринятые в педагогической науке методы исследования: анализ научной литературы; изучение опыта обращения к работе над образными средствами языка в методике преподавания; тестирование учащихся; обработка результатов тестов; обобщение материалов.
Методологической основой исследования стали теория методики обучения русскому языку, разработанная в трудах М.Т. Баранова, М.Р. Львова, Г.Н. Приступы и др., теория методики развития речи М.Р. Львова, актуальные положения теории о закономерностях усвоения родной речи Л.П. Федоренко, литературоведческие работы по образным средствам языка О.С. Ахмановой, В.В. Виноградова, Е.М. Галкиной-Федорук, О.В. Загоровской, В.К. Харченко и др., исследования психологов Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна [12, с. 87]
Исследование проводилось в начальных 3 «б» и 3 «г» классах МБОУ СОШ №1 г. Заозерного.
1. Архипова, Е.В. Проблемы речевого развития младших школьников: Автореферат докторской диссертации. / Е.В. Архипова. — М., 2011. - НЕ СТОИЛО «СДИРАТЬ» ОТСЮДА ВСЕ БЕЗ РАЗБОРА!
2. Баранов, М.Т. Анализ содержания и лексики сочинений учащихся V—VII классов: Исследования по методике русского языка / Под ред. М. Т. Баранова // Известия АПН РСФСР. - Вып. 132. - М., 2010. - С. 47-123.
3. Баранов, М.Т. Научно-методические основы обогащения словарного запаса школьника в процессе изучения русского языка. - Док. дисс. / М.Т. Баранов. -М., 2011;
4. Бобровская, Г.В. Активизация словаря младших школьников / Г.В. Бобровская // Начальная школа - 2009- № 4- С.47- 52.
5. Бобровская, Г.В. Обогащение словаря младших школьников / Г.В. Бобровская// Начальная школа - 2009-№:6.- С.76- 80
6. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С.Выготский. - 2011.- 585 с.
7. Гинзбург, Л.Я. О лирике. / Л.Я. Гинзбург. - М., 2011.-408с.
8. Гужва, Ф.К. Основы развития речи / Ф.К. Гужва // Пособие для учителя. - Киев: Рад. шк., 2011. - 156с.
9. Долматовский, Е.А. Из жизни поэзии. / Е.А. Долматовский. - М.: "Сов. Россия", 2012. -255с.
10. Дьяченко, М.И., Психология. Словарь-справочник. / М.И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович.- Минск, 2011.
11.Зунделович, Я. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского.
— М.: Изд-во Л. Д. Френкель, 2010
12. Казарева, Т.А. Развитие речи младших школьников / Т. А. Казарева // Начальная школа. - 2007. - №.-6. - с.76-79.
13. Канакина, В.П. Особенности лексики младших школьников. / В.П. Канакина. // Начальная школа.- № 6- 2010;
14. Карпова, С.Н., Труве Э.И. Психология речевого развития ребенка. / С.Н. Карпова, Э.И. Труве. - Ростов- на-Дону, 2011.
15. Кожинов, В.В. Книга о русской лирической поэзии 19 века. / В.В. Кожинов. -М., 2009.-304с.
16. Колесникова, И. Филологические основы работы над стихотворным произведением на уроках лирического чтения / И. Колесникова. // Начальная школа. - 2009. - №11. - С.6 - 13.
17. Корепина, Л.Ф. Развитие речи учащихся / Л.Ф. Корепина. // Начальная школа. - 2011. - №1. - С. 27 - 31.
18. Корман, Б.О. Изучение текста художественного произведения. / Б.О. Корман. -М., 2012.-110с.
19. Кочерга, УВ. О проблеме обогащения лексического запаса младших школьников / УВ. Кочерга, Е.В. Ушакова // Образование и культура в развитии современного общества: Материалы международной научно-практической конференции. Часть 1. -Новосибирск: Изд. ООО «БАК», 2009. - 680с.
20. Крючкова, Л.Ю. Речь - канал развития интеллекта / Л.Ю. Крючкова. // Начальная школа. - 2007. - №7. - С. 68 -70.
21. Кузнецова, Е.Г. Урок поэзии в III классе / Е.Г. Кузнецова. // Нач.шк. - 2011.
- №3. - с.81-130
22. Кустарева, В. А, Методика русского языка. / В. А. Кустарева, Л.К. Назарова, Н.С. Рождественский и др. — М., 2011. — С. 139.
23. Кутявина, С.В. Поурочные разработки по литературному чтению: 4 класс. / С.В. Кутявина. - М.: ВАКО, 2006. - 240 с.
24. Ладыженская, Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка / Т.А. Ладыженская, Н. Е. Богуславская, В. И. Капинос, А. Ю. Купалова. // Книга для учителя .- М.: Просвещение, 2010 - 240с.
25. Лексические минимумы русского языка / Под ред. П. Н. Денисова. —М., 2012.— 36с.
26. Лисовский, А.М. Изучение лирики в школе: Пособие для учителя. / А.М. Лисовский. - Киев: Рад. шк.,2012. - 190с.- 41
27. Львова, М.Е. Взаимосвязь обучения изложениям и сочинениям / М. Е. Львова. // Начальная школа. - 2011. - №3. - С. 32 - 35.
28. Львов, М.Р. Методика развития речи младших школьников / М.Р. Львов. - М.: Просвещение, 2011. - 176с.
29. Львов, М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития / М.Р. Львов. - М.: Просвещение, 2010. - 170с.
30. Львов, М.Р. Основы развития младших школьников / М.Р. Львов. // Начальная школа. - 2010. - №7. - С. 8 - 13.
31. Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 464с.
32. Меркулова, А.Ю. Некоторые виды работ по развитию речи на уроках русского языка / А. Ю. Меркулова. // Начальная школа. - 2013. - №1. - С. 30 -33.
33. Методика преподавания русского языка / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская.- М., 2011. - 368с.
34. Методика развития речи на уроках русского языка: Кн. для учителя / Н. Е. Богуславская, В. И. Капинос, А. Ю. Купалова и др.; Под ред. Т. А. Ладыженской.— М.: Просвещение 2011.—240с.
35. Никифорова, О.И. Восприятие художественной литературы школьниками. / О.И. Никифорова. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2010. - 85с.
36. Новоторцева, Н. В. Развитие речи детей / Н.В. Новотворцева // Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 2007 - 240с.
37.Обучаем по системе Л.В. Занкова. 3-й класс: Кн. для учителя. / И.И. Аргинская и др. М., 2011. — 200с.
38.Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка, 2 издание / С.И. Ожегов,
H. Ю. Шведова. - М., 2011.
39. Организация педагогической практики в начальных классах: Пособие для преподават. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Под ред. П.Е. Решетникова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — 320с.
40. Политова, Н. И. Развитие речи учащихся начальных классов / Н.И. Политова. - М.: Просвещение, 2011. -191с.
41. Программа общеобразовательных учреждений. Начальные классы. Часть
I. М., 2009. - С.78.
42. Родная речь. Учеб. Для 4 класса начальной школы. В 2 ч. Ч.1 / сост. Л.Ф. Климанова и др. - М.: Просвещение, 2008. - 223с.
43. Рождественский, Н.С. Методика начального обучения русскому языку. / Н.С.Рождественский, В.А. Кустарева. - М.: "Просвещение", 2010. -348с.
44. Розенталь, Д.Э. Словарь-справочник лингвистических терминов: Пособие для учителя. / Д.Э.Розенталь, М.А. Теленкова. - М.: "Просвещение", 2010. -399с.
45. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб: Издательство «Питер», 2009 - 712 с.
46. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения. / М.С. Соловейчик, П.С. Жедек, Н.Н. Светловская.- М.: Просвещение, 2011.¬383с.
47. Рыбникова, М.А. Очерки о методике литературного чтения: Пособие для учителя. / М.А. Рыбникова. - 4-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2011. - 288с.
48. Словарный запас младших школьников. Особенности усвоения, отклонения, обогащение [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// demo.sinergi-school.ru/cms/index.php/specialist/logoped/133 80- slovarnyy_zapas_mladshix_shkolnikov_osobennosti_usvoenija_otklonenija_ob
oga/, свободный. - Заглав. с экрана.
49. Словарь теоретических понятий // Методические рекомендации и он-лайн тренажер по подготовке к ЕГЭ 2009 по литературе / Т.А Щепакова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: - http://www.hi-edu.ru/ CentrDovusBooks/xbook628/01/index.html?part-004.htm/, свободный. - Заглав. с экрана.
50. Справочник логопеда [Электронный ресурс]. - Режим доступа: - http:// med-tutorial.ru/med-books/book/65/page/2-chast-ii-kompleksnaya-diagnostika- rechi/47-izuchenie-urovnya-slovarnogo-zapasa-detey/, свободный. - Заглав. с экрана.
51. Соловейчик, М. С. Работа по культуре речи на уроках русского языка / М. С. Соловейчик. // Начальная школа. - 2010. - №7. - С. 21 - 25.
52. Соловейчик, М. С. Работа по культуре речи на уроках русского языка / М. С. Соловейчик. // Начальная школа. - 2011. - №9. - С. 30 - 34.
53. Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения / В.А. Сухомлинский. - М.: 2012, т.2.
54. Текучев, А.В. Методика преподавания русского языка в средней школе / А.В. Текучев. - М., 2011.
55. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей / Е.И. Тихеева.- М., 2012.
56. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений / К. Д. Ушинский. - М.: 2012, т.2.