Проведено эмпирическое исследование.
Выборка: 30 детей с диагнозом РАС в возрасте от 5 до 12 лет.
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения особенностей интеллекта детей с расстройством аутистического спектра 6
1.1. Проблема расстройств аутистического спектра в психологии 6
1.2. Подходы к коррекции и обучению детей с аутизмом 22
Выводы к первой главе 31
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей интеллекта детей с расстройством аутистического спектра 33
2.1. Планирование и организация исследования 33
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования 34
Выводы ко второй главе 44
Заключение 46
Список использованной литературы 48
Актуальность исследования. Обучение и воспитание детей со сложными нарушениями мало изученной и самой сложной проблемой коррекционной педагогики. Знания большинства коррекционных педагогов в этой области незначительны, проконсультировать родителей они часто не способны. Лишь небольшой круг специалистов знаком с этой проблемой, и их деятельность направлена преимущественно на практическую диагностику, изобретение приемов взаимодействия с этими детьми. Это свидетельствует о том, что существует потребность в повышении профессиональной готовности коррекционных педагогов к работе с детьми с разными нозологиями, в частности со спектром аутистических нарушений.
В настоящее время в западных странах сложилась и продолжает развиваться мультимодальная помощь, которая центрирована на индивидуальном подходе к ребенку и обеспечивается «командой» тесно контактирующих с семьей профессионалов. Такой подход демонстрирует достаточно высокую абилитационную эффективность коррекционного процесса. Однако на сегодняшний день остается ряд белых пятен по поводу биологического происхождения мотивов деятельности детей с аутизмом, а также методов активизации их интеллекта с целью социальной адаптации. Отсутствует комплексная модель формирования мотивации деятельности таких детей, в частности, формирование их мотивации к учебной деятельности.
Важность разработки детальных индивидуальных программ развития, являющихся комплементарными к психолого-педагогическому профилю развития ребенка, полученного вследствие тщательно проведенной диагностики с привлечением мультидисциплинарной команды специалистов, обусловлена, среди других факторов, во многом тем, что аутизм как состояние не имеет методов лечения, основными средствами воздействия являются развитие функциональных возможностей, задатков и способностей ребенка, абилитация, при необходимости реабилитация и коррекция. Поэтому интеллект детей с РАС в процессе его развития, воспитания и обучения имеет очень большое значение.
Объект исследования: интеллектуальное развитие детей с РАС
Предмет исследования: нарушения интеллектуального развития детей с РАС в возрасте от 5 до 12 лет.
Цель исследования: выявить особенности интеллектуального развития детей с расстройством аутистического спектра.
Гипотезы исследования:
Уровень развития всех показателей интеллекта (вербального и невербального) в возрасте от 5 до 12 лет отличается крайне низкой динамикой развития (либо динамика отсутствует)
Девочки с РАС имеют более высокий уровень по показателям невербального интеллекта, чем мальчики с РАС.
При умственном дефекте у детей с РАС обнаруживается снижение всех показателей как вербального, так и невербального интеллекта
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1) Проанализировать психологическую отечественную и зарубежную литературу по проблеме исследования;
2) Рассмотреть основные характеристики расстройств аутистического спектра;
3) Провести исследование уровня интеллектуального развития у детейс РАС в возрасте от 5 до 12 лет.
4) Провести анализ результатов исследования и выявить особенности интеллектуального развития у детей с расстройством аутистического спектра в возрасте от 5 до 12 лет.
Теоретико-методологическую базу исследования составляют теория системной динамической локализации высших психических функций человека А. Р. Лурия; концепция психического дизонтогенеза В. В. Лебединского; иерархическая модель интеллекта Д. Векслера.
Методы исследования: теоретический анализ литературных источников, психодиагностика, статистический анализ эмпирических данных.
Методика исследования: WISC-IV (Шкала интеллекта Векслера для детей)
Выборка: в исследовании приняли участие 30 детей с диагнозом РАС в возрасте от 5 до 12 лет. Среди них 14 – дошкольники; 16 школьники (1-5 классы); 20 – мальчики, 10 – девочки.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных результатов с целью планирования и организации более масштабного исследования особенностей интеллектуального и личностного развития детей с РАС.
Интеллект, психические процессы и их свойства имеют исключительно важное значение для детей с аутизмом дошкольного и младшего школьного возраста, поскольку перед этими детьми в этот период стоят особые задачи – обучение и усвоение основных знаний об окружающем мире. В зависимости от уровня аутизма ребенок будет нуждаться в развито-коррекционных занятиях, психологической помощи, социальной адаптации и подготовке к инклюзивному обучению. Дети с аутизмом имеют перед собой больше поставленных задач, и мотивация учения является ресурсом, который помогает использовать особенности ребенка с аутизмом для оптимизации процесса их выполнения.
В проведенном нами эмпирическом исследовании приняли участие 30 детей в возрасте от 5 до 12 лет. В исследуемой группе не была выявлена положительная возрастная динамика относительно развития интеллекта и умственных способностей. На наш взгляд, более низкий уровень развития интеллекта у школьников, полученный в данном исследовании обусловлен индивидуальными особенностями респондентов и относительно малой и (видимо) неоднородной выборкой. Поэтому в дальнейшем изучение возрастной динамики лучше проводить либо на более обширной выборке, либо как лонгитюдное исследование на тех же испытуемых.
Девочки с РАС имеют более высокий уровень по показателям невербального интеллекта, чем мальчики с РАС, что подтвердило выдвинутую гипотезу исследования.
Гипотеза о том, что умственный дефект при РАС носит генерализованный характер - также подтвердилась. Однако следует заметить, что некоторые умственные способности при умственном дефекте у детей с РАС сохраняются. К таким вербальным способностям относятся: осведомленность, нахождение сходства и повторение цифр, а к невербальным: складывание фигур и «лабиринты». Выявление таких способностей может служить основной для построения индивидуальных коррекционных программ.
Таким образом, программы развития ребенка с аутизмом не могут быть направлены только на коррекцию, они должны касаться развития ребенка в целом – физического, психического, личностного. То есть, перед специалистом стоит задача увидеть ребенка с его преимуществами и недостатками, постепенно определять, над какими функциями в какой промежуток времени необходимо работать, развить задатки и способности ребенка.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных результатов с целью планирования и организации более масштабного исследования особенностей интеллектуального и личностного развития детей с РАС.
1. Андреева Н.С. Психокорекционная помощь детям с нарушениями аутистического спектра / Очерки детской психиатрии. Аутизм: учебное пособие для специалистов в области охраны психического здоровья детей // Нейро-ньюс. – 2014. С. 231-235.
2. Архипов, Б. А. Уровень тонической регуляции, как основа формирования психики ребенка / Б. А. Архипов, Е. В. Максимова, Н. Е. Семенова // Психотерапия. – 2010. – № 5.
3. Баттельхейм Б. Пустая крепость. Детский аутизм и рождение Я/ Пер. с англ. – М.: Академический проект: Традиция,2004. -784с.
4. Башина, В.М. Аутизм в детстве / В.М. Башина. – М.: Медицина, 1999. – 240 с.
5. Богдашина О.Б. Сенсорно-перцептивные проблемы при аутизме / О.Б. Богдашина; под. ред. Е.А. Черенёвой. - Красноярск: Международный институт аутизма КГПУ им. В.П. Астафьева, 2014. - 200 с.
6. Веденина М. Ю. Использование поведенческой терапии аутичных детей для формирования навыков бытовой адаптации. І. Сообщение // Дефектология. – 1997. – № 2. – С. 31–40.
7. Высотина Т.Н. Особенности родительского отношения к детям с атипичным аутизмом: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.10 / Т.Н. Высотина. - СПб., 2013. - 22 с.
8. Гилберт К., Питерс Т. Аутизм. Медицинское и педагогическое воздействие. - М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2002.
9. Годфруа Ж. Что такое психология / Ж. Годфруа. – Москва: Мир, 1992. – 264 с.
10. Детский аутизм. Хрестоматия: Учебн. пос. для студентов / Сост. Л. М. Шипицына. – СПб.: Дидактика Плюс, 2001. – 368 с
11. Докукина, Н. К., Григорьева Т. Н., Алыко Н.А. Молодежный сборник научных статей «Научные стремления». – 2012 – № 4.
12. Евстеефа В. И., Филиппова Н. В. Особенности развития познавательной сферы у детей дошкольного и младшего школьного возраста, страдающих ранним детским аутизмом // БМИК. 2014. №5.
13. Забозлаева И. В., Малинина Е. В. Клинико-динамические характеристики процессуального аутизма // Социальная и клиническая психиатрия. 2015. №2.
14. Заваденко Н. Н., Печатникова Н. Л., Симашкова Н. В., Заваденко А. Н., Орлова К. А. Неврологические нарушения у детей с аутизмом // Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2015
15. Зверева Н.В., Коваль-Зайцев А.А. Когнитивный дизонтогенез при расстройствах аутистического спектра и эндогенной психической патологии у детей и подростков // Вестник СМУС74. 2016. №2
16. Иванов Е. С., Демьянчук Л. Н., Демьянчук Р. В. Детский аутизм: диагностика и коррекция. – СПб., 2004.
17. Клюшник Т.П., Калинина М.А., Сарманова З.В. и др. Динамика иммунологических и клинических показателей при детской шизофрении в процессе лечения //Журн. неврол. и психиат. им. С.С. Корсакова. - 2009. - Т. 109. - Вып. 6. - С. 46 - 49.
18. Коломинский Я. Л. Психологическая культура – условие и цель деятельности психолога / Я. Л. Коломинский // Психология. – Минск, 2000. – № 2 (19). – С. 4−19.
19. Кондратьева Т.В. Особенности функциональности семейных систем, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра: Эмпирическое исследование / Т.В. Кондратьева. - Самара, 2012. - 29 с.
20. Лебединский В.В. Детский аутизм как модель психического дизонтогенеза// Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология, - 1996, - №2.
21. Лебединская К. С., Никольская О. С. Диагностика раннего детского аутизма / К. С. Лебединская, О. С. Никольская – М.: Просвещение, 1991. – 45-98 с.
22. Мамайчук С. Помощь психолога детям с аутизмом / С. Мамайчук – СПб.: Речь, 2007. – 288 с.
23. МКБ-10. Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Классификация психических и поведенческих расстройств. Клинические описания и указания по диагностике. / Под ред. Ю.Л. Нуллера и С.Ю. Циркина - СПб.: Оверлайд. – 1994).
24. Морозова В.И. Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих дошкольников с расстройствами аутистического спектра / В.И. Морозова // Международный студенческий научный вестник. - 2015. - № 3. - С. 38-46.
25. Никольская О. С. Проблемы обучения аутичных детей // Дефектология. – 1995. – № 2. – С. 8-17.
26. Никольская О.С., Веденина М.Ю. Особенности психического развития детей с аутизмом // Альманах Института коррекционной педагогики. 2014.
27. Обучение детей с расстройствами аутистического спект, ра. Методические рекомендации для педагогов и специалистов сопровождения основной школы / Отв. ред. С.В. Алехина //. Под общ. ред. Н.Я. Семаго. - М.: МГППУ, 2012.
28. Павлов А. В. Аутичные дети пересказывают фильм: некоторые результаты психолингвистического эксперимента // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. №12-4
29. Прокофьев А.О., Чухутова Г.Л., Грачев В.В. Зрительное восприятие и когнитивное развитие у детей с аутизмом // Психологическая наука и образование. 2008. Том 13. №5.
30. Рамачандран В.С., Оберман Л.М. Разбитые зеркала: теория аутизма // Аутизм и нарушения развития. 2008. Том 6. № 3. С. 1–9.
31. Симашкова Н.В. Расстройства аутистического спектра. Научно-практическое руководство. М: Авторская Академия 2013; 264. (Simashkova N.V. Autism spectrum disorders. Scientific-practical guide. Moscow: Avtorskaya Academia 2013; 264.)
32. Строганова ТА, Обухова ЕЮ, Грачев ВВ. Нарушения внимания у детей с особенностями развития. Вопросы психологии, 2008;(3).
33. Филиппова Н.В., Барыльник Ю. Б. Эпидемиология аутизма: современный взгляд на проблему//Социальная и клиническая психиатрия. -2014. -Т.24. -№ 3. -С. 96-101.
34. Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. – Изд.2-е. – М.; Теревинф, 2007.
35. Deci E. L. he "what" and "why" of goal pursuits: Human needs and the self-determination of behavior / E. L. Deci, R. M. Ryan. // Psychological Inquiry. – 2000. – №11. – С. 227–268.
36. Kent C Berridge. Evolving Concepts of Emotion and Motivation / Kent C Berridge. // Frontiers in Psychology. – 2018. – №9.
37. Samson A. C. Emotion Regulation in Children and Adolescents With Autism Spectrum Disorder / A. C. Samson, A. Y. Hardan, R. W. Podell. // Autism Research. – 2014. – №8. – С. 9–18.
38. Simmons D. R. Vision in autism spectrum disorders / D. R. Simmons, A. E. Robertson, L. S. McKay. // Vision Research. – 2009. – №49. – С. 2705– 2739.
39. Stellar E. The physiology of motivation / Stellar. // Psychological Review. – 1994. – №101. – С. 301–311.
40. Stone W. L. Play and Imitation Skills in the Diagnosis of Autism in Young Children / W. L. Stone, K. L. Lemanek, P. T. Fishel. // Pediatrics. – 1990. №86. – С. 267–272.