Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие психологической компетентности педагогов как фактора обеспечения психологической безопасности

Работа №149249

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы82
Год сдачи2022
Стоимость4355 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
33
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты психологической компетентности педагогов как фактора психологической безопасности образовательной среды 7
1.1. Содержание и сущность понятий психологическая компетентность,
психологическая компетентность педагогов 7
1.2. Характеристика психологической безопасности образовательной среды как
фактора психологической компетентности педагогов 21
Выводы по первой главе 30
Глава II. Эмпирическое исследование психологической компетентности педагогов как фактора обеспечения психологической безопасности образовательной среды. 34
2.1. Организация исследования и диагностика уровня развития психологической
компетентности педагогов как фактора обеспечения психологической
безопасности образовательной среды 34
2.2 Разработка и реализация программы по развитию психологической
компетентности педагогов как фактора обеспечения психологической
безопасности образовательной среды 49
Выводы по 2 главе 64
Заключение 66
Список литературы 69
Приложение А 72
Приложение Б


В настоящее время социально-экономические условия в нашей стране привели к изменению в системе образования. Современные концепции образования предлагают уйти от традиционных знаний, умений, навыков и ориентироваться на основные компетенции в общественно - политической, интеллектуальной, информационной, коммуникационной и прочих сферах. Современные требования по отношению к специалистам в области образования диктуют правила формирования компетенций педагогов и особенно делают акцент на одну из них - психологическую. Поэтому основной задачей образования и специалистов образования становится ориентация на личность обучаемого. Потому как современный школьник нуждается не только в получении информации в образовательной среде и в современных методах способах её получения, но и при этом находиться в благоприятной обстановке, которая располагает к эффективному обучению. А на эффективность обучения и развитие школьника ключевую роль играет профессиональная компетентность педагога и то как он умеет создавать психологически благоприятный климат в классе.
Сфера образования является той сферой деятельности, где компетентность относится к сложному комплексу умений, знаний и навыков, поэтому всегда необходимо развитие педагога, потому что, он является ключевым звеном в области образования. Именно он подает школьникам пример, задает темп и эффективность работы. Поэтому, в модели профессиональной компетентности учителя, одной из составляющих является психологическая компетентность, которая подразумевает, что педагог должен владеть: самосовершенствованием, профессиональным и личностным самосознанием, выделением своих профессиональных позиций для того, чтобы усовершенствовать знания возрастных особенностей школьников, методов эффективного взаимодействия с ними и закономерностей поведения учащихся.
Существует огромное количество исследований по проблеме психолого - педагогической компетентности педагогов, свое внимание данной теме посвятили такие ученые как: О.С. Ионина, Н.В. Кузьмина, Г.Н. Метельский, Л.Н. Захарова, Н.Н. Лобанова, Т.А. Маркина, В.А. Сластёнин, В.М. Соколова, Г.А. Шредер, Д. Шульц, С. Шульц и др.
Н.В. Кузьмина и Г.Н. Метельский дают такую трактовку психологической компетентности. В их работах психологическая компетентность - это система знаний, умений и навыков, которые обеспечивают педагогу подготовленность в области психологии, формируют и развивают профессиональное самосознание и самоуправление собственными психическими состояниями [2, с. 13].
О.С. Ионина представляет в своих работах такое определения психологической компетентности - уникальное сочетание психологической грамотности, навыков и свойств человека. Данное сочетание приводит к эффективному выполнению педагогом профессиональной деятельности и преодолению возникающих трудностей, решению поставленных задач [1, с.238].
Но новая образовательная парадигма в большей степени направлена на становление профессиональной репутации педагога: эрудиции, компетентности, конкурентоспособности, творческих начал и культуры личности. Также мировая практика демонстрирует, что учителя, которые сталкиваются с ситуациями, имеющими стрессогенный характер, могут проявить тревожность и беспомощность, что затрудняет обеспечить психологическую безопасность образовательной среды касательно учеников, что влияет на процесс обучения и взаимодействия субъектов образования и на защищенность субъектов. Ещё одна проблема состоит в поиске средств и ресурсов для повышения уровня психологической компетентности учителей в школе, так как новая образовательная парадигма требует немалых усилий со стороны педагога для самосовершенствования и поддержания психологически безопасной атмосферы в школе, учитывая, что помимо работы над собой у него есть ряд педагогических задач, которые он должен осуществить.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме психологическая компетентность педагогов как фактора обеспечения психологической безопасности образовательной среды позволяет говорить о том, что аспект психологической компетентности педагогов изучен недостаточно, так как исследования в основном проводятся в области профессиональных компетенций учителей и практически отсутствуют исследования влияние личностно-профессионального уровня развития педагогов на психологическую безопасность образовательной среды. Поэтому актуальностью данной проблемы является ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность для потребностей современной развитой парадигмы образования.
Исходя из этого, целью нашего исследования является выявление и обоснование условий развития психологической компетентности педагога как фактора обеспечения психологической безопасности образовательной среды.
Задачами исследования являются:
^Охарактеризовать содержание и сущность понятия психологическая компетентность педагога;
2.Охарактеризовать содержание психологической безопасности образовательной среды как фактора психологической компетентности педагогов.
3. Провести эмпирическое исследование уровня психологической компетентности педагогов как фактора обеспечения психологической безопасности образовательной среды.
4. Разработать и реализовать программу, направленную на развитие психологической компетентности педагогов как фактора обеспечения психологической безопасности образовательной среды.
Объект исследования: процесс развития психологической компетентности педагогов.
Предмет исследования: условия развития психологической компетентности педагогов как фактора обеспечения психологической безопасности образовательной среды.
Для исследования была использована следующая совокупность теоретических методов: теоретический анализ психологической, педагогической и методической литературы и научно-педагогических исследований по проблеме;
Были использованы такие эмпирические методы как: анкета «Психологические знания, способствующие эффективному взаимодействию всех участников процесса обучения», модификация диагностики «Компетентность социально-коммуникативная» А.А. Деркач, А.Н. Сухов - диагностика «Социально-коммуникативной компетентности».
База исследования: Средняя общеобразовательная школа №39
В основу исследования положена гипотеза о том, условиями формирования психологической компетентности педагогов как фактора обеспечения психологической безопасности образовательной среды является сформированность психологических знаний, которые способствуют качественному взаимодействию всех участников процесса обучения, владение психологическими умениями, помогающими осуществления коммуникативного компонента педагогической деятельности, а также сформированность личностных качеств педагога, которые способствуют осуществлению эффективного взаимодействия педагога с учащимися.
Также одним из важных условий развития компонентов психологической компетентности педагогов, обусловливающих психологическую безопасность образовательной среды и учащихся в ней, является специально разработанная программа «Развитие психологической компетентности педагогов как фактора обеспечения психологической безопасности образовательной среды».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Полученные результаты подтвердили гипотезу нашего исследования и позволили сделать следующие выводы.
Благодаря изучению педагогической и методической литературы по данной проблеме, мы рассмотрели сущность понятия «психологическая компетентность», «психологическая компетентность педагогов».
Проанализировав трактовку понятий авторов (Дж. Равен, Р. Шорт, Б.Д. Эльконин, И.А. Зимняя. Л.М. Митина, Н.В. Кузьмина, Л.А. Лазаренко, Г.Н. Метельский, М.И. Лукьянова), мы выявили, что психологическая компетентность - системное проявление психологических знаний, умений и личностных качеств педагога, обеспечивающих конструктивное решение задач профессиональной деятельности и психологическую безопасность образовательной среды.
Исходя из этого, можно выделить основные компоненты, которые необходимы для высокого уровня психологической компетентности педагогов: гносеологический компонент, который подразумевается под психологической грамотностью учителя; деятельностный компонент, который подразумевает психологические умения, которые учитель применяет во взаимодействии с субъектами образовательного пространства; личностные качества, которые сформированы у педагога и способствуют эффективному взаимодействию с учащимися: гибкость, рефлексивность, эмпатийность, эмоциональная привлекательность, способность к сотрудничеству, общительность, способствующие благоприятному межличностному взаимодействию со школьниками.
Комплекс сформированных данных компонентов влияют на психологическую безопасность образовательной среды и учащихся в ней. Проведя анализ психолого-педагогической литературы, мы пришли к выводу о том, что характеристики психологической безопасности образовательной среды в работах И.А. Баевой соответствуют выбранной теме. Потому что в понимании учёного понятие «психологическая безопасность» определено как - состояние среды, которое свободно от проявлений психологического насилия во взаимодействии людей, способствует удовлетворению основных потребностей в личностно-доверительном общении и создаёт референтную значимость среды и, как следствие, обеспечивает психологическую защищенность ее участников.
Если соотнести структуру и сущность психологической компетентности педагога со структурой и сущностью психологической безопасности образовательной среды, то можно выявить, что психологически компетентный педагог является ключевым звеном взаимодействий в образовательном пространстве, ведь именно учитель создает благоприятную и комфортную среду в школе для учеников, обеспечивает психологически безопасные взаимодействия создает мотивацию учащихся на обучение. Поэтому важно, что педагог обладал высоким уровнем сформированности психологической компетентности.
Одним из важных условий развития компонентов психологической компетентности педагогов, обусловливающих психологическую безопасность образовательной среды и учащихся в ней, является специально разработанная коррекционно-развивающая программа «Развитие психологической компетентности педагогов как фактора обеспечения психологической безопасности образовательной среды». Цель, которой является повышение уровня психологической компетентности педагога как фактора обеспечения психологической безопасности образовательной среды. В программе приняли участие 20 педагогов Средней общеобразовательной школы №39 г. Красноярска. Содержание включало изучение возрастных особенностей школьников на разных этапах взросления; лекции, посвященные теоретическим аспектам коммуникации; семинары на проработку ошибок в коммуникации и изучение приемов и техник эффективного вербального и невербального общения; решение педагогических ситуаций для применения изученных техник и приемов; развитие личностных качеств: рефлексия, самообладание, саморегуляция, формирование позитивного настроения; составление психологического портрета учителя, какие качества ему необходимы; профилактика синдрома эмоционального выгорания; тренинг на развитие коммуникативных умений. По окончания изучения содержания коррекционно-развивающей программы был предусмотрен контрольный этап исследования при помощи методик, примененных при первичном этапе исследования.
Результаты первичного этапа исследования по следующим диагностическим методам: анкета «Психологические знания, способствующие эффективному взаимодействию всех участников процесса обучения», модификация теста - опросника «Компетентность социально-коммуникативная» А.А. Деркач, А.Н. Сухов - диагностика «Социально-коммуникативной компетентности» показали, что уровень сформированности психологической компетентности педагогов средней общеобразователной школы № 39 г. Красноярска находится на среднем уровне. Для усовершенствования уровня сформированности психологической компетентности педагогов была создана и реализована программа «Развитие психологической компетентности педагогов как фактора обеспечения психологической безопасности образовательной среды» после освоения содержания программы результаты при контрольном этапе исследования психологической компетентности педагогов значительно улучшились со среднего уровня на высокий.



1. Ионина О. С. Психологическая компетентность педагога / О.С. Ионина // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - Выпуск № 35. - С. 236¬244.
2. Кузьмина Н. В. Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования / Н. В. Кузьмина. - М. : РГБ, 2001.- 144 с.
3. Равен Дж. Компетентность в современном об- 190 ществе: выявление, развитие и реализация / Дж. Равен // Пер. С англ. - М.: «Когито- Центр», 2002. - 396 с
4. Анисимова О.А. Психолого-педагогическая компетентность как фактор сохранения и укрепления профессионального здоровья учителя: Дисс... канд. Психол. Наук - М., 2002. - 160 с.
5. Эльконин Б.Д. Понятие компетентности с позиций развивающего обучения / Б.Д. Эльконин // Современные подходы к компетентностно - ориентированному образованию.-Красноярск, 2002.- 67 с.
6. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя / Л. М. Митина. М.: Флинта, 1998. 201 с.
7. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. - М.: Высшая школа, 1990. - 119 с
8. Лазаренко Л. А. Психологическая компетентность педагога как фактор профессионализации / Л. А. Лазаренко // Современные наукоёмкие технологии. - 2008. - №1. - С. 67-68.
9. Кузьмина Н. В. Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования / Н. В. Кузьмина. - М. : РГБ, 2001.- 144 с.
10. Биктимирова З.З. Безопасность в концепции развития человека//Общественные науки и современность.2002.№ 6.С.135-142.
11. Психологическая безопасность образовательной среды [Электронный
ресурс]// studwood.ru- URL: https://studwood.ru/1688121/pedagogika/psihologicheskaya_bezopasnost_o brazovatelnoy_sredy (Дата обращения:16.12.2021) .
12. Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании: Монография. — СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2002. — 271 с.
13. Непрокина, И.В. Безопасная образовательная среда: моделирование, проектирование, мониторинг : учеб. Пособие / И.В. Непрокина, О.П. Болотникова, А.А. Ошкина. - Тольятти : Изд-во ТГУ, 2012. - 92 с.
14. Емельянов Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности. - М.: Просвещение, 2015. - 183 с.
15. Обучение русскому языку в школе : учеб. Пособие для студ. Пед. Вузов / под ред. Е. А. Быстровой. М., 2004. 237 с.
16. Ананьев Б.Г. Учитель должен знать психологию //Народное образование. 1959. - №8. - С. 17-21.
17. Платонов К.К. Пути самостоятельной работы по усвоению системы психологических понятий. Методические рекомендации для слушателей университетов педагогических знаний. М., 1983
18. Рубинштейн С.Л. Психологическая наука и дело воспитания. // Советская педагогика. 1945. - №7. - с.35 - 40.
19. Тарасов С.В. Образовательная среда: понятие, структура, типология//
Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина.2011[Электронный ресурс]// cyberleninka.ru -URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnaya-sreda-ponyatie-struktura- tipologiya(Дата обращения 20.12.21)
20. Петровская, Л. А. Компетентность в общении [Текст] / Л. А. Петровская. - М.: 1989. - 216 с.
21. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая
основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки
специалистов, 2004. - 27 с.
22. Зимняя И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. № 5. 2003.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ