ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Анализ научно-методической литературы 6
1.1 Характеристика выносливости, как физической способности 6
1.2 Средства и методы развития общей и специальной
выносливости 14
1.3 Возрастные морфо - функциональные особенности организма
обучающихся 15-17 лет 24
Глава II. Организация и методы исследования 28
2.1 Методы исследования 28
2.2. Организация исследования 32
Глава III. Обсуждение результатов исследования 35
3.1. Определение уровня развития силовой выносливости у
старшеклассников 35
3.2. Исследование эффективности развития силовой выносливости у
обучающихся с применением средств пауэрлифтинга 37
Заключение 40
Литература 42
Приложение 44
В организации физкультурно - оздоровительной деятельности во внеучебное время обучающихся старших классов, все больший смысл приобретают занятия силовыми видами спорта. Вид спорта, который содействует развитию основных физических качеств (силовая выносливость), считается пауэрлифтинг (силовое троеборье). Занятия данным видом спорта сказываются на увеличении физической работоспособности в целом.
Целенаправленно работать над развитием силовой выносливости начинают с 15-17 летнего возраста [19].
У обучающихся старших классов общеобразовательных учреждений развитие силовой выносливости не является самоцелью, это для них стремление к достижению высокой работоспособности, сохранению и укреплению здоровья. Не смотря на это, зачастую в повседневной трудовой деятельности молодые люди оказываются неспособными одолевать проблемы, связанные с проявлением максимальной силовой нагрузкой.
В сравнении с силой и выносливостью двигательные качества - быстрота, ловкость, гибкость - имеют для здоровья меньшее значение. Силовые способности проявляются в любых видах двигательной деятельности.
В связи с недостаточностью теоретической разработанности проблемы и в высокой востребованности её результатов в практике общефизической подготовки обучающихся была определена тема исследования: «Развитие силовой выносливости у обучающихся во внеучебной деятельности средствами пауэрлифтинга». Рассматривать развитие силовой выносливости обучающихся будем на примере комплекса упражнений с отягощением во внеучебной деятельности.
Актуальность данной темы диктуется необходимостью повышения силовой выносливости обучающихся общеобразовательных школ, что обусловлено недостаточным физическим развитием подрастающего поколения.
Для этой цели применяются средства и методы, адекватные их физической подготовленности, способности осваивать программный материал по пауэрлифтингу во внеучебной деятельности как процессе развития силовой выносливости обучающихся 15 - 17 лет.
Объект исследования - процесс развития силовой выносливости у обучающихся 15-17 лет.
Предмет исследования - комплекс упражнений как средство развития силовой выносливости у обучающихся 15-17 лет во внеучебной деятельности.
Цель работы - разработка комплекса упражнений для развития силовой выносливости у обучающихся 15-17лет, реализация во внеучебной деятельности и проверка эффективности его применения экспериментальным путем.
Задачи исследования:
1. проанализировать научно-методическую литературу по проблеме развития силовой выносливости.
2. совершенствовать комплекс упражнений для развития силовой выносливости у обучающихся 15-17 лет.
3. проверить эффективность применения предлагаемого комплекса упражнений по результатам проведения педагогического эксперимента.
Методы исследования:
анализ научно-методической литературы;
- метод тестирования;
- метод математической обработки результатов исследования;
- педагогический эксперимент.
Гипотеза: использование предлагаемого комплекса упражнений во внеучебной деятельности будет способствовать развитию силовой выносливости у обучающихся 15-17 лет.
Проанализирована научно-методическая литература проблеме исследования развития силовой выносливости у обучающихся 15-17 лет во внеучебной деятельности; обоснованы средства и методы развития силовой выносливости обучающихся 15-17лет
разработан комплекс упражнений на развитие силовой выносливости средствами пауэрлифтинга;
- экспериментально подтверждена эффективность применения комплекса упражнений, направленного на развитие силовой выносливости.
Теоретическая значимость - выбранной темы заключается в анализе научно-методической литературы по проблеме исследования, в обосновании средств и методов по теме исследования, в разработке и внедрении в образовательный процесс комплекса упражнений на развитие силовой выносливости для обучающихся 15-17 лет.
Практическая значимость - заключается в подборе комплекса упражнений на развитие силовой выносливости средствами пауэрлифтинга и применении результатов исследования в образовательном процессе, в использовании при написании рефератов, курсовых работ.
Дипломная работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литературы, приложения. Объем исследования составляет 45 страниц.
Анализ литературных источников и результатов проведенных исследований позволяет сделать определенные выводы.
1. В процессе развития силовой выносливости необходимо учитывать анатомо-физиологические основы и факторы, определяющие развитие этих способностей.
Существенное влияние на изменение уровня силовой выносливости у обучающихся оказывает применение специальной оценочной таблицы, использование которой позволяет осуществить оперативный контроль и влиять на учебно-воспитательный процесс.
2. Показатели педагогического эксперимента дают основания полагать, что у юношей мышцы сгибателей и разгибателей рук, сгибателей живота и разгибателей спины нуждаются в направленном развитии.
Тестирование показало, что общий уровень физической кондиции обучающихся в основном находится в пределах средних значений.
3. Анализ экспериментальных данных показал, что введение специальных комплексов упражнений с отягощением может повышать тренировочный эффект в занятиях физической культурой, о чем свидетельствуют качественные сдвиги и темпы прироста. Отсутствие достоверных различий, возможно, связано с недостаточным объемом выборочной совокупности, либо с недостаточным количеством времени, потраченного на эксперимент, либо с недостаточно чувствительным по сравнению с инструментальными методами исследования - тестированием. Этим обусловливается перспективность работы по исследованию закономерностей развития силовой выносливости. С целью определения максимальной эффективности специальных средств пауэрлифтинга следует увеличить временной отрезок исследования, увеличить объем выборки и дополнительно использовать инструментальные методы.
Необходимо осуществить более серьезную коррекцию избираемых средств пауэрлифтинга, используя индивидуальный подход к каждому обучающемуся в зависимости от его исходного потенциала.
1. Авсиевич, В.Н. Управление тренировочным процессом юношей, занимающихся пауэрлифтингом, на основе учета биологического возраста: учебно-методическое пособие / В. Н. Авсиевич. — Казань: Изд-во «Бук», 2016. — 100 с.
2. Авсиевич В. Н. Модель системы управления учебно¬тренировочным процессом юношей, занимающихся пауэрлифтингом. // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 21-23.
3. Авсиевич В.Н. Физиологические аспекты возрастного развития
организма юношей влияющие на методику тренировок в пауэрлифтинге // Modernivymozenonostivedy - 2016: materialyXIImezinarodnivedecko-
praktickakonference. - Praha, 2016. - P. 60-67.
4. Артеменков А.А. Динамика вегетативных функций при адаптации к физическим нагрузкам / А.А. Артеменко// Теория и практика физической культуры. - 2006. - №4. - С. 59-61.
5. Бартош О.В. «Выносливость и основы методики её воспитания», методические рекомендации / Владивосток:Мор. гос. ун-т; 2009,С -47.
6. Батюта М.Б., Князева Т.Н. Возрастная психология: учебное пособие. - М.: Логос, 2011. 306с.
7. Биология и медицина //http://medbiol.ru/medbiol/infect_har/
001757f2.htm
8. Бычков.А.Н.Программа для детско-юношеских спортивных школ,
специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва и школ высшего спортивного мастерства // Пауэрлифтинг: учебное пособие.— М.,
2005.— с.323-366.
9. Верхошанский Ю.В. Методы силовой выносливости в спорте. / Ю.В. Верхошанский. - М. : Издательство, "СоветскийСпорт",2013.216с.
10. Дворкин Л.С. «Силовые единоборства: Методика тренировки в культуризме, бодибилдинге, пауэрлифтинге» М.:Академия,2008.-174с.
11. Муравьев В.Л. «Пауэрлифтинг - путь к силе» — М. : Издательский центр «Академия», 2004. 240с.
12. Озолин Н.Г. Развитие выносливости спортсмена.- М.: ФиС,1959, 128с.
13. Остапенко Л.А. Силовое троеборье: особенности тренировочного процесса на этапе отбора и начальной подготовки: учебное пособие. - М.: Физкультура и спорт, 2002. - 150 с.
14. Свободная энциклопедия //https: //ru.wikipedia.org/wiki
15. Смирнов В. М., Дубровский В. И. Физиология физического
воспитания и спорта — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.— 608с.
16. Солодков А.С. Адаптивные возможности человека // Физиология человека. - 1982. - №3. - Т.8. - С. 445 -449.
17. Солодков А.С. Физиологические основы адаптации к физическим нагрузкам // Л., ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта. - 1988. - 38с.
18. Терминология спорта. Толковый словарь спортивных терминов // http: //www. sport-dic. ru/html-sport/v/v3noslivost5. html
19. Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта пауэрлифтинг разработан на основании Федерального закона от 14.12.2007 N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"
20. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С.Теория и методика физического воспитания и спорта - М.: Академия, 2000. - 480 с.
21. Шейко Б.И. «Пауэрлифтинг»- М.:Академия,2008.-174с.
22. Шумилин Е.С. Оценка специальной подготовленности юных спортсменов-паурлифтеров. Вопросы функциональной подготовки в спорте высших достижений. 2013. Т. 1. № 1. С.331-337.