Введение 3
Глава 1. Понятие и содержание защиты прав потребителей в сфере оказания медицинских услуг 6
§1.1. Медицинские услуги, попадающие под правовое регулирование Закона о защите прав потребителя. 6
§1.2. Правовое регулирование отношений по оказанию платных медицинских услуг. 16
§1.3. Понятие качества оказанной медицинской услуги в рамках Закона о защите прав потребителей. Права потребителя медицинских услуг - пациента. 26
Глава 2. Защита и восстановление прав потребителей медицинских услуг в случае некачественно оказанной услуги 37
§2.1. Способы восстановления и защиты прав потребителей медицинских услуг 37
§2.2. Формы защиты прав потребителей медицинских услуг (судебные и внесудебные формы защиты). 49
Заключение 58
Список использованных источников литературы 60
В период развития рыночной экономики и процветания конкуренции медицина, которая носила изначально только социальный характер, приобретает еще экономический. С каждым годом частная медицина приобретает все большую необходимость. В современном обществе, главными ценностями для человека является комфорт и качество. Большинство людей преимущественно выбирает пользование частными медицинскими услугами, так как это быстро, доступно и комфортно.
Исходя из этого, право на охрану здоровья и медицинскую помощь является не только конституционной гарантией человека, но и попадает под регулирование гражданского законодательства, где пациент приобретает статус потребителя и вместе с этим еще дополнительные права как потребителя.
Актуальность темы состоит в том, что Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» распространяется на медицинские услуги, однако содержит только общие положения и не учитывает специфику законодательства об охране здоровья, что в последствии порождает трудности при рассмотрении споров.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере оказания медицинских услуг, попадающих под правовое регулирование Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».
Предмет исследования включает в себя правовые нормы, регулирующие отношения, связанные с возникновением и исполнением обязательств по оказанию медицинских услуг, положения Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», соответствующие положения доктрины и правоприменительную (в том числе судебную) практику.
Целью работы является анализ правового регулирования предоставления медицинских услуг как объекта гражданско-правовых отношений между потребителем и исполнителем.
Таким образом, выделяются следующие задачи:
1) определить какие медицинские услуги попадают под правовое регулирование Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»;
2) проанализировать правовое регулирование отношений по оказанию платных медицинских услуг;
3) определить понятие качества оказанной медицинской услуги в рамках Закона о защите прав потребителей, а также права потребителя медицинских услуг - пациента.;
4) рассмотреть способы восстановления и защиты прав потребителей медицинских услуг;
5) определить формы защиты прав потребителей медицинских услуг (судебные и внесудебные формы защиты).
Теоретическую основу исследования составили положения, сформулированные в работах отечественных ученых: Балуева А.П., Вирченко Ю.А.,Григорянц С.А., Дерюга Н.Н., Дваджиева С.Х, Козлова М.Ю., Кузьмин С.Б., Конунникова Л.В., Логинова М.А., Ниниев Г.К., Николаева А.О., Печникова О.Г., Печников А.П., Скворцова Т.А., Соболева М.Е., Соколова Н.В., Хлобов Е.Ю., Узинцева Е.В., Фадеева О.В, Шведова А.Д.
Нормативную основу работы составили действующие нормативно-правовые акты Российской Федерации.
В качестве эмпирической основы использовалась практика Верховного суда Российской Федерации по вопросам отнесения отношений, сложившихся между пациентом и медицинской организацией, к отношениям между потребителем и исполнителем.
Основным методом исследования является формально-юридический метод.
Научная новизна исследования заключается в положениях, в которых определяются понятие качества оказанной медицинской услуги в рамках Закона о защите прав потребителей, а также права потребителя медицинских услуг; определяется понятие «медицинская услуга» и ее соотношение с понятием «медицинская помощь»; выделены критерии качества медицинских услуг; показана система форм и методов правового регулирования отношений в сфере оказания медицинских услуг; указаны способы восстановления и защиты прав потребителей медицинских услуг.
Закон о защите прав потребителей в отношении медицинских услуг применяется в случае оказания медицинских услуг по договору о возмездном оказании услуг за счет личных средств граждан, средств работодателей и иных средств на основании договоров, договоров добровольного медицинского страхования.
Судам при решении вопроса о применении положений законодательства о защите прав потребителей следует учитывать положения специального законодательства - п. 8 ст. 84 Закона об основах охраны граждан, а также Постановление Правительства № 1006, согласно которым ключевым критерием применения законодательства о защите прав потребителя является частный источник финансирования услуг.
Ввиду специфики медицинской сферы, законодательство о защите прав потребителя в сфере оказания медицинских услуг должно непосредственно взаимодействовать со специальным законодательством, которое учитывает особенности данной области, а именно с Федеральным законом от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»; Постановлением Правительства РФ от 4.10.2012 г. N 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг», подзаконными актами различных органов управления здравоохранения субъектов Российской Федерации, которые разъясняют, детализируют и уточняют положения вышеуказанных нормативных документов.
Учитывая специфику сферы медицинских услуг на практике, применяются следующие способы восстановления прав:
1) соответствующего уменьшения цены;
2) возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьими лицами;
3) отказаться от исполнения договора об оказании услуги и потребовать полного возмещения убытков;
4) потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками оказанной услуги.
При решении вопроса по удовлетворению требований пациента-потребителя суд основывает свое решение исходя из причинно-следственной связи:
1)При наличие прямой причинно-следственную связи возмещению подлежат, убытки, понесенные расходы по устранению недостатков, а также и моральный вред.
2)В случае, когда установлена косвенная причинно-следственную связь, возмещению подлежит только моральный вред.
Так же следует учесть, что ведение гражданского спора с учетом специфики медицинской сферы является сложным, длительным и требует крупных финансовых затрат, а также в некоторых случаях является невыгодным как для пациента-потребителя, так и для медицинской организации.
Для решения поставленных проблем необходимо повышать уровень квалификации кадров и вводить дополнительное профессиональное образование по специализированным сферам, в частности в области медицинского права. Также необходимо просвещать как потребителей медицинских услуг, так и исполнителей о возможности внесудебного урегулирования споров, обозначив преимущества в виде сокращения трат на ведение дела, времени, не придания делу огласки.
Для упрощения процедуры рассмотрения споров в сфере оказания медицинских услуг, минимизации судебных ошибок при применении законодательства, предполагаю необходимым ввести специализированное регулирование в области защиты прав потребителей медицинских услуг. Раскрывающее особенности медицинских споров и включающее взаимодействие профессионального медицинского и юридического сообщества. Для формирования единого и точного понимания деталей оказания медицинских услуг.
1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 // Российская газета. 25 декабря 1993.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ", 05.12.1994, № 32, ст. 3301.
3. Гражданский кодекс РФ (Часть 2) от 26 января 1996. // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 5.
4. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 18.11.2002, № 46, ст. 4532.
5. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» // Собрание законодательства РФ, 15.01.1996, № 3, ст. 140.
6. Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38 - ФЗ «О рекламе» // Собрание законодательства РФ, 20.03.2006, № 12, ст. 1232.
7. Федеральный закон 26 июля 2006 г. № 135 - ФЗ «О защите конкуренции» // Собрание законодательства РФ, 31.07.2006, № 31 (1 ч.), ст. 3434.
8. Федеральный закон от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» // СЗ РФ. 2010. № 16. Ст. 1815.
9. Федеральный закон от 27.07.2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» // Собрание законодательства РФ, 02.08.2010, № 31, ст. 4162.
10. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 28.12.2022) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 28.11.2011, № 48, ст. 6724.
11. Федеральный закон от 29.12.2015 № 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 04.01.2016, № 1 (часть I), ст. 2.
12. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» // Собрание законодательства РФ, 12.07.2004, № 28, ст. 2899.
13. Постановление Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг»// Собрание законодательства РФ, 08.10.2012, № 41, ст. 5628.
14. Приказ Минздрава России от 10.05.2017 № 203н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи» // СПС КонсультантПлюс.
Материалы судебной практики:
1. Постановления Конституционного Суда РФ от 23.01.2007 г. № 1-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 779 и пункта 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобами общества с ограниченной ответственностью «Агентство корпоративной безопасности» и гражданина В.В. Макеева» // СПС КонсултантПлюс.
2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 № 1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина" // Российская газета, № 24, 05.02.2010.
3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» // Бюллетень Верховного Суда РФ, № 9, сентябрь, 2012.
4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда»// Бюллетень Верховного Суда РФ, № 2, февраль, 2023.
5. Решение Мирнинского районного суда Республики Саха (Якутия) по гражданскому делу № 2-456/2016 от 08.06.2016 [сайт]. Раздел «Банк решений». - URL: https://mirny--jak.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=case&case_id=68348121&case_uid=680b6c37-6f36-414f-bf09-dff56072663f&delo_id=1540005 (дата обращения: 20.03.23).
6. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 06.06.2017 N 74-КГ17-5 [сайт]. Раздел «Банк решений». - URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&cacheid=6D3E49CEA034BE17D263065DAC942846&mode=backrefs&SORTTYPE=0&BASENODE=g3&ts=2872168132302124636&base=ARB&n=503690&rnd=pT6HZw#xvu8FbTfbTZv2GHK (дата обращения: 20.03.23).
7. Апелляционное определение Верховного суда Республики Саха (Якутия) по делу № 33-2736/2017 от 19.07.2017 г. [сайт]. Раздел «Банк решений». -URL: https://vs--jak.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=case&case_id=32807423&case_uid=6a713489-4329-4f71-968f-73ed88f50d70&result=1&delo_id=5&new=5 (дата обращения: 20.03.23).
8. Решение Березниковского городского суда от 16.03.2018 по гражданскому делу № 2-3/2018 [сайт]. Раздел «Банк решений». - URL: https://berezn--perm.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=case&case_id=233075272&case_uid=bc445878-3047-4033-991b-19917fcda816&delo_id=1540005 (дата обращения: 20.03.23).
9. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 15.07.2019 N 44-КГ19-7 [сайт]. Раздел «Банк рещений». URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&cacheid=6D3E49CEA034BE17D263065DAC942846&mode=backrefs&SORTTYPE=0&BASENODE=g3&ts=2872168132302124636&base=ARB&n=592308&rnd=pT6HZw#DDYrEbTeMfCrU2El (дата обращения: 20.03.23).
10. Решение Пресненского районного суда адрес от 01 июня 2021 г. по делу № 02-0030/3031 [сайт]. Раздел «Банк решений».- URL: https://presnensky--msk.sudrf.ru/modules.php?name_op=r&name=sud_delo&srv_num=1&_deloId=&case__case_type=&_new=&case__vnkod=77RS0021&case__num_build=1&case__case_numberss=02-0030%2F2021&part__namess=&case__entry_date1d=&case__entry_date2d=&process-type=%CF%EE%E8%F1%EA+%EF%EE+%E2%F1%E5%EC+%E2%E8%E4%E0%EC+%E4%E5%EB (дата обращения 20.04.2023).
11. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 07.06.2021 N 5-КГ21-17-К2 // СПС КонсультантПлюс.
12. Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 06.10.2021 по делу № 88-15791/2021 // СПС КонсультантПлюс.
13. Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 24.11.2021 N 88-26161/2021 // СПС КонсультантПлюс.
14. Апелляционное определение Московского городского суда от 22.12.2021 по делу № 33-45331/2021 // СПС КонсультанПлюс.
15. Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 16.03.2022 N 88-5377/2022 // СПС КонсультанПлюс.
16. Определение СК по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 16 марта 2022 г. по делу N 8Г-2418/2022[88-5377/2022] [сайт]. Раздел «Банк решений». -URL: ttps://demo.garant.ru/#/document/326906557/paragraph/134/doclist/2736/3/0/0/признание%20договора%20об%20оказании%20платных%20медицинских%20услуг%20незаключенным:5 ( дата обращения: 20.03.2023).
Специальная литература:
1. Абесалашвили М.З., Эртель А.Г. Проблемы привлечения к гражданско-правовой ответственности за ненадлежащее оказание медицинских услуг // Современная научная мысль. 2015. № 3. С. 195-200.
2. Биленко А.И. Особенности договора возмездного оказания медицинских услуг. Законодательство. 2022. № 4.
3. Балуева А.П. Перспективы защиты прав потребителей медицинских услуг в современных условиях. Сборник трудов конференции. 2021. С. 86-91.
4. Вирченко Ю.А. Внесудебное урегулирование спора по компенсации морального вреда между пациентом и медицинским учреждением: правоприменительный аспект. Законность и правопорядок в современном обществе. 2011. № 5. С. 61.
5. Григорянц С.А. Применение медиации как способа разрешения споров в сфере предпринимательства. Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2015. № 60 (5). С. 82–85.
6. Дерюга, Н. Н. Понятие и юридическая сущность медицинских услуг в гражданском праве. Молодой ученый. 2018. № 46 (232). С. 137-139.
7. Дваджиева С.Х. Медицинский спор и вопросы медиации в РФ. NovaUm.Ru. 2021. № 31. С. 98-101.
8. Калинин Р.Е., Медведева О.В., Артемьева Г.Б., Большова Т.В. К вопросу о платных медицинских услугах в государственных учреждениях здравоохранения. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2016. № 4. С. 235-237.
9. Кузьмин С.Б. Особенности гражданско-правовой ответственности медицинских организаций на современном этапе. Медицинское право: теория и практика. 2015. Т. 1. № 1 (1). С. 79.
10. Козлова М.Ю., Николаева А.О. Особенности осуществления и защиты прав потребителя в сфере медицинских услуг // Вестник современных исследований. 2018. № 4.1 (19). С. 380–382.
11. Конунникова Л.В., Хлобов Е.Ю. Правовая природа медицинской помощи (услуги) и правовой статус медицинской организации в системе ОМС. Медицинское право: теория и практика. 2017. Т. 3. № 2 (6). С. 79.
12. Ниниев Г.К. К проблеме медицинской услуги как объекта регулирования законодательством о защите прав потребителей. Вопросы устойчивого развития общества. 2022. № 8. С. 350-354.
13. Печникова О.Г. Печников А.П. К вопросу об условиях договора оказания платных медицинских услуг. Юридическая наука и правоохранительная практика. 2012. № 2 (20). С. 54-58.
14. Предеина И.В., Листовская Е.М. Правовое и Этическое соотношение понятий «медицинская помощь» и медицинская услуга. Медицинское право: теория и практика. 2016. Т. 2. № 2 (4). С. 214-221.
15. Проект Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» Минздравом России 02.11.2021 // СПС КонсультантПлюс.
17. Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг" (подготовлен Минздравом России 15.03.2022 г.) // СПС КонсультанПлюс.
16. Соболева М.Е. К вопросу о компенсации морального вреда в спорах о некачественно оказанной медицинской помощи. 2019. № 6 (7). С. 8-10.
17. Скворцова Т.А., Логинова М.А. Право пациента на безопасность медицинской услуги. URL: https://kormed.ru/baza-znaniy/pravila-okazaniya-meduslug/prava-i-obyazannosti-patsienta/pravo-pacienta-na-bezopasnuyu-medicinskuyu-pomoshch/ (дата обращения: 20.03.2023).
18. Соколова Н.В. Конституционное право на охрану здоровья: некоторые проблемные аспекты правового регулирования защиты прав потребителей медицинских услуг. Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2017. С. 132-135.
19. Узинцева Е.В. Способы и формы защиты прав потребителей при оказании платных медицинских услуг. Аллея науки. 2021. Т. 2. № 12 (63). С. 635-641.
20. Узинцева Е.В. Платные медицинские услуги как предмет правового регулирования. Аллея науки. 2021. Т. 2. № 12 (63). С. 424-429.
21. Фадеева О.В. Право пациента на возмещение морального вреда вследствие некачественного оказания медицинской помощи. 2020. № 1. С. 167-171.
22. Шведова А.Д. К вопросу о формах защиты прав потребителей в Российской федерации. Форум молодых ученых. 2021. № 11 (63). С. 478-483.