ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Современное состояние стоматологической деятельности и вопросы качества оказания 7
§1.1. Организация деятельности врача-стоматолога 7
§1.2. Определение стандартов качества в стоматологии 18
§1.3. Гарантийные обязательства в стоматологии 27
Глава 2. Правовая, этическая основа деятельности врача стоматолога, особенности реализации и ответственность 34
§2.1. Категории и сущность правовых рисков деятельности врача-стоматолога 34
§2.2. Этические аспекты в стоматологической практике и принципы соблюдения конфиденциальности 43
§2.3 Ответственность медицинского работника по стоматологическому профилю 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ 67
Основной целью медицинской деятельности в нашей стране является поддержание на должном уровне здоровья каждого гражданина. Очевидно, что качественное оказание медицинских услуг имеет приоритетное значение, и потому важность соблюдения их должного уровня сложно переоценить.
На сегодняшний день сфера оказания стоматологических услуг расширилась в серьезных масштабах. Так, в 168 городах России с населением свыше 100 тыс. человек оборот медицинского рынка вырос по итогам 2022 года достиг 3,29 трлн рублей, что на 57% больше, чем пятью годами ранее. Такие масштабы говорят о том, что данная область наиболее актуальна и восприимчива к постоянному развитию, поскольку необходима населению для поддержания здоровья на соответствующем уровне.
Обеспечение конституционного права человека и гражданина на охрану здоровья и медицинскую помощь в условиях происходящих в нашей стране социально-экономических реформ и потрясений последних лет является чрезвычайно сложной проблемой. Это всецело касается и такого массового вида медицинского обслуживания, каковым является стоматология. Значение данной сферы охраны здоровья определяется прежде всего высокими, и при этом не имеющими пока тенденции к снижению, показателям стоматологической заболеваемости населения.
Пандемия COVID-19 выявила значительные пробелы в коллективном реагировании глобальных систем здравоохранения на чрезвычайную ситуацию в области общественного здравоохранения и в стоматологической помощи, в частности. Стоматологическая помощь населению как неотъемлемая часть системы здравоохранения должна быть готова играть более активную роль в борьбе с возникающими угрожающими жизни заболеваниями путем разработки основных нормативно-правовых документов.
Специфика работы врача-стоматолога заключается в тесном контакте с пациентом и его слизистыми оболочками. Вирусные частицы можно обнаружить как в слюне , так и в жидкости десневой борозды . Кроме того, распространение вирусных частиц может быть усилено процедурами, генерирующими аэрозоль, с использованием высокоскоростных воздушных роторов, оборудования для ультразвукового скалирования или низкоскоростных наконечников . Данная составляющая образует некоторые риски для осуществления деятельности врача-стоматолога.
Актуальность тематики исследования обуславливается тем, что функционирование стоматологической службы в современных условиях начинает характеризоваться существенными изменениями не только в организационно-управленческих и экономических механизмах, но и в правовых аспектах деятельности. Специалист в области стоматологии на сегодняшний день подвергается широкому спектру юридических рисков, связанных с осуществлением стоматологической практики. В данной части начинает возрастать число судебных разбирательств. Происходит также размытие границ между возможным «потребительским экстремизмом» пациентов и действительно некачественно оказанной стоматологической помощью.
Объектом настоящего исследования служат общественные отношения, которые складываются при реализации стоматологической деятельности и формировании возможных юридических сложностей в процессе лечения пациента. Изучение отношений, в рамках оказания стоматологических услуг, как и соответствующих им правовых норм и институтов, проводится в динамике, в процессе анализа проблемных моментов их развития и перспектив совершенствования.
Предметом исследования является международная и российская законодательная база обеспечения нормативно-правовых и организационных основ реализации медицинской помощи по стоматологическому профилю. С учетом анализа принятых клинических рекомендаций по отдельным нозологиям и стандартов деятельности, а также изучение этических предписаний и квалификационных требований по специальности стоматология.
Целью написания данной работы является изучение правовых особенностей и общей оценки проблем на основании судебной практики связанной с реализацией категории качества стоматологической помощи. Формирование решения вопросов, связанных с правовыми рисками стоматологической деятельности. В качестве задач следует выделить определение особенностей медицинской деятельности по стоматологическому профилю, раскрытия критериев оказания надлежащей стоматологической услуги, анализ нормативных положений по регулированию договорных отношений (заказчика и исполнителя).
При написании выпускной квалификационной работы использовались такие правовые законодательные акты, как: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, действующие федеральные законы, иные нормативные акты, а также постановления Правительства РФ, Приказы Министерства здравоохранения и социального развития РФ и судебная практика, отражающая специфику споров.
Научная новизна исследования заключается в комплексном подходе к рассмотрению правовых вопросов в сфере оказания стоматологической помощи, а также в составленных автором выводов по ряду проблем, отмеченных в исследовании. При этом автор при раскрытии данной тематики работы анализировал не только специфику правового регулирования, но и также особенности проведения отдельных стоматологических процедур, давал им обоснование и формулировал выводы, подчеркивая необходимость усиления внимания к данному профилю.
Риски, с которыми сталкиваются медицинские работники в своей профессиональной деятельности связаны не только с нарушением целостности организма пациента, нанесением вреда здоровью, но и с последствиями в виде юридической ответственности за действия.
Направления рисков, отраженных в исследовании связаны с:
• оформлением медицинской документации. Стоматологические карты пациентов в связи с цифровизацией всего пространства здравоохранения переходят также в онлайн формат. Происходит всеобщая систематизация медицинских данных, структурирование документации, а также создание предпосылок к облегчению и ускорению обработки документооборота в учреждениях здравоохранения. Внедрение автоматизированных систем обработки информации и управления позволило освободить медработников от отнимающей много времени счетной работы, повысить обоснованность принимаемых управленческих решений, значительно расширить и улучшить качество контроля за исполнительской дисциплиной. Развитие новых технологий и внедрение их в практическое здравоохранение стали предпосылками к развитию медицинских информационных систем. Подобный скачек развития в части формирования медицинской документации, также создаёт дополнительные обязательства в рамках соблюдения положений законодательства о персональных данных и информации .
• особенностями лечения и связанными с ними вопросами по качеству оказанной стоматологической помощи. Качество вбирает в себя множеств категорий, а «качество медицинской услуги» и того больше, разделяет их на подсистемы, которые необходимо соблюдать в практике. Однако на деле, как можно заметить не у всех удаётся их соблюдать. Важно постоянно осуществлять ситуационный анализ судебной практики. В целях перспективного планирования экспертных оценок и раскрытия наиболее объективных показателей, обладающих необходимой для широкого диапазона выбора, плановых перспектив гибкости. Также для определения потребностей в финансовых, материальных и трудовых ресурсах медицинской организации. В данном случае хотелось бы привести пример анализа практики по стоматологическим специальностям.
Для понимания наиболее рисковых зон, требующих особого внимания при организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской помощи, проведено исследование судебной стоматологической практики за 2013-2017 гг. по материалам 1314 гражданских дел, связанных с дефектами в работе врачей-стоматологов .
Приведенный выше анализ практики, также демонстрирует примеры судебных решений, приведенных в работе. Основной профиль рассмотрения споров связан с ортопедической областью. Это складывается из особых требований к квалификации специалиста и соответствующего оснащения клиники.
Стоматологическая деятельность, как и другие медицинские сферы не всегда может давать 100% гарантии, врач может только прогнозировать и давать рекомендации в результате, которых и достигается ожидаемый положительный эффект. Он действует сугубо в целях достижения положительных результатов в соответствии со стандартом.
Стандартизация в здравоохранении, отвечающая в определенной степени за качество оказания медицинских услуг, является настолько широким, но в тоже время недостаточно развитым направлением. Подобная противоречивая характеристика заключается в невозможности постоянно преуспевать за развитием медицинских, а в контексте данной работы стоматологических технологий и методов лечения, что приводит к пробельности законодательства и проблемам в процессе защиты медицинского работника. Медицинская организация вправе создавать внутренние стандарты качества предоставляемой услуги по лечению, что имеет место быть во многих клиниках.
Резюмируя, стоит отметить, что одним из ключевых элементов профилактики конфликта между медицинским учреждением и пациентом по результатам предоставленных услуг, является документальное подтверждение всестороннего обсуждения с пациентом возможных вариантов стоматологического лечения и факта сбора информированного согласия пациента по плану лечения. В обязательном порядке должна производиться запись в медицинских документах, подтверждающаяся как лечащим врачом, так и пациентом. Увеличение количества этических и юридических конфликтов связано с переходом стоматологии к рыночным отношениям; поэтому взаимоотношения пациентов и врачей должны иметь более жесткую и детальную этическую и правовую регламентацию.
Необходимым для улучшения качества оказания стоматологической помощи целесообразна организация постоянного мониторинга регионов, Федеральных округов и РФ в целом. В рамках повышения качества стоматологической помощи должен быть заложен многофакторный механизм, включающий в себя обучение медицинского персонала современным технологиям, полноценное материально-техническое обеспечение лечебного процесса и расширение лимита времени при проведении лечения. Имеет место также отметить, что необходимо междисциплинарное взаимодействие специалистов из медицинской и юридической области, подобный союз сформирует наиболее комплексный подход к возникающим правовым проблемам и рискам, с которыми сталкивается в своей практике врач-стоматолог.
1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 // Российская газета. 25 декабря 1993.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, № 32, ст. 3301.
3. Гражданский кодекс РФ (Часть 2) от 26 января 1996. // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 5.
4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 03.04.2023) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, № 25, ст. 2954.
5. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 19.12.2022) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 3.
6. Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1 // Ведомости Совета народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1992. - № 15.
7. Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» // СЗ РФ. 2006. № 31 (ч.1). Ст. 3451.
8. Федеральный закон от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» // СЗ РФ. 2010. № 16. Ст. 1815.
9. Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ (ред. от 19.12.2022) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 06.12.2010, № 49, ст. 6422.
10. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2011. № 48. Ст. 6724.
11. Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Собрание законодательства РФ, 09.05.2011, № 19, ст. 2716.
12. Федеральный закон от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 06.07.2015, № 27, ст. 3953.
13. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Собрание законодательства РФ, 31.07.2006, № 31 (1 ч.), ст. 3448.
14. Федеральный закон от 31.07.2020 № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» // СЗ РФ 2020. №31 (часть I). Ст. 5007.
15. Постановление Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» // Собрание законодательства РФ. 08.10.2012. № 41. Ст. 5628.
16. Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2467 (ред. от 24.03.2022) «Об утверждении перечня нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации» // СЗ РФ 2021. №2 (часть II). Ст. 471.
17. Приказ Минздрава СССР от 05.10.1988 № 750 «О признании утратившими силу нормативных актов Минздрава СССР» // СПС КонсультантПлюс.
18. Приказ Минздрава РФ № 277 от 16.10.92 «О создании системы медицинских стандартов (нормативов) по оказанию медицинской помощи населению РФ» // ИПС «Гарант».
19. Приказ Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 № 541н (ред. от 09.04.2018) «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» // Российская газета, № 217, 27.09.2010.
20. Приказ ФФОМС от 07.04.2011 № 79 (ред. от 16.11.2021) «Об утверждении Общих принципов построения и функционирования информационных систем в сфере обязательного медицинского страхования» // СПС КонсультантПлюс.
21. Приказ Минздрава России от 24.12.2012 № 1490н «Об утверждении стандарта первичной медико-санитарной помощи при приостановившемся кариесе и кариесе эмали» // Российская газета, спецвыпуск, № 128/1, 17.06.2013.
22. Приказ Минздрава России от 24.12.2012 № 1526н «Об утверждении стандарта первичной медико-санитарной помощи при кариесе дентина и цемента» // Российская газета, спецвыпуск, № 128/1, 17.06.2013.
23. Приказ Минздрава России от 03.08.2012 № 66н «Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях» // Российская газета, № 215, 19.09.2012.
24. Приказ Минздрава России от 11.11.13 №18-1/1010 // СПС КонсультантПлюс.
25. Приказ Минздрава России от 06.08.2013 № 529н (ред. от 19.02.2020) «Об утверждении номенклатуры медицинских организаций» // Российская газета, № 224, 07.10.2013.
26. Приказ Минздрава России от 15.12.2014 № 834н (ред. от 02.11.2020) «Об утверждении унифицированных форм медицинской документации, используемых в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и порядков по их заполнению» // СПС КонсультантПлюс.
27. Приказ Минздрава России от 07.10.2015 № 700н (ред. от 09.12.2019) «О номенклатуре специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 51, 21.12.2015.
28. Приказ Минздрава России от 31.07.2020 № 786н (ред. от 18.02.2021) «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при стоматологических заболеваниях» // СПС КонсультантПлюс.
29. Приказ Минздрава России от 28.10.2022 № 709н «Об утверждении Положения об аккредитации специалистов» // Российская газета: [сайт]. - URL: https://rg.ru/documents/2022/12/05/minzdrav-prikaz709-site-dok.html (дата обращения: 02.02.2023).
30. Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 (ред. от 21.07.2020) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Собрание законодательства РФ, 14.05.2018, № 20, ст. 2817.
31. Указ Президента РФ от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» // Собрание законодательства РФ, 06.04.2020, № 14 (часть I), ст. 2082.
32. Инструкция по использованию Международнойстатистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем, Десятого пересмотра (для пользующегося МКБ-10) (Утверждена Минздравом РФ 25.05.1998 № 2000/52-98)// ИПС «Гарант».
Материалы судебной практики:
1. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2007. № 3.
2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18.11.2004 № 23 (ред. от 07.07.2015) «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве» // Бюллетень Верховного Суда РФ, № 1, 2005.
3. Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Удмуртской Республики от 12.05.2012 по делу № 33-3325 // РосПравосудие. URL: https://rospravosudie.com/court-verxovnyj-sud-udmurtskoj-respubliki-udmurtskaya-respublika-s/act511401371/ (дата обращения: 05.02.2023).
4. Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 27.06.2013 по делу № 33-2076/2013 // Судебные и нормативные акты РФ. URL: http://sudact.ru/regular/doc/BPmwgTnZ1fbJ/ (дата обращения: 05.02.2023).
5. Постановление Верховного Суда РФ от 27.10.2014 № 302-КГ14-2669 по делу № А33-11226/2013 // СПС КонсультантПлюс.
6. Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 17.11.2015 № Ф09-8518/15 по делу № А60-15043/2015 // СПС КонсультантПлюс.
7. Постановление Верховного Суда РФ от 12.02.2016 № 303-АД15-15624 по делу № А16-291/2015 // СПС КонсультантПлюс.
8. Апелляционное определение Московского городского суда от 22 марта 2016 г. по делу № 33-9748 и др. // СПС КонсультантПлюс.
9. Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2017 по делу № А43-9437/2017 // СПС КонсультантПлюс.
10. Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 2 мая 2017 г. по делу № 33-5116/2017 // СПС КонсультантПлюс.
11. Апелляционное определение Челябинского областного суда от 06.11.2018 по делу № 11-14520/2018 // СПС КонсультантПлюс.
12. Апелляционное определение Ростовского областного суда от 22.01.2019 по делу № 33-806/2019 // СПС КонсультантПлюс.
13. Апелляционное определение Свердловского областного суда от 21.05.2019 по делу № 33-8229/2019 // СПС КонсультантПлюс.
14. Решение Фрунзенского районного суда города Санкт-Петербурга от 12.10.2020 по делу № 2-3507/2020 // СПС КонсультантПлюс.
Специальная литература:
15. Алимский А.В. Принципиальные подходы к формированию системы оценок качества стоматологической помощи населению//Экономика и менеджмент в стоматологии. 2004; 3: 22-4.
16. Афанасьева О.Ю., Морозов А.Н., Малюков А.В. Третейское разбирательство и медиация как альтернативные способы разрешения конфликтов в стоматологии // Медицинское право. 2012. № 6. С. 31 - 34.
17. Андреев В.Н. Система непрерывного образования как ключевая составляющая обеспечения инновационного развития региона // Псковский региональный журнал. 2013. № 15. С. 167-172.
18. Алямовский, В.В. Мониторинг удовлетворенности пациентов качеством стоматологической помощи в государственной и негосударственной медицинских организациях / В.В. Алямовский, В.Д. Шеварков, Р.Г. Буянкина // Институт стоматологии. – 2014. – № 2. С. 16-17.
19. Александрова О.Ю., Нагибин О.А., Савзян Г.Г. Стандарты медицинской помощи, клинические рекомендации (протоколы лечения) — значение в экспертизе качества медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования (продолжение) // Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2015. 9-10:3-8.
20. Абрамов А.Ю., Кича Д.И., Фомина А.В., Коновалов О.Е., Рукодайный О.В., Макарян А.С., Пачгин А.В., Иваненко А.В. Непрерывное образование и аккредитация специалистов организации здравоохранения и общественного здоровья // Вестник РУДН. Серия: Медицина. 2016. № 4. С. 131.
21. Андреева С.Н. Дефекты оказания медицинской помощи и судебные риски врачей-стоматологов // Наука сегодня: проблемы и пути решения. 2019. С. 98.
22. Абдурахманова, М.А. Деонтология в практике стоматологии / М.А. Абдурахманова // RE. HEALTH JOURNAL. 2021. № 2 (10). С. 208.
23. Абдулаева Н.И. Основные этические принципы и клинический подход в ортодонтической стоматологии // Авиценна. 2021. № 89. С. 8.
24. Большая медицинская энциклопедия / гл. ред. Б. В. Петровский. – 3-е изд. – М.: Советская энциклопедия, 1974–1989. – Т. 16.
25. Бутова В.Г., Ковальский В.Л. Экспертиза качества стоматологической помощи. Практическое руководство. М., 2005. 192 с
26. Бойко В.В. Психология и менеджмент в стоматологии. СПб., 2009. Т. 1. Клиника под ключ. 1008 с.
27. Батрова Ю.В., Самородская И.В., Козырев О.А. Особенности стандартизации медицинской помощи в практическом здравоохранении. Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2010;5-6:37-43.
28. Вагнер В.Д., Захаров А.В., Гуляева Т.А. и др. Медицинская карта стоматологического больного — документ медицинский или юридический // Экономика и менеджмент в стоматологии. — 2002; 1 (6): 82—3.
29. Вагнер В.Д., Рабинович И.М., Смирнова Л.Е., Поповкина О.А. Оформление медицинской карты стоматологического больного при болезнях пульпы зуба с учетом требований клинических рекомендаций (протоколов лечения). Клиническая стоматология. 2013;3(67):26-33.
30. Воронцова Т.В., Мещеряков В.В. Электронная медицинская карта амбулаторного пациента как объект экспертизы качества медицинской помощи // Вестник СурГУ. Медицина. 2018;1(35):33-39.
31. Гражданское право: в 4-х т. Т. 4: Обязательственное право: учебник. 3-е изд., под ред. Е.А. Суханова. - М.: ВолтерсКлувер, 2008. - С. 304.
32. Годовалова М.Н. Понятие и значение презюмирования вины в гражданском праве // Вестник Пермского университета. - 2013. - № 4. - С. 62.
33. Гриценко В.В., Глущенко А.Н. Сравнительно-правовой анализ российского и зарубежного механизмов функционирования саморегулирования в здравоохранении: административно-правовой аспект // Вестник ВГУ. Серия: Право. 2016. № 2. С. 179 - 186.
34. Губаева А.К. Проблемы возмещения вреда, причиненного пациентам ненадлежащим лечением, в том числе при оказании высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП), на основе практики судов общей юрисдикции // Мониторинг правоприменения. URL: http://www.monitoring.law.edu.ru/kategorii_del/medicinskoe_pravo/problemy_vozmeweniya_vreda_prichinennogo_pacientam_nenadlezhawim_lecheniem_v_tom_chisle_pri_okazanii_vysokotehnologichnoj_medici/index.html (дата обращения: 05.02.2023).
35. Гветадзе Р.Ш., Андреева С.Н., Бутова В.Г. Анализ выплат, определяемых судами гражданской юрисдикции по делам, связанным с некачественным оказанием стоматологической помощи. Клиническая стоматология. 2018;3(87):98-101.
36. Данилов Е.О., Бабахян Р.В., Маградзе Д.Н. Опыт клинико-экспертного контроля качества стоматологической помощи. - Материалы XVI Всероссийской научно-практической конференции. Труды XI съезда Стоматологической Ассоциации России и VIII съезда стоматологов России. -М., 2006. С. 114-117.
37. Ершова И.В. Лицензирование медицинской и фармацевтической деятельности: правовые нормы, доктрина, судебная практика // Вестник ун-та им. О.Е. Кутафина (МГЮА). 2015. № 1. С. 141.
38. Ризаев Ж.А., Фаттахов Р.А. Безопасность и профилактические меры в стоматологии в условиях пандемии COVID-19. Материалы Международной дистанционной научной молодежной конференции «Актуальные вопросы диагностики и лечения новой коронавирусной инфекции». Киров: Кировский государственный медицинский университет; 2020: 27 30.
39. Игнатович Е.В. Социально-педагогическая миссия институтов непрерывного образования // Непрерывное образование XXI век. 2013. № 2. С. 1-9.
40. Кулаков А.А., Шестаков В.Т., Андреева С.Н. и др. Организация и проведение экспертизы качества стоматологической помощи. -М., 2009. 122 с.
41. Кулаков А.А., Шестаков В.Т. Основные факторы, определившие необходимость решения проблем экспертизы качества и управления качеством оказания стоматологической помощи. -Экономика и менеджмент в стоматологии. - 2009; 1: 35-44.
42. Кулаков А.А., Шестаков В.Т., Аржанцев А.П. и др. Экспертиза качества оказания стоматологической помощи (клинические аспекты). - М., 2012. 398 с.
43. Крупина А.А. Ведение медицинских карт в стоматологии: распространенные ошибки и их последствия. Заместитель главного врача. 2016; 6(121):48-57.
44. Кулаков А.А., Вагнер В.Д., Брайловская Т.В. Клинические рекомендации (протоколы лечения) по вопросам оказания медицинской помощи: их значение и общие подходы к созданию. Вестник Росздравнадзора. 2017;6:57-60.
45. ОкрепиловВ.В. Управление качеством. М.: Просвещение, 1998. С. 16.
46. Клюшникова О.Н, Клюшников О.В., Клюшникова М.О. Задачи непрерывного медицинского образования в формировании врача стоматолога // Система менеджмента качества: опыт и перспективы. – 2022. – № 11. С. 139.
47. Малюков А.В., Афанасьева О.Ю. Отношение врачей-стоматологов к страхованию профессиональной ответственности // Медицинское право. 2009. № 2. С. 42 - 46.
48. Межгосударственный стандарт ГОСТ ISO 9000-2011 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.
49. Мухамедова З.М. Актуальные проблемы этики в стоматологическом образовании. Гуманитарный трактат. Выпуск № 14, 2017; Мухамедова З. М. Этические категории в клинической стоматологии. Гуманитарный трактат. Выпуск № 15, 2017.
50. Петерсен П.Э., Кузьмина Э.М. Распространенность стоматологических заболеваний. Факторы риска и здоровье полости рта. Основные проблемы общественного здравоохранения. Dental Forum. 2017; №1. С. 2-11.
51. Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй / Под ред. Т. Е. Абовой, А. Ю. Кабалкина. Юрайт, 2018.
52. Старченко А.А. Диалектическое взаимодействие стандартов медицинской помощи, порядков оказания медицинской помощи и клинических рекомендаций. Менеджер здравоохранения. 2014. №12. С. 44-47.
53. Трехлебова И.В., Ермолаева Е.В. Рынок платных медицинских услуг в России. Бюллетень медицинских интернет-конференций. – 2016;1(6);190.
54. Шмидтмайер Рут. Ответственность врачей-стоматологов за качество медицинской помощи (опыт Германии) // Биотэтика. - 2011. - № 8. С. 52-53.
55. Jun Tsuruta. Comparison of the quality assurance system of dental professionals in Japan, the EU and the ASEAN // Japanese Dental Science Review. 2019. Vol. 55. Iss. 1. P. 108 - 112.
56. KK-W To, OT-Y Tsang, CC-Y Yip, et al. Consistent detection of 2019 novel coronavirus in saliva Clin Infect Dis, 71 (2020), pp. 841-843, 10.1093/cid/ciaa149.
57. S Gupta, R Mohindra, PK Chauhan, et al.SARS-CoV-2 detection in gingival crevicular fluid J Dent Res, 100 (2021), pp. 187-193, 10.1177/0022034520970536.
58. General Dental Council [Electronic resource]. Режим доступа: https://www.gdc-uk.org .
59. N Innes, IG Johnson, W Al-Yaseen, et al.A systematic review of droplet and aerosol generation in dentistry J Dent, 105 (2021), Article 103556, 10.1016/j.jdent.2020.103556.
60. Terrie Bruscino. Basic Ethics in Dentistry, 2012.
61. Ethics Handbook for Dentists. An Introduction to Ethics, Professionalism and Ethical Decision Making. American College ofDentists, Gaithersburg, Maryland, 2012.
62. Ozar, David T., Schiedremayer, David L., Siegler, Mark. Value categories in clinical dental ethics. JADA, 1988.
63. Ozar, David T. and Sokol, David J. Dental Ethics At Chairside: Professional Principles and Practice Applications. St. Louis, Mosby, 1994.
Электронные ресурсы:
1. Медицинские услуги в России: [сайт]. - URL: https://zdrav.expert/index.php/Статья:Медицинские_услуги_в_России
2. Непрерывное образование: [портал] // Гуманитарно-правовой портал. URL: http//psyera.ru (дата обращения: 02.02.2023).
3. Предложения по формулированию неотложной стоматологической помощи в период пандемии коронавирусной инфекции // Официальныйсайт Стоматологической Ассоциации России. URL: https://e-stomatology.ru/kalendar/2020/neotlozhka.php (дата обращения: 05.02.2023).
4. Временные рекомендации Стоматологической Ассоциации России «Об оказании экстренной и неотложной стоматологической помощи в условиях эпидемии коронавирусной инфекции» (Утверждено решением Правления СтАР от 7 апреля 2020 г.) //Официальныйсайт Стоматологической Ассоциации России. URL: https://e-stomatology.rufstar/work/2020/temprecommend_covid_7apr.php (дата обращения: 05.02.2023).
5. Непрерывное образование: [сайт]. URL: http//www.woman.wiki.ru(дата обращения: 02.02.2023).
6. Официальный сайт стоматологической ассоциации в России: [сайт]. - URL: https://e-stomatology.ru/star/work/2016/etich_kodeks.php (дата обращения: 12.02.2023).
7. Медицинская этика и деонтология: [сайт]. - URL:https://www.hse.ru/edu/courses/404998532 (дата обращения: 15.02.2023).
8. Исследование рынка стоматологических услуг Москвы 2015 года [сайт] / Аналитический центр VADEMECUM. – URL: http://dentalmagazine.ru/sobytia-i-mneniya/issledovanie-rynka-stomatologicheskix-uslug-moskvy-2015-goda.html (дата обращения: 20.02.2023).
9. Kassenzahnärztliche Bundesvereinigung [Electronic resource]. Режимдоступа:https://www.google.com/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=&ved=2ahUKEwjCyYav5Pr2AhXRo4sKHe_QCCQQFnoECAoQAQ&url=https%3A%2F%2Fwww.kzbv.de%2F&usg=AOvVaw3Zq7J553XSB8UMbsOjefGF .
10. Association Dentaire Française [Electronic resource]. Режим доступа: https://ddspier.com/ddspier-directory/french-dental-association/.