ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИИ 7
1.1. Понятие и структура Пенсионного фонда России 7
1.2. Нормативно-правовая база Пенсионного Фонда России 14
1.3. Административно-правовой статус плательщиков страховых
(пенсионных) взносов 22
1.4. Судебная практика Пенсионного фонда России 27
2. ПОЛНОМОЧИЯ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИИ И ЕГО
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ 34
2.1. Полномочия Пенсионного фонда России 34
2.2. Взаимодействие Федеральной налоговой службы России и
Пенсионного фонда России при администрировании страховых (пенсионных) взносов 41
3. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЯ 63
1. Образец уведомления о составлении протокола об административном
правонарушении 63
2. Образец протокола об административном правонарушении по п. 3
части 2 ст. 28 № 212-ФЗ 64
3. Образец протокола об административном правонарушении по п. 4
части 2 ст. 28 ст. 37 № 212-ФЗ 66
4. Образец акта камеральной проверки 69
5. Образец решения о привлечении к ответственности плательщика
страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах 73
Главной целью Пенсионного Фонда России является обеспечение уровня жизненных благ заработанных человеком путем перераспределения средств во времени и пространстве, он оказывает большое влияние на экономику страны. Пенсионный фонд своими средствами обеспечивает выплату пенсий людям, ежемесячных пособий, которые не могут обеспечить свое проживание в силу определенных обстоятельств. Это является его важным социальным значением. Важность пенсионного обеспечения для нетрудоспособного населения заключается в том, что пенсия - единственный источник их дохода.
Суммы страховых взносов на индивидуальном лицевом счете гражданина являются размером будущей пенсии гражданина. Чем больше начислений сделает работодатель (плательщик страховых взносов), тем больше будет пенсия.
Эффективное функционирование системы обязательного пенсионного страхования возможно лишь в условиях осознания плательщиками страховых взносов своей ответственности и должного исполнения возложенных на них обязанностей по полному и своевременному исчислению и уплате страховых взносов. Вместе с тем практика показывает, что плательщики страховых взносов не всегда в полной мере соблюдают финансовую дисциплину.
По причине ухудшения платежной дисциплины в Пенсионном фонде России, с 01 января 2017 г. администрирование страховых взносов осуществляет Федеральная налоговая служба России.
В связи с этим актуальным необходимым является исследование вопросов административно-правового статуса Пенсионного Фонда России, а в точности соблюдение порядка своевременной и полной уплаты страховых взносов в Пенсионный Фонд России и дальнейшее его взаимодействие с Федеральной налоговой службой. Вопрос передачи администрирования страховых взносов налоговым органам является абсолютно новым и нераскрытым, поэтому в данной работе он рассматривается в одной из первых.
Основной целью дипломного исследования является всестороннее изучение административно-правового статуса Пенсионного фонда России.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- проанализировать понятие и структуру Пенсионного фонда России;
- проанализировать нормативно-правовую базу Пенсионного фонда России;
- изучить административно-правовой статус плательщика страховых пенсионных взносов;
- исследовать полномочия Пенсионного фонда России;
- исследовать новую модель взаимодействия Федеральной налоговой службы России и Пенсионного фонда России;
- обосновать и внести предложения по совершенствованию положений федеральных законов, регламентирующих основы административно-правового статуса отдельных видов государственных учреждений, в частности Пенсионного фонда России.
Объектом данного исследования являются правоотношения, возникающие по поводу реализации Пенсионным фондом России своего административно-правового статуса.
Предметом исследования является сфера административного законодательства, закрепляющего правовой статус Пенсионного фонда России.
Проблемы правового статуса государственных учреждений, в том числе Пенсионного фонда, являлись и являются предметом рассмотрения главным образом в науке гражданского права. В науке же административного права исследованию вопросов административно-правового статуса государственных учреждений значительного внимания не уделялось.
Теоретической и методологической основой изучения послужили научные труды различных ученых. Монография доктора экономических наук, профессора кафедры социальной политики Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации А.К. Соловьева «Финансовая система государственного пенсионного страхования в России», в которой изложены организационные и административные механизмы функционирования государственной пенсионной системы1.
Сборник докладов под редакцией В.Н. Баскакова, А.С. Орлова «Пенсионная реформа в России: оценка специалистов» проводит анализ современного состояния пенсионной реформы и излагает перспективы развития пенсионного страхования в Российской Федерации.
Проблемы финансово-правового регулирования страховых взносов затрагивались в докторской диссертации О.А. Ногиной и кандидатской диссертации Е.К. Широковой . Отдельные вопросы, входящие в тему исследования, поднимались в трудах А.Г. Белоусовой, С.В. Бурдавицыной, Л.Н. Древаль, С.В. Журавлевой, А.Д. Крутышевой, А.А. Нечай, О.С. Русаковой.
Кроме того, в работах вышеперечисленных ученых основной упор делается на изучение правового положения государственных внебюджетных фондов. Между тем необходимо понимать, что страховые взносы в государственные внебюджетные фонды - самостоятельный объект исследования, который лишь косвенным образом зависит от органа, администрирующего данный вид обязательного платежа.
При написании работы использовались нормативные документы, содержащие в себе законы «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», которые регулируют обязательное пенсионное страхование в РФ, а также материалы научных конференций и периодические издания.
Эмпирической базой для написания данной работы использовались материалы ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Первоуральске по Свердловской области (межрайонное).
Методологической основой дипломной работы являются логикоюридический, сравнительно-правовой, исторический методы.
Новизна дипломной работы обуславливается тем, что она является одной из первых работ, в которых рассматривается вопрос перераспределения функции администрирования страховых взносов.
Выпускная квалификационная работа состоит из следующих разделов: введение, 2 главы, методическая разработка, заключение, список используемых источников и литературы, приложение.
В первой главе изучена структура Пенсионного Фонда России, его нормативно-правовая база, а также административно-правовой статус плательщиков страховых взносов.
Во второй главе рассмотрены полномочия, которыми наделяется Пенсионный фонд России и его взаимодействие при администрировании страховых пенсионных взносов с Федеральной налоговой службой России.
Результатом развития Пенсионного фонда является формирование достаточно прочной системы пенсионного обеспечения населения, при которой такой важной задачей занимается не аппарат управления государством из средств государственного бюджета, а отдельно, специально созданный для этого государственный институт, занимающийся только непосредственно данной задачей, и использующий только собственные средства не входящие в какой-либо бюджет.
На протяжении 26 лет деятельности Пенсионного фонда государство, анализируя ошибки и проблемы пенсионного обеспечения, вводились новые законы и дополнения к существующим законам, тем самым повышая уровень благосостояния населения страны, нуждающегося в пенсионном обеспечении.
Совсем недавно остро стояла проблема высокой задолженности по уплате страховых (пенсионных) взносов, на сегодняшний день законодательство решило эту проблему в виде передачи администрирования страховых взносов в Федеральную налоговую службу.
При передаче администрирования страховых взносов не все функции перешли в ФНС, что-то осталось в ПФР и для дальнейшей работы необходимо их взаимодействие, о чем гласит Порядок .
По проведенным проверкам качество работы Федеральной налоговой службы значительно превышается аналогичный показатель внебюджетных фондов за счет применения высокотехнологичных и современных методик. Считается, что создание единого механизма учета налогов и взносов позволит не только оптимизировать существующую систему в РФ, но и повысит место России в международных рейтингах.
Заключение нового Соглашения позволит не только заметно улучшить взаимодействие ФНС России и ПФР, что снизит нагрузку на налогоплательщиков и страхователей при планировании и проведении контрольных мероприятий этими ведомствами, но и упростит подтверждение правомерности применения налогоплательщиками налоговых вычетов по налогам, в том числе применяющими специальные налоговые режимы (в части сумм исчисленных либо уплаченных страховых взносов).
Работа над новым Соглашением была проведена в кратчайшие сроки, показала согласованность мнений и позиций, готовность к конструктивному сотрудничеству и пониманию взаимных интересов и задач ФНС России и ПФР. При этом необходимо отметить, что в процессе работы над Соглашением была учтена многолетняя практика совместной работы ФНС России и ПФР.
Новый порядок, как считают законодатели, снизит расходы на бизнес за счет уменьшения количества контролирующих служб, повысит качество проводимых проверок, значительно сократит количество сдаваемой отчетности, а также поднимет дисциплину уплаты страховых взносов.
Итак, мы выяснили, что административно-правовая ответственность в Пенсионном фонде наступает в случае несдачи или несвоевременной сдачи расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам. Административно-правовая ответственность это составляющая часть административно-правового статуса, чьи основы, в настоящее время действующим федеральным законодательством не определены.
Кроме того, и в административном праве указанные основы не разработаны. Данное обстоятельство свидетельствует о необходимости проведения соответствующих научных исследований и подготовки концепции общих правовых основ функционирования Пенсионного фонда России как субъекта административного, а не гражданского права.
Для этого необходимо: а) разработка и принятие федерального закона «О государственных учреждениях в Российской Федерации» с выделением в его структуре отдельного раздела, определяющего основы административно-правового статуса государственных учреждений; б) внесение на основе указанного федерального закона соответствующих дополнений в действующие специальные федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации, а также разработка и принятие новых законов, регламентирующих особенности административно-правового статуса отдельных видов государственных учреждений, а в частности Пенсионного фонда России в) определение на основе названных выше федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации индивидуального административно-правового статуса Пенсионного фонда России в его уставе и положении.
Также в федеральном законе «Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.1999 г. № 165-ФЗ, по нашему мнению, необходимо определить основы административно-правового статуса страховщиков, то есть ПФР, входящего в систему государственных внебюджетных фондов, в том числе четко определить основы взаимоотношений этого учреждения с соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) [с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Российская газета. 2009. 21 января.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации [ред. от 28 декабря 2016 г.]: № 145-ФЗ от 31.07.1998 // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3823.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть I) [ред. от 28 декабря 2016 г.]: Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ // СЗ РФ. 1994. 5 декабря. N 32. Ст. 3301.
4. Трудовой кодекс Российской Федерации [с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017]: Федеральный закон от 30.12.2001 № 197-ФЗ // СЗ РФ. 2002. N 1. Ст. 3.
5. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации [с изм. и доп., вступ. в силу с 29.01.2017]: Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ // СЗ РФ. 2002. N 1. Ст. 1.
6. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»: Федеральный закон от 24.07.2009 № 213-ФЗ // СЗ РФ. 2009. N 30. Ст. 3739.
7. О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации: Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ // СЗ РФ. 2001. N 51. Ст. 4831.
8. О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей: Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ // СЗ РФ. 2007. N 1 (ч. 1). Ст.
19.
9. О дополнительных мерах по укреплению платежной дисциплины при осуществлении расчетов с Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования: Указ Президента РФ от 15.01.2016 № 13 // СЗ РФ. 2016. N 3. Ст. 474.
10. О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений: Федеральный закон от 30.04.2008 № 56-ФЗ // СЗ РФ. 2008. N 18. Ст. 1943.
11. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля: Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ // СЗ РФ. 2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6249.
12. О накопительной пенсии: Федеральный закон от 28.12.2013 № 424-ФЗ // СЗ РФ. 2013. N 52. Ст. 6989 (часть I).
13. О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования: от 24.07.2009 № 212-ФЗ // СЗ РФ. 2009. N 30. Ст. 3738.
14. О страховых пенсиях: Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ // СЗ РФ. 2013. N 52. Ст. 6965 (часть I).
15. Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.2002 № 111-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3028...48