ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
§ 1.1. Сущность понятия "взаимоотношения" 6
§ 1.2. Коллектив младших школьников и его развитие. Развитие взаимоотношений в коллективе младших школьников 15
§ 1.3. Способы развития взаимоотношений в группе младших школьников..26
Выводы по главе 1 32
ГЛАВА 2. ЭМПЕРИЧЕССКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ
ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ...34
§ 2.1. Методическая организация исследования 34
§ 2.2. Результаты эмпирического исследования 38
§ 2.3. Программа развития взаимоотношений в коллективе младших
школьников 54
Выводы по главе 2 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ 71
Человек - существо социальное. Младший школьный возраст - это особенный период в жизни ребенка, т.к. в этот период закладываются: индивидуальность ребенка, умение вычленить себя из других, осознание и постепенное принятие своих личностных характеристик, происходит возложение обязанностей (школьных) на ребенка. Так же складываются навыки словесного взаимодействия.
У младшего школьника формируются умения и навыки, которые реализуются в будущем и нужно создать условия для максимального включения ребенка в школьную среду и классный коллектив. Если в коллективе школьников проводится хорошая воспитательная работа, то учащиеся по собственной инициативе помогают друг другу в учебной работе, следят за дисциплиной, интересуются не только своими успехами, но и успехами всего класса. В классе начинает складываться определенное общественное мнение, и дети приобретают умение правильно считаться с этим мнением группы. Непосредственно в младшем школьном возрасте ребенок впервые знакомится со своими будущими товарищами по учебе, первым учителем, оценкой со стороны учителя, учащихся, именно в начальной школе определяется его новый социальный статус как на основе собственных достижений в учебе, так и на основе личностных качеств. Таким образом, поведение ребенка зависит от его статуса среди сверстников и с какими людьми он контактирует.
Проблемой взаимоотношений и способами их развития в коллективе занимались наши соотечественники: Бадалев А. А., Божович Л. А., Донцов А. И., Ильин Е. П., Киричук А В., Коломинский, Я. Л., Рузская, А. Г., Лисина М. И. и другие.
Я. Л. Коломинский ввёл в педагогическую психологию понятие «личные взаимоотношения», которые понимал как личностно значимое образное, эмоциональное, интеллектуальное отражение людьми друг друга, которое представляет собой их внутреннее состояние .
У детей существует потребность в общении, в совместной деятельности, в совместных эмоциональных переживаниях, потребность в группе сверстников. Для детей коллектив - это объединение на основе общих интересов и потребностей, результат их взаимодействия и среда жизнедеятельности, необходимая для личностного самовыражения и самоутверждения, для самореализации личности.
Положительные взаимоотношения в коллективе нужны и педагогам, так как воспитательная и учебная работа не дадут полноценных результатов без опоры на коллективное организационное единство, психологическую общность. Для ребенка школа - второй дом, он проводит там половину своего дня и по тому, какие взаимоотношения преобладают в группе можно судить об успеваемости, психологическом здоровье и реализации потенциала ребенка.
Цель исследования: на основе изучения коллектива младших школьников проанализировать особенности взаимоотношений в коллективе младших школьников.
Объект исследования: взаимоотношения в коллективе младших школьников.
Предмет исследования: особенности взаимоотношений в коллективе младших школьников.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу;
2. Выявить особенности взаимоотношений в коллективе младших школьников;
3. Определить способы и приемы повышения уровня взаимоотношений в коллективе младших школьников;
4. Провести констатирующий эксперимент по выявлению сложившихся взаимоотношений в коллективе младших школьников;
5. Разработать программу развития взаимоотношений в коллективе младших школьников;
6. Оформить отчет по научному исследованию.
...
Говоря о взаимоотношениях, хочется отметить, что трактовок этого понятия достаточно. Мы придерживались понятия А. Г. Рузской: взаимоотношения - это система межличностных установок, ориентаций, ожиданий, определяемых содержанием совместной деятельности людей и их общения. Взаимоотношения складываются в рамках взаимодействия людей.
Таким образом, взаимоотношения становятся более значимыми для ребенка в младшем школьном возрасте, т. к. они влияют на индивидуальное развитие учащегося, на развитие его коммуникативных компетенций.
Детский коллектив активно формирует взаимоотношения. На каждом возрастном этапе формирование и структура взаимоотношений имеют свои черты, которые связаны с психологическими аспектами и особенностями поведения детей в определенном возрасте.
Нашим рабочим понятием коллектива, было понятие А. С. Макаренко. А.С. Макаренко под коллективом понимал объединение людей для достижения общих целей в общественном труде - объединение, отличающееся определенной системой полномочий и ответственности, определенным соотношением и взаимозависимостью отдельных своих частей.
В младшем школьном возрасте ученики, не имевшие ранее опыта и навыков взаимоотношений, накапливают их постепенно. Как правило, в 1-м классе школьники учатся работать друг с другом; во 2-м - могут оценить не только результат, но и способ работы; в 3, 4-м классе - организуются межгрупповые взаимодействия и взаимоотношения.
Дальнейшее изучение взаимоотношений в коллективе требовало экспериментального подхода. Для его организации необходимо было выявить критерии взаимоотношений, которые помогут выявить его актуальный уровень развития. Это такие критерии как:
- Избирательность участников взаимоотношений;
Статусное положение в коллективе;
Благополучие взаимоотношений в коллективе (сплоченность).
Мы провели эмпирическое исследование взаимоотношений в коллективах 14 -х классах, используя следующий диагностический комплекс:
Цветовой тест отношений (Эткинд А. М.);
Диагностика межличностных отношений (Лири Т.);
Социометрия (Дж. Морено);
Q - сортировка (Стефансон В.);
Индекс групповой сплоченности (Сишор К. Э.);
Методика определения опосредованной групповой сплоченности (Ивашкин В. С., Онуфриева В. В.).
В итоге мы получили следующие результаты.
По критерию "избирательность участников взаимоотношений" учащиеся коллектива 1-го класса в малой степени могут выделять отдельных членов коллектива, при этом испытывает к одноклассникам положительные эмоции. Это говорит о том, что в 1-м классе средний уровень развития критерия. Возможно, это связано с новообразованиями возраста и потребностью в постоянных и контактах.
Учащиеся 2-го класса имеют как положительные чувства и эмоции, так и чувства самоутверждения, черствость. При этом, только небольшая часть учащихся не способны к выделению отдельных личностей их коллектива. Преобладающее большинство учащихся дружелюбны. Это говорит о том, что во 2-м классе средний с тенденцией к высокому уровень развития данного критерия. Возможно, это связано с тем, что учащиеся смогли раскрыть свои личностные качества, нашли "подход" друг к другу.
Учащиеся 3-го класса в большинстве своем испытывают отрицательные чувства и эмоции по отношению к одноклассникам, при этом достаточно учащихся способных выделять других учащихся из коллектива. Исходя из этого, мы можем говорить о среднем уровне развития этого критерия. Возможно, это связано с образованием малых групп внутри коллектива, в которых есть свой лидер и мы можем наблюдать проявление лидерских качеств учащихся, вследствие этого - конфликтность.
Учащиеся 4-го класса имеют как и отрицательные чувства к одноклассниками, так и положительные. При этом они способны выделять отдельных членов коллектива. Учащиеся готовы входить во взаимоотношения. Это говорит о среднем с тенденцией к высокому уровне развития критерия. Это также может быть связано с образованием малых групп внутри коллектива.
Следующий критерий - "Статусное положение в коллективе". По изучению этого критерия мы получили следующие результаты.
В коллективе 1-го класса самый большой процент изолированных учащихся и большинство учащихся с дружелюбным типом отношений. Это значит, что по данному критерию в классе низкий с тенденцией к среднему уровень его развития. Здесь можно говорить о возможном стеснении при установлении контактов.
...
1. Аверченко, Л. К. Психология управления: курс лекций/ Л. К. Аверченко, Г.М. Залесов. - М.: Инфра-М, 1997. - 150 с.
2. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. - Учебник для высших учебных заведений. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2007. — 363 с.
3. Аникеева Н. П. Учителю о психологическом климате в коллективе / Н. П. Аверченко. - М.: Просвещение, 1983.—96 с.
4. Битянова, М. Р. Социальная психология / М. Р. Битянова. - М.: Эксмо-Пресс, 2001. - 576 с.
5. Богачкина, Н. А., Сиренко Р. Как преодолеть детскую застенчивость. Застенчивый малыш / Н. А. Богачкина, Р. Сиренко. - М.: Академия Развития,
2007. - 224 с.
6. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - М.: Питер, 2008. - 398 с.
7. Большая Советская Энциклопедия / ред. О.Ю. Шмидт. - М.: Советская Энциклопедия, 1992. - 921 с.
8. Бхагаван, Ш. Р. Главное - быть. О любви, самопознании и взаимоотношениях / Ш. Р. Бхагаван, пер. - А. В. Степанова. - СПб.: Весь, 2010. - 128 с.
9. Веснин, Р.В. Основы менеджмента / В.Р. Веснин. — 3-е изд., доп. и испр. - М.: ООО «Т.Д. "Элит-2000"», 2003. - 560 с.
10. Гильяшева, И. Н.., Игнатьева, Н. Д. Методика исследования межличностных отношений ребёнка. Методическое пособие / И. Н. Гильяшева, Н. Д. Игнатьева. - М.: «Фолиум», 1994.- 64 с.
11. Гладко, М. П. 20 игр на сплочение коллектива в начальной школе с описанием и рекомендациями для учителя // Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой - PEDSOVET.SU / [Электронный ресурс]. - URL: http:// pedsovet.su/ns/6353_igry_na_splochenie_kollektiva_v_nachalnoy_shkole
12. Головин, С. Ю. Словарь практического психолога / С. Ю Головин. - Минск: - Харвест, 1998. - 551 с.
13. Гуленко, В.В. Какие отношения построил бы Юнг (условия интертипной устойчивости в диаде). // Соционика, ментология и психология личности. - 2005. - № 2, с.17-28.
14. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка / В. И. Даль. - М.: Цитадель, 1998. - 11 465 с.
15. Ефремова, Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-образовательный / Т. Ф. Ефремова. Т. 1. - М.: Русский язык, 2000.- 1209 с.
... всего 51 источников