ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 8
1.1 Клинико-психолого-педагогическая характеристика дошкольников с
дизартрией 8
1.2 Закономерности усвоения звукопроизношения в онтогенезе 14
1.3 Обзор методик, направленных на устранение недостатков
звукопроизношения у детей с дизартрией 19
Глава II. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРЕМЕНТ И ЕГО АНАЛИЗ 26
2.1 Организация и методика исследования 26
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 35
2.3 Методические рекомендации, направленные на исправление недостатков звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрическим компонентом 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 76
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность исследования. Среди детей дошкольного возраста распространенным речевым нарушением является дизартрия. Термин «стертая дизартрия» до настоящего времени является дискуссионным. Все чаще стертая дизартрия употребляется в литературе как минимальные проявления дизартрии (дизартрический компонент). В последнее время специалисты отмечают, что у многих детей к пяти годам жизни звукопроизношение не соответствует звуковой норме родного языка. Повышение эффективности коррекционной логопедической работы по устранению нарушений речи у дошкольников с клиническим диагнозом "дизартрия" является на данный момент одной из актуальных проблем логопедии.
В настоящее время, по данным зарубежных и отечественных исследователей, количество детей с дизартрическим компонентом значительно возросло. Распространенность дизартрии среди детей с нормальным интеллектом - от 3 до 6%, а среди детей со сниженным интеллектом - до 40-60%.
Дизартрия представляет собой сложное речевое расстройство, характеризующееся комбинаторностью множественных нарушений процесса моторной реализации речевой деятельности. У детей с дизартрией вследствие органического поражения центральной нервной системы нарушаются двигательные механизмы, страдает общая и мелкая моторика, что усугубляет нарушения речи при данной патологии. Нарушенное звукопроизношение с трудом поддается коррекции, отрицательно влияет на формирование фонематических процессов и лексико-грамматической стороны речи.
Эти расстройства затрудняют процесс дальнейшего школьного обучения детей. Своевременная же коррекция нарушений речевого развития является необходимым условием психологической готовности детей к усвоению школьных знаний.
В работах Г.Г.Гутцмана, О.В.Правдиной, Л.В.Мелеховой,
О.А.Токаревой, Р.И.Мартыновой рассматриваются вопросы симптоматики дизартрических расстройств речи, при которых наблюдается «смытость», «стёртость» артикуляции. В трудах Л.В.Лопатиной, Н.В.Серебряковой, Е.Ф.Соботович и Е.Ф.Архиповой поднимаются вопросы диагностики, дифференцированного обучения и логопедической работы в группах дошкольников и младших школьников со стёртой дизартрией, поэтому проблемы диагностики проявлений дизартрических симптомов, организация логопедической помощи этим детям остаются актуальными и перспективными.
Специальные исследования речи детей с дизартрией (А.Р. Лурия, Л.С. Волкова, С.Н. Шаховской, А. Куссмауль, Е. Ф. Архипова, М. В. Ипполитова, М.Е. Хватцев, К.А. Семенова, Е.М. Мастюкова, М.Я. Смуглин, О.В. Правдина и др.) не решают всего круга вопросов.
Значимость работы повышается в связи с тем, что на первый план выходят такие задачи, как своевременно вовлечь логопата в коррекционный процесс; формирование желания и умения преодолеть речевые нарушения; развитие личности ребенка; организация личностно ориентированного взаимодействия в системе «педагог-ребенок-родители». Поэтому вопросы изучения особенностей логопедической работы по устранению нарушений звукопроизношения у детей со стертой формой дизартрии приобретают особую актуальность.
Проблема исследования: определяется актуальностью и значимостью этих вопросов, недостаточной изученностью особенностей артикуляционных нарушений, с одной стороны, и необходимостью определения условий повышения эффективности коррекционно-логопедической работы по формированию звукопроизношения у детей с дизартрией, с другой стороны.
...
В ходе решения первой задачи мы проанализировали психологопедагогическую, логопедическую, лингвистическую литературу и определили степень изученности таких направлений, как развитие звукопроизношения в онтогенезе; клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с дизартрическим компонентом. Также провели анализ существующих методик логопедической работы по коррекции нарушений звукопроизношения у дошкольников.
Мы выяснили, что стертая форма дизартрии является распространенным речевым нарушением среди детей дошкольного возраста. Это речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы, и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга.
Среди причин, вызывающих стертую форму дизартрии, были выделены причины, действующие на мозговые структуры в пренатальный, натальный и ранний постнатальный периоды. Всё это приводит к следующим расстройствам:
• нарушению иннервации артикуляционного аппарата (отмечается недостаточность движений отдельных мышечных групп - губ, языка, мягкого неба);
• неточности движений, их быстрой истощаемости вследствие поражения тех или иных отделов нервной системы;
• двигательным расстройствам: ( трудность удержания определенного положения губ и языка - артикуляционной позы, необходимой для произнесения звуков.
Органическая природа дефекта при минимальных дизартрических расстройствах сказывается на становлении познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления) и личностном развитии детей, что необходимо учитывать в ходе коррекционно-логопедической работы.
Система логопедического воздействия при дизартрии имеет комплексный характер. В изученных нами работах, авторы отмечают необходимость проведения специфической целенаправленной работы по развитию общей моторики, артикуляционной моторики, мелкой моторики пальцев рук, а также проведение пальцевой гимнастики, дыхательных и голосовых упражнений.
Для решения второй задачи нами был проведен констатирующий эксперимент на базе МДОУ «Детский сад № 59» г. Красноярска с целью изучить особенности артикуляционных нарушений у детей дошкольного возраста с дизартрическим компонентом.
Экспериментальная группа составляла 20 детей 5-6 летнего возраста с диагнозом общее недоразвитие речи, дизартрический компонент.
Констатирующий эксперимент состоял из пяти блоков заданий:
1- й блок: исследование состояния мимической моторики (Г. А. Волкова).
2- й блок: исследование подвижности артикуляционного аппарата
(артикуляционная моторика). (Н.Ю. Григоренко, С.А. Цыбульский).
3- й блок: обследование сформированности звукопроизношения (О.Б.
Иншакова)
4- й блок: обследование сформированности фонематических процессов (Н.Ю. Григоренко, С.А. Цыбульский).
5- й блок: обследование мелкой моторики пальцев рук (Н.Ю. Григоренко, С.А. Цыбульский).
В результате констатирующего эксперимента мы выяснили:
Общемоторная сфера детей с дизартрическим компонентом характеризуется замедленными, неловкими, скованными, недифференцированными движениями. Также характерны нарушения ручной моторики, которые проявляются преимущественно в нарушении точности, быстроты и координации движений. Также мы обнаружили, что между уровнем несформированности ручной и артикуляционной моторики установлена существенная взаимосвязь.
...
1. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие для студентов педагогических вузов -- М.: АСТ: Астрель, 2007. - 224 с.
2. Архипова Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е.Ф. Архипова — М.: АСТ: Астрель, 2008. — 254с.
3. Белякова Л.И., Волоскова Н.Н. Логопедия. Дизартрия. - М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2009. - 287с.
4. Большакова, С.Е. Речевые нарушения и их преодоления: сб. упражнений / Большакова, С.Е. - М.: Сфера, 2005. - (логопед в школе). - 125с.
5. Брюховских Л.А. Формирование понимания сложных логикограмматических структур языка у младших школьников с дизартрией и недоразвитием пространственных представлений: Дис. на соискание учебной степени кандидата педагогических наук.-2005.-С.50
6. Бернштейн Н. А. О построении движений. Очередные проблемы физиологии активности // Пробл. кибернетики. — 1961. — Вып. 6. — С. 101—160.
7. Васильева Н. Н., Новоторцева Н. В. «Развивающие игры для дошкольников». Ярославль, Академия развития, 2010. — 208 с.: ил.
8. Васильева С. А. Логопедические игры для дошкольников / С. А. Васильева. М.: Школьная Пресса, 2009.-78с.
9. Винарская Е. Н. Дизартрия. — М.: АСТ АСТРЕЛЬ, Транзит - книга, 2005. — 141 с.
10. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.,1961. - 154с.
11. Генинг М. Г. «Обучение дошкольников правильной речи». Чебоксары, 1980. -186с.
12. Голубева Г. Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: Методическое пособие / Г. Г. Голубева. - СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена: Союз, 2009.
13. Григоренко Н. Ю., Цыбульский С. А. Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей с нетяжелыми аномалиями органов артикуляции. М.: Книголюб, 2012. -144с.
14. Гуровец Г.В., Маевская С.И. К вопросу диагностики стертых форм псевдобульбарной дизартрии // Вопросы логопедии. - М., 1978. - С.27-37.
15. Залмаева Р. Я. Сам себе логопед: пособие для родителей / Р. Я. Залмаева. СПб.: Петербург-ХХ! век, 1996.-93с.
... всего 55 источников