Введение 3
Глава 1.Теоретические основы социально - педагогического сопровождения детей с сахарным диабетом 1-го типа в условиях общеобразовательной школы 6
1.1. Сущность и содержание понятия социально-педагогического сопровождения 6
1.2 Особенности социально - педагогического сопровождения детей с сахарным диабетом в условиях общеобразовательной школы 12
Выводы по Главе I 23
Глава 2. Содержание социально-педагогического сопровождения детей с сахарным диабетом 1-го типа в условиях общеобразовательной школы
25
2.1 Предварительный этап социально-педагогического
сопровождения 25
2.2 Диагностический этап социально - педагогического сопровождения..27
2.3Методические рекомендации по индивидуальной программе социально-педагогического сопровождения детей с сахарным диабетом 1-го типа 38
Выводы по Главе II 42
Заключение 44
Список использованных источников 45
В последние годы в образовательных организациях увеличивается число детей - инвалидов. Инвалидом считается ребенок, имеющий нарушение здоровья, связанное с расстройством функций организма, таковыми являются дети сахарным диабетом 1 типа (СД 1). По данным Государственного регистра Российской Федерации, на 01.01.2015 года количество детей в возрасте до 14 лет, больных сахарным диабетом 1-го типа, составило 20 454 человека. Распространенность сахарного диабета по разным оценкам составляет 1-4% населения, из них 3-8% — дети. В настоящее время отмечается увеличение заболеваемости сахарным диабетом детей школьного возраста. В Красноярском крае количество официально учтенных пациентов с сахарным диабетом к сегодняшнему дню превысило 64 тыс. человек. Из них диабетом типа 1 страдают более 4 тыс. пациентов. Выбор данной возрастной группы связан с тем, что при начале сахарного диабета в школьном возрасте, важно создать условия для обучения ребенка в общеобразовательном организации, а также, условия скорейшей адаптации к новым условиям жизни в обществе. Проведение работы именно в школьном возрасте, будет способствовать нормальному личностному развитию ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, и проблемы, связанные с диабетом, не будут препятствовать развитию ребенка. Для того чтобы учитель был готов к социально - педагогическому сопровождению ребенка с данным заболеванием, нужно повышать уровень знаний в данном вопросе. Педагог общеобразовательной организации должен понимать, насколько необходимо достичь баланса при котором можно способствовать созданию комфортной обстановки для больного ребёнка, однако, которая не выделяла бы его из коллектива.
Объект: процесс включения в школьную жизнь ребенка с сахарным диабетом 1-го типа
Предмет: условия, обеспечивающие результативное включение в школьную жизнь ребенка с сахарным диабетом 1-го типа
Цель исследования: выявить особые условия включения в школьную жизнь ребенка с сахарным диабетом 1-го типа
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Изучить социально-психологические особенности и потребности детей с сахарным диабетом 1 типа
3. Выявить необходимость социально-педагогического сопровождения ребенка с сахарным диабетом 1-го типа
4. Составление методических рекомендаций по индивидуальной программе социально-педагогического сопровождения детей с сахарным диабетом 1-го типа.
Гипотеза: ребенок с сахарным диабетом 1-го типа будет включен в школьную жизнь при условии выполнения рекомендаций по индивидуальной программе социально-педагогического сопровождения
3.Методы исследования:
• Теоретические (изучение социально-психолого - педагогической
литературы, анализ документов по инклюзивному образованию)
• Эмпирические (Анкетирование педагогов, наблюдение за
организацией образовательного процесса, беседа с родителями, тестирование ребенка с СД1)
В заключении хотелось бы отметить, что при начале сахарного диабета немаловажно создать условия для обучения ребенка в общеобразовательной организации, а кроме того, условия скорейшей адаптации к новым условиям жизни в обществе. Для того чтобы педагогический работник был готов к социально - педагогическому сопровождению ребенка с данным заболеванием, необходимо повышать уровень знаний по данной проблеме. Все участники социально-педагогического сопровождения, должны
понимать насколько необходимо достичь баланса при котором можно способствовать созданию комфортной обстановки для больного ребёнка, однако, которая не выделяла бы его из класса. Немало важно сотрудничество с родителями, оно поможет создавать благоприятную эмоциональную и нравственную семейную атмосферу и, в целом, будет способствовать повышению психолого-педагогической компетентности родителей.
Индивидуальная программа социально - педагогического сопровождения предполагает различные формы работы с учащимся и их родителями в рамках школьного пространства: специально организованные занятия; нерегламентированные виды деятельности; организацию свободного времени в течение дня; родительский всеобуч (консультации, индивидуальные и групповые беседы, тренинги, родительские собрания).
Проведенное исследование не решает в полной мере проблему повышения включенности в школьную жизнь детей с сахарным диабетом 1-го типа и представляет собой методические рекомендации для педагогических работников общеобразовательных организаций.
1. Чебарыкова С. В., Степанов К. В. Готовность организаций различного типа к реализации инклюзивного подхода в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья // Молодой ученый. — 2015. — №5. — С. 551-554.
2. Алехина СВ., Алексеева М.А., Агафонова Е.Л., Готовность педагогов
как основной фактор успешности инклюзивного процесса в
образовании. Форум, М., 2012 / Российские и зарубежные
исследования в области инклюзивного образования. Под редакцией В.Л. Рыскиной, Е.В. Самсоновой.
3. Богатая О. Ф. Профессиональная и психологическая готовность педагогов как условие реализации инклюзивного образования [Текст] / О. Ф. Богатая // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития
4. Выготский Л.С. Психология развития ребёнка, М., 2003, стр.25
5. Ермолаев О.Ю. Внимание школьника / О.Ю. Ермолаев, Т.М Марютина, Т.А. Мешкова. М.: Знание, 1987. - 80с.
6. Обухова Л.Ф.Возрастная психология Учебник для вузов. М.: Высшее образование, МГППУ, 2006.
7. Выготский Л.С. Психология развития ребёнка, М., 2003, стр.25
8. Лурия А.Р. Внимание и память. М., 1975.- 123с.
9. Психологический анализ процесса обучения больных сахарным диабетом. Материалы III Всероссийского диабетологического конгресса. М., 2004
10. Лубовский В.И Особые образовательные потребности [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. №5. URL: http://psyedu.ru/journal/2013/5/Lubovskiy.phtml дата обращения: 10.05.2017)
11. Гнедова С.Б. Интеллект детей, больных сахарным диабетом. Школа здоровья,3.4,1998, с. 34-44
12. Лубовский В.И. Адаптация детей с особыми образовательными потребностями //Социально-психологическая поддержка адаптации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в образовательной среде города: Сб. статей / Под ред. Б.М. Когана и С.М.Валявко. М.: Спутник, 2013. С. 5-7.
13. Дедов И.И., Кураева Т.Л., Петеркова В.А., Щербачёва Л.Н. Сахарный диабет у детей и подростков. М., 2002.
14. Древаль, А.В. Учебник диабетика [ Текст] / А.В. Древаль. - М.,1997. - 140 с.
15. Федеральнй закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273 - ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2017 года.
... всего 30 источников