Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности включения в школьную жизнь первоклассников с инвалидностью

Работа №149209

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы56
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
28
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические основы изучения включения в школьную жизнь детей с инвалидностью 6
1.1. Социальная инклюзия ребенка с инвалидностью как психолого­педагогическая проблема 6
1.2. Особенности включения в школьную жизнь первоклассников с
инвалидностью 13
1.3. Внеурочная деятельность как условие включения в школьную жизнь
первоклассников с инвалидностью 19
Выводы по главе 1 23
Глава II. Исследование особенностей включения в школьную жизнь первоклассников с инвалидностью 25
2.1. Диагностика включения ребенка с инвалидностью в школьную
жизнь 25
2.2. Организация внеурочной деятельности как условие включения в
школьную жизнь первоклассников с инвалидностью 34
2.3. Анализ и интерпретация данных экспериментальной работы 42
Выводы по главе II 48
Заключение 50
Список использованных источников52
Приложение 55

Актуальность исследования. На сегодняшний день развитие инклюзивного образования - это не просто необходимость, но и обязательства социального государства, которые взяла Российская Федерация как член ООН. Это ряд обязательств по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья, успешность их реализации зависит как от государства, так и от позиции общества по отношению к лицам с ограниченными возможностями, и к образованию этих детей. Идея инклюзивного образования встречает ряд проблем, основанных на отсутствии материальных, организационных, финансовых и других условий для успешного осуществления инклюзивного образования.
Большое внимание проблеме инклюзивного образования уделяется в работах таких педагогов, психологов и социологов как H.H. Малофеев, Н.И. Скок, Е.Р. Ярская-Смирнова, Т.А. Добровольская и Н.Б. Шабалин. Но все же вопрос включения в социальную среду лиц с различными нарушениями развития остается недостаточно разработанным в теоретическом и практическом плане.
В образовательном учреждении для всех учащихся должна быть создана комфортная развивающая среда, стимулирующая возникновение интереса к различным сферам жизнедеятельности и позитивного отношения к окружающей действительности, обеспечивающая социальное становление личности каждого ребенка в процессе общения и совместной деятельности со сверстниками и педагогами.
На сегодняшний день на научном и методическом уровне недостаточно исследован потенциал внеурочной деятельности, но он может быть использован для решения задач включения детей с инвалидностью в образовательный процесс школы. Противоречие между необходимостью использования потенциала внеурочной деятельности в решении задач инклюзивного образования и недостаточной изученностью данного вопроса на теоретическом и практическом уровнях позволило нам определить проблему 3
исследования: в чем особенности включения в школьную жизнь
первоклассников с инвалидностью и каковы педагогические условия, обеспечивающие результативность данного процесса?
Объект исследования - процесс социальной инклюзии ребенка с инвалидностью
Предмет исследования - педагогические условия организации внеурочной деятельности по включению в школьную жизнь первоклассников с инвалидностью.
Цель исследования — разработать педагогические условия организации внеурочной деятельности по включению в школьную жизнь первоклассников с инвалидностью, реализовать и проверить их результативность.
Задачи исследования:
1. Произвести анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.
2. Определить актуальный уровень включенности в образовательный процесс ребенка с инвалидностью.
3. Разработать и апробировать педагогические условия, обеспечивающие включение в школьную жизнь первоклассников с инвалидностью.
4. Проанализировать и интерпретировать результаты опытно - экспериментальной работы.
Гипотеза исследования: включение в школьную жизнь
первоклассников с инвалидностью будет результативным, если разработать и внедрить педагогические условия по организации внеурочной деятельности, направленные на создание эмоционально комфортной обстановки и ситуации успешности ребенка в коллективе сверстников.
Методы исследования: теоретический анализ, метод
констатирующего эксперимента, наблюдение, социометрия, метод формирующего эксперимента, методы математической обработки данных экспериментальной работы.
База исследования: средняя общеобразовательная школа Республики Хакасия. В исследовании приняли участие учащиеся 1 классов (128 человек, из них 7 дети с инвалидностью).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема организации психолого-педагогической работы,
направленной на изучение включения детей с инвалидностью в образовательный процесс школы, является центральной в нашем исследовании. В ходе экспериментальной работы нами была проанализирована психолого-педагогическая литература по теме исследования, мы раскрыли такие понятия, как инклюзия, инклюзивное образование, а также понятие и формы внеурочной деятельности.
Нами были выделены следующие критерии и показатели включенности детей в образовательный процесс:
1. Включенность ребенка с инвалидностью в учебную деятельность
• успеваемость
• мотивация учебной деятельности
• умение организовать свою учебную деятельность
• умение оценить результаты своей деятельности
2. Характер общения с учителем
• отношения, основанные на доверии
• отношения, основанные на взаимной помощи
• отношения, основанные на взаимном принятии
3. Взаимоотношения с одноклассниками
Статусная позиция в классе
• «звезды»
• «принятые»
• «непринятые»
• «изолированные»
Диагностика включенности детей с инвалидностью в образовательный процесс на первом этапе эксперимента, позволила подтвердить наличие специфических черт в поведении данной категории испытуемых и определить направления дальнейшей психолого-педагогической работы.
Нами была разработана программа психолого-педагогической работы с первоклассниками, имеющими ограниченные возможности здоровья, направленная на повышение уровня включенности в образовательный процесс. Реализуя данную программу, мы использовали такие психолого­педагогические методы и приемы работы, как проигрывание с детьми ситуаций на взаимодействие, обогащение способов поведения в разных ситуациях, организация совместной деятельности детей, праздников, упражнения на сплочение коллектива. Позитивные изменения в поведении детей происходили за счет создания эмоционально комфортной обстановки и ситуации успешности ребенка в коллективе сверстников.
По окончании формирующей части экспериментальной работы мы получили следующие результаты. Дети стали более открытые, менее стеснительные, случаи непринятия и отвержения среди них уменьшились. Сделанные выводы позволяют нам утверждать, что гипотеза, выдвинутая в начале исследования, подтвердилась, уровень включенности значительно изменился в положительную сторону.
Однако проведенное исследование не решает в полной мере проблему повышения уровня включения детей с инвалидностью в образовательный процесс школы и представляет собой частную попытку решения проблемы включения в школьную жизнь первоклассников с инвалидностью.


1. Битов, А.Л. Особый ребенок: исследования и опыт помощи, проблемы интеграции и социализации. - М.: 2000. - с.131-137
2. Борисова, Н. В. Инклюзивное образование: ключевые понятия / Н. В. Борисова, С. А. Прушинский. М.: Перспектива; Владимир: Транзит-ИКС, 2009. - с. 47-49
3. Борисова, Н.В. Социальная политика в области инклюзивного образования: контекст либерализации и российские реалии / Н.В. Борисова // Журнал исследований социальной политики. 2006. - с. 94-98
4. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 30 сентября 2000 года):
5. Всемирная декларация об образовании для всех (1990 год).
6. Всемирная программа действий в отношении инвалидов (от 3 декабря 1982 год).
7. Всеобщая Декларация прав человека (от 10 декабря 1948 год).
8. Выготский, Л.С. Проблемы дефектологии / Л.С. Выготский — М.: Просвещение, 1995. 527 - с.18-20
9. Декларация о правах инвалидов (Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1975 года)
10. Жакун В. В. Внеурочная деятельность как средство развития творческих способностей в рамках реализации ФГОС // Молодой ученый. — 2016. — №8. — с. 948-950.
11. Зайцев, Д. В. Социальная интеграция детей-инвалидов в современной России / Д.В. Зайцев. Саратов: Научная книга, 2003. - с. 255-258
12. Зайцев, Д.В. Проблемы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья / Д.В. Зайцев // Педагогика. 2003. - №1. - с. 21-30.
13. Зотова, A.M. Интеграция ребенка-инвалида, в среду здоровых сверстников как метод социальной адаптации./ A.M. Зотова // Дефектология. 1997. -№ 6. - с. 21-25.
14. Казакова Е. И., Тряпицина А. П. Диалог на лестнице успеха. Монография СПб., 1997. с. 23-27
15. Конвенция о защите прав инвалидов
... всего 30 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ