Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ВЛАДЕНИЯ ЭТИКЕТНОЙ РЕЧЬЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ РЕСПУБЛИКИ

Работа №149207

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы76
Год сдачи2022
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
16
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения речевого этикета в начальной школе 6
1.1. Речевой этикет как элемент речевой культуры 6
1.2. Особенности изучения младшими школьниками речевого этикета в
условиях двуязычия 14
1.3. Анализ представленности изучения этикетной речи в учебниках по
русскому языку для начальной школы 21
Выводы по 1 главе 29
Глава 2. Изучение этикетной речи в начальной школе национальной республики 30
2.1. Диагностическая программа сформированности этикетной речи у
младших школьников 30
2.2. Результаты диагностики владения этикетной речью у младших
школьников в начальной школе национальной республики 36
2.3. Организация работы по формированию этикетной речи учащихся 3-его
класса, обучающихся в условиях двуязычия 42
Выводы по 2 главе 52
Заключение 55
Список использованных источников 58
Приложение 1 62
Приложение 2 69
Приложение 3 72

В настоящее время изменения в социально-экономической и политической жизни современного общества повлекли за собой модификацию не только речевого этикета, но и всего социального пространства. Сегодня, выступая своего рода «регулятором» бытовых, деловых и публичных норм поведения, уровень развития речевого этикета имеет огромное значение и оказывает большое влияние на сферу как личных, так и социальных интересов. Нельзя не заметить, что знание или незнание этикета многое проясняет в культурном уровне индивида, свидетельствует о его качестве жизни и отношении к другим представителям человеческого Проблема целенаправленного обучения школьников младших конструктивному взаимодействию, эффективному общению, нашла отражение в нормативных документах начального общего образования. В Федеральном государственном образовательном стандарте в качестве личностных характеристик выпускника названы «доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию и высказывать свое мнение» [ФГОС]; а в качестве предметных результатов изучения дисциплины «Русский язык» - «овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач» [ФГОС].
Примерная основная образовательная программа начального общего образования содержит установки на обучение школьников нормам и правилам речевого этикета: «Выпускник научится адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание ..., владеть диалогической формой коммуникации» [21, с. 15].
Особенно актуальным данный вопрос является в наши дни, когда у младших школьников существует возможность изучать и общаться не на одном и даже не на двух различных языках, но при этом снижен уровень культуры речевого поведения, отсутствует такт, умение вести себя в общественных местах, деликатность. В условиях двуязычия, когда наблюдается разница как менталитете и лингвокультуре языков, необходима специальная работа, корректирующая коммуникативное поведение детей- билингвов, которое находит отражение в речевом этикете. Другими словами, возникает острая необходимость знакомить учащихся и изучать с ними нормы и традиции общения, связанные с речевым оформлением, тематикой и особенностями организации общения в определённых коммуникативных условиях.
Цель - выявить особенности владения этикетной речью младших школьников национальной республики.
Объект исследования: речевой этикет как элемент речевой культуры младших школьников.
Предмет исследования: актуальное состояние владения этикетной речью младших школьников национальной республики.
Гипотеза исследования заключается в том, что критерии сформированности этикетной речи у младших школьников в начальной школе национальной республики, такие как:
знание норм, правил, формул речевого этикета;
способность использовать формулы речевого этикета на основе анализа речевой ситуации;
умение проявлять речевой этикет в различных ситуациях взаимодействия;
сформированы у обучающихся преимущественно на среднем уровне.
Задачи исследования:
1. Анализ лингвистической, психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования;
2. Определение критериев сформированности этикетной речи у младших школьников в начальной школе национальной республики;
3. Проведение эксперимента;
4. Анализ результатов исследования;
5. Разработка фрагментов урока, направленных на совершенствование владения этикетной речью у младших школьников 3-его класса
Методы исследования:
Теоретические: анализ литературы по теме исследования, сравнение и обобщение результатов исследования;
Эмпирические: эксперимент.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Теоретический анализ литературы по проблеме исследования позволяет сделать следующие выводы.
Лингвистика располагает описанием понятия «речевой этикет». Вслед за Н.И. Формановской, под речевым этикетом мы понимаем регулирующие коммуникацию правила речевого поведения, систему национально специфичных стереотипных, устойчивых формул общения, принятых и предписанных обществом для установления контакта собеседников, его поддержания и прерывания в избранной тональности. Обучение младших школьников речевому этикету на уроках русского языка с большей эффективностью происходит при условии реализации в образовательном процессе аксиологического и коммуникативного подходов.
Изучив особенности изучения речевого этикета в условиях двуязычия, можно прийти к выводу, что необходимо проводить специальную работу по обучению младших школьников правилам речевого поведения, основанного на этикетных нормах. В процессе работы важно принимать во внимание следующие особенности изучения речевого этикета: индивидуальные особенности ребенка; возрастные новообразования младшего школьника; делать сравнительный показ истории возникновения этикетных норм в изучаемых языковых культурах; изучение речевого этикета проводить с опорой на информацию о разговорных правилах, установленных в той стране, язык которой изучается школьником; учитывать позицию «от простого к сложному». Необходимым компонентом изучения речевого этикета является выработка у обучающихся привычки относиться с уважением к собеседнику, проявлять к нему учтивость, быть вежливым.
Анализ показал, что современные УМК по русскому языку («Школа России», «Перспектива») содержат установки на обучение младших школьников речевому этикету, а также обладают определенными возможностями для обучения речевому этикету. Особенно важно отметить, что УМК насчитывают достаточное количество заданий на работу в паре, что способствует обучению сотрудничеству, положительно сказывается на развитии умений коммуникации, приобретении опыта уместного использования единиц речевого этикета.
Составив диагностическую программу сформированности этикетной речи у младших школьников, пришли к выводу, что уровень сформированности речевого этикета выявляется с помощью диагностического инструментария, к которому относятся разработанные критерии и показатели. Для проведения диагностического исследования, мы выделили такие критерии сформированности речевого этикета учащихся, как: когнитивный; рефлексивный; деятельностный. Когнитивный критерий исследовался с помощью методики анкет «Знание правил речевого этикета», «Твой вежливый словарь». С помощью диагностического задания «Дополни диалоги» мы изучали уровень рефлексивный критерия речевого этикета. Диагностическое задание «Составь диалог к ситуации» было направлено на определение уровня поведенческого критерия речевого этикета. В ходе диагностики было выявлено, что по всем выделяемым критериям школьники находятся преимущественно на среднем уровне владения этикетной речью. В ходе анализа результатов были выявлены следующие особенности владения этикетной речью: ограниченный круг наиболее стандартных речевых формул; большие трудности при подборе и использовании формул речевого этикета в ситуация общения со сверстниками; неуверенность и смущение при необходимости использования формул речевого этикета на русском языке.
Для большей систематизации работы над русской этикетной речью в ситуации двуязычия мы предлагаем, помимо специально организованных уроков по русскому этикету, включать этикетные фрагменты в стандартные уроки русского языка. С этой целью нами были разработаны фрагменты уроков для 3-его класса, в ходе которых расширяется и углубляется материал о правилах поведения, а также отрабатывается владение этикетными в разных ситуациях стандартизированного речевого общения: приветствие, знакомство, прощание, благодарность, извинение, комплимент, просьба.
...


1 Азимов, Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. - М.: Русский язык. Курсы, 2019. - 496 с.
2 Белова, А.С. Английский речевой этикет / А.С. Белова, С.В. Сырескина // Молодежь и XXI век - 2016, - С. 183-186.
3 Верещагин, Е.М. Язык и культура / Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров. - М. : МГУ, 2001 - 348 с.
4 Елизарова, Г.В. Культура и обучение иностранным языкам / Г.В. Елизарова. - СПб. : КАРО, 2012 - 101 с.
5 Зимовец, Н.В. К вопросу о значении и переводе имени «Гарри Поттер» в романах Дж. К. Роулинг / Н.В. Зимовец // Вестник МГОУ. - 2011. - № 5. - С. 87-92.
6 Зиновьева, Т.И. Методическая система развития речевой деятельности на основе принципа ориентации на риторический идеал / Т.И. Зиновьева // Начальная школа. - №9. - 2020. - С. 27-30.
7 Зиновьева, Т.И. Обучение речевому этикету / Т.И. Зиновьева. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - С. 374- 381.
8 Канакина, В.П. Русский язык / В.П. Канакина, В.Г. Г орецкий. - М.: Просвещение,2017. - 143 с.
9 Канакина, В.П. Русский язык. 1 класс: учеб. для общеобразоват. Учреждений / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. - (Школа России). Ч. 1 / - М.: Просвещение, 2017. - 143 с.
10 Канакина, В.П. Русский язык. 2 класс / В.П. Канакина, В.Г. Горец- кий. - М.: Просвещение,2017. - 143 с.
11 Канакина, В. П. Русский язык. 3 класс / В.П. Канакина, В.Г. Горец- кий. - М.: Просвещение, 2017. - 161 с.
12 Канакина, В.П. Русский язык. 4 класс / В.П. Канакина, В.Г. Горец- кий. - М.: Просвещение,2017. - 161 с.
13 Киселёва, Ю.А. Обучение младших школьников речевому этикету В процессе освоения начального курса русского языка / Ю.А. Киселева // Начальная школа плюс до и после. - 2017. - № 3. - С. 18-23.
14 Климанова Л. Ф. Русский язык. 1 класс: академический школьный учебник / Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. - М.: Просвещение, 2016. - 129 с.
15 Климанова, Л. Ф. Русский язык. 2 класс / Л.Ф. Климанова, Т.В. Ба­бушкина. - М.: Просвещение,2)16. - 143 с.
... всего 44 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ