Введение 3
I. Глава. Анализ научной литературы по проблеме исследования 8
1.1. Коммуникативная сторона деятельности общения как
объект междисциплинарного исследования 8
1.2. Развитие коммуникативной стороны деятельности
общения в онтогенезе 19
1.3 Особенности коммуникации при задержке речевого развития 29
1.4. Обзор методик коррекционно-педагогической работы с детьми раннего возраста, имеющими задержку речевого развития 39
II. Глава. Констатирующий эксперимент и его анализ 48
2.1. Организация и методика исследования 48
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 53
2.3. Методические рекомендации коррекционнопедагогической направленности по развитию коммуникативных умений у детей 3-его года жизни с
59
задержкой речевого развития.
Заключение 66
Список литературы 70
Приложение 75
Экологическая, демографическая, экономическая и социокультурная обстановка в стране приводит к увеличению числа детей с трудностями в развитии. Мы живем в крупных городах, где с каждым годом увеличивается количество вредоносных факторов, влияющих на развитие плода. Увеличивается средний возраст рожениц.
Исходя из положения Л.С. Выготского о том, что первичное нарушение непосредственно вытекает из биологического характера болезни, можно предположить, что дети с осложненным медицинским анамнезом составляют резерв коррекционной работы дефектологов, психологов, логопедов. Данные специальной психологии и педагогики свидетельствуют: в настоящее время наиболее распространенными являются речевые нарушения (Е.Ф.Архипова, Ю.А. Разенкова, Е.А.Стребелева и др.).
В данной работе мы изучали особенности коммуникативных умений у детей 3-его года жизни с задержкой развития речи. Задержка речевого развития рассматривается как отставание от возрастной нормы речевого развития в возрасте до 3 лет.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (от 17 октября 2013 г., приказ N 1155) социально-коммуникативное и речевое развитие, являются основными из приоритетных образовательных областей и отражены в целевых ориентирах образования в младенческом и раннем возрасте. Уровень сформированности коммуникативных умений влияет на взаимодействие с окружающими, процесс социализации, развитие личности ребенка.
Проявления задержки речевого развития у детей глубоко изучены многими авторами в психолого-педагогическом аспекте (Т.А. Датешидзе, О.Е. Громова, Е.М. Мастюкова. Е.А.Стребелева, Ю.А. Разенкова и др.). Однако сложность диагностики, полиморфность этиологии и симптоматики задержки речевого развития в раннем возрасте, различный уровень коммуникативного 3
развития детей обуславливают необходимость дальнейшего всестороннего изучения данной проблемы, в частности, изучения сформированности коммуникативных умений в значимых видах деятельности по показателям: коммуникабельность, активность, инициативность, продолжительность, экспрессивность общения, характеристика речевых высказываний.
Проблема исследования заключается в изучении особенностей и уровней сформированности коммуникативных умений у детей 3-его года жизни с задержкой речевого развития в значимых видах деятельности, а также в составлении методических рекомендаций коррекционно-педагогической направленности по развитию коммуникативных умений у детей данной категории.
Объект исследования. Коммуникативная сторона деятельности общения.
Предмет исследования. Особенности коммуникативных умений у детей 3-его года жизни с задержкой речевого развития.
Гипотеза исследования.
1. Коммуникативные умения - это умения использовать средства коммуникации в процессе общения, характеризующиеся следующими показателями, предложенными Е.Г. Федосеевой:
1) коммуникабельность (легкость вступления в общение, мотивация, наличие заинтересованности в контакте);
2) активность (активность, инициативность, продолжительность
общения);
3) экспрессивность общения (разнообразие средств общения: слово, жесты, мимика, пластика и другие невербальные проявления, их выразительность, эмоциональное состояние);
4) характеристика речевых высказываний.
2. У детей 3-его года жизни с задержкой речевого развития выше перечисленные показатели неоднородны по уровню сформированности: по некоторым из показателей дети данной категории приближены к уровню сформированное у типично развивающихся сверстников, по другим же, напротив, имеют значительное отставание.
...
Проанализировав литературу, рассматривая функции общения, всеми авторами подчеркивается его коммуникативная направленность. В настоящее время общепринятой точкой зрения является идея единства общения и коммуникации и подчёркивается специфика коммуникативной деятельности. Большинство исследователей понимают коммуникацию как одну из сторон деятельности общения, направленную на обмен информацией. В структуре коммуникативной деятельности выделяют следующие компоненты: предмет, потребность, мотив, действия, задачи, средства и продукты общения. Для осуществления успешной коммуникации необходима сформированность не только вербальных и невербальных средств, но и коммуникативных умений, то есть умений свободно и адекватно использовать имеющиеся средства коммуникации в меняющихся условиях естественного живого общения, т.е проявлять коммуникабельность, активность, инициативность, продолжительность, экспрессивность общения, использовать речевые высказывания.
В дошкольном возрасте общение проходит несколько этапов развития, каждый из которых характеризуется рядом новообразований. Их выделение позволяет говорить о существовании форм общения, каждая из которых обеспечивает актуальные потребности психического развития. В общении со взрослыми ребенок усваивает исторически социальный опыт, а вступая в контакт со сверстниками, обогащает его, где приобретает не только качественно новые знания, но формирует адекватное представление о себе, начинает осознавать себя как субъект в системе социальных отношений. Речь как средство общения, как его операция возникает на определенном этапе развития коммуникативной деятельности. Ее возникновение и развитие обусловлены нуждами общения и общей жизнедеятельности ребенка. К 3-м годам дети овладевают ситуативно-личностной и ситуативно-деловой формами общения и используют в общении как широкий спектр невербальных средств общения (экспрессивно мимические и предметно действенные), так и речевые (фразовая речь).
Речь детей с задержкой речевого развития характеризуется наличием большого количества звукоподражательных возгласов и облегченных слов. При этом дети очень часто дополняют свою речь жестами и выразительной мимикой. Пассивный словарь у таких детей чаще всего на номинативном уровне, т. е. они ориентируются в названиях предметов, показывают некоторые изображения, но не понимают вопросов косвенных падежей, с трудом ориентируются в названиях действий. Дети с задержкой речевого развития затрудняются передать акцентно-просодическую модель слова.
Задержка в развитии речи отражается на формировании всей психики ребенка. Она затрудняет общение ребенка с окружающими, препятствует правильному формированию познавательных процессов, влияет на эмоционально-волевую сферу.
Проявления задержки речевого развития у детей глубоко изучены многими авторами в психолого-педагогическом аспекте (Т.А. Датешидзе, О.Е. Громова, Е.М. Мастюкова. Е.А.Стребелева, Ю.А. Разенкова и др.). Однако сложность диагностики, полиморфность этиологии и симптоматики задержки речевого развития в раннем возрасте, различный уровень коммуникативного развития детей обуславливают необходимость дальнейшего всестороннего изучения данной проблемы, в частности, изучения сформированности коммуникативных умений в значимых видах деятельности по показателям: коммуникабельность, активность,
инициативность, продолжительность, экспрессивность общения,
характеристика речевых высказываний.
Нами был проведен констатирующий эксперимент, целью которого явилось выявление особенностей и уровня сформированности
коммуникативных умений у детей 3-его года жизни с задержкой речевого развития. Была составлена и проведена диагностика для выявления особенностей и сформированности коммуникативных умений у детей 3-его
года жизни с задержкой речевого развития в значимых видах деятельности. Были смоделированы ситуации общения и оценивание проводилось по показателям Федосеевой Е.Г. (коммуникабельность; активность; экспрессивность общения; характеристика речевых высказываний).
...
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М., 1997. - 400с.
2. Арушанова А.Г. Формирование грамматического строя речи. - М., - 2005. - 296с.
3. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие для студентов педагогических вузов. - М.: АСТ: Астрель, 2006. - 224с.
4. Ахутина, Т.В. Семантический синтаксис и ориентация на порядок слов в онтогенезе. В кн. Семантика в речевой деятельности (на материале онтогенеза) / Т.В. Ахутина, Б.М. Величковский, В. Кемпе. - М., 1988, С.5-19.
5. Бахарева К.С. Игры по развитию речи для детей дошкольного возраста. - Феникс, 2009. - 220с.
6. Белянин В.П. Психолингвистика: Учебник. - М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2004. - 232с.
7. Битова А. Л. Формирование речи у детей с тяжелыми речевыми нарушениями: начальные этапы работы//Особый ребенок: исследования и опыт помощи: Научно-практический сборник. - М.: Центр лечебной педагогики, 1999. - с. 44-52.
8. Бойков Д.И. Общение детей с проблемами в развитии: коммуникативная дифференциация личности: учебно-методическое пособие. - СПб: КАРО, 2005. - 280с.
9. Выготский Л.С. Основы дефектологии. - СПб.: Лань, 2003. - 654с.
10. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М. : Педагогика, 1991. - 425 с.
11. Герасимова А.С. Популярная логопедия. Занятия с дошкольниками. - Айрис-Пресс, 2009.
12. Глухов В.П. Основы психолингвистики: учебное пособие для студентов педвузов. - М.: АСТ: Астрель, 2005. - 351с.
13. Грибова О.Е. Что делать, если ваш ребенок не говорит? - СПб: Айрис- пресс, 2004. - 48с.
14. Гришвина А.В. и др. Игры - занятия с детьми раннего умственного и речевого развития. - М., 1988.
15. Громова О.Е. Задержка речевого развития: дизонтогенез или «особый» путь развития речи//Журнал «Логопед», 2007 - №3 - с. 26-32.
... всего 62 источников