Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности коммуникативных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в малокомплектной школе

Работа №149193

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы57
Год сдачи2022
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА с ОВЗ 6
§1.1. Сущность понятия коммуникативных универсальных учебных действий, виды коммуникативных универсальных учебных действий. Особенности развития коммуникативных УУД у младшего школьника с ОВЗ 6
§1.2. Особенности организации обучения в малокомплектной школе 14
§1.3. Возможности развивать коммуникативные УУД у младшего школьника с ОВЗ при помощи подвижных игр в малокомплектной школе 20
Выводы по первой главе 25
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ
КОММУНИКАТИВНЫХ УУД В УСЛОВИЯХ ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ПРОЦЕССА МАЛОУКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЫ 27
§2.1. Методы исследования коммуникативных УУД 27
§2.2 Анализ и интерпретация результатов 34
§2.3. Рекомендации по формированию коммуникативных универсальных учебных действий у младшего школьника с ОВЗ в малокомплектной школе 38
Выводы по второй главе 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 56

Актуальность исследования. Формирование личности ребенка в условиях современной системы образования обеспечивается том числе через развитие коммуникативных универсальных учебных действий (далее - коммуникативных УУД), являющихся инвариантной базой учебного процесса. Овладение детьми коммуникативных УУД в значительной степени обеспечивает успешное усвоение учебных знаний.
Формирование коммуникативных УУД у обучающихся начальной школы с ограниченным возможностями организма (далее - ОВЗ) конкретизируются посредством требований ФГОС НОО, Фундаментального ядра содержания общего образования [27], Стандарта к личностным и предметным результатам освоения адаптированной основной общеобразовательной программы (далее - АООП).
Коммуникативные УУД играют важную роль в последующей социализации детей с ОВЗ и потому объединяют в себе ряд задач, стоящих перед школой. Во-первых: всем участникам образовательных отношений необходимо плодотворно и бесконфликтно сотрудничать, а во-вторых - необходимо управлять своим психоэмоциональным состоянием, уметь точно формулировать свои мысли с целью структурирования эффективного взаимодействия.
Коммуникативные УУД, обеспечивая ребенку с ОВЗ социальную компетентность и учет мнений и позиций окружения, способность участвовать в коллективном обсуждении проблем и вообще интегрироваться в группу сверстников, должны быть хорошо изучены на уровне методики формирования.
Однако, это далеко не так. Дело в том, что процесс формирования коммуникативных УУД и детей с ОВЗ требует учета всех реалий в организации учебного процесса. Особенно остро вопрос обеспеченности определенными требованиями стоит в малокомплектных сельских школах. Как известно они характеризуются особой спецификой и острыми
проблемами: разновозрастностью в обучении, нехваткой
квалифицированных кадров и проблемами с актуальным оборудованием учебного процесса.
Кроме всего, современный этап развития школьной дидактики для детей с ОВЗ характеризуется различными видами геймификации. В этой связи необходимо по-новому взглянуть на потенциал народной игровой педагогики.
Исследование вопроса формирования коммуникативных УУД у детей младшего школьного возраста с ОВЗ в малокомплектной школе актуально. Проблема в настоящее время изучена недостаточно. Изучение данной тематики позволит выявить новые вводные реалий образовательного процесса и сформулировать пути их психолого-педагогического решения.
Объект исследования: коммуникативные УУД у детей с ОВЗ на уровне начального общего образования.
Предмет исследования: особенности КУУД у младших школьников с ОВЗ в условиях малокомплектной школы.
Гипотеза исследования: коммуникативные УУД у детей младшего школьного возраста с ОВЗ в малокомплектной школе преимущественно сформированы на среднем уровне и определяются умением ребенка устанавливать дружеские отношения со сверстниками, согласовывать усилия по достижению общей цели, учитывать позицию собеседника.
Цель исследования: выявить особенности развития КУУД у младших школьников с ОВЗ в условиях малокомплектной школы и разработать развивающую программу.
Задачи исследования:
1. Определить сущность понятия коммуникативных учебных действий и рассмотреть их виды.
2. Изучить специфику формирования коммуникативных УУД у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
3. Описать игры как средство развития коммуникативных
универсальных учебных действий.
4. Провести диагностику УУД у детей младшего школьного возраста с ОВЗ.
5. Осуществить анализ результатов диагностики.
6. Составить развивающую программу для младших школьников с ОВЗ.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Коммуникативные УУД являются важнейшим аспектом социализации детей с ОВЗ и включают в себя ряд задач, стоящих перед образовательной организацией. Все участники образовательных отношений должны действовать в особой слаженности в процессе выполнения специальных методических и воспитательных действий, направленных на их формирование. Коммуникативные УУД, обеспечивая ребенку с ОВЗ социальную компетентность и учет мнений и позиций окружения, способность участвовать в коллективном обсуждении проблем и вообще интегрироваться в группу сверстников.
Процесс формирования коммуникативных УУД и детей с ОВЗ требует учета всех особенностей организации учебного процесса в малокомплектных сельских школах. Как известно они характеризуются особой спецификой: разновозрастным наполнением классов и учебных групп, нехваткой квалифицированных кадров и учебного оборудования.
С другой стороны, малокомплектная школа дает возможность более пристального внимания учителей и психологов к детям по причине небольшого количества учеников в учреждении.
На базе МКОУ Хандальской СОШ был осуществлен констатирующий эксперимент по определению уровня сформированности КУУД у детей начальной школы с ОВЗ. В данном исследовании участвовали дети 1-2 классов (разновозрастная группа малокомплектной школы) с задержкой психического развития. Количество детей в разновозрастной группе - 4 человека.
По итогам констатирующего эксперимента нами выявлено, что у 50 % средний уровень сформированности КУУД, у 25% от всей выборки низкий уровень развития КУУД. И у 25% детей с ОВЗ выявлен высокий уровень развития КУУД.
Эксперимент выявил тот факт, что у детей есть проблема в коммуникации со сверстниками, существуют определенные разногласия в установлении отношений.
На основе полученных данных нами создана коррекционно- развивающая программа по развитию КУУД у детей с ОВЗ в условиях малокомплектной школы.
В качестве основной методики проведения занятий с детьми была выбрана методика подвижных игр. Именно игра является частью как патриотического, так и эстетического, физического воспитания детей.
С помощью подвижных игр у детей формируется заинтересованное, уважительное отношение к родной культуре. Игры позволяют формировать положительный эмоциональный фон на занятиях, что приводит к установлению контакта сверстников между собой, что способствует формированию коммуникативных навыков.
Таким образом, для детей с ОВЗ, одним из эффективных методов развития КУУД является использование игровых технологий, которая представляет собой методику воздействия на детей с использованием игры, где дети естественным образом взаимодействуют между собой, приобретая знания о моделях поведения, привычках друг друга, формируя собственную модель поведения.
Использование игры позволяет использовать ведущую для ребенка деятельность, которая вызывает у него интерес к участию в ней. Формирование игровой деятельности ребенка с ОВЗ происходит в условиях проведения специально организованных педагогом занятий. и лишь затем полученные навыки переносятся в свободную деятельность детей. Использование подвижных игр позволяет изменить привычные для ребенка условия взаимодействия со сверстниками и взрослыми, за счет изменения внутри игровой ситуации, тем самым стимулируя к развитию общения, развивая коммуникативную компетентность.


1. Акимова М. К. Психодиагностика: Теория и практика : уч. для бакалавров / М. К. Акимова, К. М. Гуревич. - М. : Юрайт, 2014 - 240 с.
2. Акимова О. И. Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья О. И. Акимова // Инклюзивное образование. - 2011. - С. 10.
3. Алехина С. В. О мониторинге инклюзивного процесса в образовании / С. В. Алехина // Инклюзивное образование. - 2011. - С. 20.
4. Арефьева О.М. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных умений младших школьников Начальная школа плюс до и после / О.М. Арефьева. - 2012. № 2. - 76с.
5. Артёмкина Т. Е. Формирование коммуникативных навыков у младших школьников средствами фольклора / Т. Е. Артёмкина // Вестник московского государственного областного университета. Серия: педагогика. - 2012. - № 1. - С. 21-25.
6. Архипова Е. Ф. Организация работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности / Е. Ф. Архипова // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2015. - № 6 (58).
7. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А.: Формирование универсальных учебных действий в начальной школе / А.Г. Асмолов. - М.: Просвещение, 2010. -С 39-46.
8. Бойков Д.И., Бойкова С.В. Как учить детей общаться: Руководство для детского психолога и логопеда / Д.И. Бойков. - СПб.: НОУ "СОЮЗ", 2014.-576с.
9. Волосникова Л. М. К вопросу о теории и практике инклюзивного образования / Л. М. Волосникова, В. М. Чимаров, Н. Н. Малярчук // Валеология. - 2015. - № 1. - С. 37-42.
10. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М., 2018.-67с.
11. Гнатюк О. Л. Основы теории коммуникации / О. Л. Гнатюк. - М: Бакалавриат, 2012. - 360 с.
12. Гришанова И.А. Дидактическая концепция формирования коммуникативной успешности младших школьников / И.А. Гришанова. Ижевск. 2017.-47с.
13. Диагностика готовности ребенка к школе/Под ред. Н.Е. Вераксы. - М., 2010. - С 4-8.
14. Дияк А. А. Экспериментальное изучение особенностей развития коммуникативных навыков у обучающихся с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования / А. А. Дияк // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза в условиях реализации ФГОС : материалы Всерос. науч.-практ. конф. студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей (26—27 апреля 2018 г., г. Екатеринбург, Россия) / Урал. гос. пед. ун-т., Ин-т спец. образования. — Екатеринбург, 2017. — С. 82-84.
15. Емельянова О. Н. Формирование коммуникативной компетентности обучающихся средствами информационных технологий (на примере обучения иностранным языкам) / О. Н. Емельянова // Новая наука: современное состояние и пути развития. - 2015. - № 6-2. - С. 28-33.
... всего 29 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ