Особенности коммуникативных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в малокомплектной школе
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА с ОВЗ 6
§1.1. Сущность понятия коммуникативных универсальных учебных действий, виды коммуникативных универсальных учебных действий. Особенности развития коммуникативных УУД у младшего школьника с ОВЗ 6
§1.2. Особенности организации обучения в малокомплектной школе 14
§1.3. Возможности развивать коммуникативные УУД у младшего школьника с ОВЗ при помощи подвижных игр в малокомплектной школе 20
Выводы по первой главе 25
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ
КОММУНИКАТИВНЫХ УУД В УСЛОВИЯХ ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ПРОЦЕССА МАЛОУКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЫ 27
§2.1. Методы исследования коммуникативных УУД 27
§2.2 Анализ и интерпретация результатов 34
§2.3. Рекомендации по формированию коммуникативных универсальных учебных действий у младшего школьника с ОВЗ в малокомплектной школе 38
Выводы по второй главе 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 56
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА с ОВЗ 6
§1.1. Сущность понятия коммуникативных универсальных учебных действий, виды коммуникативных универсальных учебных действий. Особенности развития коммуникативных УУД у младшего школьника с ОВЗ 6
§1.2. Особенности организации обучения в малокомплектной школе 14
§1.3. Возможности развивать коммуникативные УУД у младшего школьника с ОВЗ при помощи подвижных игр в малокомплектной школе 20
Выводы по первой главе 25
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ
КОММУНИКАТИВНЫХ УУД В УСЛОВИЯХ ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ПРОЦЕССА МАЛОУКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЫ 27
§2.1. Методы исследования коммуникативных УУД 27
§2.2 Анализ и интерпретация результатов 34
§2.3. Рекомендации по формированию коммуникативных универсальных учебных действий у младшего школьника с ОВЗ в малокомплектной школе 38
Выводы по второй главе 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 56
Актуальность исследования. Формирование личности ребенка в условиях современной системы образования обеспечивается том числе через развитие коммуникативных универсальных учебных действий (далее - коммуникативных УУД), являющихся инвариантной базой учебного процесса. Овладение детьми коммуникативных УУД в значительной степени обеспечивает успешное усвоение учебных знаний.
Формирование коммуникативных УУД у обучающихся начальной школы с ограниченным возможностями организма (далее - ОВЗ) конкретизируются посредством требований ФГОС НОО, Фундаментального ядра содержания общего образования [27], Стандарта к личностным и предметным результатам освоения адаптированной основной общеобразовательной программы (далее - АООП).
Коммуникативные УУД играют важную роль в последующей социализации детей с ОВЗ и потому объединяют в себе ряд задач, стоящих перед школой. Во-первых: всем участникам образовательных отношений необходимо плодотворно и бесконфликтно сотрудничать, а во-вторых - необходимо управлять своим психоэмоциональным состоянием, уметь точно формулировать свои мысли с целью структурирования эффективного взаимодействия.
Коммуникативные УУД, обеспечивая ребенку с ОВЗ социальную компетентность и учет мнений и позиций окружения, способность участвовать в коллективном обсуждении проблем и вообще интегрироваться в группу сверстников, должны быть хорошо изучены на уровне методики формирования.
Однако, это далеко не так. Дело в том, что процесс формирования коммуникативных УУД и детей с ОВЗ требует учета всех реалий в организации учебного процесса. Особенно остро вопрос обеспеченности определенными требованиями стоит в малокомплектных сельских школах. Как известно они характеризуются особой спецификой и острыми
проблемами: разновозрастностью в обучении, нехваткой
квалифицированных кадров и проблемами с актуальным оборудованием учебного процесса.
Кроме всего, современный этап развития школьной дидактики для детей с ОВЗ характеризуется различными видами геймификации. В этой связи необходимо по-новому взглянуть на потенциал народной игровой педагогики.
Исследование вопроса формирования коммуникативных УУД у детей младшего школьного возраста с ОВЗ в малокомплектной школе актуально. Проблема в настоящее время изучена недостаточно. Изучение данной тематики позволит выявить новые вводные реалий образовательного процесса и сформулировать пути их психолого-педагогического решения.
Объект исследования: коммуникативные УУД у детей с ОВЗ на уровне начального общего образования.
Предмет исследования: особенности КУУД у младших школьников с ОВЗ в условиях малокомплектной школы.
Гипотеза исследования: коммуникативные УУД у детей младшего школьного возраста с ОВЗ в малокомплектной школе преимущественно сформированы на среднем уровне и определяются умением ребенка устанавливать дружеские отношения со сверстниками, согласовывать усилия по достижению общей цели, учитывать позицию собеседника.
Цель исследования: выявить особенности развития КУУД у младших школьников с ОВЗ в условиях малокомплектной школы и разработать развивающую программу.
Задачи исследования:
1. Определить сущность понятия коммуникативных учебных действий и рассмотреть их виды.
2. Изучить специфику формирования коммуникативных УУД у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
3. Описать игры как средство развития коммуникативных
универсальных учебных действий.
4. Провести диагностику УУД у детей младшего школьного возраста с ОВЗ.
5. Осуществить анализ результатов диагностики.
6. Составить развивающую программу для младших школьников с ОВЗ.
...
Формирование коммуникативных УУД у обучающихся начальной школы с ограниченным возможностями организма (далее - ОВЗ) конкретизируются посредством требований ФГОС НОО, Фундаментального ядра содержания общего образования [27], Стандарта к личностным и предметным результатам освоения адаптированной основной общеобразовательной программы (далее - АООП).
Коммуникативные УУД играют важную роль в последующей социализации детей с ОВЗ и потому объединяют в себе ряд задач, стоящих перед школой. Во-первых: всем участникам образовательных отношений необходимо плодотворно и бесконфликтно сотрудничать, а во-вторых - необходимо управлять своим психоэмоциональным состоянием, уметь точно формулировать свои мысли с целью структурирования эффективного взаимодействия.
Коммуникативные УУД, обеспечивая ребенку с ОВЗ социальную компетентность и учет мнений и позиций окружения, способность участвовать в коллективном обсуждении проблем и вообще интегрироваться в группу сверстников, должны быть хорошо изучены на уровне методики формирования.
Однако, это далеко не так. Дело в том, что процесс формирования коммуникативных УУД и детей с ОВЗ требует учета всех реалий в организации учебного процесса. Особенно остро вопрос обеспеченности определенными требованиями стоит в малокомплектных сельских школах. Как известно они характеризуются особой спецификой и острыми
проблемами: разновозрастностью в обучении, нехваткой
квалифицированных кадров и проблемами с актуальным оборудованием учебного процесса.
Кроме всего, современный этап развития школьной дидактики для детей с ОВЗ характеризуется различными видами геймификации. В этой связи необходимо по-новому взглянуть на потенциал народной игровой педагогики.
Исследование вопроса формирования коммуникативных УУД у детей младшего школьного возраста с ОВЗ в малокомплектной школе актуально. Проблема в настоящее время изучена недостаточно. Изучение данной тематики позволит выявить новые вводные реалий образовательного процесса и сформулировать пути их психолого-педагогического решения.
Объект исследования: коммуникативные УУД у детей с ОВЗ на уровне начального общего образования.
Предмет исследования: особенности КУУД у младших школьников с ОВЗ в условиях малокомплектной школы.
Гипотеза исследования: коммуникативные УУД у детей младшего школьного возраста с ОВЗ в малокомплектной школе преимущественно сформированы на среднем уровне и определяются умением ребенка устанавливать дружеские отношения со сверстниками, согласовывать усилия по достижению общей цели, учитывать позицию собеседника.
Цель исследования: выявить особенности развития КУУД у младших школьников с ОВЗ в условиях малокомплектной школы и разработать развивающую программу.
Задачи исследования:
1. Определить сущность понятия коммуникативных учебных действий и рассмотреть их виды.
2. Изучить специфику формирования коммуникативных УУД у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
3. Описать игры как средство развития коммуникативных
универсальных учебных действий.
4. Провести диагностику УУД у детей младшего школьного возраста с ОВЗ.
5. Осуществить анализ результатов диагностики.
6. Составить развивающую программу для младших школьников с ОВЗ.
...
Коммуникативные УУД являются важнейшим аспектом социализации детей с ОВЗ и включают в себя ряд задач, стоящих перед образовательной организацией. Все участники образовательных отношений должны действовать в особой слаженности в процессе выполнения специальных методических и воспитательных действий, направленных на их формирование. Коммуникативные УУД, обеспечивая ребенку с ОВЗ социальную компетентность и учет мнений и позиций окружения, способность участвовать в коллективном обсуждении проблем и вообще интегрироваться в группу сверстников.
Процесс формирования коммуникативных УУД и детей с ОВЗ требует учета всех особенностей организации учебного процесса в малокомплектных сельских школах. Как известно они характеризуются особой спецификой: разновозрастным наполнением классов и учебных групп, нехваткой квалифицированных кадров и учебного оборудования.
С другой стороны, малокомплектная школа дает возможность более пристального внимания учителей и психологов к детям по причине небольшого количества учеников в учреждении.
На базе МКОУ Хандальской СОШ был осуществлен констатирующий эксперимент по определению уровня сформированности КУУД у детей начальной школы с ОВЗ. В данном исследовании участвовали дети 1-2 классов (разновозрастная группа малокомплектной школы) с задержкой психического развития. Количество детей в разновозрастной группе - 4 человека.
По итогам констатирующего эксперимента нами выявлено, что у 50 % средний уровень сформированности КУУД, у 25% от всей выборки низкий уровень развития КУУД. И у 25% детей с ОВЗ выявлен высокий уровень развития КУУД.
Эксперимент выявил тот факт, что у детей есть проблема в коммуникации со сверстниками, существуют определенные разногласия в установлении отношений.
На основе полученных данных нами создана коррекционно- развивающая программа по развитию КУУД у детей с ОВЗ в условиях малокомплектной школы.
В качестве основной методики проведения занятий с детьми была выбрана методика подвижных игр. Именно игра является частью как патриотического, так и эстетического, физического воспитания детей.
С помощью подвижных игр у детей формируется заинтересованное, уважительное отношение к родной культуре. Игры позволяют формировать положительный эмоциональный фон на занятиях, что приводит к установлению контакта сверстников между собой, что способствует формированию коммуникативных навыков.
Таким образом, для детей с ОВЗ, одним из эффективных методов развития КУУД является использование игровых технологий, которая представляет собой методику воздействия на детей с использованием игры, где дети естественным образом взаимодействуют между собой, приобретая знания о моделях поведения, привычках друг друга, формируя собственную модель поведения.
Использование игры позволяет использовать ведущую для ребенка деятельность, которая вызывает у него интерес к участию в ней. Формирование игровой деятельности ребенка с ОВЗ происходит в условиях проведения специально организованных педагогом занятий. и лишь затем полученные навыки переносятся в свободную деятельность детей. Использование подвижных игр позволяет изменить привычные для ребенка условия взаимодействия со сверстниками и взрослыми, за счет изменения внутри игровой ситуации, тем самым стимулируя к развитию общения, развивая коммуникативную компетентность.
Процесс формирования коммуникативных УУД и детей с ОВЗ требует учета всех особенностей организации учебного процесса в малокомплектных сельских школах. Как известно они характеризуются особой спецификой: разновозрастным наполнением классов и учебных групп, нехваткой квалифицированных кадров и учебного оборудования.
С другой стороны, малокомплектная школа дает возможность более пристального внимания учителей и психологов к детям по причине небольшого количества учеников в учреждении.
На базе МКОУ Хандальской СОШ был осуществлен констатирующий эксперимент по определению уровня сформированности КУУД у детей начальной школы с ОВЗ. В данном исследовании участвовали дети 1-2 классов (разновозрастная группа малокомплектной школы) с задержкой психического развития. Количество детей в разновозрастной группе - 4 человека.
По итогам констатирующего эксперимента нами выявлено, что у 50 % средний уровень сформированности КУУД, у 25% от всей выборки низкий уровень развития КУУД. И у 25% детей с ОВЗ выявлен высокий уровень развития КУУД.
Эксперимент выявил тот факт, что у детей есть проблема в коммуникации со сверстниками, существуют определенные разногласия в установлении отношений.
На основе полученных данных нами создана коррекционно- развивающая программа по развитию КУУД у детей с ОВЗ в условиях малокомплектной школы.
В качестве основной методики проведения занятий с детьми была выбрана методика подвижных игр. Именно игра является частью как патриотического, так и эстетического, физического воспитания детей.
С помощью подвижных игр у детей формируется заинтересованное, уважительное отношение к родной культуре. Игры позволяют формировать положительный эмоциональный фон на занятиях, что приводит к установлению контакта сверстников между собой, что способствует формированию коммуникативных навыков.
Таким образом, для детей с ОВЗ, одним из эффективных методов развития КУУД является использование игровых технологий, которая представляет собой методику воздействия на детей с использованием игры, где дети естественным образом взаимодействуют между собой, приобретая знания о моделях поведения, привычках друг друга, формируя собственную модель поведения.
Использование игры позволяет использовать ведущую для ребенка деятельность, которая вызывает у него интерес к участию в ней. Формирование игровой деятельности ребенка с ОВЗ происходит в условиях проведения специально организованных педагогом занятий. и лишь затем полученные навыки переносятся в свободную деятельность детей. Использование подвижных игр позволяет изменить привычные для ребенка условия взаимодействия со сверстниками и взрослыми, за счет изменения внутри игровой ситуации, тем самым стимулируя к развитию общения, развивая коммуникативную компетентность.





