Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ ГРУППЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Работа №149187

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы73
Год сдачи2016
Стоимость5550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
37
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы межличностных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в полиэтнической группе дошкольного образовательного
учреждения 8
1.1. Характеристика понятия «полиэтническая группа» в научной
литературе 13
1.2. Межличностные взаимоотношения детей дошкольного
возраста 17
1.3. Полиэтническая группа дошкольного образовательного
учреждения 22
Выводы по первой главе 25
Глава 2. Эмпирическое исследование межличностных взаимоотношений
детей старшего дошкольного возраста в полиэтнической группе
дошкольного образовательного учреждения 27
2.1. Характеристика эмпирической выборки и методов
исследования 27
2.2. Изучение особенностей межличностных взаимоотношений детей
старшего дошкольного возраста в полиэтнической группе дошкольного образовательного учреждения 30
2.3. Комплекс социально-психологической работы с детьми старшего дошкольного возраста в полиэтнической группе по оптимизации
межличностных взаимоотношений 39
2.4. Анализ результатов проведения формирующих мероприятий 41
Выводы по второй главе 43
Заключение 46
Библиографический список 49
Приложения 53

Актуальность. Полиэтническое образование является одной из самых сложных и злободневных проблем сегодняшнего дня. Образование, начиная с дошкольного, должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, ребенок осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в мире, и с другой - привить ему уважение к другим этносам. Ребенок должен постепенно в практике реального общения открывать для себя сходства и различия с другими людьми.
Определение социально-психологических критериев эффективного формирования межличностных отношений детей в полиэтнической, многонациональной группе вносит дополнительные направления для исследований педагогов и психологов. Обширный круг вопросов, важных для научного обоснования теории и практики социального опыта ребенка в поликультурном образовательном пространстве, рассматривается в трудах зарубежных психологов и педагогов Э. Берна, Р. Бернса, У. Глассера, З. Фрейда, Э. Эриксона, К. Юнга.
В понимание сущности феномена полиэтнической группы огромный вклад внесли этнологические теории и концепции А.А. Рояк и Л.И. Новиковой.
Взаимодействие со сверстниками неотъемлемое условие для полноценного развития ребенка. Оно является фактором формирования коммуникативных качеств его личности, коллективных взаимоотношений. Вырастая, дети все усвоенные способы общения, модель взаимоотношений, применяют и во взрослой жизни. Очевидно, что если у ребенка не в полной мере сформирована способность к построению взаимоотношенийс другими детьми, в том числе с детьми различных наций, то в последующем у него могут возникать конфликты на почве нетерпимости, неприятия человека другой национальности.
Несвоевременная социально-психологическая помощь при
возникновении конфликтов детей в межнациональной среде, недостаточное количество специально разработанных программ, делают изучение проблемы развития межличностных взаимоотношений в полиэтнической группе дошкольного образовательного учреждения одной из актуальных и значимых.
Цель исследования: выявить особенности межличностных
взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в полиэтнической группе дошкольного образовательного учреждения.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научную литературу по проблеме исследования (уточнить понятия «полиэтническая группа», «межличностные взаимоотношения дошкольников» «полиэтническая группа дошкольного образовательного учреждения»).
2. Подобрать методики диагностики, позволяющие исследовать особенности межличностных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в полиэтнической группе дошкольного образовательного учреждения.
3. Эмпирическим путем выявить особенности межличностных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в полиэтнической группе.
4. Разработать и апробировать комплекс социально психологических мероприятий для детей старшего дошкольного возраста в полиэтнической группе дошкольного образовательного учреждения по оптимизации межличностных взаимоотношений.
5. Выявить эффективность проделанной работы.
Объект исследования - межличностные взаимоотношения.
Предметом исследования являются особенности межличностных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в полиэтнической группе дошкольного образовательного учреждения.
Гипотеза исследования. Межличностные взаимоотношения детей старшего дошкольного возраста в полиэтнической и моноэтнической группе дошкольного образовательного учреждения имеют отличия. При этом к особенностям межличностных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в полиэтнической группе относятся следующие: индекс психологической сплоченности в группе в целом больше, чем в моноэтнической; инициативность детей и чувствительность к воздействию сверстника более выражена; в то же время эмоциональный фон взаимоотношений детей может быть более конфликтным.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Основополагающими качествами личности в полиэтническом обществе, по мнению Р. Майерса, являются миролюбие, альтруизм, сотрудничество и солидарность, как главные человеческие ценности. Вполне естественно, что любой человек, независимо от своей национальной принадлежности, хорошо развитый не только в физическом и умственном, но и в социальном, нравственном и эмоциональном плане, не изолированный от инонациональных культур, принесет большую пользу своей семье, обществу и стране, чем тот, кто этими качествами не обладает.
С учетом названных обстоятельств, определение социально­психологических критериев эффективного формирования межличностных отношений детей в полиэтнической, многонациональной группе представляется нам одной из самых сложных, но злободневных задач сегодняшнего дня.
Эти особенности определили необходимость поиска эффективного содержания, средств и методов развития гуманного, позитивного отношения к людям независимо от их национальной принадлежности, начиная с дошкольного возраста, когда дети наиболее восприимчивы не только к человеческим ценностям, но и к отрицательным проявлениям. Дело в том, что уникальные благоприятные условия, создаваемые спецификой данного возраста, больше не повторятся, и то, что будет «недобрано» здесь, наверстать в дальнейшем будет трудно.
В рамках данной работы было проведено эмпирическое исследование. В ходе этого исследования были решены следующие задачи:
1. Проанализирована научная литература по проблеме исследования: уточнены понятия «полиэтническая группа», «межличностные взаимоотношения дошкольников» «полиэтническая группа дошкольного образовательного учреждения».
2. Подобраны методики диагностики, позволяющие исследовать особенности межличностных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в полиэтнической группе дошкольного образовательного учреждения.
3. Эмпирическим путем выявлены особенности межличностных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в полиэтнической группе.
4. Разработан и апробирован комплекс социально психологических мероприятий для детей старшего дошкольного возраста в полиэтнической группе дошкольного образовательного учреждения по оптимизации межличностных взаимоотношений.
Решение указанных задач позволило доказать гипотезу исследования о том, что межличностные взаимоотношения детей старшего дошкольного возраста в полиэтнической и моноэтнической группе дошкольного образовательного учреждения имеют отличия. При этом к особенностям межличностных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в полиэтнической группе относятся следующие: индекс психологической сплоченности в группе в целом больше, чем в моноэтнической; инициативность детей и чувствительность к воздействию сверстника более выражена; в то же время эмоциональный фон взаимоотношений детей может быть более конфликтным.
Также по результатам проведенного исследования был сделан вывод о том, что, коммуникативные навыки и способности построить положительные взаимоотношения в группе сверстников у детей старшего дошкольного возраста лучше формируются в условиях полиэтнической группы.


1. Абсалямова А.Г. Мультикультурализм в постсоветском образовательном пространстве: методология понятий // Дошкольное воспитание. - 2005, №5.
2. Абсалямова А.Г. Организация педагогического процесса в многонациональном ДОУ // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2004, №5.
3. Бердяев Н.А. Судьба России. - М.: Изд-во АСТ, 2004.
4. Берн Э. Игры, в которые играют люди : психология человеческих отношений. Люди, которые играют в игры : психология человеческой судьбы : пер. с англ. - Санкт-Петербург; Москва : Университетская книга, 1998. - 398 с.
5. Гукаленко О.В. поликультурное образование: теория и практика. - Ростов н/Д, 2003.
6. Евлешина Н.А. Социальное воспитание в детском общественном объединении. - М.: Изд-во Канон+РООИ «Реабилитация».
7. Киричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы: теоретические и прикладные аспекты. - М.:Изд-во МГУ, 1993.
8. Кисловская В.Р. Школьники в среде сверстников и взрослых. Алма- Ата: Мектеп, 2005. 40 с.
9. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Ярославль: Академия развития, 2006. 240 с.
10. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива : Система личных взаимодействий. 2-е изд., дополн. и перераб. Минск: Народная ас­вета, 2004. 239 с.
11. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1988. 190 с.
12. Коломинский Я.Л., Харин С.С. Становление субъективной социальности у детей раннего возраста // Вопросы психологии. 2001. № 6. С. 21-30.
13. Комаров В. Культура межнационального общения: О
постановке воспитательной работы в школе // Народное образование. 2003. № 5. С. 6567.
14. Кон И.С. Ребенок и общество: ( историко-этнографическая
перспектива ) / АН СССР. Институт этнографии им. Н.Н.Миклухо-Маклая. М.: Наука, 2008. 269 с.
15. Корнеева Е.И. Фольклорные праздники и развлечения в патриотическом воспитании дошкольников. Автореф. дисс.канд.пед.наук. М., 1995.20 с.
... всего 55 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ