Введение 3
Глава 1- Двусторонние отношения Соединенных Штатов Америки и Боливарианской республики Венесуэла 7
Параграф 1- Динамика взаимоотношений Боливарианской республики Венесуэла и Соединенных Штатов 7
Параграф 2- Особенности и направления двусторонних отношений в период президентства Николаса Мадуро. 12
Параграф 3-Изменения в отношениях двух стран в условиях острого внутриполитического кризиса в Венесуэле. 18
Глава 2-Характер и следствия венесуэльско-американского антагонизма 29
Параграф 1-Влияние Соединенных Штатов Америки на внешнюю политику Боливарианской республики Венесуэла 29
Параграф 2 - Перспективы и риски дальнейшего двустороннего сотрудничества 37
Заключение 47
Список источников и литературы 51
Уже на протяжении трех десятилетий продолжается противостояние Боливарианской Республики Венесуэла и Соединенных Штатов Америки. Несмотря на все противоречия, страны всегда оставались основными партнерами друг друга. США всегда рассматривали Венесуэлу в качестве своего основного экспортера нефти и нефтепродуктов, а также импортера американских товаров. Даже при президенте Уго Чавесе, который согласно идеологии «социализма 21 века» следовал антиамериканскому и антиимпериалистскому направлению внешней политики своей страны, отношения между государствами все равно развивались и сотрудничество продолжалось.
Однако со смертью Чавеса и сменой политической власти в стране двусторонние отношения стран начали ухудшаться. Особое негативное влияние оказали внутриполитическая и внутриэкономическая ситуации в Боливарианской республике Венесуэла (БРВ), а также вовлечение Соединенных Штатов во внутреннюю политику Венесуэлы с целью разрешения кризиса в латиноамериканской стране. Кризис внутри страны вышел за рамки Венесуэлы отчасти из-за вмешательства Вашингтона и оказал сильное негативное влияние на образ Боливарианской республики как внутри региона, так и на всей международной арене.
В данной работе сделана попытка рассмотреть основные аспекты американо-венесуэльского антагонизма, а также изучить влияние Соединенных Штатов на внутриполитическую ситуацию в Боливарианской республике. В работе раскрываются двусторонние отношения США и Венесуэлы в период с 2013-2023гг., то есть с момента смерти Уго Чавеса и по настоящее время. Для более подробного изучения проблемы в данной работе будет также рассмотрен небольшой период президентства команданте Чавеса, а также основные черты и идеи его внешней политики на американском направлении.
Для полноценного понимания взаимодействия внутренней и внешней политики страны требуется исследование, которое осветит вопрос о том, как Соединенные Штаты влияют на внутриполитический кризис Боливарианской республики.
Актуальность данного исследования обусловлена сложной ситуацией в американо-венесуэльских отношениях, которая усугубляется острым внутриполитическим кризисом в Боливарианской республике.
Объект исследования ––американский вектор внешней политики Боливарианской республики Венесуэла; венесуэльский вектор внешней политики Соединенных Штатов.
Предмет исследования –– отношения Боливарианской республики Венесуэла и Соединенных Штатов на современном этапе.
Цель работы –– Определить степень влияния Соединенных Штатов Америки на внешнюю и внутреннюю политику Боливарианской республики Венесуэла.
Для реализации данной цеди были поставлены следующие задачи:
1) Изучить взаимоотношения Венесуэлы и Соединенных Штатов в период президентства Николаса Мадуро
2) Проанализировать изменения во взаимоотношениях БВР и США с началом внутриполитического кризиса
3) Выяснить причины, характер и следствия венесуэльско-американского антагонизма
4) Рассмотреть перспективы и риски дальнейших взаимоотношений двух стран
База источников и литературы по выбранной теме довольно обширна: постараемся кратко отметить ключевые работы, которые были использованы при выполнении данного исследования. Достаточно много работ были посвящены двусторонним отношениям Боливарианской республики Венесуэла и Соединённых Штатов в периоды президентства Дональда Трампа и Джозефа Байдена, а также сравнительному анализу отношений стран при этих двух президентах. Работы некоторых авторов были посвящены непосредственно внешней политике Венесуэлы, а также разбору причин и следствий внутриполитического кризиса в латиноамериканской стране. В нескольких работах рассматривались исключительно экономическая и энергетическая сферы двусторонних отношений. Кроме того, некоторые работы были посвящены внешней политике Соединенных Штатов во всем регионе стран Латинской Америки и Карибского Бассейна. При написании работы большой объем материала был подчерпнут из журналов, посвященных американскому континенту. Например, таких как: Латинская Америка; Ибероамериканские тетради; Россия и Америка в XXI веке; США и Канада: экономика, политика, культура. Кроме того, были использованы коллективная монография Института Латинской Америки РАН, статья Вестника Санкт-Петербургского университета и материалы международного дискуссионного клуба «Валдай». За основу были взяты работы Л.С. Хейфеца, В.Л. Хейфеца, Д.М. Розенталя, Э.С. Дабагяна, Зб. В. Ивановского, Е.В. Семеновой, В.П. Сударева.
Помимо этого, в качестве литературы была использована написанная в 2013 году под руководством Хейфеца Лазаря Соломоновича диссертация кандидата исторических наук Дмитрия Михайловича Розенталя.
Помимо этого, в работе использовались материалы на английском и испанском языках как отечественных, так и зарубежных авторов. Среди которых можно выделить M. Parraga, M. Spetalnick, T. Wilkinson.
Также в работе использовались материалы русскоязычных СМИ, таких как «Коммерсантъ», «ТАСС», «Известия» и англоязычных и испаноязычных новостных изданий –– «CorreodelOrinico», «ElNacional», «ElUniversal», «Reuters», «Forbes», «TheNewYorkTimes», «UltimasNoticias»,.
В качестве первоисточников был использован ряд записей заседаний Конгресса США, пресс-релизы Министерства финансов США, заявления Белого Дома, лицензии Управления по контролю за иностранными активами Министерства финансов США. Кроме того, были использованы высказывания как венесуэльских, так и американских политиков в социальной сети Twitter.
Так как исследованию не приходится претендовать на всесторонний характер, следует избрать ту теоретическую и методологическую основу, которая позволила бы сфокусироваться на ключевых аспектах познаваемого объекта. В данной работе были использованы такие методы исследования, как традиционный и формализованный анализ литературы и научных источников по теме исследования, изучение и обобщение опыта, эмпирическое исследование. Также использован логико-интуитивный метод исследования и ситуационный анализ.
В данной работе рассмотрены двусторонние отношения Боливарианской республики Венесуэла и Соединенных Штатов Америки, как наиболее противоречивые взаимоотношения на американском континенте. Особое внимание уделено отношениям двум стран в период президентства Николаса Мадуро, а также изменению во взаимодействии двух стран в условиях острого внутриполитического кризиса в Венесуэле. Так же в работе сделан упор на оценку влияния Соединенных Штатов на внешнюю политику Боливарианской республики и будут рассмотрены перспективы и риски дальнейшего взаимодействия двух стран. Кроме того, в работе изучена степень влияния Соединенных Штатов на внутриполитическую кризисную ситуацию в латиноамериканской стране. В данной работе для рассмотрения выбран определенный период –– 2013-2022гг. и американское направление внешнеполитической деятельности Венесуэлы. Работа не претендует на всесторонний анализ внешней политики страны, а также на анализ деятельности Соединенных Штатов во всем латиноамериканском регионе, это не входит в задачу данной выпускной квалификационной работы.
На протяжении всего XXI столетия отношения Соединенных Штатов Америки и Боливарианской республики Венесуэла носили крайне противоречивый характер. Даже во время президентства Уго Чавеса, внешняя и внутренняя политика которого носили антиамериканскую и антиимпериалистскую риторику, США и Венесуэла все равно оставались основными экономическими партнерами друг для друга. Латиноамериканская страна была экспортером нефти и нефтепродуктов для Штатов, а также крупным импортером американских товаров.
Ситуация стала усугубляться в связи с началом внутриполитического кризиса в Венесуэле. После президентских выборов США перестали признавать Николаса Мадуро легитимным лидером страны и оказали колоссальную поддержку оппозиционному лидеру Хуану Гуайдо, который провозгласил себя временно исполняющим обязанности президента Боливариаской республики. В зарождении серьезного кризиса в латиноамериканской стране Соединенные Штаты увидели возможность возвращение упущенных ранее позиций в регионе. Так, они приняли решение оказывать влияние на Венесуэлу –– страну с наиболее сильным леворадикальным режимом. Штаты предприняли меры экономического воздействия в виде санкций и эмбарго на покупку венесуэльской нефти, что серьезно повлияло на экономику страны, так как нефть является одной из основных сфер получения дохода в государственный бюджет. Кроме того, что санкциями США ухудшили жизнь простых венесуэльцев, которые и так страдали от нищеты и гуманитарного кризиса, они препятствовали взаимодействию физических лиц и американских компаний с Венесуэлой, что еще сильнее усугубляло ситуацию между странами.
Несмотря на все надежды президента Николаса Мадуро на то, что со сменой лидера страны в Соединенных Штатах, ситуация между государствами изменится, этого не произошло. При Джо Байдене в политических кругах уже не обсуждается идея прямого военного вторжения как при Дональде Трампе, однако Белый Дом до сих пор придерживается жесткой риторики в отношении Боливарианской республики и активно использует любые возможности и средства для давления на Венесуэлу. О возможности серьезного снижения влияния на Боливарианскую республику со стороны США говорить довольно сложно, поскольку у нынешнего президента США и так довольно низкий рейтинг, а налаживание контактов с «врагом» может снизить его рейтинг еще сильнее как среди простого населения, так и среди американских политических кругов, где присутствуют политики, придерживающиеся идеи принятия суровых мер для свержения режима Мадуро.
Помимо вмешательства во внутреннюю политику Венесуэлы, США также оказали влияние на внешнюю политику Боливарианской республики. Соединенные Штаты негативно повлияли на позиции Венесуэлы в регионе Латинской Америки. Так через Организацию Американских Государств, где Вашингтон играет главенствующую роль, и создание Группы Лима США удалось дестабилизировать ситуацию в Латинской Америке и изменить образ Венесуэлы в глазах своих соседей. Благодаря использования некоторых стран-соседей Боливарианской республики в качестве посредников, США также почти удалось лишить Венесуэлу союзников и партнёров, в которых она сильно нуждается. Кроме того, из-за санкций Соединенных Штатов под большой угрозой оказалась деятельность Боливарианского Альянса для народов нашей Америки, жизнеспособность которого зависит от энергетических возможностей Венесуэлы. Таким образом, США пытались поспособствовать возвращению утраченных ранее позиций в регионе и увеличить степень своего влияния на страны Южной Америки. Санкции и угроза вторичных санкций негативно сказались на взаимоотношениях с партнерами по нефти. Нефтяные компании Индии, Испании, Франции и Италии были вынуждены прекратить совместную деятельность с Венесуэлой для того, чтобы негативные последствия угроз США не коснулись их. Однако, на отношения с Российской Федерацией и Китаем влияние США оказало лишь положительное воздействие. Пекин решил оказывать Венесуэле помощь в качестве собственного знака протеста ввиду наличия серьезных противоречий между КНР и Соединенными Штатами. Российская Федерация уже длительное время является партнером и союзником Венесуэлы, а кризисная ситуация как в американо-венесуэльских отношениях, так и в российско-американских отношениях поспособствовала интенсификации сотрудничества. Так, Соединенные Штаты Америки иногда неосознанно оказывают и отрицательное, и положительное влияние на внешнюю политику своего латиноамериканского соседа.
Дальнейшее взаимодействие двух стран представляется очень туманным. Существуют определенные перспективы на налаживание нормальных отношений с Соединенными Штатами, однако также существуют риски, которые касаются не только Боливарианской республики, но и других игроков мировой арены. Сейчас можно заметить относительное потепление между США и Венесуэлой, которые выражается в частичном снятии санкций. США разрешили поставлять венесуэльскую нефть в Европу, а также разрешили некоторым европейским нефтяным компаниям сотрудничать с Каракасом. Более того, Министерство финансов США выпустило лицензии, позволяющие американской нефтяной компании Chevron и её дочерним предприятиям работать в Боливарианской республике, производить нефтепродукты и добывать там нефть. Подобные действия США оправдывает заботой о венесуэльском народе и попытками склонить Мадуро сесть за стол переговоров с оппозицией, но в действительности США, как и весь Запад нуждаются в более дешевом и доступном топливе, так как было введено эмбарго на покупку российской нефти. Потепление в отношениях несет в себе не только положительные черты, но также создает риски как для Российской Федерации, так и для самой Венесуэлы. На фоне сближения с Соединенными Штатами Америки, Россия рискует потерять Венесуэлу в качестве своего союзника и партнера. В то время как Боливарианская республика рискует слишком быстро довериться обещаниям Вашингтона и вовсе остаться без сильных «друзей» на мировой арене. Так, даже при условии разрешения на сотрудничество с американской и европейскими нефтяными компаниями, Каракас все еще не может получать никаких дивидендов от данного взаимодействия, а мирное население и вовсе не почувствовало никаких послаблений, о которых говорили США. Также, вероятность полного снятия санкций мала, ввиду наличия в американском истеблишменте сторонников жестких мер в отношении Мадуро и неспособности президента пойти против них.
Таким образом, противостояние стран уже длится достаточно длительное время. Соединенные Штаты предприняли всевозможные способы оказания влияния на Боливарианскую республику кроме прямого военного вторжения. Вашингтон безусловно воздействует и на внутреннюю и на внешнюю политику Венесуэлы, чем усугубляет довольно серьезный внутриполитический кризис. Однако никакие меры не оказались достаточными для свержения режима Николаса Мадуро. Нам остается только ждать и верить, что политические лидеры, которые будут выбраны на выборах в обеих странах в 2024 году смогут восстановить двусторонние отношения между странами и вновь сделать их партнерами.
1. Конституция Боливарианской республики Венесуэла. URL: https://constitutions.ru/?p=9864 (Дата обращения: 10.03.2023)
2. Additional $314 Million for U.S. Humanitarian Response to the Venezuela Regional Crisis. –– 10.06.2022. URL: https://www.state.gov/additional-314-million-for-u-s-humanitarian-response-to-the-venezuela-regional-crisis/ (Дата обращения: 06.04.2023)
3. Congressional Record. Regarding H.R. Issue 169. 116th Congress, 1st Session. October 24, 2019. URL: https://www.govinfo.gov/app/details/CREC-2019-10-24/CREC-2019-10-24-pt1-PgS6145/summary (Дата обращения: 08.04.2023)
4. Department of the Treasury Washington, D.C. Office of Foreign Assets Control. Venezuela Sanctions Regulations, 31 CFR part 591. General License NO. 41. URL: https://ofac.treasury.gov/media/929531/download?inline (Дата обращения: 04.05.2023)
5. Department of the Treasury Washington, D.C. Office of Foreign Assets Control. Venezuela Sanctions Regulations, 31 CFR part 591. General License NO. 8K. URL: https://ofac.treasury.gov/media/929526/download?inline (Дата обращения: 04.2023)
6. Department Press Briefing – 16.03.2022 URL: https://www.state.gov/briefings/department-press-briefing-march-16-2022/#post-325172-Venezuela (Дата обращения: 06.04.2023)
7. Instituto Nacional de Estadística República Bolivariana de Venezuela URL: http://www.ine.gov.ve/ ( дата обращения 03.03.2023)
8. Press Releases U.S. Department of the Treasury. Treasury Issues Venezuela General License 41 Upon Resumption of Mexico City Talks –– 26.11.2022 URL: https://home.treasury.gov/news/press-releases/jy1127 (Дата обращения: 04.05.2023)
9. Reconocimiento de la Asamblea Nacional de 2015 y del presidente interino Guaidó de Venezuela por parte de EE. UU. –– 04.01.2022 URL: https://www.state.gov/translations/spanish/reconocimiento-de-la-asamblea-nacional-de-2015-y-del-presidente-interino-guaido-de-venezuela-por-parte-de-ee-uu/ (Дата обращения: 18.03.2023)
10. Rubio Warns President Biden Against Any Change in U.S. Policy Toward Venezuela. –– 13.05.2022 URL: https://www.rubio.senate.gov/public/index.cfm/2022/5/english-espa-ol-rubio-warns-president-biden-against-any-change-in-u-s-policy-toward-venezuela (Дата обращения: 21.04.2023)
11. Secretary Antony J. Blinken at OAS General Assembly First Plenary Session. –– 06.10.2022 URL: https://www.state.gov/secretary-antony-j-blinken-at-oas-general-assembly-first-plenary-session/ (Дата обращения: 21.04.2023)
12. Secretary Blinken’s Call with Venezuelan Interim President Guaidó. –– 02.05.2022 URL: https://www.state.gov/secretary-blinkens-call-with-venezuelan-interim-president-guaido-2/ (Дата обращения: 18.03.2023)
13. The White House. Office of the Press Secretary. Statement by the Press Secretary on New Financial Sanctions on Venezuela, 25.08.2017, Foreign Policy, URL: https://www.whitehouse.gov/briefings-statements/statement-press-secretary-new-financial-sanctions-venezuela/(Датаобращения: 10.03.2023)
14. United Nations Human Rights, Office of the High Commissioner. Preliminary findings of the visit to the Bolivarian Republic of Venezuela by the Special Rapporteur on the negative impact of unilateral coercive measures on the enjoyment of human rights. URL: https://www.ohchr.org/EN/NewsEvents/Pages/DisplayNews.aspx?NewsID=26747&LangID=E (Дата обращения: 06.04.2023)
15. U.S. Congress, Senate Committee on Foreign Relations, Venezuela, 116th Cong., 2nd sess., August 4, 2020 URL: https://www.govinfo.gov/content/pkg/CHRG-116shrg42238/pdf/CHRG-116shrg42238.pdf (Дата обращения: 16.03.2023)
16. U.S. Relations with Venezuela. URL: https://www.state.gov/u-s-relations-with-venezuela/ (Дата обращения: 20.03.2023)
17. Venezuela: Additional Tracking Could Aid Treasury's Efforts to Mitigate Any Adverse Impacts U.S. Sanctions Might Have on Humanitarian Assistance. URL: https://www.gao.gov/products/gao-21-239 (Дата обращения: 20.03.2023)
18. Venezuela in Maduro's Grasp: Assessing the Deteriorating Security and Humanitarian Situation. Congressional Hearings. Committee on Foreign Relations. August 4, 2020 URL: https://www.govinfo.gov/app/details/CHRG-116shrg42238/CHRG-116shrg42238 (Дата обращения: 21.04.2023)
Литература:
19. Батыров Т. Reuters узнал о разрешении США поставлять венесуэльскую нефть в Европу // Forbes –– 05.06.2022 URL: https://www.forbes.ru/biznes/467823-reuters-uznal-o-razresenii-ssa-postavlat-venesuel-skuu-neft-v-evropu (Дата обращения: 28.04.2023)
20. Дабагян Э. С. Внешняя политика Венесуэлы в начале XXI века: основные направления // Вестник Московского университета. Серия 25. Международные отношения и мировая политика. 2012. №1. С.95-122. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vneshnyaya-politika-venesuely-v-nachale-xxi-veka-osnovnye-napravleniya (дата обращения: 03.03.2023).
21. Дегтярева Н. Дмитрий Розенталь: Венесуэла продолжает быть болевой точкой американской внутренней политики. URL: https://interaffairs.ru/news/show/25134 (Дата обращения: 16.03.2023)
22. Золотова Е. В. Торгово-экономические отношения Соединённых Штатов и Боливарианской Республики Венесуэла // Россия и Америка в XXI веке. 2015. № 2. С. 12
23. Ивановский З. В., Разумовский Д. В., Розенталь Д. М. Венесуэла: системный кризис и возможности компромисса между властью и оппозицией //PolitBook. – 2021. – №. 2. – С. 181-194.. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47470275 (Дата обращения: 10.03.2023)
24. Розенталь Д. М. Вода камень не точит: будут ли пересмотрены санкции против Венесуэлы? // Валдай|Международный дискуссионный клуб — 02.04.2021 URL: https://ru.valdaiclub.com/a/highlights/budut-li-peresmotreny-sanktsii/ (Дата обращения: 18.03.2023)
25. Розенталь Д. М. Венесуэльская головоломка для Джо Байдена //Россия и Америка в XXI веке. – 2021. – №. 1. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47567402 (Дата обращения: 20.03.2023)
26. Розенталь Д.М. Внешняя политика Боливарианской республики Венесуэла: дис. ... канд.ист.наук. Санкт-Петербургский гос. университет, СПБ, 2013.
27. Розенталь Д. М., Гореславский С. С., Дабагян Э. С. [и др.]/ Гордиев узел венесуэльского кризиса /– Москва : Институт Латинской Америки РАН, 2021. – 138 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48111193 (Дата обращения: 16.03.2023)
28. Розенталь, Д. М. США и левые режимы в Латинской Америке: подход администрации Д. Трампа / Д. М. Розенталь // Ибероамериканские тетради. – 2019. – № 3(25). – С. 46-49. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41592748 (Дата обращения: 10.04.2023)
29. Семенова Е.В. Отношения между США и Венесуэлой: две стороны одной медали. /Е.В.Семенова//Латинская Америка. 2014. № 11. С. 12-16. URL: https://proxy.library.spbu.ru:2268/browse/doc/42767328 (Дата обращения: 07.03.2023)
30. Сударев В.П. Возможности и пределы гегемонии США в Латинской Америке. /В.П.Сударев//Латинская Америка. 2019. № 11. С. 6-14. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41306328 (Дата обращения: 10.04.2023)
31. Сударев, В. П. Эволюция политики США в Латинской Америке при президенте Д. Трампе / В. П. Сударев // США и Канада: экономика, политика, культура. – 2020. – Т. 50. – № 1. – С. 75-87. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42195624 (Дата обращения: 16.03.2023)
32. Тарасенко П. Антиамериканское братство. Готова ли Венесуэла заместить Россию на нефтяном рынке. // Carnegie Politika –– 30.11.2022 URL: https://carnegieendowment.org/politika/88513 (Дата обращения: 10.05.2023)
33. Тарасенко П. Россия друг, но нефть стране дороже. // Коммерсантъ –– 09.03.2022/ URL: https://www.kommersant.ru/doc/5250510 (Дата обращения: 10.05.2023)
34. Хейфец Л.С, Розенталь Д.М. Кредиты на доверии: размышления о венесуэльской политике Москвы // Вестник Санкт-Петербургского университета. Политология. Международные отношения. 2015. №3. С. 147-158. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kredity-na-doverii-razmyshleniya-o-venesuelskoy-politike-moskvy (дата обращения: 13.03.2023).
35. Хейфец Л. С., Хейфец В. Л. Латиноамериканская стратегия США на современном этапе //Актуальные проблемы экономики и управления. 2014. №4. С. 150-160 URL: https://ras.jes.su/la/s0044748x0014504-3-1 (дата обращения: 13.03.2023).
36. Acosta Vladimir. ¿Nueva política de Estados Unidos para América Latina? URL: https://ultimasnoticias.com.ve/noticias/especial/nueva-politica-de-estados-unidos-para-america-latina-vladimir-acosta/ (Дата обращения: 28.04.2023)
37. A diez años, ha habido presencia permanente del ideal de Chávez. URL: http://www.correodelorinoco.gob.ve/a-diez-anos-ha-habido-presencia-permanente-del-ideal-de-chavez/ (Дата обращения: 28.04.2023)
38. Campos Carlos Oliva, Prevost Gary. The Trump administration in Latin America: Continuity and change. International Journal of Cuban Studies. Volume 11 (2019), Issue 1, Pages 13 – 23. URL: https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85068895727&origin=resultslist&sort (Дата обращения: 30.04.2023)
39. Dolarización y beneficios para unos pocos: la realidad de la «Venezuela Vip». URL: https://www.elnacional.com/venezuela/politica/dolarizacion-y-beneficios-para-unos-pocos-la-realidad-de-la-venezuela-vip/ (Дата обращения: 04.05.2023)
40. Gobierno de Estados Unidos ejecuta maniobras permanentes para desestabilizar Venezuela, afirman expertos. URL: http://www.correodelorinoco.gob.ve/gobierno-de-estados-unidos-ejecuta-maniobras-permanentes-para-desestabilizar-venezuela-afirman-expertos/(Дата обращения: 04.05.2023)
41. Gobierno venezolano aboga por relaciones de paz con Estados Unidos. URL: https://www.eluniversal.com/politica/131062/gobierno-venezolano-aboga-por-relaciones-de-paz-con-estados-unidos
42. Grattan Steven U.S. Senator Rubio warns Venezuela's Maduro not to act against opposition 17/02/2019 URL: https://www.reuters.com/article/us-venezuela-politics-aid-rubio-idUSKCN1Q60PY(Датаобращения: 30.04.2023)
43. León Padilla. Reassessing the feasibility of adopting dollarization in Latin America. Journal of Economics, Finance and Administrative Science. Volume 27, Issue 53, Pages 34 – 51. URL: https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85126014704&origin=resultslist&sort (Дата обращения: 06.04.2023)
44. Luis De Jesús. Asamblea Nacional electa en 2015 aprobó poner fin al gobierno interino de Juan Guaidó. URL: https://www.elnacional.com/venezuela/asamblea-nacional-electa-en-2015-aprobo-poner-fin-al-gobierno-interino-de-juan-guaido/ (Дата обращения: 03.03.2023)
45. Maduro a Estados Unidos: “Nosotros tenemos una sola política, el diálogo”. URL: http://www.correodelorinoco.gob.ve/maduro-a-estados-unidos-nosotros-tenemos-una-sola-politica-el-dialogo/ (Дата обращения: 07.03.2023)
46. Maduro N. Venezuela: A Call for Peace. // The New York Times –– 1.04.2014. URL:https://www.nytimes.com/2014/04/02/opinion/venezuela-a-call-for-peace.html?rref=opinion&module=Ribbon&version=context®ion=Header&action=click&contentCollection=Opinion&pgtype=article (Дата обращения: 07.03.2023)
47. Mason J., Rampton R. U.S. declares Venezuela a national security threat, sanctions top officials //Reuters–– 09.03.2015 URL: https://www.reuters.com/article/us-usa-venezuela-idUSKBN0M51NS20150309 (Дата обращения: 10.03.2023)
48. Mogollon M., Wilkinson T., McDonnell P.J. ¿A dónde apunta el futuro en Venezuela? // Chicago Tribune –– 16.11.2022 URL: https://www.chicagotribune.com/espanol/sns-es-futuro-venezuela-guera-ucrania-maduro-20221116-pa3cgqndknazdgfnbajd4gbhpq-story.html (Дата обращения: 11.05.2023)
49. Parraga M. Spetalnick M. U.S. to let Eni, Repsol ship Venezuela oil to Europe for debt// Reuters –– 6.06.2022 URL: https://www.reuters.com/business/energy/exclusive-us-let-eni-repsol-ship-venezuela-oil-europe-debt-sources-2022-06-05/ (Дата обращения: 28.04.2023)
50. Parraga M. Spetalnick M. Venezuela's opposition unwilling to back interim Guaido government for 2023// Reuters –– 8.10.2022 URL: https://www.reuters.com/world/americas/venezuelas-opposition-unwilling-back-interim-guaido-govt-2023-2022-10-21/ (Дата обращения: 28.04.2023)
51. Rozental D. M., Jeifets V. L. Venezuela's foreign policy in the situation of instability //Iberoamerica. – 2018. – №. 4. – С. 53-76. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45550902 (Дата обращения: 10.04.2023)
52. Senadores Marco Rubio y Ted Cruz apoyan a Guaido con ley que busca la apropiación de recursos de Venezuela. URL: https://www.eluniversal.com/politica/96014/senadores-marco-rubio-y-ted-cruz-apoyan-a-guaido-con-ley-que-busca-la-apropiacion-de-recursos-de (Дата обращения: 27.03.2023)
53. Shifter M. Hugo Chávez. A test for U.S. Policy. URL: https://ru.scribd.com/document/9638591/Hugo-Chavez-A-Test-for-U-S-Policy-pdf (Дата обращения: 1.04.2023)
54. Súdarev, V. P. Política latinoamericana de Donald Trump / V. P. Súdarev // Iberoamerica. – 2019. – No 1. – P. 5-24. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37181620 (Дата обращения: 10.04.2023)
55. Súdarev, V. P. De Trump a Biden: La evolución de La política estadounidense en América Latina / V. P. Súdarev // Iberoamerica. – 2021. – No 2. – P. 148-167. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46216375 (Дата обращения: 10.04.2023)
56. Urdaneta Danna. 11 claves sobre el reposicionamiento de Estados Unidos en la frontera contra Venezuela. URL: https://ultimasnoticias.com.ve/noticias/opinion/11-claves-sobre-el-reposicionamiento-de-estados-unidos-en-la-frontera-contra-venezuela/ (Дата обращения: 11.05.2023)