Применение кейс-метода в теме «Налоги» (Проектная деятельность и проектное управление в сфере образования, Красноярский Государственный Педагогический Университет)
Введение...3
Глава 1. Теоретические основы применения кейс-метода
1.1 Проблемы экономического образования старших школьников
1.2 Классификация интерактивных методов обучения. Кейс-метод............10
Глава 2. Применение кейс-метода в процессе преподавания экономических дисциплин 22
2.1 Разработка кейса по теме "Налоги"...22
2.2 Методика применения кейс-метода в теме "Налоги" в старшей школе.
2.3 Проведение педагогического эксперимента...36
Заключение 42
Список использованной литературы 43
В современном обществе особая роль отводится экономическому образованию старших школьников, которое должно формировать экономическое мышление, прививать навыки рационального экономического поведения, создавать предпосылки для будущего профессионального обучения и практической деятельности. Появляется необходимость создания материалов для использования активных методов обучения, одним из которых является кейс-метод. Данной причиной обусловлен выбор темы курсовой работы «Применение кейс-метода в теме «Налоги»», актуальность которой заключается в том, что кейс-метод позволяет демонстрировать информацию, теорию с точки зрения реальных событий; дает возможность заинтересовать учащихся в изучении предмета, способствует деятельностному усвоению знаний и навыков в ходе самостоятельно проведенного сбора, обработки и анализа информации, что является обязательным в процессе изучения экономики.
В настоящее время одновременно с традиционными методами и приемами всё больше распространяется интерактивное обучение. Этот процесс сопровождается значительными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит последовательное развитие образовательной системы – формируется иное содержание, вырабатываются новые педагогические подходы, изменяется поведение субъектов образовательной деятельности, их педагогический менталитет. Проблемой является отсутствие у образовательных учреждений достаточных ресурсов для осуществления актуальных преобразований в образовательном процессе. Обращаясь к сложным и неоднозначным проблемам реального мира, представленным в кейсах, анализируя их с позиций изучаемого курса, обучающиеся воспринимают учебный материал с точки зрения его практического использования в профессиональной деятельности, что способствует не только преодолению разрыва между теорией и практикой, но и развитию критического и концептуального мышления. На пути к достижению желаемых результатов возникает необходимость в наличии достаточного количества разработанных кейсов по темам экономических дисциплин. При этом недостаточно изученными остаются вопросы общей методологии применения кейс-методов в образовательных целях, типологии и классификации кейсов, а также проблема разработки и использования средств оценки их эффективности. Кроме того, значительный по объему и содержательно богатый арсенал кейс-методов до настоящего времени остается достоянием довольно ограниченного круга специалистов.
Проведенный анализ методической литературы по проблеме исследования позволил выявить, что специалисты Центра преподавания и обучения Гарвардской школы бизнеса определяют ключевые принципы использования кейс-метода следующим образом.
Метод кейсов представляет собой переход от традиционной, центрированной на преподавателе модели к интерактивному образованию, центральным участником которого становится обучающийся, играющий ведущую роль в организации собственного обучения и взаимообучения.
Объектом исследования является преподавание экономических дисциплин в школе, предметом - применение кейс-метода в экономическом образовании.
Предполагается, что преподавание экономических дисциплин будет эффективно при выполнении следующих организационно-педагогических условий:
- разработан урок экономической дисциплины по теме «налоги» с применением кейс-метода.
- определены критерии эффективности применения кейс-метода;
- проведена апробация разработанного урока для обучающихся старшей школы.
Цель работы заключается в разработке занятия по теме «налоги» с использованием кейс-метода и методики его применения.
В соответствии с поставленной целью были выдвинуты следующие задачи исследования:
1. Анализ литературных источников для преподавания экономики и обзор кейсов, разработанных специалистами;
2. Анализ применения кейс-метода в экономическом образовании;
3. Разработка урока с применением кейс-метода;
4. Разработка методики применения кейс-метода на уроках экономики.
Для реализации поставленных задач использовались следующие методы:
Теоретические: анализ, синтез, описание, классификация.
Практические: эксперимент, тестирование, наблюдение.
Научно-практическая значимость данного исследования представляет собой разработку кейс-метода при изучении экономических дисциплин и его адаптации к различным экономическим темам.
В процессе работы нами был разработан урок с применением кейс-метода для изучения экономических дисциплин по теме «Налоги».
В результате проведённого исследования мы можем сформулировать следующие выводы.
Применение интерактивных методов обучения на уроках при преподавании экономических дисциплин позволяет достичь высоких результатов. При использовании кейс-метода, благодаря которому формируется критическое мышление, обучающиеся учатся работать в команде, аргументировано отстаивать свою позицию. Однако важно учитывать, что данный метод является дополнением в основу педагогического процесса.
В ходе проведения исследования было невозможно не обратить внимание на важные аспекты педагогической практики. На ряду с научно-техническим прогрессом и изменением культурного контекста традиционные аспекты становятся менее эффективны. Использование кейс-метода в процессе преподавания экономических дисциплин старшим школьникам является перспективным направлением для привлечения внимания учеников, стимулирования их активности и развития различных навыков.
Особенно важно отметить, что применение кейс-метода при формировании финансовой грамотности представляет собой значимый шаг. Этот подход позволяет учащимся не просто усваивать теоретический материал, но и практически применять его, принимая решения на основе полученных знаний. Такой опыт действенно способствует формированию практических навыков и пониманию важности финансовой грамотности в повседневной жизни.
Интерес учеников к обучению и их эффективность в освоении материала действительно могут возрасти благодаря использованию интерактивных методов. Подобный подход не только делает уроки более интересными и привлекательными, но и способствует глубокому усвоению материала и развитию разносторонних навыков.
1. Розмаинский И.В. Экономическая культура как фактор и барьер экономического роста. Журнал институциональных исследований. 2022; Т. 4, № 4: 23 – 34
2. Гавронская, Ю.Ю. «Интерактивность» и «интерактивное обучение» // Высшее образование в России. - 2018. - №7. - С.101-104
3. Электронная библиотека МГППУ : Екимова. Кейс-метод в высшей школе: проблемы применения и оценки эффективности [Электронный ресурс ]// URL: https://psychlib.ru/mgppu/periodica/szp012014/szp-0861.htm#$p86 (дата обращения: 17.03.2024)
4. Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001 N 1756-р «О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года».
5. Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 об утверждении федерального образовательного стандарта.
6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24.10.2023 № 2958-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года»
7. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года"
8. Давыдов В. В. Рос¬сий¬ская пе¬да¬го¬ги¬че¬ская эн¬цик¬ло¬пе¬дия : в 2 т. Т. 1. А – М / гл. ред. В. В. Да¬вы¬дов. – Москва : Боль¬шая Рос¬сий¬ская эн¬цик¬ло-пе¬дия, 1992, 1993. – 608 с.
9. Чуланова, Ю. С. Кейс-метод как разновидность интерактивного метода обучения / Ю. С. Чуланов // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка». — :, 2023.// URL: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 19.03.2024)
10. Архипова, В. В. Взаимосвязь образовательных и информационных технологий / В. В. Архипова // Открытое образование. – 2023 - № 5 – С. 68 – 71.
11. Вылегжанина, И. В. Организация и апробация дистанционного обучения и дистанционной поддержки образовательного процесса в образовательном учреждении / И. В. Вылегжанина // Научно-методический журнал «Образование в Кировской области» – Киров, - 2021. - №4. - С. 54 – 58.
12. Зырянов, Г. П. Опыт и ближайшие перспективы дистанционного повышения квалификации педагогов / Г. П. Зырянов // Вопросы интернет образования. – 2002. - № 10. - С. 74 – 82.
13. Пинчукова, М. В. Подготовка учителей – предметников к использованию дистанционных технологий в учебном процессе / М. В. Пинчукова // Информатика и образование. – 2013. – № 3. – С. 67 – 74.
14. Русских, Г. А. Дидактические основы современного урока: Учебно-практическое пособие / Г. А. Русских // – М., Ладога - 100, - 2021. – 67 с.
15. Есиува А.А. Кейс-метод в обучении налоговому праву // Юридическая наука. - 2020. - № 2. - С. 78-82.
16. Маркова Е.С. Применение кейс-метода на уроках налоговой дисциплины // Методика преподавания вузовских дисциплин. - 2021. - № 11. - С. 82-87.