Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Применение кейс-метода в теме «Налоги» (Проектная деятельность и проектное управление в сфере образования, Красноярский Государственный Педагогический Университет)

Работа №149170

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

педагогика

Объем работы43
Год сдачи2024
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
19
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение...3
Глава 1. Теоретические основы применения кейс-метода
1.1 Проблемы экономического образования старших школьников
1.2 Классификация интерактивных методов обучения. Кейс-метод............10
Глава 2. Применение кейс-метода в процессе преподавания экономических дисциплин 22
2.1 Разработка кейса по теме "Налоги"...22
2.2 Методика применения кейс-метода в теме "Налоги" в старшей школе.
2.3 Проведение педагогического эксперимента...36
Заключение 42
Список использованной литературы 43

В современном обществе особая роль отводится экономическому образованию старших школьников, которое должно формировать экономическое мышление, прививать навыки рационального экономического поведения, создавать предпосылки для будущего профессионального обучения и практической деятельности. Появляется необходимость создания материалов для использования активных методов обучения, одним из которых является кейс-метод. Данной причиной обусловлен выбор темы курсовой работы «Применение кейс-метода в теме «Налоги»», актуальность которой заключается в том, что кейс-метод позволяет демонстрировать информацию, теорию с точки зрения реальных событий; дает возможность заинтересовать учащихся в изучении предмета, способствует деятельностному усвоению знаний и навыков в ходе самостоятельно проведенного сбора, обработки и анализа информации, что является обязательным в процессе изучения экономики.
В настоящее время одновременно с традиционными методами и приемами всё больше распространяется интерактивное обучение. Этот процесс сопровождается значительными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит последовательное развитие образовательной системы – формируется иное содержание, вырабатываются новые педагогические подходы, изменяется поведение субъектов образовательной деятельности, их педагогический менталитет. Проблемой является отсутствие у образовательных учреждений достаточных ресурсов для осуществления актуальных преобразований в образовательном процессе. Обращаясь к сложным и неоднозначным проблемам реального мира, представленным в кейсах, анализируя их с позиций изучаемого курса, обучающиеся воспринимают учебный материал с точки зрения его практического использования в профессиональной деятельности, что способствует не только преодолению разрыва между теорией и практикой, но и развитию критического и концептуального мышления. На пути к достижению желаемых результатов возникает необходимость в наличии достаточного количества разработанных кейсов по темам экономических дисциплин. При этом недостаточно изученными остаются вопросы общей методологии применения кейс-методов в образовательных целях, типологии и классификации кейсов, а также проблема разработки и использования средств оценки их эффективности. Кроме того, значительный по объему и содержательно богатый арсенал кейс-методов до настоящего времени остается достоянием довольно ограниченного круга специалистов.
Проведенный анализ методической литературы по проблеме исследования позволил выявить, что специалисты Центра преподавания и обучения Гарвардской школы бизнеса определяют ключевые принципы использования кейс-метода следующим образом.
Метод кейсов представляет собой переход от традиционной, центрированной на преподавателе модели к интерактивному образованию, центральным участником которого становится обучающийся, играющий ведущую роль в организации собственного обучения и взаимообучения.
Объектом исследования является преподавание экономических дисциплин в школе, предметом - применение кейс-метода в экономическом образовании.
Предполагается, что преподавание экономических дисциплин будет эффективно при выполнении следующих организационно-педагогических условий:
- разработан урок экономической дисциплины по теме «налоги» с применением кейс-метода.
- определены критерии эффективности применения кейс-метода;
- проведена апробация разработанного урока для обучающихся старшей школы.
Цель работы заключается в разработке занятия по теме «налоги» с использованием кейс-метода и методики его применения.
В соответствии с поставленной целью были выдвинуты следующие задачи исследования:
1. Анализ литературных источников для преподавания экономики и обзор кейсов, разработанных специалистами;
2. Анализ применения кейс-метода в экономическом образовании;
3. Разработка урока с применением кейс-метода;
4. Разработка методики применения кейс-метода на уроках экономики.
Для реализации поставленных задач использовались следующие методы:
Теоретические: анализ, синтез, описание, классификация.
Практические: эксперимент, тестирование, наблюдение.
Научно-практическая значимость данного исследования представляет собой разработку кейс-метода при изучении экономических дисциплин и его адаптации к различным экономическим темам.
В процессе работы нами был разработан урок с применением кейс-метода для изучения экономических дисциплин по теме «Налоги».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проведённого исследования мы можем сформулировать следующие выводы.
Применение интерактивных методов обучения на уроках при преподавании экономических дисциплин позволяет достичь высоких результатов. При использовании кейс-метода, благодаря которому формируется критическое мышление, обучающиеся учатся работать в команде, аргументировано отстаивать свою позицию. Однако важно учитывать, что данный метод является дополнением в основу педагогического процесса.
В ходе проведения исследования было невозможно не обратить внимание на важные аспекты педагогической практики. На ряду с научно-техническим прогрессом и изменением культурного контекста традиционные аспекты становятся менее эффективны. Использование кейс-метода в процессе преподавания экономических дисциплин старшим школьникам является перспективным направлением для привлечения внимания учеников, стимулирования их активности и развития различных навыков.
Особенно важно отметить, что применение кейс-метода при формировании финансовой грамотности представляет собой значимый шаг. Этот подход позволяет учащимся не просто усваивать теоретический материал, но и практически применять его, принимая решения на основе полученных знаний. Такой опыт действенно способствует формированию практических навыков и пониманию важности финансовой грамотности в повседневной жизни.
Интерес учеников к обучению и их эффективность в освоении материала действительно могут возрасти благодаря использованию интерактивных методов. Подобный подход не только делает уроки более интересными и привлекательными, но и способствует глубокому усвоению материала и развитию разносторонних навыков.



1. Розмаинский И.В. Экономическая культура как фактор и барьер экономического роста. Журнал институциональных исследований. 2022; Т. 4, № 4: 23 – 34
2. Гавронская, Ю.Ю. «Интерактивность» и «интерактивное обучение» // Высшее образование в России. - 2018. - №7. - С.101-104
3. Электронная библиотека МГППУ : Екимова. Кейс-метод в высшей школе: проблемы применения и оценки эффективности [Электронный ресурс ]// URL: https://psychlib.ru/mgppu/periodica/szp012014/szp-0861.htm#$p86 (дата обращения: 17.03.2024)
4. Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001 N 1756-р «О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года».
5. Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 об утверждении федерального образовательного стандарта.
6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24.10.2023 № 2958-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года»
7. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года"
8. Давыдов В. В. Рос¬сий¬ская пе¬да¬го¬ги¬че¬ская эн¬цик¬ло¬пе¬дия : в 2 т. Т. 1. А – М / гл. ред. В. В. Да¬вы¬дов. – Москва : Боль¬шая Рос¬сий¬ская эн¬цик¬ло-пе¬дия, 1992, 1993. – 608 с.
9. Чуланова, Ю. С. Кейс-метод как разновидность интерактивного метода обучения / Ю. С. Чуланов // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка». — :, 2023.// URL: https://cyberleninka.ru/ (дата обращения: 19.03.2024)
10. Архипова, В. В. Взаимосвязь образовательных и информационных технологий / В. В. Архипова // Открытое образование. – 2023 - № 5 – С. 68 – 71.
11. Вылегжанина, И. В. Организация и апробация дистанционного обучения и дистанционной поддержки образовательного процесса в образовательном учреждении / И. В. Вылегжанина // Научно-методический журнал «Образование в Кировской области» – Киров, - 2021. - №4. - С. 54 – 58.
12. Зырянов, Г. П. Опыт и ближайшие перспективы дистанционного повышения квалификации педагогов / Г. П. Зырянов // Вопросы интернет образования. – 2002. - № 10. - С. 74 – 82.
13. Пинчукова, М. В. Подготовка учителей – предметников к использованию дистанционных технологий в учебном процессе / М. В. Пинчукова // Информатика и образование. – 2013. – № 3. – С. 67 – 74.
14. Русских, Г. А. Дидактические основы современного урока: Учебно-практическое пособие / Г. А. Русских // – М., Ладога - 100, - 2021. – 67 с.
15. Есиува А.А. Кейс-метод в обучении налоговому праву // Юридическая наука. - 2020. - № 2. - С. 78-82.
16. Маркова Е.С. Применение кейс-метода на уроках налоговой дисциплины // Методика преподавания вузовских дисциплин. - 2021. - № 11. - С. 82-87.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ