ВВЕДЕНИЕ
Глава1. Общая характеристика доступности лекарственных средств
Глава 2. Правовой анализ публично-правовых механизмов обеспечения доступности лекарственных средств
2.1. Правовой анализ федерального законодательства
2.2. Правовой анализ регионального и муниципального законодательства
Глава 3.Правовой анализ частноправовых механизмов обеспечения доступности лекарственных средств
3.1. Правовой анализ международно-правовых норм
3.2. Правовой анализ национальных норм
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы, нормативных актов и иных источников
Здравоохранение является одной из важнейших сфер в жизни общества напрямую отражающее уровень его экономического, социального и культурного развития.
Свое отражение в правовой сфере здравоохранение находит в праве на охрану здоровья и медицинскую помощь. Данное право относится к правам второго поколения, появившихся в конце XIX – начале XX века, включающиеся в себя различные социально-экономические права.
Социальные права по своей природе являются позитивными правами, предполагающие предоставление позитивных услуг со стороны государства, благ и гарантий в виде определенных материальных ресурсов.
Право на охрану здоровья и медицинскую помощь зафиксировано, как в международных конвенциях: Всеобщей декларации прав человека 1948 года (ст. 25), Международном пакте об эконмических, социальных и культурных правах 1966 года (ст. 12), так и в Конституции Российской Федерации (ст. 41).
Вместе с тем, вышеизложенные нормы носят общий характер и не конкретизируют состав права на охрану здоровья. Данную задачу в правовой системе России выполняет ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», согласно ей, право на охрану здоровья и оказание медицинской помощи включает в себя:
• охрана окружающей среды;
• создание безопасных и благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан;
• производство и реализация продуктов питания соответствующего качества,
• производство и реализация качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов;
• оказанием доступной и качественной медицинской помощи.
Каждая из вышеперечисленных частей права на охрану здоровья имеет под собой разветвленную правовую систему регулирования. Предметом исследования настоящей работы является правовая система регулирования доступности лекарственных средств, как одного из важнейших элементов права на охрану здоровья и оказаниям медицинской помощи.
Как было отменено выше, социальные права представляют собой предоставление позитивных услуг со стороны государства. Таким образом, в социальных правах отсутствует четкое юридическое содержание и представляют собой скорее направления государственной политики.
Социальные права не могут предъявляться государству как требование по их обеспечению и защите, потому что государство может объективно не иметь возможности обеспечить их в том объеме. Даже если государство стремится к тому, чтобы максимально полно обеспечить эти гарантии, у него может не быть такой возможности в силу недостаточной развитости экономики, потому что государство перераспределяет экономические ресурсы на поддержание каких-то социальных интересов, отбирая их у тех, кто занимается производительным трудом, и недостаточный уровень развития экономики не позволяет государству слишком много отбирать для такого перераспределения.
Таким образом, доступность лекарственных средств не является исключительно правовом вопросом и тесно переплетена с вопросами экономики и политики. Вместе с тем совершенствование правовой системы регулирования доступности лекарственных средств может существенно повысить качество получаемого гражданами медицинского обслуживания.
Целью исследования является изучение теоретических и практических вопросов в сфере правового регулирования доступности лекарственных средств, детальный анализ этих условий, освещение существующих проблем данной сферы в рамках правоприменительной практики, а также предложения по улучшению законодательства в данной сфере.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие
задачи:
• раскрыть общую характеристику доступности лекарственных средств;
• произвести анализ федерального и регионального законодательства;
• проанализировать публично-правовые механизмы доступности лекарственных средств;
• проанализировать частноправовые механизмы доступности лекарственных средств;
• проанализировать правоприменительную практику указанных механизмов;
• разработать и обосновать предложения по улучшению законодательства в сфере доступности лекарственных средств.
Объектом настоящего исследования стал анализ правового аспекта доступности лекарственных средств.
Предметом настоящего исследования, в свою очередь, являются нормы
права, в области доступности лекарственных средств.
В исследовании применялись следующие общенаучные методы формальной логики: анализ и синтез, аналогия, индукция и дедукция. Также были использованы следующие специальные методы познания: историко-правовой, формально-юридический, сравнительно-правовой.
Нормативная правовая база исследования включает широкий спектр федеральных законов и подзаконных нормативных правовых актов Российской Федерации, связанных с регулирования доступности лекарственных средств.
Эмпирическая база исследования основывается на материалах судебной практики, содержащихся в различных постановлениях и определениях судов за последние года, которые относящихся к теме исследования.
Теоретическую основу исследования составили фундаментальные труды в области медицинского и фармацевтического права
Научная новизна исследования определяется тем, что оно является одной из работ, посвященной комплексному анализу правовой системы норм, регулирующих вопрос доступности лекарственных средств. В магистерской диссертации автором даются практические рекомендации по совершенствованию действующего законодательства в указанной сфере.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в возможности использования содержащихся в работе результатов для совершенствования действующего законодательства и правоприменительной практики в рассматриваемой сфере.
Проведение настоящего исследования позволяет сделать следующие выводы.
Специфика фармацевтической отрасли права предполагает тесное переплетение, как публично-правовых, так частноправовые механизмов. Данная специфика также и находит свое отражение в вопросе обеспечения доступности лекарственных средств.
Анализируя публично-правовые меры, направленных на обеспечение доступности лекарственных средств, можно выделить основные направления государственной политики в данной сфере: обеспечение за счет государственного бюджета минимального необходимого набора лекарственных средств при оказании медицинской помощи, поддержка граждан, имеющие редкие заболевания. Параллельно с этим государственная политика направлена на сдерживание и снижение цен на лекарственные препараты.
Также анализ выявил слабость региональной и муниципальной системы обеспечения доступности лекарственных средств. Цельная правовая система регионального и муниципального обеспечения доступных лекарственных средств отсутствует, существуют лишь точечные акты региональной или муниципальной власти.
Анализ норм частного права показал, что действующее отечественное законодательство содержит необходимые инструменты ограничения интеллектуальных прав в общественных интересах. Вместе с тем анализ правоприменительной практики показал, что данные инструменты мало применяются.
Таким образом, толкуя вышеприведённые выводы в совокупности, можно сделать вывод, что основная социальная нагрузка лежит на федеральном бюджете Российской Федерации, т.е. на общественных средствах, что явно говорит о том, что приоритет государственной политики направлен на обеспечение интересов частных лиц фармпроизводителей, а не населения.
1)Шелымагин И.И. Фабрично-трудовое законодательство в России (вторая половина XIX в.). М., 1947. С. 87-104
2)Андреев В.С. Вопросы теории права социального обеспечения. Проблемы трудового права и права социального обеспечения. М., 1975. С. 188.
3)Варианты лекарственного обеспечения для России: уроки стран Европы и всего мира / под ред. В.В. Власова, С. Л. Плавинского. М., 2012. С. 12
4)Публичные услуги и право / под ред. Ю.А. Тихомирова. М., 2007; Азарова Е.Г., Зенков В.Н., Лапаева В.В. и др. Социальное законодательство: научно-практическое пособие / отв. ред. Ю.А. Тихомиров, В.Н. Зенков. М., 2005; Административные процедуры и контроль в свете европейского опыта / под ред. Т.Я. Хабриевой, Ж. Марку. М., 2011; Хабриева Т.Я. Основные векторы и проблемы развития социального законодательства // Журнал российского права. 2014. № 8; Терещенко Л.К. Услуги: государственные, публичные, социальные // Журнал российского права. 2004. № 10; Путило Н.В. К вопросу о природе социальных услуг // Журнал российского права. 2006. № 4
5) Шишкова Г.В. Гармонизация подходов к формированию ограничительных перечней лекарственных средств на основе методологии ВОЗ // Управление здравоохранением. 2012. № 1.
6) Полный список национальных перечней основных лекарственных средств [Электронный ресурс]. URL: http://www.who.int/selection_medicines/country_ lists/ru/.
7)Юргель Н.В., Тельнова Е.А., Балдин В.В. Государственное регулирование цен на лекарственные средства: существующая система и предполагаемые изменения // Вестник Росздравнадзора. 2009. № 6. С. 17–25
8) Хаттин К. Опыт референтного ценообразования // Лекарственные средства и деньги. Цены, доступность и сдерживание затрат / под ред. М.Н.Г. Дьюкса, Ф.М. Хаейер-Рускамп, К.П. де Йонхере и др. М., 2003. С. 127
9)Брифинг министра Вероники Скворцовой по завершении заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам [Электронный ресурс]. URL: https://www. rosminzdrav.ru/news/2016/08/31/3130-brifing-ministra-veroniki-skvortsovoy-po- zavershenii-zasedaniya-prezidiuma-soveta-pri-prezidente-rossiyskoy-federatsii-po- strategicheskomu-razvitiyu-i-prioritetnym-proektam.
10) Приказ Минздрава Новосибирской области от 12.03.2012 № 434 «О лекарственном обеспечении больных туберкулезом в рамках долгосрочной целевой программы «Развитие медицинской помощи больным туберкулезом в Новосибирской области на 2012–2016 гг.»; приказ Минздрава Калининградской области от 15.12.2005 № 570 «О подготовке и реализации на территории Калининградской области национального проекта в сфере здравоохранения по компоненту ВИЧ/СПИД и Программы Глобального фонда по борьбе с туберкулезом, ВИЧ/СПИДом и малярией «Развитие стратегии лечения населения Российской Федерации, уязвимого к ВИЧ/СПИДу»; приказ Департамента здравоохранения Ивановской области от 22.11.2012 № 130 «Об утверждении ведомственной целевой программы»
11) Старчиков М.Ю. Предупреждение конфликтных ситуаций между медицинскими организациями и пациентами: положения законодательства, практические рекомендации и типовые образцы документов.// СПС «КонсультантПлюс».
12)Постановление Администрации г. Заречного от 26.01.2016 № 164 «Об утверждении Порядка бесплатного обеспечения в 2016 году лекарственными препаратами отдельных категорий граждан в рамках муниципальной программы «Социальная поддержка граждан в г. Заречном Пензенской области на 2015–2020 годы»
13)Электронный ресурс]. URL: http://www.roszdravnadzor.ru/drugs/monitoringzhnvlp.
14)Аптеки испытывают синдром дефицита лекарств [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5760525
15)World Intellectual Property Indicators 2016 [Electronic resource]. URL:http://www.wipo.int/edocs/pubdocs/en/wipo_pub_941_2016.pdf
16) Ворожевич А.С. Вызовы современным патентным системам и правовые ответы на них // Вестник гражданского права. 2014. № 2
17) UNAIDS, WHO, UNDP, Policy Brief: Using TRIPS flexibilities to improve access to HIV treatment; 't Hoen E. The Global Politics of Pharmaceutical monopoly Power: Drug Patents, Access, Innovation and the Application of the WTO Doha Declaration on TRIPS and Public Health. Amsterdam. 2009. S. 29.
18) Report of the Special Rapporteur on the right of everyone to the enjoyment of the highest attainable standard of physical and mental health, Anand Grover «Promotion and protection of all human rights, civil, political, economic, social and cultural rights, including the right to development» // A/HRC/11/12. 31.03.2009. § 34–35
19) Петров Е.Н., Ревинский О.В.: Параллельный импорт фармацевтической продукции в России: превращение мифа в реальность, Патенты и лицензии. Интеллектуальные права. 2022. № 7. С. 1-11.
20) Пиличева А.В. Положение Болар (Bolar Provision) в отечественном и зарубежном законодательстве // Вестник гражданского права. 2013. № 2.
21) WHO, WIPO, WTO, Promoting Access to medical Technologies and Innovation: Intersections between public health, intellectual property and innovation. 2012. P. 174
22) Лекарства и медизделия не попали в список товаров для параллельного импорта [Электронный ресурс]. URL: https://vademec.ru/news/2022/05/06/lekarstva-i-medizdeliya-ne-popali-v-spisok-tovarov-dlya-parallelnogo-importa/?ysclid=lht1mru3r5539755642
23) Для лекарств стирают границы, в России появится параллельный импорт препаратов [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5270839?ysclid=lht1n8ac7j474748685