ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1 Художественное восприятие как междисциплинарная категория: понятие, сущность 7
1.2. Педагогические аспекты развития художественного восприятия
детей старшего дошкольного возраста 13
1.3. Методические аспекты развития художественного восприятия
детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности 18
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ РАБОТЫ С ЖИВОПИСНЫМ НАТЮРМОРТОМ НА РАЗВИТИЕХУДОЖЕСТВЕННОГО
ВОСПРИЯТИЯДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.... 26
2.1. Диагностика уровня развития художественного восприятия детей
старшего дошкольного возраста 26
2.2. Содержание работы по развитию художественного восприятия детейстаршего дошкольного возрастав процессе работы с живописным
натюрмортом 36
2.3. Проверка эффективности формирующих мероприятий 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 62
Изобразительное искусство занимает особое место среди других эстетических ценностей и имеет высокий воспитательный потенциал. Оно играет существенную роль в формировании художественного опыта, личностных оценок, эстетических суждений и эмоциональных откликов детей дошкольного возраста.
Изобразительное искусство раскрывается с помощью произведений живописи, которые несут в себе эстетическую и художественную ценность. Восприятие произведений живописи разных жанров (в частности, натюрморта) проявляется в выражении ребенком эстетических чувств, эмоций, суждений, объективной оценки, что свидетельствует об определенном уровне эстетической воспитанности [4].
Проблемам художественного воспитания и роли в нем изобразительного искусства посвящено много публикаций. Разработкой вопросов теории художественно- эстетического воспитания занимались Б.М. Теплов, Г.С. Костюк, И.А. Зязюн, И.Ф. Надольный, В. Ф. Передерий, А. В. Киричук, Т. Цвели, Б.Т. Лихачов, Л.Т. Левчук, Б.П. Юсов [29], А.Н. Семашко, вопросы эстетического воспитания средствами различных видов искусства изучали Д.Б. Кабалевский, Б.М. Неменский [15], Е.В. Квятковский, В.О. Сухомлинский, Л.О. Горюнова, Л.Г. Коваль, З.М. Новлянская, О.Н. Рудницкая, Г.С. Тарасенко, А.М. Федь, Ю.У. Фогт- Бабушкин, Л.О. Хлебникова, Г.П. Шевченко, О.П. Щолокова, особенности организации специфики эстетического воспитания детей дошкольного возраста рассмотрены в работах Е.О. Флериной [28], Н.Б. Зубаревой [8], Н. А. Ветлугиной [24], Л.П. Жуковской, Н.П. Сакулиной, Т.С. Комаровой [23], Т. А. Казаковой, Б. М. Неменского [15], Р.М. Чумичовой [27], Л.В.
Компанцевой [10], Л.Ф. Шкариной, Е.В. Белкиной [3], Л. Шульга, К.И. Ковальчук и др. [7].
Устойчивый интерес к проблеме художественного восприятия возникает в конце XIX в. и держится в течение всего XX в. Эту проблему исследовали психологи А. Цензинг, Г.Т. Фехнер, Л.С. Выготский [6], К. Валентайн, С. Беляева-Экземплярский, А.Г. Костюк, В.П. Ягункова, П.М. Якобсон [30], Н.Б. Берхин, в литературоведении - представители школы рецептивной эстетики Р. Яусс, В. Изер, Дж. Куллер, Е. Герш, С. Фиш и другие. Проблему восприятия изобразительного искусства исследовали Б.П. Теплов, А.А. Мелик-Пашаев [13], Б.М. Юсов [29], и др. Особую актуальность приобретает эта проблема в контексте восприятия художественных произведений. Ведь от полноценного восприятия произведения искусства зависит уровень его понимание реципиентом, сила и характер воздействия на духовный мир человека.
Безусловно, такой сложный процесс требует поисков оптимальных методов и форм работы в привлечении молодого человека к ценностям мировой художественной культуры, к восприятию искусства и окружающей действительности в частности.
Развитие художественного восприятия - актуальная проблема теории и практики художественного воспитания детей. Данный вид перцепции является высшей психической функцией человека и достигает своего максимального развития во взрослый период. Тем не менее, развитие художественного восприятия возможно и необходимо именно в дошкольном возрасте. Художественное восприятие представляет собой становление в сознании человека эмоционально окрашенного, ассоциативно -
многогранного, ритмически - упорядоченного, опредмеченного в материале искусства, осмысленного на уровне содержания («замысла - переживания») и формы (как источника переживания) образа мира.
Объект исследования: развитие художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: развитие художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста посредством живописного натюрморта.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментальным путем проверить влияние специально организованной работы с живописным натюрмортом на развитие художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста....
Изобразительное искусство по данным исследований ученых- философов, психологов и педагогов является чрезвычайно важным фактором формирования культуры личности.
Исследования ученых утверждают, что изобразительное искусство как составляющая культуры доступно восприятию и пониманию детьми дошкольного возраста.
Жанр живописи натюрморт способствует развитию у детей дошкольного возраста высоких эстетических чувств, обогащает их внутренний мир и помогает детям глубже воспринимать и понимать красоту окружающего мира [3].
Занятия по ознакомлению дошкольников с жанром живописного натюрморта способствуют развитию у детей эмоциональной речи и художественной памяти, так как в процессе рассмотрения картины дошкольник учится не только замечать, но и передавать в слове увиденное, делится пережитыми чувствами, подбирает нужные слова, которые характеризуют его эмоциональное состояние и раскрывают содержание картины. У ребенка формируются навыки художественного «считывания» картины.
У детей развивается наблюдательность, любознательность, внимание, самостоятельность, а также расширяется художественный кругозор, формируется ценностное отношение к предметам культуры.
Ознакомление детей дошкольного возраста с жанром живописного натюрморта и средствами его выразительности позволяет использовать эти средства в своих рисунках, по-своему интерпретировать их. Они находят новые композиционные решения и отражают их в своих рисунках или иных видах самостоятельной изобразительной деятельности (аппликация, коллаж, декоративные работы по лепке).
При восприятии живописных натюрмортов дети учатся использовать накопленный опыт от наблюдений красивого в повседневной жизни, а также передавать свои впечатления от увиденного в искусстве в своих изящных работах.
Во время такой работы дошкольник учится критически оценивать свои рисунки, а это очень сложная внутренняя работа для ребенка, которая играет важную роль в развитии личности ребенка, его рефлексии, способности к оценке и самооценке [14].
Обобщая результаты нашего исследования можно сделать следующие выводы: данные, полученные в результате диагностических мероприятий, подтвердили выдвинутую нами гипотезу о том, что специально разработанная и организованная работа с живописным натюрмортом будет способствовать развитию художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста.
В ходе констатирующего эксперимента были выявлены уровни развития восприятия эстетической выразительности у детей старшего дошкольного возраста контрольной и экспериментальной групп. Контрольный эксперимент позволил констатировать сопоставимость обеих групп на исходной позиции.
Сопоставив результаты проведенной методики выявления уровня развития сформированности восприятия художественной формы у детей старшего дошкольного возраста, мы пришли к следующим выводам:
как в контрольной, так и в экспериментальной группе, преобладает низкий уровень развития сформированности восприятия художественной формы у детей старшего дошкольного возраста (78,57% и 64,29% соответственно). Детей со средним уровнем развития сформированности восприятия художественной формыв экспериментальной группе 35,71%, а в контрольной 21,43 %.....
1. Аванесова В.Н., Венгер Л.А., Запорожец А.В., Поддьяков Н.Н., Сакулина Н.П., Усова А.П.. Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М.2009.
2. Адаскина А.А. Особенности проявления эстетического отношения при восприятии действительности // Вопросы психологии. 2009. №6. С. 10-12.
3. Белкина Е.В. Учимся видеть прекрасное. Методические рекомендации по ознакомлению детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с произведениями изобразительного искусства (живопись). С.: Мрия, 2011.
4. Брауншвиг Марсель Искусство и дитя. Очерк эстетического воспитания: Пер. с франц. Е.М.Чернолусской.: СПб.: Знание, 2010.
5. Венгер Л.А., Дьяченко О.М., Варенцова Н.С. Программнометодическое пособие. Проект. Москва, Издательство НОУ «УЦ им. Л.А.Венгера «Развитие», 2012, 144 с.
6. Выготский Лев Семенович. Психология искусства. Анализ эстетической реакции. Изд. 5. Испр. и доп. Комментарии Вяч. Вс. Иванова и И.В. Пешкова. М.: Лабиринт, 2009, 416 с.
7. Зеленский В.В. Базовый курс аналитической психологии, или Юнгианский бревиарий. М.: «Когито-Центр», 2004, 256 с.
8. Зубарева Н. М. Дети и изобразительное искусство. М.:
Просвещение, 2012, 111 с.
9. Ищук Г.Н., Кедрова М.М. Восприятие художественной литературы в комплексном изучении // Проблемы комплексного изучения восприятия художественной литературы. Сборник научных трудов. Калинин: КГУ, 2009, С. 3-8.
10. Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке / Л. В. Компанцева. М.: Просвещение, 2009, 96 с.
11. Краткий педагогический словарь: Учебное справочное пособие /
Андреева Г.А., Вяликова Г.С. М.: Институт общегуманитарных
исследований, 2010, С. 25.
12. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие
способности. - М.: Искусство, 2011, 96 с.
13. Мелик-Пашаев А.А. Методики исследования и проблемы диагностики художественно- творческого развития детей: Методические рекомендации для педагогов общеобразовательных школ. А.А. Мелик- Пашаев, А.А. Адаскина, Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская, Н.Ф. Чубук. Дубна: Феникс, 2009, 272 с.
14. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высших учеб. Заведений. М.: Издат. центр «Академия». 13-е изд. 2011, 656 с.
15. Неменский Б.М. Мудрость красоты. М.: Просвещение, 1987....30