ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Психологические особенности коммуникативной и эмотивной сфер младших подростков 7
1.2. Коммуникативная толерантность как психологический феномен ... 13
1.3. Развивающие занятия как средство формирования коммуникативной
толерантности у младших подростков 19
Выводы по Главе 1 25
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ
МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ 26
2.1. Организация и методики исследования 26
2.2. Анализ и интерпретация результатов констатирующего и
формирующего этапов опытно-экспериментальной работы 30
2.3. Анализ и интерпретация результатов завершающего этапа опытноэкспериментальной работы 38
Выводы по Главе 2 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Психологические особенности коммуникативной и эмотивной сфер младших подростков 7
1.2. Коммуникативная толерантность как психологический феномен ... 13
1.3. Развивающие занятия как средство формирования коммуникативной
толерантности у младших подростков 19
Выводы по Главе 1 25
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ
МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ 26
2.1. Организация и методики исследования 26
2.2. Анализ и интерпретация результатов констатирующего и
формирующего этапов опытно-экспериментальной работы 30
2.3. Анализ и интерпретация результатов завершающего этапа опытноэкспериментальной работы 38
Выводы по Главе 2 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Толерантность во все времена считалась человеческой добродетелью. Она подразумевала терпимость к мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям других людей, умение жить, не мешая другим, способность иметь права и свободы, не нарушая прав и свобод других.
В современном мире понятие толерантности постепенно переместилось в общеупотребительную практику разговорной речи. Благодаря средствам массовой информации, слово «толерантность» сейчас можно слышать повсюду, и чаще всего в контексте проблем межличностных отношений и социализации личности. В данном случае речь пойдёт об одной из разновидностей толерантности - коммуникативной толерантности.
В психолого-педагогической литературе вопросом развития
коммуникативной толерантности в подростковом возрасте занимались А.Г. Асмолов, З.А. Агеева, В.В. Бойко, Т.Е. Виноградова, П.Ф. Комогоров, О.В. Скрябина, Г.П. Щедровицкий и другие. С точки зрения В.В. Бойко, коммуникативная толерантность определяется как «характеристика отношений индивида к конкретному человеку или группе людей, основанных на личном опыте, особенностях характера, нравственных и этических принципах личности». Т.Е. Виноградова определяет данное понятие как «основное качество личности, проявляющееся в способности спокойно принимать других людей, такими, какие они есть. По мнению З.А. Агеевой, «коммуникативная толерантность - степень принятия человеком различий между собой и другой личностью»
Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам сделать вывод о том, что коммуникативной толерантностью является устойчивое качество личности, характеризующееся переносимостью приемлемых или неприемлемых, по ее мнению, поступков, особенностей, принципов партнера по взаимодействию.
Актуальность исследования проблемы формирования коммуникативной толерантности у младших подростков обусловлена рядом факторов.
Во-первых, Федеральные государственные образовательные стандарты предъявляют высокие требования к коммуникативной компетентности и социальному развитию личности в процессе обучения в образовательных учреждениях всех ступеней.
Во-вторых, проблемам воспитания коммуникативной толерантности уделяется явно недостаточное внимание на всех уровнях образовательновоспитательной деятельности: в повседневной педагогической практике, в междисциплинарных педагогических теориях, в структуре и философии образования.
В-третьих, анализ современной научной литературы показывает недостаточный уровень теоретической разработанности основ формирования толерантной культуры подростков, несмотря на то, что идея толерантности получила развитие в ряде сфер и направлений, а также были разработаны программы и механизмы ее реализации.
Школа определенно играет ведущую роль в формировании личности, способной к продуктивным межличностным коммуникациям, которые невозможны без должного уровня развития коммуникативной толерантности.
Педагогические процессы воспитания и социализации ребёнка базируются на возрастных закономерностях развития личности и системно-деятельностном подходе. В этой связи особую значимость приобретают вопросы отбора наиболее перспективных и потенциально результативных методов формирования коммуникативной толерантности в определённом возрасте, в частности, в кризисные периоды развития личности, к числу которых относится младший подростковый возраст.
Целью настоящего исследования является выявление и обоснование потенциала комплекса развивающих занятий как психолого-педагогического средства, способствующего формированию коммуникативной толерантности младших подростков.
Объект исследования: коммуникативная толерантность младших
подростков в общеобразовательных учреждениях.
Предмет исследования: потенциал комплекса развивающих занятий как средство формирования коммуникативной толерантности младших подростков в общеобразовательных учреждениях.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что формирование коммуникативной толерантности у младших подростков будет результативным, если разработать и реализовать комплекс развивающих занятий, способствующий формированию у них потребности в коммуникативной деятельности, активного стремления к ней, непринужденного поведения в коллективе, понимания и принятия позиции другого человека; обогащенный коммуникативно-направленными упражнениями и реализуемый поэтапно...
В современном мире понятие толерантности постепенно переместилось в общеупотребительную практику разговорной речи. Благодаря средствам массовой информации, слово «толерантность» сейчас можно слышать повсюду, и чаще всего в контексте проблем межличностных отношений и социализации личности. В данном случае речь пойдёт об одной из разновидностей толерантности - коммуникативной толерантности.
В психолого-педагогической литературе вопросом развития
коммуникативной толерантности в подростковом возрасте занимались А.Г. Асмолов, З.А. Агеева, В.В. Бойко, Т.Е. Виноградова, П.Ф. Комогоров, О.В. Скрябина, Г.П. Щедровицкий и другие. С точки зрения В.В. Бойко, коммуникативная толерантность определяется как «характеристика отношений индивида к конкретному человеку или группе людей, основанных на личном опыте, особенностях характера, нравственных и этических принципах личности». Т.Е. Виноградова определяет данное понятие как «основное качество личности, проявляющееся в способности спокойно принимать других людей, такими, какие они есть. По мнению З.А. Агеевой, «коммуникативная толерантность - степень принятия человеком различий между собой и другой личностью»
Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам сделать вывод о том, что коммуникативной толерантностью является устойчивое качество личности, характеризующееся переносимостью приемлемых или неприемлемых, по ее мнению, поступков, особенностей, принципов партнера по взаимодействию.
Актуальность исследования проблемы формирования коммуникативной толерантности у младших подростков обусловлена рядом факторов.
Во-первых, Федеральные государственные образовательные стандарты предъявляют высокие требования к коммуникативной компетентности и социальному развитию личности в процессе обучения в образовательных учреждениях всех ступеней.
Во-вторых, проблемам воспитания коммуникативной толерантности уделяется явно недостаточное внимание на всех уровнях образовательновоспитательной деятельности: в повседневной педагогической практике, в междисциплинарных педагогических теориях, в структуре и философии образования.
В-третьих, анализ современной научной литературы показывает недостаточный уровень теоретической разработанности основ формирования толерантной культуры подростков, несмотря на то, что идея толерантности получила развитие в ряде сфер и направлений, а также были разработаны программы и механизмы ее реализации.
Школа определенно играет ведущую роль в формировании личности, способной к продуктивным межличностным коммуникациям, которые невозможны без должного уровня развития коммуникативной толерантности.
Педагогические процессы воспитания и социализации ребёнка базируются на возрастных закономерностях развития личности и системно-деятельностном подходе. В этой связи особую значимость приобретают вопросы отбора наиболее перспективных и потенциально результативных методов формирования коммуникативной толерантности в определённом возрасте, в частности, в кризисные периоды развития личности, к числу которых относится младший подростковый возраст.
Целью настоящего исследования является выявление и обоснование потенциала комплекса развивающих занятий как психолого-педагогического средства, способствующего формированию коммуникативной толерантности младших подростков.
Объект исследования: коммуникативная толерантность младших
подростков в общеобразовательных учреждениях.
Предмет исследования: потенциал комплекса развивающих занятий как средство формирования коммуникативной толерантности младших подростков в общеобразовательных учреждениях.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что формирование коммуникативной толерантности у младших подростков будет результативным, если разработать и реализовать комплекс развивающих занятий, способствующий формированию у них потребности в коммуникативной деятельности, активного стремления к ней, непринужденного поведения в коллективе, понимания и принятия позиции другого человека; обогащенный коммуникативно-направленными упражнениями и реализуемый поэтапно...
Проведенное теоретическое и эмпирическое исследование позволило прийти к следующим выводам.
Эмоционально-коммуникативная сфера является важной частью в развитии младшего подростка, так как никакое взаимодействие с другими людьми, никакое общение не будет эффективным, если участники процесса общения не смогут, во-первых, уважительно и терпимо относиться к высказываниям другого человека, во-вторых, анализировать и управлять своими эмоциями. Понимание и осознание своего поведения, эмоций и чувств является важным этапом в становлении личности младшего подростка.
С точки зрения В.В. Бойко, коммуникативная толерантность определяется как «характеристика отношений индивида к конкретному человеку или группе людей, основанных на личном опыте, особенностях характера, нравственных и этических принципах личности». Т.Е. Виноградова определяет данное понятие как «основное качество личности, проявляющееся в способности спокойно принимать других людей, такими, какие они есть.
Каждый индивид имеет несколько уровней коммуникативной толерантности, такие как:
1. Ситуативная коммуникативная толерантность - концентрируется в отношениях данной личности к конкретному другому индивиду, например, к брачному партнеру, коллеге, пациенту, случайному попутчику;
2. Типологическая коммуникативная толерантность - проявляется в отношениях индивида к собирательным типам личностей или группам людей, например, к представителям конкретной нации, социального слоя, профессии;
3. Профессиональная толерантность - выявляется в отношениях к собирательным типам людей, с которыми приходится иметь дело по роду деятельности;
4. Общая коммуникативная толерантность - в ней прослеживаются тенденции отношения к людям в целом, тенденции, определенные жизненным опытом, установками, свойствами характера, нравственными принципами, состоянием психического здоровья индивида.
Повышение уровня толерантности происходит в том случае, если индивид овладевает двумя навыками: во-первых, преодолевать или сглаживать негативные впечатления от различий между подструктурами своей личности и личности партнера; во-вторых, устранять обстоятельства, вызывающие или подчеркивающие эти различия.
Целью настоящей работы являлось выявление потенциала комплекса развивающих занятий как средства развития коммуникативной толерантности детей младшего подросткового возраста. Для достижения поставленной цели была выдвинута следующая гипотеза: что формирование коммуникативной толерантности младших подростков будет результативным, если разработать и реализовать комплекс развивающих занятий, способствующий формированию у них потребности в коммуникативной деятельности, активного стремления к ней, непринужденного поведения в коллективе, понимания и принятия позиции другого человека; обогащенный коммуникативно-направленными упражнениями и реализуемый поэтапно.
ОЭР включала в себя несколько этапов: констатирующий этап, нацеленный на выявление особенностей коммуникативной толерантности и первоначального уровня ее развития у детей младшего подросткового возраста посредством диагностических методик Я.А. Батрак «Навыки толерантного поведения младших подростков» и «Методика коммуникативной установки» В.В. Бойко; формирующий этап - реализация комплекса развивающих занятий как средства развития коммуникативной толерантности у детей младшего подросткового возраста и заключительный этап, целью которого явилось выявление особенностей коммуникативной толерантности и уровня ее развития у детей младшего подросткового возраста посредством диагностических методик Я.А. Батрак и В.В. Бойко по завершении ОЭР....
Эмоционально-коммуникативная сфера является важной частью в развитии младшего подростка, так как никакое взаимодействие с другими людьми, никакое общение не будет эффективным, если участники процесса общения не смогут, во-первых, уважительно и терпимо относиться к высказываниям другого человека, во-вторых, анализировать и управлять своими эмоциями. Понимание и осознание своего поведения, эмоций и чувств является важным этапом в становлении личности младшего подростка.
С точки зрения В.В. Бойко, коммуникативная толерантность определяется как «характеристика отношений индивида к конкретному человеку или группе людей, основанных на личном опыте, особенностях характера, нравственных и этических принципах личности». Т.Е. Виноградова определяет данное понятие как «основное качество личности, проявляющееся в способности спокойно принимать других людей, такими, какие они есть.
Каждый индивид имеет несколько уровней коммуникативной толерантности, такие как:
1. Ситуативная коммуникативная толерантность - концентрируется в отношениях данной личности к конкретному другому индивиду, например, к брачному партнеру, коллеге, пациенту, случайному попутчику;
2. Типологическая коммуникативная толерантность - проявляется в отношениях индивида к собирательным типам личностей или группам людей, например, к представителям конкретной нации, социального слоя, профессии;
3. Профессиональная толерантность - выявляется в отношениях к собирательным типам людей, с которыми приходится иметь дело по роду деятельности;
4. Общая коммуникативная толерантность - в ней прослеживаются тенденции отношения к людям в целом, тенденции, определенные жизненным опытом, установками, свойствами характера, нравственными принципами, состоянием психического здоровья индивида.
Повышение уровня толерантности происходит в том случае, если индивид овладевает двумя навыками: во-первых, преодолевать или сглаживать негативные впечатления от различий между подструктурами своей личности и личности партнера; во-вторых, устранять обстоятельства, вызывающие или подчеркивающие эти различия.
Целью настоящей работы являлось выявление потенциала комплекса развивающих занятий как средства развития коммуникативной толерантности детей младшего подросткового возраста. Для достижения поставленной цели была выдвинута следующая гипотеза: что формирование коммуникативной толерантности младших подростков будет результативным, если разработать и реализовать комплекс развивающих занятий, способствующий формированию у них потребности в коммуникативной деятельности, активного стремления к ней, непринужденного поведения в коллективе, понимания и принятия позиции другого человека; обогащенный коммуникативно-направленными упражнениями и реализуемый поэтапно.
ОЭР включала в себя несколько этапов: констатирующий этап, нацеленный на выявление особенностей коммуникативной толерантности и первоначального уровня ее развития у детей младшего подросткового возраста посредством диагностических методик Я.А. Батрак «Навыки толерантного поведения младших подростков» и «Методика коммуникативной установки» В.В. Бойко; формирующий этап - реализация комплекса развивающих занятий как средства развития коммуникативной толерантности у детей младшего подросткового возраста и заключительный этап, целью которого явилось выявление особенностей коммуникативной толерантности и уровня ее развития у детей младшего подросткового возраста посредством диагностических методик Я.А. Батрак и В.В. Бойко по завершении ОЭР....
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ
МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО-
КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ
У ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2019 - Формирование конструктивных стратегий межличностных отношений младших подростков в условиях образовательной организации
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2020 - Формирование межэтнической толерантности у подростков
Главы к дипломным работам, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2023 - Проблема воспитания межкультурной толерантности и много религиозной среде современного Татарстана
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2018 - Структура социальной идентичности и особенности её влияния на уровень толерантности младших школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2020 - Становление гражданской идентичности младших школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016





