Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №149130

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы72
Год сдачи2016
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
19
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Формирование творческих способностей детей старшего
дошкольного возраста как психолого-педагогическая
проблема 7
1.1. Проблема творческих способностей в психолого-педагогической
литературе 7
1.2. Особенности развития творческих способностей детей старшего
дошкольного возраста 22
1.3. Условия формирования творческих способностей детей старшего
дошкольного возраста 29
Вывод 36
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по исследованию формирования творческих способностей детей старшего дошкольного возраста 38
2.1 Выявление уровня сформированности творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на начало проведения исследования 38
2.2. Реализация педагогических условий формирования творческих
способностей детей старшего дошкольного возраста 45
2.3. Сравнительное изучение уровня сформированности творческих
способностей детей старшего дошкольного возраста на конец проведения исследования 51
Вывод по II главе 56
Заключение 58
Библиографический список 62
Приложение № 1 67
Приложение № 2 69

Актуальность исследования. Реформы отечественного образования и ориентация современной педагогики предполагают создание условий для развития личности каждого ребёнка, формирование его способностей и интересов, развитие творческого самовыражения в различных видах культурной деятельности.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования: «Ребёнок на этапе завершения дошкольного образования: должен обладать развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Может фантазировать вслух, играть звуками и словами. Творческие способности ребёнка также проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т. п. [43].
Поэтому педагогический процесс детского сада должен быть ориентирован на обеспечение развития каждого ребенка, сохранение его уникальности и самобытности, создание возможностей раскрытия способностей, склонностей.
Проблеме детского творчества посвящено множество психолого­педагогических исследований: Б.М.Теплов, Л.С.Выготский, А.В.
Запорожец, В.Д.Шадриков, А.Н. Лук, О.П.Радынова, Н.А.Ветлугина, особенности развития творческих способностей детей дошкольного возраста: Н.Н.Поддъяков, О.М.Дьяченко,условия для развития творческих способностей: И.А. Лыкова, В.Т. Кудрявцев, А.А. Мелик-Пашаев и др.)
На протяжении многих лет многих ученых интересовало детское творчество, как одно из самых главных психолого-педагогических направлений.
Воспитание творческой личности - одна из важнейших задач, стоящих перед родителями и педагогами на современном этапе. Для успешного решения этой задачи большое значение имеет развитие творческих способностей, детской активности и самостоятельности.
Творчество, по своей природе, основано на желании сделать что-то новое или хотя бы то, что существовало, но по-своему.
Таким образом, формирование творческих способностей детей старшего дошкольного возраста является актуальным для педагогической науки. И это позволило нам сформулировать тему выпускной квалификационной работы: «Формирование творческих способностей детей старшего дошкольного возраста».
Цель исследования: Выявление и реализация педагогических условий формирования творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
Объект исследования. Творческие способности детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия формирования творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
В основу исследования нами положена гипотеза, согласно которой формирование творческих способностей будет эффективнее при создании следующих условий:
• построение предметно-развивающей среды в группе детского сада, стимулирующей творческую активность детей;
• создание взрослым проблемных ситуаций, требующих нестандартных способов решения;
• стимулирование детей к созданию творческого замысла средствами разных видов детской деятельности.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие «творческие способности»
2. Изучить особенности формирования творческих способностей детей старшего дошкольного возраста...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Цель нашей работы заключается в выявлении и реализации педагогических условий формирования творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Для достижения указанной цели перед работой был поставлен ряд задач.
При решении первой задачи: опираясь на анализ психолого­педагогических исследований выяснили, что творческие способности - это уникальные и неповторимые качества человека, способствующие созданию чего-то нового, оригинального, ранее не существовавшего или коренное преобразование исходного пункта, с целью изменения и приобретения им универсальной ценности для человеческой культуры [36].
Выделив критериальные характеристики творческих способностей мы вслед за В.Т.Кудрявцевым и В.С.Синельниковым взяли за основу следующие творческие способности:
• способность к выходу за рамки обыденных связей в ходе поиска реалистического решения;
• способность к преобразованию исходной целостности путем разрешения противоречий (умение видеть целое раньше частей);
• способность к переносу специфических свойств знакомого предмета в новую (сказочную) ситуацию;
• способность к превращению задачи на выбор в задачу на преобразование в условиях переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию;
• оценка умения превращать второстепенный признак в ключевой в условиях непосредственного выбора[16].
При решении второй задачи: выяснили, что дошкольный возраст является благоприятным для формирования творческих способностей. В старшем дошкольном возрасте начинает интенсивно формироваться логическое мышление, которое определяет ближайшую перспективу творческого развитии. Психологической основой творческой деятельности является воображение - психический процесс, заключающийся в создании образов предметов и ситуаций, основанных на результатах их восприятия и осмысления. В контексте задачи нашего исследования, где большое значение имеют идеи В.В. Давыдова автор определил воображение как способность человека видеть целое раньше частей. Опираясь на современные данные в психологии о воображении, он описал психологический аспект этой человеческой способности, проследив ее возникновение и развитие в дошкольном возрасте. Давыдов подчеркнул, что в замысле старшего дошкольника обнаруживается данная особенность воображения умение «видеть» целое раньше частей.
При решении третьей задачи: нами была использована методика В.Т. Кудрявцева. По результатам проведенного исследования выявлено, что уровень развития творческих способностей у детей старшей группы на начало эксперимента преобладает низкий с тенденцией к завышению. Хуже сформирована способность к выходу за рамки обыденных связей в ходе поиска реалистического решения дети считали картинку правильной, игнорируя имеющиеся в ней противоречия. Они пытались уходить от заданного вопроса, переключаясь на другой вид деятельности, начинали придумывать различные отговорки.
При решении четвертой задачи: На основании проведенных исследований были созданы условия в группе детского сада для
творческого развития детей:
- создали предметно-развивающей среду в группе детского сада, стимулирующей творческую активность детей где были выделены специальные элементы среды в центрах детской активности, использовали такие приемы как. Появление необычного персонажа, предмета, нетипичное использование пространства в центрах детской активности.
Для детей создали проблемные ситуации, основанные на сказочном материале, которые требовали нестандартных способов решения;
Стимулировали детей к созданию творческого замысла средствами разных видов детской деятельности, таких как:
- спонтанное экспериментирование, где дети самостоятельно осваивали предоставленный материал и инструменты в свободной деятельности.
• мысленно-практическое экспериментирование, дети создавали новые замыслы новыми для себя способами использования материала и инструментов на основе конкретного материала;
• в проектной деятельности в виде конечного результата появилась выставка детских книг, где дети являлись авторами.
Подтверждено, что формирование творческих способностей детей старшего дошкольного возраста будет эффективным при создании педагогических условий...


1. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание. 2005. №4.С. 24-32.
2. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. - М., 1979.
3. Батоврина Е, Креативность: дань моде или необходимость? 10 способов сломать рамки шаблонного мышления // Управление персоналом. 2004. № 20. С. 5-19.
4. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. Учеб. пособие. - М., 2002. 320с.
5. Божович Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы
формирования личности. М., 1995.
6. Боно Э. Серьезное творческое мышление/ перевод с англ. - М., Попурри, 2005. 415с.
7. Венгер Л.А. Вот и вышел человечек // Дошкольное воспитание 1991. №7. С 42.
8. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- М., 2007.
9. Выготский Л. С. Воображение у ребенка и подростка: Из работы «Воображение и творчество в детском возрасте» //Дошкольное образование (Прил. К газ. «Первое сентября»). 2006. № 2. С. 15-19.
10. Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников 2-7 лет. Метод, реком. - М., 2007.
11. Григорьева Т.С. Программа «Маленький актер»: для детей 5 - 7 лет. метод. пособие.- М.:, 2012. 150с.
12. Груздева О.В. Детская практическая психология: учебно-метод. пособие. Краснояр.гос. пед. ун-т им. В.П.Астафьева. - Красноярск, 2010.
13. Детская практическая психология: учебник / под ред. проф. Т.Д. Марцинковской.- М., 2000.
14. Доронова Т.Н. Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: метод, пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. 2-е изд. - М., 2005
15. Дружинин В.Н. психология общих способностей. - СПб., 200. 368с....


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ